Свободные экономические зоны: преимущества и перспективы, концепция в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

В мировой практике внешнеэкономической деятельности существуют различные модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяйственные структуры как свободные экономические зоны (СЭЗ).
Между тем в Российской Федерации свободные экономические зоны остаются относительно новым и недостаточно развитым явлением.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика СЭЗ в мировой экономике. 4
1.1. Сущность и характерные черты СЭЗ 4
1.2. Классификация СЭЗ 7
1.3. Мировой опыт и возможности его использования в России 10
2. СЭЗ в России 16
2.1. Этапы создания свободных экономических зон в России 16
2.2. Типы российских СЭЗ 19
2.2.1. Зоны свободной торговли 19
2.2.2. Экспортно-производственные зоны 21
2.2.3. Технико-внедренческие зоны 23
2.2.4. Сервисные зоны. 24
2.2.5. Комплексные СЭЗ 26
2.2.6. Международные СЭЗ 28
2.3. Условия создания СЭЗ в России 29
2.4. Современные СЭЗ в России 33
2.5. Проблемы СЭЗ в России 40
Заключение 44
Список литературы 46

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 80.31 Кб (Скачать)

     Создание  свободных экономических зон  в России можно условно разделить  на несколько этапов.

     Первый  этап охватывает вторую половину 80-х гг. и связан с разработкой концепции создания и функционирования свободных экономических зон, проект которой появился в 1989 г. В ней свободные экономические зоны рассматривались как элемент государственной внешней политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства, точнее, компактными территориями с высокой концентрацией предприятий с иностранным капиталом. Предполагалось, что такие зоны будут создаваться в регионах с развитым научно-техническим потенциалом. Хозяйственно-правовые льготы

     12 декабря 1989 г. было принято  постановление Совета Министров  СССР о создании СЭЗ «Находка»  и «Выборг».

     Второй  этап (1990-1991 гг.) характеризуется дальнейшим совершенствованием правовой базы и разработкой концепции СЭЗ.

     В 1990 г. была создана Международная  ассоциация развития свободных экономических  зон (МАРСЭЗ). Она дала следующее  определение СЭЗ в России: «Это особые территориально-хозяйственные  образования, как правило, открытые для финансово-экономической деятельности любой страны, благоприятствующей экономическому, научно-техническому, экологическому, социальному развитию России, специально создаваемые путем дополнительного  делегирования им федеральными и  муниципальными органами России прав и полномочий, с жестко закрепленными  и соблюдаемыми границами, с собственным  зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления».

     МАРСЭЗ  была образована с целью поддержки  территориальных инициатив и  отработки новых форм и методов  управления в период перехода к рынку, создания законодательно-нормативных  документов, фактических программ.

     В 1990 г. был создан специальный орган  – Консультативный совет по свободным  экономическим зонам при Антимонопольном  комитете, на который была возложена  ответственность за создание СЭЗ  в стране. В этом же году были приняты 3 важных постановления Верховного Совета РСФСР: «О создании зон свободного предпринимательства» №106-1 от 4.07.1990г.; «О некоторых вопросах внешнеэкономической  деятельности РСФСР» от 28.08.1990 г.; «О создании зон свободного предпринимательства» №165-1 от 13.09.1990г.

     К началу 90-х гг. государственная концепция  свободных экономических зон  дополнилась множеством региональных инициатив. Эти инициативы получили свое развитие , как только в ходе суверенизации союзных республик  вопрос о создании СЭЗ был официально перенесен на республиканский уровень. В июле-сентябре 1990 г. Верховный Совет СССР принял предложения одиннадцати региональных советов народных депутатов об объявлении их территорий зонами свободного предпринимательства. Зоны были утверждены в Ленинграде, Выборге, Находке, а также в Калининградской, Сахалинской и Читинской областях, Алтайском крае, Кемеровской и Новгородской областях, городе Зеленограде, Еврейской автономной области.

     В 1990-1991 гг Совет Министров и Верховный  Совет РСФСР утвердили по каждой зоне отдельное положение, закреплявшее ее хозяйственно-правовой статус.

     С июля 1990 г по июнь 1991 г. статус свободной  экономической зоны был официально закреплен за 11 регионам общей площадью более 1 млн. кв. км, что составляет 7% территории России, и населением 18,5 млн. человек, или 135 от всего населения  страны.

     Третий  этап (1992-1994 гг.). Коренные экономические реформы, начатые в 1992 г., и либерализация всей хозяйственной жизни в стране заметно изменили отношение российского правительства к проблеме организации свободных экономических зон в России. Проект закона РФ «О свободных экономических зонах» предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей – свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В результате к осени 1994 г. наметились следующие важные особенности российской политики по отношению к СЭЗ:

  1. Урезание (до 1-2 кв.км) возможных размеров территорий, исключающее создание относительно крупных комплексных зон.
  2. Формальное заимствование и перенос на российскую почву простейших образцов из мировой практики без учета ее перспективных тенденций и увязки с национальной промышленной политикой.
  3. Усложненная система управления зонами, сопряженная с многочисленными бюрократическими согласованиями.

     Четвертый этап начался в 1995 г. К этому времени стало очевидно, что СЭЗ в России создаются в условиях крайне неразвитой законодательной базы и перспективы их развития во многом зависят от формирования эффективного законодательства.

     В 1998 г. был разработан проект закона «О свободных экономических зонах», одобренный Госдумой в 2000 г. В настоящее  время считаются созданными около 20 свободных экономических зон, из них можно выделить 12 крупных  СЭЗ, большая часть из которых  реально не функционирует.

2.2. Типы российских СЭЗ

     В соответствии с классификацией СЭЗ  по виду деятельности СЭЗ России можно  разделить на зоны экспортного производства, свободные таможенные зоны производственного  и торгового типов, а также  особые экономические зоны, технико-внедренческие  зоны, зоны трансграничного оказания услуг, в том числе банковские оффшорные центры и туристско-рекреационные  зоны.

  2.2.1. Зоны свободной торговли

     Зоны  свободной торговли (ЗСТ) представляют собой небольшие территориальные  образования, выведенные за пределы  национальной таможенной территории, деятельность которых направлена на ускорение товарооборота и стимулирование внешней торговли.

     ЗСТ специализируется на ввозе, хранении, сортировке и перевалке товаров. Зоны свободной торговли обычно создаются  на территории морских портов и аэропортов или в непосредственной близости от них.

     В России зоны свободной торговли существуют в форме таможенных складов, свободных  таможенных зон производственного  и торгового типов и магазинов  беспошлинной торговли.

     Первый  таможенный склад появился в России в 1980 г. в Бутове накануне олимпиады. В середине 1990-х гг. только в Москве насчитывалось свыше 150 складов различной специализации. Толчком к их быстрому росту послужил принятый в 1993 г.Таможенный кодекс РФ, который установил ранее не существовавшие таможенные режимы, такие, как свободный таможенные зоны и склады, магазины беспошлинной торговли, переработка товара на таможенной территории.

     Режим таможенных складов установлен для  хранения ввезенных  товаров без  взимания таможенных пошлин, а также  для вывозимых товаров с возвратом  пошлин или освобождением от них. За период хранения ввозимых товаров  на складах (до 3 лет) они могут пройти переработку, сортировку, упаковку, маркировку для последующего их вывоза за пределы  РФ или на территорию РФ.

     Еще более льготный режим имеют  свободные склады. Кроме льгот таможенных складов, они предоставляют возможность ведения производственной и коммерческой деятельности (кроме розничной торговли). Ограничений по срокам хранения товаров на свободных складах нет.

     Аналогичные условия установлены для свободных таможенных зон, где можно осуществлять производственную деятельность. Свободные таможенные зоны производственного типа создаются на участках территории РФ, имеющих развитую инфраструктуру и другие благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности.

     Первые  свободные таможенные зоны – «Шереметьево», «Московский франко-порт» и «Франко-порт Терминал» - были созданы в 1993 г. В 1994 г. в отдельных регионах РФ начали создаваться еще несколько зон («Шерризон» в Москве, «Гавань» в  Санкт-Петербурге, «Ростов» в Ростове-на-Дону); принято решение о создании СТЗ  в Ульяновске. СТЗ стали одними из немногих СЭЗ в России, получивших правовую поддержку в законе «О свободных  экономических зонах», который был  одобрен государственной Думой 9 июля 2000 г.

     Разновидностью  зон свободной торговли являются и специальные магазины беспошлинной торговли, которые располагаются  в крупнейших международных аэропортах страны. Эти магазины наделены правом беспошлинного ввоза товаров. В настоящее время на территории РФ существует 42 магазина беспошлинной торговли, совокупный ежегодный объем продаж, которых превышает сотни тысяч долларов.

  2.2.2. Экспортно-производственные зоны

     Зона  экспортного производства представляет собой ограниченный участок таможенной территории Российской Федерации, в  пределах которого устанавливается  особый режим предпринимательской  деятельности для участников этой зоны, вывозящих с ее территории за пределы  Российской Федерации более пятидесяти процентов товаров собственного производства, относящихся к продукции  обрабатывающих отраслей промышленности и отвечающих критериям происхождения  с территории указанной зоны. Порядок  определения происхождения товаров  с территории зоны экспортного производства устанавливает Правительство Российской Федерации.

     Зоны  экспортного производства создаются  в местах, имеющих выгодное экономико-географическое положение, развитые производственную и транспортную инфраструктуры и  другие благоприятные условия для  развития внешнеторговой и иных видов  внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

     Экспортно-производственные зоны создаются на территории со специальным  таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая  продукция. Эти зоны пользуются существенными  налоговыми и финансовыми льготами. Отличительная черта этих зон  состоит в том, что, используя  льготный валютно-финансовый и правовой режимы, государство на территории зоны обеспечивает развитие наиболее приоритетных отраслей промышленности или на территории депрессивных районов  стимулирует экспортное промышленное производство, привлекая для этого  иностранную валюту или инвестиции от местных, федеральных властей. Это создает условия для более эффективного использования местного сырья, полуфабрикатов, внедрения современных методов управления производством, подготовки кадров соответствующей квалификации, что, в конечном счете, содействует более быстрому социально-экономическому развитию других регионов и страны в целом.

     Наиболее  близка к понятию экспортно-производственной зоны СЭЗ «Находка», образованная в 1990 г.

     Главные отличительные черты этой зоны:

  • выгодное географическое положение и развитая транспортная сеть (конечный пункт транссибирской магистрали, четыре крупных действующих порта);
  • отсутствие реальных конкурентов на российском Дальнем востоке в сфере осуществления внешнеторговой деятельности со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;
  • определенный опыт внешнеэкономической деятельности: Находка была единственным открытым портом на Дальнем Востоке, через нее проходило до 25% годового экспорта России;
  • достаточно ограниченная территория (менее 5 тыс. кв.км).

     Основные  цели ее создания – обеспечить благоприятные  условия для привлечения иностранных  инвестиций и потенциала отечественных  предпринимателей для решения задач  социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексное освоение ресурсов региона, расширение экспортного производства.

     Исходя  из намеченных целей решением Правительства  России «О некоторых мерах по развитию свободной экономической зоны «Находка» (1994г.) и другими регулирующими  документами в СЭЗ для предприятий, иностранные взносы в которые  превышали 30%, были установлены следующие  льготы:

  • федеральный налог на часть прибыли, переводимой за границу, составляет 7%, а соответствующий местный налог – не более 3%;
  • прибыль и часть прибыли, переводимой за границу, полностью освобождается от налогообложения на 5 лет;
  • часть прибыли, реинвестируемой в развитие производства, а также в объекты инфраструктуры и социальной сферы СЭЗ, полностью освобождаются от налога.

     СЭЗ «Находка» добилась определенных положительных  результатов. Основными иностранными инвесторами в середине 1990-х гг. являлись Китай, Япония, США.

     Формирование  СЭЗ «Находка» не завершено. Первые положительные итоги функционирования СЭЗ «Находка» следующие: рост объемов  промышленного производства, рост инвестиций в основной капитал; развитие отдельных  элементов инфраструктуры, создание новых рабочих мест.

2.2.3. Технико-внедренческие зоны

Информация о работе Свободные экономические зоны: преимущества и перспективы, концепция в России