Свободные экономические зоны: преимущества и перспективы, концепция в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

В мировой практике внешнеэкономической деятельности существуют различные модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяйственные структуры как свободные экономические зоны (СЭЗ).
Между тем в Российской Федерации свободные экономические зоны остаются относительно новым и недостаточно развитым явлением.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика СЭЗ в мировой экономике. 4
1.1. Сущность и характерные черты СЭЗ 4
1.2. Классификация СЭЗ 7
1.3. Мировой опыт и возможности его использования в России 10
2. СЭЗ в России 16
2.1. Этапы создания свободных экономических зон в России 16
2.2. Типы российских СЭЗ 19
2.2.1. Зоны свободной торговли 19
2.2.2. Экспортно-производственные зоны 21
2.2.3. Технико-внедренческие зоны 23
2.2.4. Сервисные зоны. 24
2.2.5. Комплексные СЭЗ 26
2.2.6. Международные СЭЗ 28
2.3. Условия создания СЭЗ в России 29
2.4. Современные СЭЗ в России 33
2.5. Проблемы СЭЗ в России 40
Заключение 44
Список литературы 46

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 80.31 Кб (Скачать)

     Портово-логистические  особые экономические зоны находятся  в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение  позволяет получить доступ к быстрорастущему  рынку крайне востребованных портово-логистических  услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части  России.

     Отличительной особенностью особой экономической  зоны на базе аэропорта «Ульяновск-Восточный» является её близость к предприятиям ульяновского авиационного кластера. Это создаёт предпосылки для  развития проектов, связанных с техническим  обслуживанием и переоборудованием  воздушных судов.

     Кроме того, на всей территории Калининградской  области действует Особая Экономическая  Зона, созданная 01.04.2006 г. в соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г., которая имеет несколько  особенностей: применение режима свободной  таможенной зоны для большинства  ввозимых на территорию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области и пр. По состоянию на 06.05.2008 г. данная ОЭЗ привлекла 56 официально зарегистрированных резидентов с общим  объемом инвестиций 31,3 млрд руб.

     В г. Магадан действует торгово-производственная зона, созданная в соответствии с  Федеральным законом от 31 мая 1999 г. С помощью правового режима зоны предполагается решить основные задачи в экономике и социальной сфере области: развитие производительных сил, насыщение потребительского рынка  всевозможными товарами, повышение  уровня жизни населения. С 1 января 2006 г. до 31 декабря 2014 г. участники зоны при осуществлении ими хозяйственной  деятельности на территории зоны и  в пределах Магаданской области  освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы.

     30 декабря 2009 года подписано постановление  Правительства РФ № 1163 «О создании  на территории Ульяновской области  портовой особой экономической зоны». По информации специалистов областного департамента инвестиций, принципиальное отличие ульяновской портовой зоны от других в том, что она базируется на имущественном комплексе, практически готовом для создания свободной экономической зоны. Портовая зона будет создана на базе международного аэропорта «Ульяновск-Восточный», построенного в 80-е годы. Аэропорт обладает уникальной взлётно-посадочной полосой, которая способна принимать любые виды воздушные судов.

     Постановлением  Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1185 на территории Хабаровского края создана портовая особая экономическая  зона.

     Постановлением  Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201] на территории острова Русский  Приморского края создана туристско-рекреационная особая экономическая зона.

     Также существует проект создания ОЭЗ в Красноярском крае.

     Срок  жизни зон всех типов – 20 лет, кроме технико-внедренческих, для  них – 15 лет.

     О каких-либо результатах деятельности особых зон говорить рано: ни в одной  из них еще даже не достроена инфраструктура. Основные работы по ее созданию в ППЗ  и ТВЗ планируется завершить  до 2011 года, в туристско-рекреационных  – до 2012 года, а в портовых –  до 2014-го.

     Тем не менее обе промышленно-производственные зоны уже что-то производят. Во-первых, в Татарстане, в ОЭЗ «Алабуга», собирают автомобили два СП, созданные  компанией «Соллерс» (бывшая «Северсталь-авто»). Российско-японская «Соллерс-Исузу» до конца 2008 года выпустит 7 тыс. одноименных  грузовых автомобилей, а российско-итальянская  «Соллерс-Елабуга» – 10 тыс. автомобилей Fiat Ducato. Во-вторых, в Липецке создано  несколько российско-итальянских  СП по производству стройматериалов  и сложной бытовой техники. Предполагается, что к концу года объем выпуска  двух этих ОЭЗ составит 11 млрд рублей.

     Впрочем, несмотря на заявленное стремление следовать  лучшей мировой практике, мы опять  пошли своим путем. Современные  зональные структуры, образованные в странах Европы, Азии и Латинской Америки, заметно отличаются от наших ОЭЗ по методам организации и механизму функционирования.

2.5. Проблемы СЭЗ в России

     Одной из основных проблем "выживания" СЭЗ в России является проблема несовпадения декларируемых целей, целей, реально  преследуемых при их создании, их противоречия, как интересам регионов, так и  Федерации в целом. Руководители регионов видят, как правило, в таких  зонах лишь одну "сиюминутную" привлекательную сторону - перспективу  получения льгот по полному или  частичному освобождению от налогов. Многие полагают, что СЭЗ помогут им избавиться от проблем региона, решить которые  сами они не в состоянии: плохого  состояния инфраструктуры, развала  производства, безработицы, тяжелой  социальной обстановки, экологических  проблем. И при этом не думают о  том, кто же тогда в такую "свободную  зону" придет со своим капиталом? Между тем, система предоставляемых  свободной зоне льгот должна служить  инструментом реализации имеющихся  сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации  имеющихся недостатков или отсутствующих  здесь факторов развития. Кроме того, средства Федерального бюджета, вкладываемые в создание СЭЗ, в том числе  и в виде различных льгот, фактически выделяются за счёт прочих регионов России, может быть, не менее нуждающихся  в них.

     Анализ  отечественных программ создания и  развития СЭЗ показывает, что в  них закладывается соотношение "собственные - зарубежные" инвестиции, как 3 к 1, причём бюджеты разных уровней в них  составляют более 50 % всех средств. Учитывая хроническое недофинансирование расходных  статей бюджета, можно предположить, что как только не будут в полной мере выполняться государственные  финансовые обязательства, так и  иностранные инвестиции будут падать в пропорциональных размерах, что  приведёт к хроническому недофинансированию программ развития.

     Следует подчеркнуть также, что иностранные  капиталы "перетекают" в СЭЗ  не для "поднятия" экономики России, а ради получения сверхприбылей. При этом, чем более стабильна  и развита страна, чем ниже производственные и финансовые риски, тем ниже норма  прибыли, являющаяся привлекательной  для инвестора. Обычно считается, что  свободные экономические зоны способствуют прямым иностранным инвестициям  относительно крупных и имеющих  хорошую репутацию компаний. Однако, как свидетельствует мировой  опыт, мощные транснациональные корпорации не очень нуждаются в привилегиях  и возможностях свободных зон. Они  могут успешно функционировать  и в обычных условиях практически  любой страны. И если условия какого-либо государства слишком неблагоприятны, то преимущества, предлагаемые свободными экономическими зонами, вряд ли заставят эти корпорации изменить их стратегию  международного развития. В связи  с этим возрастает опасность проникновения  на территорию СЭЗ неблагонадёжных  компаний из числа мировых аутсайдеров  и криминализации бизнеса в зоне, что приведёт если не к полному  срыву, то к снижению качества исполнения поставленных задач.

     Другой  экономической проблемой СЭЗ  является халатное расходование на местах и тех явно недостаточных средств, что выделяются Федеральным бюджетом под реализацию определённых программ, ставит под вопрос их реальное воплощение. Характерна и проблема отечественной "оффшорной" зоны. За время функционирования так и не были созданы регулятивные механизмы, адекватные поставленным задачам. Зональные льготы из инструмента  модернизации экономики и привлечения  в страну иностранных инвестиций превратились в средство скрытого субсидирования определённых региональных группировок, и способ первоначального накопления капитала с последующим его переводом  за рубеж. Решение этой проблемы видится  в переводе льгот на региональный уровень, а федеральные средства следует направлять в СЭЗ в  виде целевых кредитов и инвестиционных программ под строгим контролем  центра.

     К финансовым проблемам СЭЗ добавилась также проблема доверия к государственным  гарантиям предоставляемых кредитов, проблема кредитоспособности отечественных  финансовых институтов.

     Кроме программно-целевых  и финансовых, в  ряду общих для  всех СЭЗ социально-экономических  проблем следует  выделить:

  • неразвитость инфраструктуры и промышленности;
  • разрыв и перераспределение хозяйственных связей предприятий, отсутствие защиты отечественных товаропроизводителей на международном рынке со стороны государства;
  • наличие на пути развития свободного предпринимательства препон бюрократического и - криминального характера, в том числе коррумпированность чиновников;
  • проблема уровня квалификации российских кадров, как рабочих, так и управленческих, проблема отсутствия опыта;
  • одна из важнейших и определяющих проблем - проблема доверия к власти.

     При перечислении социально-экономических  проблем российских СЭЗ не следует  забывать и о том, что у каждой зоны есть также собственные, индивидуальные, которые, впрочем, перекликаются как  с общими для всех СЭЗ, так и  с общегосударственными. Проблема высоких  транспортных расходов является общей  для СЭЗ Калининградской области  и Находки в виду их определённого  географического положения. При  этом она напрямую зависит от общегосударственной  проблемы высоких тарифов на транспортные перевозки. Среди индивидуальных проблем  можно отметить также дефицит  энергоносителей в некоторых  СЭЗ, недостаточность собственной  сырьевой базы, экономические проблемы крупных градообразующих предприятий, неконкурентоспособность отечественных  товаров в условиях беспошлинного  импорта и многие другие.

     Обозначенный  спектр проблем, сопровождающих развитие и функционирование СЭЗ в России был бы неполным без упоминания об их геополитическом аспекте. Учитывая нестабильность политической обстановки, как внутри страны, так и за её пределами, есть основания для возведения таких проблем в число ведущих.

     Среди таких проблем следует выделить проблему политической стабильности, преемственности политико-экономических  решений, согласованность в действиях  властей всех уровней. Многочисленные непоследовательные правовые решения  по СЭЗ имели несомненную политическую подоплеку борьбы различных властных группировок, что не могло не сказаться  отрицательно на развитии зон. Борьба за расширение региональных льгот в  ущерб другим субъектам Федерации  сказалась на росте сепаратистских настроений, нагнетании напряжённости  в отношениях между центром и  регионами.

     В практике развития российских СЭЗ есть и другие проблемы, как общие (например, отсталость инфраструктуры), так и  частные, но три:

  • неурегулированность нормативно-правовой базы,
  • отсутствие четко сформулированных целей,
  • противоречия между сиюминутными интересами отдельных регионов и перспективами развития Федерации в целом и недостаток (и на федеральном, и на региональном уровне) средств на обустройство создаваемой зоны,

 являются основными факторами, тормозящими эффективную работу существующих и создание новых СЭЗ.

     В результате в настоящее время из всех формально учрежденных в России СЭЗ можно, да и то с большими натяжками, назвать «работающими» лишь две зоны – в Калининградской области и Находке. Да и то не как экспортопроизводящие, ради чего, собственно, они и создавались, а, в основном, как экспортовывозящие, т.е. используемые российским и иностранным капиталом для вывоза из России стратегических товаров и сырья.

Заключение

     В своей работе я рассмотрела характерные  черты свободных экономических  зон, этапы создания и цели, типы СЭЗ, существующие в нашей стране и основные проблемы функционирования.

     Анализ  деятельности свободных экономических  зон свидетельствует, к сожалению, о том, что пока они не выполняют  основной своей роли – служить  очагами динамичного экономического роста, дающего импульс для развития других территорий. Их вклад в хозяйственное  развитие страны чрезвычайно мал. Но это вовсе не говорит о том, что функционирование свободных  экономических зон в нашей  стране не имеет перспективы. Напротив, СЭЗ, являясь в целом перспективной  формой регионального хозяйствования и внешнеторговой деятельности в  России, но требующей селективного подхода, экономического прагматизма  и ответственных решений властей, я уверена, могут обеспечить, в  конечном счете, положительный результат.

     Неудачный опыт функционирования СЭЗ, который  мы наблюдаем, является лишь отражением процессов, происходящих в экономике  России и результатом нестабильности.

     С учетом корректировок и изменений, свободные экономические зоны могут  служить целям ускорения перевода страны на современные рыночные отношения  и более быстрого включения России в мировую экономику и международное  разделение труда.

Информация о работе Свободные экономические зоны: преимущества и перспективы, концепция в России