Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:53, курсовая работа
В мировой практике внешнеэкономической деятельности существуют различные модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяйственные структуры как свободные экономические зоны (СЭЗ).
Между тем в Российской Федерации свободные экономические зоны остаются относительно новым и недостаточно развитым явлением.
Введение 3
1. Общая характеристика СЭЗ в мировой экономике. 4
1.1. Сущность и характерные черты СЭЗ 4
1.2. Классификация СЭЗ 7
1.3. Мировой опыт и возможности его использования в России 10
2. СЭЗ в России 16
2.1. Этапы создания свободных экономических зон в России 16
2.2. Типы российских СЭЗ 19
2.2.1. Зоны свободной торговли 19
2.2.2. Экспортно-производственные зоны 21
2.2.3. Технико-внедренческие зоны 23
2.2.4. Сервисные зоны. 24
2.2.5. Комплексные СЭЗ 26
2.2.6. Международные СЭЗ 28
2.3. Условия создания СЭЗ в России 29
2.4. Современные СЭЗ в России 33
2.5. Проблемы СЭЗ в России 40
Заключение 44
Список литературы 46
Создание свободных экономических зон в России можно условно разделить на несколько этапов.
Первый этап охватывает вторую половину 80-х гг. и связан с разработкой концепции создания и функционирования свободных экономических зон, проект которой появился в 1989 г. В ней свободные экономические зоны рассматривались как элемент государственной внешней политики и способ стимулирования межгосударственных отношений СССР с зарубежными партнерами. По форме они должны были быть зонами совместного предпринимательства, точнее, компактными территориями с высокой концентрацией предприятий с иностранным капиталом. Предполагалось, что такие зоны будут создаваться в регионах с развитым научно-техническим потенциалом. Хозяйственно-правовые льготы
12
декабря 1989 г. было принято
постановление Совета
Второй этап (1990-1991 гг.) характеризуется дальнейшим совершенствованием правовой базы и разработкой концепции СЭЗ.
В
1990 г. была создана Международная
ассоциация развития свободных экономических
зон (МАРСЭЗ). Она дала следующее
определение СЭЗ в России: «Это
особые территориально-хозяйственные
образования, как правило, открытые
для финансово-экономической
МАРСЭЗ была образована с целью поддержки территориальных инициатив и отработки новых форм и методов управления в период перехода к рынку, создания законодательно-нормативных документов, фактических программ.
В
1990 г. был создан специальный орган
– Консультативный совет по свободным
экономическим зонам при
К
началу 90-х гг. государственная концепция
свободных экономических зон
дополнилась множеством региональных
инициатив. Эти инициативы получили
свое развитие , как только в ходе
суверенизации союзных
В 1990-1991 гг Совет Министров и Верховный Совет РСФСР утвердили по каждой зоне отдельное положение, закреплявшее ее хозяйственно-правовой статус.
С июля 1990 г по июнь 1991 г. статус свободной экономической зоны был официально закреплен за 11 регионам общей площадью более 1 млн. кв. км, что составляет 7% территории России, и населением 18,5 млн. человек, или 135 от всего населения страны.
Третий этап (1992-1994 гг.). Коренные экономические реформы, начатые в 1992 г., и либерализация всей хозяйственной жизни в стране заметно изменили отношение российского правительства к проблеме организации свободных экономических зон в России. Проект закона РФ «О свободных экономических зонах» предусматривал формирование преимущественно микрозон двух разновидностей – свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В результате к осени 1994 г. наметились следующие важные особенности российской политики по отношению к СЭЗ:
Четвертый этап начался в 1995 г. К этому времени стало очевидно, что СЭЗ в России создаются в условиях крайне неразвитой законодательной базы и перспективы их развития во многом зависят от формирования эффективного законодательства.
В
1998 г. был разработан проект закона
«О свободных экономических зонах»
В соответствии с классификацией СЭЗ по виду деятельности СЭЗ России можно разделить на зоны экспортного производства, свободные таможенные зоны производственного и торгового типов, а также особые экономические зоны, технико-внедренческие зоны, зоны трансграничного оказания услуг, в том числе банковские оффшорные центры и туристско-рекреационные зоны.
Зоны
свободной торговли (ЗСТ) представляют
собой небольшие
ЗСТ специализируется на ввозе, хранении, сортировке и перевалке товаров. Зоны свободной торговли обычно создаются на территории морских портов и аэропортов или в непосредственной близости от них.
В России зоны свободной торговли существуют в форме таможенных складов, свободных таможенных зон производственного и торгового типов и магазинов беспошлинной торговли.
Первый таможенный склад появился в России в 1980 г. в Бутове накануне олимпиады. В середине 1990-х гг. только в Москве насчитывалось свыше 150 складов различной специализации. Толчком к их быстрому росту послужил принятый в 1993 г.Таможенный кодекс РФ, который установил ранее не существовавшие таможенные режимы, такие, как свободный таможенные зоны и склады, магазины беспошлинной торговли, переработка товара на таможенной территории.
Режим
таможенных складов установлен для
хранения ввезенных товаров без
взимания таможенных пошлин, а также
для вывозимых товаров с
Еще более льготный режим имеют свободные склады. Кроме льгот таможенных складов, они предоставляют возможность ведения производственной и коммерческой деятельности (кроме розничной торговли). Ограничений по срокам хранения товаров на свободных складах нет.
Аналогичные
условия установлены для свобод
Первые
свободные таможенные зоны – «Шереметьево»,
«Московский франко-порт» и «
Разновидностью зон свободной торговли являются и специальные магазины беспошлинной торговли, которые располагаются в крупнейших международных аэропортах страны. Эти магазины наделены правом беспошлинного ввоза товаров. В настоящее время на территории РФ существует 42 магазина беспошлинной торговли, совокупный ежегодный объем продаж, которых превышает сотни тысяч долларов.
Зона
экспортного производства представляет
собой ограниченный участок таможенной
территории Российской Федерации, в
пределах которого устанавливается
особый режим предпринимательской
деятельности для участников этой зоны,
вывозящих с ее территории за пределы
Российской Федерации более пятидесяти
процентов товаров собственного
производства, относящихся к продукции
обрабатывающих отраслей промышленности
и отвечающих критериям происхождения
с территории указанной зоны. Порядок
определения происхождения
Зоны
экспортного производства создаются
в местах, имеющих выгодное экономико-географическое
положение, развитые производственную
и транспортную инфраструктуры и
другие благоприятные условия для
развития внешнеторговой и иных видов
внешнеэкономической
Экспортно-
Наиболее
близка к понятию экспортно-
Главные отличительные черты этой зоны:
Основные
цели ее создания – обеспечить благоприятные
условия для привлечения
Исходя
из намеченных целей решением Правительства
России «О некоторых мерах по развитию
свободной экономической зоны «Находка»
(1994г.) и другими регулирующими
документами в СЭЗ для
СЭЗ «Находка» добилась определенных положительных результатов. Основными иностранными инвесторами в середине 1990-х гг. являлись Китай, Япония, США.
Формирование
СЭЗ «Находка» не завершено. Первые
положительные итоги
Информация о работе Свободные экономические зоны: преимущества и перспективы, концепция в России