Свободные экономические зоны: преимущества и перспективы, концепция в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

В мировой практике внешнеэкономической деятельности существуют различные модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяйственные структуры как свободные экономические зоны (СЭЗ).
Между тем в Российской Федерации свободные экономические зоны остаются относительно новым и недостаточно развитым явлением.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика СЭЗ в мировой экономике. 4
1.1. Сущность и характерные черты СЭЗ 4
1.2. Классификация СЭЗ 7
1.3. Мировой опыт и возможности его использования в России 10
2. СЭЗ в России 16
2.1. Этапы создания свободных экономических зон в России 16
2.2. Типы российских СЭЗ 19
2.2.1. Зоны свободной торговли 19
2.2.2. Экспортно-производственные зоны 21
2.2.3. Технико-внедренческие зоны 23
2.2.4. Сервисные зоны. 24
2.2.5. Комплексные СЭЗ 26
2.2.6. Международные СЭЗ 28
2.3. Условия создания СЭЗ в России 29
2.4. Современные СЭЗ в России 33
2.5. Проблемы СЭЗ в России 40
Заключение 44
Список литературы 46

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 80.31 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение 3

1. Общая характеристика СЭЗ в  мировой экономике. 4

1.1. Сущность и характерные черты  СЭЗ 4

1.2. Классификация СЭЗ 7

1.3.  Мировой опыт и возможности  его использования в России 10

2. СЭЗ в России 16

2.1. Этапы создания свободных экономических  зон в России 16

2.2. Типы российских СЭЗ 19

2.2.1. Зоны свободной торговли 19

2.2.2. Экспортно-производственные зоны 21

2.2.3.  Технико-внедренческие зоны 23

2.2.4. Сервисные зоны. 24

2.2.5. Комплексные СЭЗ 26

2.2.6. Международные СЭЗ 28

2.3. Условия создания СЭЗ в России 29

2.4. Современные СЭЗ в России 33

2.5. Проблемы СЭЗ в России 40

Заключение 44

Список  литературы 46 

 

Введение

     В мировой практике внешнеэкономической  деятельности существуют различные  модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду комплексных  формирований есть и такие хозяйственные  структуры как свободные экономические  зоны (СЭЗ).

     Между тем в Российской Федерации свободные  экономические зоны остаются относительно новым и недостаточно развитым явлением.

     Их  создание началось в 1990-х гг. С началом  рыночных реформ экономики возникла необходимость использования в  широких масштабах наиболее эффективных  форм внешнеэкономического сотрудничества, которые позволили бы увеличить  степень втянутости государства  в мирохозяйственные связи, более  результативно и полно использовать выгоды от участия в международном  разделении труда.  

     Значительную  роль в международном экономическом  сотрудничестве может сыграть создание свободных экономических зон.

     По  состоянию на начало 2010 года в России было создано 23 СЭЗ федерального значения, их создание было направлено на экспортного потенциала, увеличение поступлений в Россию валютной выручки от экспорта, активизация экономического и социального развития страны. Но, несмотря на столь прекрасные цели оценка деятельности свободных экономических зон в России неоднозначна. И в настоящее время свободные экономические зоны являются темой для острых дискуссий. 

     Цель  данной работы:

  • рассмотреть понятие свободных экономических зон,
  • оценить функционирование СЭЗ,
  • рассмотреть ситуацию в РФ с СЭЗ,
  • определить механизм создания и функционирования СЭЗ в РФ,
  • рассмотреть их значение в экономике России.

1. Общая характеристика СЭЗ в мировой экономике.

1.1. Сущность и характерные черты СЭЗ

     Осо́бая, cвобо́дная или специа́льная экономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) —  ограниченная территория с особым юридическим  статусом по отношению к остальной  территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или  иностранных предпринимателей. Главная  цель создания таких зон — решение  стратегических задач развития государства  в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических  задач.

     Понятие «свободная экономическая зона»  собирательно и условно. По подсчетам  экспертов Центра ООН по транснациональным  корпорациям, в настоящее время  существует, по крайней мере, 30 различных  определений этого понятия. Все  они отражают беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров  в зоне, ее определенную обособленность в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях от остальной территории страны, а также тесную связь с  мировым рынком.

     В соответствии с документами Международной  конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (г. Киото, 1973 г.) под  свободной зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются  как объекты, находящиеся за пределами  национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и потому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению. Из этого определения видно, что  свобода обособленной части государственной  территории является не абсолютной, а  относительной. Свободной эта территория является лишь в том отношении, что  ввезенные в нее товары освобождаются  от таможенных пошлин и налога на импорт, которые в соответствии с национальным таможенным законодательством применяются  в отношении ввозимых товаров на других территориях страны. Таким образом, местные законы не освобождают товаровладельцев от соблюдения соответствующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его.

     Можно выделить следующие характерные  черты СЭЗ:

     1) выделение их из таможенной границы государства и установления особого режима регулирования ввоза и вывоза товаров и услуг. Как правило, импорт на территорию зон средств производства, комплектующих, материалов и сырья, необходимых для производственного процесса, а также товаров широкого потребления и продуктов питания для продажи внутри страны осуществляется беспошлинно. В свободных экономических зонах обычно не взимаются и экспортные пошлины, принятые в некоторых странах.

     2) Система преференций и льгот,  предоставляемых иностранным и  национальным инвесторам, в том  числе:

  • внешнеторговые (снижение или отмена экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);
  • фискальные, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
  • финансовые, включающие различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно - в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.
  • административные, упрощающие процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.

     3) наличие локальной, относительно  обособленной системы управления  зоной, наделенной правом принимать  самостоятельные решения в широком  экономическом спектре. 

     Свободные экономические зоны создаются в  целях организации в зонах  новых производств, обеспечения  полной занятости рабочей силы, развития экспортного потенциала, увеличения поступлений в Российскую Федерацию  валютной выручки от экспорта товаров, активизации внешнеэкономических  связей, экономического и социального  развития Российской Федерации и  ее отдельных регионов на основе привлечения  иностранных и российских инвестиций, новых техники, технологий, опыта  управления свободными экономическими зонами.

     Исходя  из задач, поставленных при формировании той или иной зоны, предъявляются  соответствующие требования к ее размещению. Наиболее общими из них  являются:     

    • благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам и развитые транспортные коммуникации;
    • значительный производственный потенциал, развитые производственная и социальная инфраструктуры;
    • существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал.

     Территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное расположение с другими странами, располагают морскими торговыми  портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

     В отдельных случаях создание СЭЗ  оказывается целесообразным и в  районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и  социальной инфраструктурой, но позволяющих реализовывать важные долгосрочные общегосударственные программы.

1.2. Классификация СЭЗ

     В настоящее время в экономической  литературе имеет место четкая классификация  свободных экономических зон. Во-первых, это торгово-складские зоны, в  составе которые существует несколько  подвидов:

     - зоны внешней торговли,

     - свободные таможенные зоны,

     - свободные беспошлинные зоны,

     - свободные порты. 

     Другая  крупная группа - это экспортно-производственные зоны, в составе которых можно  отдельно выделить:

     - зоны совместного предпринимательства,

     - зоны свободного предпринимательства,

     - предпринимательские зоны,

     - специальные экономические зоны.

     Еще один существенный вид свободных  экономических зон - это научно-исследовательский  парк, внутри которого можно выделить:

     -  инновационные центры,

     - исследовательский парк и

     - научный парк.

     Наконец, наиболее общая группа зон - это комплексные  или комбинированные свободные  экономические зоны.

     Существует  и еще целый ряд признаков, по которым можно провести классификацию  свободных экономических зон. Например, можно различать их в зависимости  от размеров, в зависимости от участия  одной или нескольких стран. Различают  и так называемые международные  свободные экономические зоны - таможенные союзы, общие рынки, валютно-экономические союзы. Особый вид свободных экономических зон - оффшорные зоны.

     СЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

     По  функциям

  • Зона свободной торговли (ЗСТ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.).
  • Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы.
  • Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы.
  • Туристско-рекреационная зона (ТРЗ) — территория, на которой ведется туристско-рекреационная деятельность — создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма.
  • Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками).
  • Комплексная зона.

Информация о работе Свободные экономические зоны: преимущества и перспективы, концепция в России