Свободные экономические зоны: преимущества и перспективы, концепция в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

В мировой практике внешнеэкономической деятельности существуют различные модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяйственные структуры как свободные экономические зоны (СЭЗ).
Между тем в Российской Федерации свободные экономические зоны остаются относительно новым и недостаточно развитым явлением.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика СЭЗ в мировой экономике. 4
1.1. Сущность и характерные черты СЭЗ 4
1.2. Классификация СЭЗ 7
1.3. Мировой опыт и возможности его использования в России 10
2. СЭЗ в России 16
2.1. Этапы создания свободных экономических зон в России 16
2.2. Типы российских СЭЗ 19
2.2.1. Зоны свободной торговли 19
2.2.2. Экспортно-производственные зоны 21
2.2.3. Технико-внедренческие зоны 23
2.2.4. Сервисные зоны. 24
2.2.5. Комплексные СЭЗ 26
2.2.6. Международные СЭЗ 28
2.3. Условия создания СЭЗ в России 29
2.4. Современные СЭЗ в России 33
2.5. Проблемы СЭЗ в России 40
Заключение 44
Список литературы 46

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 80.31 Кб (Скачать)

     ОАО «ОЭЗ» создано в 2006 году, его единственным акционером является государство. С  момента принятия закона об ОЭЗ в 2005 году и до 2010 компания действовала  как заказчик строительства инфраструктуры, накопив уникальный для России опыт в этой сфере. С 2006 года бюджетные  вложения на развитие особых экономических  зон России составили более 44 миллиардов рублей или порядка $1,5 миллиардов.

     С 2006 года по 2010 год в особые экономические зоны России пришло 238 инвестора из 18 стран, и этот процесс набирает обороты. Среди них есть такие транснациональные гиганты как Yokohama, Isuzu, Itochu, Sojitz, Air Liquide, Bekaert, Rockwool и другие. Объем заявленных резидентами инвестиций – более 150 миллиардов рублей или порядка $ 5 миллиардов.

     ОАО «ОЭЗ» привлекает инвесторов из числа  крупнейших международных и российских корпораций либо независимых специализированных компаний среднего размера и работает с ними, аккумулируя лучший мировой  опыт в области развития и управления особыми экономическими зонами.

     Цели  создания с точки  зрения государства:

  • Привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий хотя бы на ограниченную часть территории страны.
  • Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.
  • Развитие экспортной базы.
  • Импортозамещение.
  • Апробация новых методов менеджмента и организации труда.

     Цели  создания с точки  зрения инвесторов:

  • Освоение новых рынков сбыта.
  • Приближение производства к потребителю.
  • Минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин(как в случае, например, с Калининградской областью)
  • Доступ к инфраструктуре.
  • Использование более дешёвой рабочей силы.
  • Снижение административных барьеров.
  • Развитие территории.

     Для организации эффективно функционирующей  зоны с особым экономическим  режимом необходимо руководствоваться  следующими принципами, наработанными мировой  практикой:

  • прибыльности, предпринимательской и инвестиционной активности;
  • конкурентоспособности бизнеса по сравнению с аналогичной деятельностью другой территории за счет использования новых форм и методов организации;
  • целеполагания как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;
  • единства предпринимательской и управленческой инициативы в условиях компромисса интересов хозяйствующих субъектов и СЭЗ (соответствия структуры управления СЭЗ экономическим условиям);
  • обеспечения законодательства, нормативных и режимных требований, а также условий кредитования, фрахта, таможенных услуг, операций с ценными бумагами.

     Мировой опыт (Японии, США, Европы, Азии) показывает, что  на функционирование СЭЗ оказывают  влияние следующие  факторы:

  • политическая стабильность;
  • инвестиционные гарантии;
  • качество инфраструктуры;
  • квалификация рабочей силы;
  • упрощение административных структур;

     Необходимо  также учитывать, что в условиях России привлечение иностранных  инвесторов возможно через перспективу  освоения обширного отечественного рынка.

     Сегодня можно утверждать, что создание и  функционирование СЭЗ на территории России лишь в малой степени достигло поставленных целей, как на региональном, так и на общегосударственном  уровне. При реализации этой новой  для страны задачи возникло множество  проблем различного характера, разрешение которых предстоит в ближайшем  будущем.

2.4. Современные СЭЗ в России

     Инвестиции  в особые экономические зоны –  это оптимальная форма вложений в экономику России, которая характеризуется  устойчивым посткризисным ростом (4% по итогам 2010 года)*, растущей потребительской  активностью одного из самых емких  рынков планеты (численность населения  России составляет 141 млн человек, а  вместе с сопредельными государствами  – 281 млн человек) и третьими в  мире золотовалютными резервами (476 млрд. долларов в III квартале 2010 года).

     Россия  обладает внушительными трудовыми  ресурсами (94,1 млн человек) и влиятельными научно-техническими школами, значительная часть которых сосредоточена  в регионах расположения особых экономических  зон. В распоряжении инвесторов высококвалифицированные  кадры, а также доступ к НИОКР  в области естественных, технических  и медицинских наук.

     Выгодное  географическое положение России, развитая транспортная инфраструктура и включенность в систему международных транспортных коридоров, большая часть которых  проходит по территории страны, позволяет  в кратчайшие сроки выводить продукцию  особых экономических зон как  на внутренний рынок, так и на рынки  Европы, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского и Северо-американского регионов.

     Вызовы  России, связанные с недостаточно высокими темпами модернизации промышленности и обновления инфраструктуры, являются стратегическими возможностями  для инвесторов особых экономических  зон. Локализация высокотехнологичной  продукции в условиях льготного  налогового и таможенного режима открывает перед инвесторами  ОЭЗ емкий российский рынок, испытывающий дефицит качественной и доступной  промышленной продукции местного производства.

     Особые  экономические зоны обладают уникальным свойством – они убирают административные барьеры, ограждают инвесторов от коррупции, обеспечивают инвесторам прямой доступ к преимуществам российской экономики  и преобразуют вызовы, перед которыми стоит Россия, в предпосылки серьезного коммерческого успеха. Компании Yokohama, Isuzu, Air Liquide, Bekaert, Rockwool, Sollers оценили потенциал российских ОЭЗ и успешно ведут в них свой бизнес.

     В России особые экономические зоны системно начали развиваться с 22 июля 2005 года, когда был принят Федеральный  закон № 116 «Об особых экономических  зонах в Российской Федерации». В 2006 году для реализации законопроекта  было создано ОАО «Особые экономические  зоны».

     На 1 ноября 2010 года в особых экономических  зонах зарегистрировано 238 инвестора, среди них – 25 компаний с участием иностранного капитала из 18 стран. В  промышленных зонах работают 31 резидентов, в инновационных – 187, в туристических  – 20.

     В особые экономические зоны инвестировано 45 млрд рублей государственных инвестиций, или 1,5 млрд долларов. Из них около 15 млрд рублей вложено в ОЭЗ промышленного  типа, 26 млрд рублей - в инновационные  зоны, 2,5 млрд рублей – в туристические. Частные инвесторы заявили более 200 млрд руб.

     Государство создает благоприятные условия  для инвесторов за счет предоставления налоговых, таможенных и административных преференций. Следуя за интересами инвесторов, государство за счет бюджетных средств  строит в особых экономических зонах  инновационную, инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру.

     Инвесторы российских особых экономических зон  освобождаются от налога на землю, имущество  и транспорт сроком на 5 и более  лет. Есть опция по снижению налога на прибыль. Для резидентов инновационных  экономических зон предусмотрено  сокращение ставки единого социального  налога. Все инвесторы имеют правовые гарантии, которые защищают их от возможных  неблагоприятных изменений в  налоговом законодательстве.

     Также стоит отметить льготные арендные ставки на землю и офисные помещения. Инвесторы имеют право выкупа земельного участка под возведенными ими объектами капитального строительства.

     На  территориях особых экономических  зона действует режим свободной  таможенной зоны. Это значит, что  иностранные товары размещаются  и используются в ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную  стоимость. А российские товары размещаются  и используются на условиях, применяемых  к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

     В особых экономических зонах формируется  режим дружественного администрирования, включающий предоставление услуг в  режиме «одного окна». В работе системы  «одного окна» задействованы  федеральные и региональные органы исполнительной власти, оказывающие  наиболее востребованные инвесторам ОЭЗ  услуги.

     Основное  направление развития портово-логистической  зоны в Хабаровском крае – формирование современного многопрофильного портового, судоремонтного центра, который опирается  на удобное географическое положение  и уже существующую инфраструктурную базу.

     Промышленные

     Обширные  территории, расположенные в  крупных  промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям –  это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет  повысить конкурентоспособность продукции  на российском рынке за счет снижения издержек.

     22 декабря 2005 постановлением Правительства РФ в России организовано две промышленно-производственные зоны в городах:

  • Елабуга — ОЭЗ «Алабуга».
  • Липецк — ОЭЗ «Липецк».

     Промышленные  зоны располагаются на территории Елабужского  района Республики Татарстан и Грязинского  района Липецкой области. 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства  РФ о создании особой экономической  зоны промышленно-производственного  типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает  к Тольятти.

     В числе приоритетных направлений  деятельности промышленных зон производство:

  • Автомобилей и автокомпонентов
  • Строительных материалов
  • Химической и нефтехимической продукции
  • Бытовой техники и торгового оборудования

     Инновационные

     Расположение  инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных  центрах, имеющих богатые научные  традиции и признанные исследовательские  школы, открывает большие возможности  для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции  и вывода ее на российские и международные  рынки.

     22 декабря 2005 постановлением Правительства РФ в России организовано четыре технико-внедренческих (инновационных) в городах:

  • Дубна,
  • Москва (Зеленоград, ТВЗ «Зеленоград», Сколково),
  • Санкт-Петербург (посёлок Стрельна, зона «Нойдорф»),
  • Томск;

     Пакет таможенных льгот и налоговых  преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам  наряду с растущим спросом на новые технологии и  модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные  ОЭЗ привлекательными для венчурных  фондов, а также разработчиков  и производителей высокотехнологичной  продукции.

     Приоритетными направлениями развития инновционных зон являются:

  • Нано- и биотехнологии
  • Медицинские технологии
  • Электроника и средства связи
  • Информационные технологии
  • Точное и аналитическое приборостроение
  • Ядерная физика

     Туристические

     Располагаясь  в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации  туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

     3 февраля 2007 года постановлениями  Правительства РФ в России  создано семь особых экономических  зон туристcко-рекреационного типа:

  • в Республике Алтай — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 67
  • в Республике Бурятия — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 68
  • в Алтайском крае — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 69
  • в Краснодарском крае — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 70
  • в Ставропольском крае — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 71
  • в Иркутской области — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 72
  • в Калининградской области — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 73

     Портовые

Информация о работе Свободные экономические зоны: преимущества и перспективы, концепция в России