Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:53, курсовая работа
В мировой практике внешнеэкономической деятельности существуют различные модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяйственные структуры как свободные экономические зоны (СЭЗ).
Между тем в Российской Федерации свободные экономические зоны остаются относительно новым и недостаточно развитым явлением.
Введение 3
1. Общая характеристика СЭЗ в мировой экономике. 4
1.1. Сущность и характерные черты СЭЗ 4
1.2. Классификация СЭЗ 7
1.3. Мировой опыт и возможности его использования в России 10
2. СЭЗ в России 16
2.1. Этапы создания свободных экономических зон в России 16
2.2. Типы российских СЭЗ 19
2.2.1. Зоны свободной торговли 19
2.2.2. Экспортно-производственные зоны 21
2.2.3. Технико-внедренческие зоны 23
2.2.4. Сервисные зоны. 24
2.2.5. Комплексные СЭЗ 26
2.2.6. Международные СЭЗ 28
2.3. Условия создания СЭЗ в России 29
2.4. Современные СЭЗ в России 33
2.5. Проблемы СЭЗ в России 40
Заключение 44
Список литературы 46
Портово-логистические особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистических услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.
Отличительной
особенностью особой экономической
зоны на базе аэропорта «Ульяновск-
Кроме того, на всей территории Калининградской области действует Особая Экономическая Зона, созданная 01.04.2006 г. в соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г., которая имеет несколько особенностей: применение режима свободной таможенной зоны для большинства ввозимых на территорию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области и пр. По состоянию на 06.05.2008 г. данная ОЭЗ привлекла 56 официально зарегистрированных резидентов с общим объемом инвестиций 31,3 млрд руб.
В
г. Магадан действует торгово-
30
декабря 2009 года подписано постановление
Правительства РФ № 1163 «О создании
на территории Ульяновской
Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1185 на территории Хабаровского края создана портовая особая экономическая зона.
Постановлением
Правительства РФ от 31 марта 2010 г. №
201] на территории острова Русский
Приморского края создана туристско-
Также существует проект создания ОЭЗ в Красноярском крае.
Срок жизни зон всех типов – 20 лет, кроме технико-внедренческих, для них – 15 лет.
О каких-либо результатах деятельности особых зон говорить рано: ни в одной из них еще даже не достроена инфраструктура. Основные работы по ее созданию в ППЗ и ТВЗ планируется завершить до 2011 года, в туристско-рекреационных – до 2012 года, а в портовых – до 2014-го.
Тем
не менее обе промышленно-
Впрочем, несмотря на заявленное стремление следовать лучшей мировой практике, мы опять пошли своим путем. Современные зональные структуры, образованные в странах Европы, Азии и Латинской Америки, заметно отличаются от наших ОЭЗ по методам организации и механизму функционирования.
Одной
из основных проблем "выживания"
СЭЗ в России является проблема несовпадения
декларируемых целей, целей, реально
преследуемых при их создании, их противоречия,
как интересам регионов, так и
Федерации в целом. Руководители
регионов видят, как правило, в таких
зонах лишь одну "сиюминутную"
привлекательную сторону - перспективу
получения льгот по полному или
частичному освобождению от налогов. Многие
полагают, что СЭЗ помогут им избавиться
от проблем региона, решить которые
сами они не в состоянии: плохого
состояния инфраструктуры, развала
производства, безработицы, тяжелой
социальной обстановки, экологических
проблем. И при этом не думают о
том, кто же тогда в такую "свободную
зону" придет со своим капиталом?
Между тем, система предоставляемых
свободной зоне льгот должна служить
инструментом реализации имеющихся
сравнительных преимуществ
Анализ отечественных программ создания и развития СЭЗ показывает, что в них закладывается соотношение "собственные - зарубежные" инвестиции, как 3 к 1, причём бюджеты разных уровней в них составляют более 50 % всех средств. Учитывая хроническое недофинансирование расходных статей бюджета, можно предположить, что как только не будут в полной мере выполняться государственные финансовые обязательства, так и иностранные инвестиции будут падать в пропорциональных размерах, что приведёт к хроническому недофинансированию программ развития.
Следует
подчеркнуть также, что иностранные
капиталы "перетекают" в СЭЗ
не для "поднятия" экономики России,
а ради получения сверхприбылей.
При этом, чем более стабильна
и развита страна, чем ниже производственные
и финансовые риски, тем ниже норма
прибыли, являющаяся привлекательной
для инвестора. Обычно считается, что
свободные экономические зоны способствуют
прямым иностранным инвестициям
относительно крупных и имеющих
хорошую репутацию компаний. Однако,
как свидетельствует мировой
опыт, мощные транснациональные корпорации
не очень нуждаются в привилегиях
и возможностях свободных зон. Они
могут успешно функционировать
и в обычных условиях практически
любой страны. И если условия какого-либо
государства слишком
Другой экономической проблемой СЭЗ является халатное расходование на местах и тех явно недостаточных средств, что выделяются Федеральным бюджетом под реализацию определённых программ, ставит под вопрос их реальное воплощение. Характерна и проблема отечественной "оффшорной" зоны. За время функционирования так и не были созданы регулятивные механизмы, адекватные поставленным задачам. Зональные льготы из инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций превратились в средство скрытого субсидирования определённых региональных группировок, и способ первоначального накопления капитала с последующим его переводом за рубеж. Решение этой проблемы видится в переводе льгот на региональный уровень, а федеральные средства следует направлять в СЭЗ в виде целевых кредитов и инвестиционных программ под строгим контролем центра.
К
финансовым проблемам СЭЗ добавилась
также проблема доверия к государственным
гарантиям предоставляемых
Кроме программно-целевых и финансовых, в ряду общих для всех СЭЗ социально-экономических проблем следует выделить:
При
перечислении социально-экономических
проблем российских СЭЗ не следует
забывать и о том, что у каждой
зоны есть также собственные, индивидуальные,
которые, впрочем, перекликаются как
с общими для всех СЭЗ, так и
с общегосударственными. Проблема высоких
транспортных расходов является общей
для СЭЗ Калининградской
Обозначенный спектр проблем, сопровождающих развитие и функционирование СЭЗ в России был бы неполным без упоминания об их геополитическом аспекте. Учитывая нестабильность политической обстановки, как внутри страны, так и за её пределами, есть основания для возведения таких проблем в число ведущих.
Среди
таких проблем следует выделить
проблему политической стабильности,
преемственности политико-
В практике развития российских СЭЗ есть и другие проблемы, как общие (например, отсталость инфраструктуры), так и частные, но три:
являются основными факторами, тормозящими эффективную работу существующих и создание новых СЭЗ.
В результате в настоящее время из всех формально учрежденных в России СЭЗ можно, да и то с большими натяжками, назвать «работающими» лишь две зоны – в Калининградской области и Находке. Да и то не как экспортопроизводящие, ради чего, собственно, они и создавались, а, в основном, как экспортовывозящие, т.е. используемые российским и иностранным капиталом для вывоза из России стратегических товаров и сырья.
В своей работе я рассмотрела характерные черты свободных экономических зон, этапы создания и цели, типы СЭЗ, существующие в нашей стране и основные проблемы функционирования.
Анализ
деятельности свободных экономических
зон свидетельствует, к сожалению,
о том, что пока они не выполняют
основной своей роли – служить
очагами динамичного
Неудачный опыт функционирования СЭЗ, который мы наблюдаем, является лишь отражением процессов, происходящих в экономике России и результатом нестабильности.
С
учетом корректировок и изменений,
свободные экономические зоны могут
служить целям ускорения
Информация о работе Свободные экономические зоны: преимущества и перспективы, концепция в России