Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:53, курсовая работа
В мировой практике внешнеэкономической деятельности существуют различные модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяйственные структуры как свободные экономические зоны (СЭЗ).
Между тем в Российской Федерации свободные экономические зоны остаются относительно новым и недостаточно развитым явлением.
Введение 3
1. Общая характеристика СЭЗ в мировой экономике. 4
1.1. Сущность и характерные черты СЭЗ 4
1.2. Классификация СЭЗ 7
1.3. Мировой опыт и возможности его использования в России 10
2. СЭЗ в России 16
2.1. Этапы создания свободных экономических зон в России 16
2.2. Типы российских СЭЗ 19
2.2.1. Зоны свободной торговли 19
2.2.2. Экспортно-производственные зоны 21
2.2.3. Технико-внедренческие зоны 23
2.2.4. Сервисные зоны. 24
2.2.5. Комплексные СЭЗ 26
2.2.6. Международные СЭЗ 28
2.3. Условия создания СЭЗ в России 29
2.4. Современные СЭЗ в России 33
2.5. Проблемы СЭЗ в России 40
Заключение 44
Список литературы 46
Специализируются
эти зоны на разработке новейших технологий,
товаров и материалов, а также
на экспериментальном
В зависимости от того, что
преобладает в экономической
структуре научно-технической
1.
Инновационный центр – это
экономическая структура,
2.
Технологический парк. Это структура,
обладающая достаточно большой
территорией, на которой
3.
Исследовательский парк. Это структура,
в рамках которой научно-
В России наиболее широко представлены технологические парки (технопарки). В настоящее время в России создано 29 технопарков и 63 инновационных центров, которые объединены в ассоциацию «Технопарк». Наиболее успешно функционируют «Зеленоград» и «Дубна».
Особым
видом свободных экономических
зон являются сервисные зоны или
зоны услуг. Эти узкоспециализированные
зоны, появившиеся в 1980-90-е гг., к
которым относятся территории с
льготным режимом предпринимательской
деятельности, специализирующиеся на
оказании различного рода услуг –
банковских, информационных, туристических
и других, чаще всего деловых. К
числу сервисных зон относятся
финансовые центры, зоны банковских и
страховых услуг, а также оффшорные
зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ),
которые привлекают предпринимателей
благоприятным валютно-
Особой формой сервисных зон являются оффшорные зоны.
Под термином «оффшорная зона» понимают территории, привлекающие иностранные капиталы посредством предоставления налоговых и других льгот при проведении финансово-кредитных операций в иностранной валюте с иностранными резидентами. Помимо налоговых льгот, представляемых оффшорными юрисдикциями, существуют также валютные, инвестиционные, таможенные, регистрационные льготы, льготы по предоставлению ежегодной отчетности и аудиторским проверкам, способам управления и режиму конфиденциальности.
Как
правило, оффшорные центры располагаются
на территориях с выгодным географическим
положением, развитыми транспортными
и телекоммуникационными
В России в 1990-е гг. стали возникать такие сервисные зоны, как банковские оффшорные центры и эколого-экономические зоны.
Первая оффшорная зона была создана в Калмыкии в 1994 г., затем в Ингушетии была создана зона экономического благоприятствования. В 1997 г. был организован оффшорный центр «Золотое кольцо» в Угличе. Несколько позже оффшорные зоны появились в Туве, Смоленске, Эвенкии. В российских оффшорных зонах действуют значительные налоговые льготы. Например, в Калмыкии компании-нерезиденты освобождены от уплаты: налога на прибыль, зачисляемого в бюджет республики и местные бюджеты; сборов на нужды образовательных учреждений; налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налога на владельцев транспортных средств; налога на приобретение транспортных средств.
Кроме
того, органы исполнительной власти Калмыкии
имеют право освобождать
Новым
явлением в российской практике создания
СЭЗ стали туристско-
В
России первой эколого-экономической
зоной мог стать эколого-
Крупной
эколого-экономической зоной
На практике зон «чистого типа», специализирующихся на одной функции почти нет. Наиболее распространены зоны, в которых сочетаются торговые, производственные, исследовательские функции, т.е. комплексные зоны.
Отличие комплексных СЭЗ от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли, импортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма. Их функции включают развитие экспортно-ориентированного производства, финансового рынка, страхования, коммуникаций, туризма и т.д.
К комплексным зонам может быть отнесена СЭЗ «Янтарь», созданная Постановление Верховного Совета РСВСР в январе 1991 г. на территории Калининградской области.
Цели создания зоны трактовались так
Для реализации данных целей у зоны были хорошие предпосылки. Калининградская область – западный анклав России, обладающий незамерзающим портом на Балтийском море и развитой транспортной сетью. На территории области находятся уникальное месторождение янтаря (около 90% мировых запасов), месторождения нефти, бурого угля, каменной соли, минеральной воды. На нее приходится 10% общероссийского лова рыбы и морепродуктов. Область обладает богатым лечебно-курортным потенциалом.
Историко-географические
факторы сделали СЭЗ «Янтарь»
особенно привлекательной для
Можно отметить определенные позитивные результаты ее деятельности. В отрасли выросли новые отрасли – автомобильная (из импортных комплектующих собираются автомобили «КИА», «БМВ», «Хаммер») и мебельная, сборочные производства бытовых приборов и электроники, холодильного оборудования, видеокассет, картриджей для бытовых фильтров для очистки воды. Сформировался значительный сектор малого предпринимательства, существенно возросла роль сферы услуг, повысилась роль области в обслуживании внешнеторговых связей России. Одновременно в СЭЗ «Янтарь2 сохраняются зависимость от дотаций центра, высокие базовые ставки, введенные управлением литовских железных дорог на перевозки товаров из Калининградской области транзитом через Литву, низкий объем иностранных инвестиций на душу населения, огромный торговый дефицит, рост теневой экономики.
Международные СЭЗ, формирование которых занимает особое место во внешнеэкономической политике России. Такие зоны создаются в приграничных районах двух или нескольких стран с участием как частных фирм, так и соответствующих государств. Наиболее ярким примером международной СЭЗ может служить создаваемая на границе России, Китая и КНДР зона Туманган.
Географически район включает провинцию Северный Хамген (КНДР), Яньбаньский автономный округ провинции Цзилинь (КНР) и южную часть Приморья. Главная цель проекта – ускорение темпов экономического развития территории и повышение благосостояния населения путем привлечения инвестиций и развития внутренней и транзитной торговли. Предполагается, что в ближайшие 20 лет в экономическое развитие региона будет инвестировано около 30 млрд долл., в том числе половину расходов составят объекты инфраструктуры. Реализация этого проекта предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России. В СЭЗ будет построен порт, а также будут построены промышленные предприятия с использованием китайской и корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять сырье для переработки на эти предприятия. Предприниматели, организовавшие производство в СЭЗ, будут пользоваться многими льготами. Проект создания СЭЗ предполагает также прокладку железной дороги через территорию Китая, государства Средней Азии и Европу, которая заметно сократить путь в Европу.
Участие России в реализации этой программы позволит ей:
В ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:
На территории государства могут создаваться только четыре типа ОЭЗ:
Никакая
ОЭЗ, кроме зон туристско-
На территории ОЭЗ не допускается:
Кроме того, для Калининградской области Федеральным Законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. предусмотрены особые условия функционирования ОЭЗ (распространение режима ОЭЗ на территорию всей области, значительные налоговые и таможенные льготы).
Управляющая компания
ОАО «Особые экономические зоны» (ОАО «ОЭЗ») - управляющая компания, в ведении которой находятся 23 действующих и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Из 23 действующих зон 2 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 7 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 2 на развитии портово-логистических и транспортных узлов.
Информация о работе Свободные экономические зоны: преимущества и перспективы, концепция в России