Таможенный союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 08:07, курсовая работа

Описание работы

С первого января текущего года заработали механизмы Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России: единый таможенный тариф, единые правила нетарифного регулирования, включая единый порядок оформления лицензий и ограничений во внешней торговле. С 1 июля 2010 года будет введен в действие Таможенный кодекс и отменено таможенное оформление на внутренних границах. Согласно утвержденным планам, начнется перенос на внешнюю границу таможенного и других видов государственного контроля. Б

Содержание

Оглавление
Введение 3
1. История создания Таможенного союза 5
2. Таможенный союз стран СНГ, пути становления и проблемы функционирования 8
2.1. Исторические предпосылки 8
2.2.Экономическая целесообразность 16
2.3. Вопросы администрирования единой таможенной территории 20
3. Проблемы формирования Таможенного Союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС. 23
Заключение 34
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

История создания Таможенного союза.docx

— 75.71 Кб (Скачать)

    Целостность и единство экономического пространства СССР опровергает часто высказываемые  сомнения об искусственности процессов  экономической интеграции на постсоветском  пространстве из-за разного уровня экономического развития государств. Конечно, за два десятилетия, прошедших  после распада СССР, экономики  бывших союзных республик изрядно  деградировали. Но степень деградации была пропорциональна сложности  имевшихся производств. Наибольшие потери высокотехнологических производств  понесла Российская Федерация, фактически сравнявшись по доле сырья, металлов и энергоносителей в экспорте с Казахстаном. Поэтому если аргумент об однородности и одноуровневости экономик интегрируемых государств имеет какой-то экономический смысл, то следует признать, что по сравнению с советским периодом бывшие союзные республики по этим критериям приблизились к друг другу и, согласно этой логике, стали более интегрируемыми.

    На  самом деле процессы экономической  интеграции объясняются куда более  сложными причинами, чем расхожие представления о значении близкого уровня экономического развития. Высокоразвитые в экономическом плане территории развиваются в симбиозе с источниками сырья, энергии и рабочей силы, потоки которых связывают их в единый воспроизводственный цикл с менее развитыми территориями. Достаточно обратиться к экономической географии, чтобы убедиться в том, что единое экономическое пространство любой страны состоит из разных по уровню экономического развития территорий, дополняющих друг друга в соответствии со сложившейся специализацией и кооперацией производства. То же касается любых территориальных экономических образований — от городов до мировых империй.

    И наоборот, близкие по уровню экономического развития страны обычно выступают конкурентами по производству одинаковых видов продукции, отгораживаясь друг от друга таможенными  барьерами и прибегая к различным  защитным мерам. Именно между близкими по уровню развития странами то и дело вспыхивают торговые войны, которых  никогда не бывает между производителями  готовой продукции и поставщиками сырья.

    Сказанное выше не означает, что близость стран  по уровню развития является препятствием к их интеграции. Это означало бы падение в другую крайность. Современный  экономический рост характеризуется  глобальной специализацией и кооперацией  производства. Нарастающая в условиях глобализации конкуренция принуждает развитые страны к интеграции в целях  минимизации издержек, увеличения масштабов  производства и расширения научно-технологической базы.

    Изложенные  выше доводы доказывают лишь то, что  попытки объяснения процессов экономической  интеграции фактором уровня экономического развития являются слишком поверхностными и неадекватными сложной гамме  движущих их сил. То же касается часто  используемых так называемых гравитационных моделей экономического взаимодействия государств. Не масштаб, и не уровень  экономического развития государств определяет степень их интеграции, а исторически сложившаяся специализация и кооперация производства в рамках общих воспроизводственных контуров.

    Государства ЕврАзЭС, объединяющиеся в Таможенный союз, связаны веками сложившимися кооперационными узами. Их экономики дополняют друг друга и фактически объединены множеством единых воспроизводственных контуров. Достаточно сказать, что в стоимости готовой белорусской продукции около половины приходится на комплектующие и материалы из России.

    Распад  СССР повлек за собой разрушение выстроенных  десятилетиями кооперационных связей между предприятиями. Являя собой  части единой кооперационной цепи, порознь они оказались неспособными локализовать у себя весь производственный цикл — от разработки до серийного  выпуска готовых изделий. Резкое свертывание взаимных поставок материалов и комплектующих, прекращение обмена квалифицированными кадрами обескровило  многие промышленные и предприятия  и лишило их возможностей сохранить  накопленный потенциал, не говоря уже  о развитии. Выжить удалось в основном примитивным видам деятельности, не обремененным сложными кооперационными связями[4].

    По  различным оценкам из двукратного, в среднем по постсоветскому пространству, падения производства от четверти до половины приходится на разрыв кооперационных связей вследствие распада единой страны. При этом наиболее болезненным этот фактор был для машиностроения и  других высокотехнологических отраслей экономики, в которых в общем  научнопроизводственном цикле изготовления продукции были задействованы тысячи предприятий и организаций. Сегодня, когда Россия и другие государства ЕврАзЭС стремятся перейти на инновационный путь развития, вырваться из зависимого положения доноров сырьевых ресурсов, вернуться в мир развитых стран с высокотехнологическими производствами и диверсифицированной экономикой, восстановление единого экономического пространства и устранение пограничных барьеров на пути развития кооперации и специализации производства является объективной необходимостью.

    Важность  сохранения единого экономического пространства всегда осознавалась хозяйственниками и руководителями постсоветских  государств. Распад СССР сопровождался попыткой одновременного создания экономического союза, договор о формировании которого остался нереализованным из-за набравших силу центробежных тенденций радикального национализма. Вместе с тем удалось избежать введения импортных пошлин и подписать соглашения о свободной торговле между всеми государствами СНГ на двусторонней основе. Дальнейшая интеграция была заблокирована начавшимися процессами приватизации собственности и перераспределением сырьевых ресурсов на экспорт. Деградация и примитивизация экономик бывших союзных республик не способствовала углублению интеграции. Разрыв кооперационных связей и гибель целых отраслей высокотехнологической промышленности снизил интеграционные мотивы, а развернувшаяся между государствами СНГ конкуренция на сырьевых рынках усилила центробежные тенденции. В этом же направлении действовали возникшие сырьевые и инфраструктурные монополии, навязывавшие протекционистскую политику в своих интересах.

    Сегодняшняя активизация интеграционных процессов  в рамках ЕврАзЭС является частью политики экономического развития, ориентированной на выход из сырьевой ловушки на путь инновационной экономики. Эта политика предполагает активизацию сохранившегося научно-производственного потенциала, восстановление и развитие имеющихся воспроизводственных контуров изготовления высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью с широкой кооперацией и специализацией производства. За два последних года в этом направлении проделана колоссальная работа, создана договорно-правовая база Таможенного союза ЕврАзЭС. Его формирование является фундаментом для построения Единого экономического пространства (ЕЭП), которое планируется завершить к началу 2012 года.

    Впечатляющая  скорость формирования Таможенного  союза в последние годы после  длительного периода пробуксовки  интеграционных процессов объясняется  насущной необходимостью повышения  устойчивости и эффективности экономики  государств-членов в условиях глобального кризиса.

    Подписание  Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного  союза 6 октября 2007 г. и Плана действий по  
формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества на 2007-2009 г.г. определили стратегию и последовательность шагов по созданию Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

    Указанным Договором определено, что «таможенный  союз» — форма торгово-экономической  интеграции Сторон, предусматривающая  единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими  из третьих стран и выпущенными  в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются  таможенные пошлины и ограничения  экономического характера. При этом Стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования  торговли товарами с третьими странами.

    В развитие этого основополагающего  международного договора в кратчайшие сроки разработана и принята  основа договорно-правовой базы Таможенного  союза, которая определяет необходимые  для функционирования Таможенного  союза институты, включая Комиссию Таможенного союза[6].

    25 января 2008 г. главами правительств  были подписаны соглашения о  едином таможенно-тарифном регулировании; о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран; о единых правилах определения страны происхождения товаров; о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран; о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер; о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам; об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза; о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза; о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и/или импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе.

    12 декабря 2008 г. главами правительств  были подписаны международные  договоры, обеспечивающие деятельность  Комиссии и Секретариата Комиссии  Таможенного союза, а также  принят целый ряд соглашений  в целях формирования правовой  базы Таможенного союза в части  применения тарифных квот, тарифных  льгот, единой системы тарифных  преференций. Главами правительств  также приняты соглашения о порядке декларирования товаров, о порядке таможенного оформления и таможенного контроля, а также о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.

    9 июня 2009 г. На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств приняты Соглашения о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран; о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами; решение о вступлении в силу Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза от 25 января 2008 года; одобрены этапы и сроки формирования единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

    27 ноября 2009 г. Межгоссовет ЕврАзЭС на уровне глав государств принял решение о введении в действие с 1 января 2010 года соглашений о едином таможенно-тарифном и нетарифном регулировании и наделении Комиссии Таможенного союза полномочиями по их ведению.

    С 2010 года в Республике Беларусь и  Республике Казахстан в сфере  таможенно-тарифного регулирования к товарам из третьих стран применяются единые ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Единым таможенным тарифом (включает более 11 тысяч товарных позиций).

    При этом на переходный период предусмотрена  возможность временного (до 5 лет) применения пониженных пошлин по товарам, которые  особо значимы для экономики  государств, формирующих Таможенный союз (отдельные виды сырья, технологическое  оборудование и запчасти к нему, инвестиционные товары). Принимая во внимание, что на момент начала формирования ЕТТ ставки ввозных таможенных пошлин между Беларусью и Россией  были унифицированы более чем  на 90%, а между Казахстаном и  этими государствами — только на 38%, этот переходный период введен для адаптации к новым условиям.

    Кроме того, предусматриваются благоприятные  условия для развития на территории Таможенного союза промышленной сборки моторных транспортных средств, произведенных хозяйствующими субъектами государств — участников Таможенного  союза при выполнении соответствующих  критериев, устанавливаемых Комиссией Таможенного союза. Это позволит развивать промышленную сборку автомобильной техники на единой таможенной территории, развивать производственную кооперацию в этой отрасли между субъектами хозяйствования Сторон и создавать новые рабочие места в автомобилестроительной промышленности государств–членов Таможенного союза.

    Тарифные  льготы также будут предоставляться  в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования  на территории государства — участника  Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору  экономики) государства — участника  Таможенного союза в соответствии с его законодательством[5].

    Главы государств также решили считать  необходимым создание единой таможенной территории Таможенного союза к 1 июля 2010 г. с началом ее функционирования с указанной даты.

Информация о работе Таможенный союз