Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 08:07, курсовая работа
С первого января текущего года заработали механизмы Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России: единый таможенный тариф, единые правила нетарифного регулирования, включая единый порядок оформления лицензий и ограничений во внешней торговле. С 1 июля 2010 года будет введен в действие Таможенный кодекс и отменено таможенное оформление на внутренних границах. Согласно утвержденным планам, начнется перенос на внешнюю границу таможенного и других видов государственного контроля. Б
Оглавление
Введение 3
1. История создания Таможенного союза 5
2. Таможенный союз стран СНГ, пути становления и проблемы функционирования 8
2.1. Исторические предпосылки 8
2.2.Экономическая целесообразность 16
2.3. Вопросы администрирования единой таможенной территории 20
3. Проблемы формирования Таможенного Союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС. 23
Заключение 34
Список литературы 38
Оглавление
Введение 3
1. История создания Таможенного союза 5
2. Таможенный союз стран СНГ, пути становления и проблемы функционирования 8
2.1. Исторические предпосылки 8
2.2.Экономическая целесообразность 16
2.3. Вопросы администрирования единой таможенной территории 20
3. Проблемы формирования Таможенного Союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС. 23
Заключение 34
Список
литературы 38
С
первого января текущего года заработали
механизмы Таможенного союза
Беларуси, Казахстана и России: единый
таможенный тариф, единые правила нетарифного
регулирования, включая единый порядок
оформления лицензий и ограничений
во внешней торговле. С 1 июля 2010 года
будет введен в действие Таможенный
кодекс и отменено таможенное оформление
на внутренних границах. Согласно утвержденным
планам, начнется перенос на внешнюю
границу таможенного и других
видов государственного контроля. Будет
также обеспечено взаимное признание
разрешительных документов в сфере
санитарного, ветеринарного и
Эти решения не являются неожиданными для специалистов. План действий по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС был утвержден главами государств еще два года назад и с тех пор неукоснительно выполняется.
На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС в июне 2009 года главы Правительств договорились об этапах и сроках формирования Таможенного союза, в соответствии с которыми формируется единая таможенная территория.
С введением в действие 1 января 2010 года Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании и Соглашения о едином нетарифном регулировании Таможенного союза завершен подготовительный и начался первый этап, который продлится до 1 июля будущего года. С 1 июля с введением в действие единого таможенного кодекса завершится формирование единой таможенной территории и начнется следующий этап, в течение которого будет осуществлена отмена таможенного и других форм пограничного контроля между государствами-участниками Таможенного союза. К 1 июля 2011 года этот процесс будет завершен.
Хотя планы по формированию Таможенного союза не были секретом и работа по их реализации велась совершенно открыто под пристальным вниманием СМИ, для многих запуск механизмов его функционирования с начала текущего года стал неожиданностью. В том числе для ряда наших ведущих торговых партнеров — в Вашингтоне и Брюсселе ответственные за торговую политику лица разразились даже неприличными истериками о невозможности вхождения Таможенного союза в ВТО. Не утихают критические выпады и со стороны сторонников евроатлантической интеграции (точнее, колонизации) России в нашей стране. С целью дискредитации Таможенного союза выдвигаются вздорные утверждения о его несовместимости с присоединением России к ВТО, о мнимых потерях российского бюджета и некоторых отраслей экономики. Продолжающаяся, несмотря на принятые политические решения, дискуссия по данным вопросам требует, повидимому, многократного повторения очевидных аргументов в защиту реализуемых сегодня планов экономической интеграции государств ЕврАзЭС.
В настоящей работе дается разъяснение экономической целесообразности формирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, анализируются проблемы его становления, обосновывается стратегия углубления экономической интеграции на постсоветском пространстве.
Цель исследования рассмотреть и изучить особенности таможенного союза стран СНГ, пути его становления и проблемы функционирования.
Задачи исследования:
- изучить историю создания Таможенного союза;
- рассмотреть Таможенный союз стран СНГ, пути становления и проблемы функционирования;
- выявить вроблемы формирования Таможенного Союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС.
Предмет исследования – мировая экономика.
Объект исследования - Таможенный союз стран СНГ.
Работа
состоит из введения, трех глав, заключения
и списка литературы.
Путь к созданию Таможенного союза на пространстве СНГ был непростым. Первым шагом к формированию такого объединения стало подписание в январе 1995 г. Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, к которому затем присоединились Казахстан и Киргизия, а в 1999 году – Таджикистан.
В целях перевода сотрудничества упомянутых стран на качественно новый уровень 10 октября 2000 г. в городе Астане президентами Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Договор заключили как раз те страны СНГ, которые в политико-правовом и экономическом измерении оказались наиболее подготовленными к тесному интеграционному взаимодействию.
В лице ЕврАзЭС страны создали межгосударственную структуру, которая поставила перед собой главную задачу – достижение глубокой экономической интеграции. Ее осуществление предполагает три логических этапа: создание зоны свободной торговли, формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства[3].
Последовательность этих стадий экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС в целом соблюдается. Положительная динамика развития Сообщества позволила главам государств принять в августе 2006 года решение о создании Таможенного союза и Единого экономического пространства. Таможенный союз на начальном этапе формируется тремя государствами – Беларусью, Казахстаном и Россией. Присоединение к нему Киргизии, Таджикистана и Узбекистана будет происходить с учетом степени готовности их экономики. На состоявшемся в г. Душанбе в октябре 2007 года заседании Межгоссовета ЕврАзЭС главами государств подписаны основополагающие документы по формированию Таможенного союза:
Это основополагающие документы, необходимые для формирования институциональной структуры Таможенного союза. Они же определяют механизм присоединения к Таможенному союзу других государств. Все принятые документы отвечают международным принципам, признанным нормам и правилам, закрепленным в многосторонних соглашениях Всемирной торговой организации.
Межгоссовет ЕврАзЭС наделен функциями высшего органа Таможенного союза. Учрежден постоянно действующий регулирующий орган – Комиссия Таможенного союза. Комиссия в пределах своих полномочий принимает решения, имеющие обязательный характер для Сторон. Голоса между Сторонами в Комиссии распределены следующим образом[2]:
Таким
образом, впервые главы государств
согласились передать часть своих
полномочий наднациональному органу.
Предложение решить проблему создания
Таможенного союза с
Ключевыми точками в работе по созданию Таможенного союза являются: 1 января 2010 года, 1 июля 2010 года и 1 июля 2011 года.
К 1 января 2010 г. в основном сформирована правовая база Таможенного союза и принято более 40 международных договоров, введены единые для трех стран таможенно-тарифное и нетарифное регулирование торговли товарами с третьими странами, Комиссии Таможенного союза переданы функции по определению параметров таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
С 1 июля 2010 года начал функционирование второй этап: Беларусь, Казахстан и Россия формируют единую таможенную территорию, на которой действует Таможенный кодекс Таможенного союза. Знаковым событием в этом плане стало подписание главами государств 5 июля 2010 года в г. Астане пакета документов, в числе которых Совместное заявление президентов Беларуси, Казахстана и России о вступлении в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза для трех стран с 6 июля 2010 года.
1 июля 2011 года - это завершающий элемент формирования единой таможенной территории, в пределах которой обеспечивается свободное перемещение как товаров, произведенных в странах Таможенного союза, так и товаров, происходящих из третьих стран.
Осуществление в полном объеме в согласованные сроки последовательности шагов по созданию единой таможенной территории усилит конкурентные позиции стран-участниц Таможенного союза в рамках Единого экономического пространства (далее – ЕЭП), договоренность о создании которого была достигнута на неформальном саммите глав государств Таможенного союза в декабре 2009 г. Утвержден План действий по формированию ЕЭП к началу 2012 г., включая формирование общего энергетического рынка и единого транспортного пространства.
План
действий по формированию ЕЭП предполагает
разработку, принятие и введение в
действие 20 международных договоров,
которые составляют правовую базу ЕЭП.
Все документы разделены на два
пакета. При этом на первом этапе
должно быть обеспечено формирование
единой таможенной территории, как
ключевого элемента создания единого
товарного рынка, а первый пакет
из 14 соглашений, содержащих единые базовые
правила внутреннего
Завершается
формирование ЕЭП к 1 января 2012 года
введением в действие второго
пакета из 6 соглашений, определяющих единые
правила в конкретных секторах экономики.
На этом завершающем этапе
2.1.
Исторические предпосылки
Начнем с очевидных исторических истин.
В течение многих столетий государства,
формирующие сегодня Таможенный союз,
развивались как единая страна с общим
народнохозяйственным комплексом. Экономики
бывших союзных республик дополняли друг
друга, а тысячи кооперационных связей
образовывали целостные воспроизводственные
контуры с полным производственным циклом
— от сырья до готовой продукции и от фундаментальной
науки до технологий массового производства.
При этом экономика СССР не была примитивной,
по структуре производимой продукции
она соответствовала уровню развитых
стран, в том числе по показателям доли
обрабатывающей промышленности, включая
машиностроение и производство готовой
продукции с высокой добавленной стоимостью.
Это, разумеется, не означает однородности
тогдашнего экономического пространства.
Но оно было единым — как с точки зрения
правовых норм и функционировавших организационно-хозяйственных
форм, так и всех других экономических
институтов: цен, стандартов, квалификационных
требований, процедур планирования и правил
принятия решений. Это единство поддерживалось
специализацией и кооперацией производства
— ни одна из союзных республик, включая
РСФСР, не была самодостаточной — производимая
продукция изготавливалась с использованием
сырья и комплектующих, поставляемых из
других республик[1].