Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 08:07, курсовая работа
С первого января текущего года заработали механизмы Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России: единый таможенный тариф, единые правила нетарифного регулирования, включая единый порядок оформления лицензий и ограничений во внешней торговле. С 1 июля 2010 года будет введен в действие Таможенный кодекс и отменено таможенное оформление на внутренних границах. Согласно утвержденным планам, начнется перенос на внешнюю границу таможенного и других видов государственного контроля. Б
Оглавление
Введение 3
1. История создания Таможенного союза 5
2. Таможенный союз стран СНГ, пути становления и проблемы функционирования 8
2.1. Исторические предпосылки 8
2.2.Экономическая целесообразность 16
2.3. Вопросы администрирования единой таможенной территории 20
3. Проблемы формирования Таможенного Союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС. 23
Заключение 34
Список литературы 38
Целостность
и единство экономического пространства
СССР опровергает часто
На самом деле процессы экономической интеграции объясняются куда более сложными причинами, чем расхожие представления о значении близкого уровня экономического развития. Высокоразвитые в экономическом плане территории развиваются в симбиозе с источниками сырья, энергии и рабочей силы, потоки которых связывают их в единый воспроизводственный цикл с менее развитыми территориями. Достаточно обратиться к экономической географии, чтобы убедиться в том, что единое экономическое пространство любой страны состоит из разных по уровню экономического развития территорий, дополняющих друг друга в соответствии со сложившейся специализацией и кооперацией производства. То же касается любых территориальных экономических образований — от городов до мировых империй.
И наоборот, близкие по уровню экономического развития страны обычно выступают конкурентами по производству одинаковых видов продукции, отгораживаясь друг от друга таможенными барьерами и прибегая к различным защитным мерам. Именно между близкими по уровню развития странами то и дело вспыхивают торговые войны, которых никогда не бывает между производителями готовой продукции и поставщиками сырья.
Сказанное выше не означает, что близость стран по уровню развития является препятствием к их интеграции. Это означало бы падение в другую крайность. Современный экономический рост характеризуется глобальной специализацией и кооперацией производства. Нарастающая в условиях глобализации конкуренция принуждает развитые страны к интеграции в целях минимизации издержек, увеличения масштабов производства и расширения научно-технологической базы.
Изложенные выше доводы доказывают лишь то, что попытки объяснения процессов экономической интеграции фактором уровня экономического развития являются слишком поверхностными и неадекватными сложной гамме движущих их сил. То же касается часто используемых так называемых гравитационных моделей экономического взаимодействия государств. Не масштаб, и не уровень экономического развития государств определяет степень их интеграции, а исторически сложившаяся специализация и кооперация производства в рамках общих воспроизводственных контуров.
Государства ЕврАзЭС, объединяющиеся в Таможенный союз, связаны веками сложившимися кооперационными узами. Их экономики дополняют друг друга и фактически объединены множеством единых воспроизводственных контуров. Достаточно сказать, что в стоимости готовой белорусской продукции около половины приходится на комплектующие и материалы из России.
Распад
СССР повлек за собой разрушение выстроенных
десятилетиями кооперационных связей
между предприятиями. Являя собой
части единой кооперационной цепи,
порознь они оказались
По различным оценкам из двукратного, в среднем по постсоветскому пространству, падения производства от четверти до половины приходится на разрыв кооперационных связей вследствие распада единой страны. При этом наиболее болезненным этот фактор был для машиностроения и других высокотехнологических отраслей экономики, в которых в общем научнопроизводственном цикле изготовления продукции были задействованы тысячи предприятий и организаций. Сегодня, когда Россия и другие государства ЕврАзЭС стремятся перейти на инновационный путь развития, вырваться из зависимого положения доноров сырьевых ресурсов, вернуться в мир развитых стран с высокотехнологическими производствами и диверсифицированной экономикой, восстановление единого экономического пространства и устранение пограничных барьеров на пути развития кооперации и специализации производства является объективной необходимостью.
Важность сохранения единого экономического пространства всегда осознавалась хозяйственниками и руководителями постсоветских государств. Распад СССР сопровождался попыткой одновременного создания экономического союза, договор о формировании которого остался нереализованным из-за набравших силу центробежных тенденций радикального национализма. Вместе с тем удалось избежать введения импортных пошлин и подписать соглашения о свободной торговле между всеми государствами СНГ на двусторонней основе. Дальнейшая интеграция была заблокирована начавшимися процессами приватизации собственности и перераспределением сырьевых ресурсов на экспорт. Деградация и примитивизация экономик бывших союзных республик не способствовала углублению интеграции. Разрыв кооперационных связей и гибель целых отраслей высокотехнологической промышленности снизил интеграционные мотивы, а развернувшаяся между государствами СНГ конкуренция на сырьевых рынках усилила центробежные тенденции. В этом же направлении действовали возникшие сырьевые и инфраструктурные монополии, навязывавшие протекционистскую политику в своих интересах.
Сегодняшняя активизация интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС является частью политики экономического развития, ориентированной на выход из сырьевой ловушки на путь инновационной экономики. Эта политика предполагает активизацию сохранившегося научно-производственного потенциала, восстановление и развитие имеющихся воспроизводственных контуров изготовления высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью с широкой кооперацией и специализацией производства. За два последних года в этом направлении проделана колоссальная работа, создана договорно-правовая база Таможенного союза ЕврАзЭС. Его формирование является фундаментом для построения Единого экономического пространства (ЕЭП), которое планируется завершить к началу 2012 года.
Впечатляющая
скорость формирования Таможенного
союза в последние годы после
длительного периода
Подписание
Договора о создании единой таможенной
территории и формировании Таможенного
союза 6 октября 2007 г. и Плана действий
по
формированию Таможенного союза в рамках
Евразийского экономического сообщества
на 2007-2009 г.г. определили стратегию и последовательность
шагов по созданию Таможенного союза Республики
Беларусь, Республики Казахстан и Российской
Федерации.
Указанным
Договором определено, что «таможенный
союз» — форма торгово-
В развитие этого основополагающего международного договора в кратчайшие сроки разработана и принята основа договорно-правовой базы Таможенного союза, которая определяет необходимые для функционирования Таможенного союза институты, включая Комиссию Таможенного союза[6].
25 января 2008 г. главами правительств были подписаны соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании; о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран; о единых правилах определения страны происхождения товаров; о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран; о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер; о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам; об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза; о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза; о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и/или импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе.
12
декабря 2008 г. главами правительств
были подписаны международные
договоры, обеспечивающие деятельность
Комиссии и Секретариата
9 июня 2009 г. На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств приняты Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран; о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами; решение о вступлении в силу Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза от 25 января 2008 года; одобрены этапы и сроки формирования единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
27 ноября 2009 г. Межгоссовет ЕврАзЭС на уровне глав государств принял решение о введении в действие с 1 января 2010 года соглашений о едином таможенно-тарифном и нетарифном регулировании и наделении Комиссии Таможенного союза полномочиями по их ведению.
С 2010 года в Республике Беларусь и Республике Казахстан в сфере таможенно-тарифного регулирования к товарам из третьих стран применяются единые ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Единым таможенным тарифом (включает более 11 тысяч товарных позиций).
При этом на переходный период предусмотрена возможность временного (до 5 лет) применения пониженных пошлин по товарам, которые особо значимы для экономики государств, формирующих Таможенный союз (отдельные виды сырья, технологическое оборудование и запчасти к нему, инвестиционные товары). Принимая во внимание, что на момент начала формирования ЕТТ ставки ввозных таможенных пошлин между Беларусью и Россией были унифицированы более чем на 90%, а между Казахстаном и этими государствами — только на 38%, этот переходный период введен для адаптации к новым условиям.
Кроме
того, предусматриваются
Тарифные
льготы также будут предоставляться
в отношении технологического оборудования,
комплектующих и запасных частей
к нему, сырья и материалов, ввозимых
для исключительного
Главы государств также решили считать необходимым создание единой таможенной территории Таможенного союза к 1 июля 2010 г. с началом ее функционирования с указанной даты.