Свободные экономические зоны: преимущества и перспективы, концепция в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

В мировой практике внешнеэкономической деятельности существуют различные модели территориально-хозяйственного управления. В этом ряду комплексных формирований есть и такие хозяйственные структуры как свободные экономические зоны (СЭЗ).
Между тем в Российской Федерации свободные экономические зоны остаются относительно новым и недостаточно развитым явлением.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика СЭЗ в мировой экономике. 4
1.1. Сущность и характерные черты СЭЗ 4
1.2. Классификация СЭЗ 7
1.3. Мировой опыт и возможности его использования в России 10
2. СЭЗ в России 16
2.1. Этапы создания свободных экономических зон в России 16
2.2. Типы российских СЭЗ 19
2.2.1. Зоны свободной торговли 19
2.2.2. Экспортно-производственные зоны 21
2.2.3. Технико-внедренческие зоны 23
2.2.4. Сервисные зоны. 24
2.2.5. Комплексные СЭЗ 26
2.2.6. Международные СЭЗ 28
2.3. Условия создания СЭЗ в России 29
2.4. Современные СЭЗ в России 33
2.5. Проблемы СЭЗ в России 40
Заключение 44
Список литературы 46

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 80.31 Кб (Скачать)

     Специализируются  эти зоны на разработке новейших технологий, товаров и материалов, а также  на экспериментальном мелкосерийном  производстве. Как правило, СТВЗ формируются  вокруг сложившихся научных центров. Специфика льготного режима заключается  в акценте на поощрение малого венчурного бизнеса. Преференции в  данном случае должны обеспечить успех  деятельности предприятий на начальных, наиболее рискованных стадиях деятельности.

       В зависимости от того, что  преобладает в экономической  структуре научно-технической зоны, выделяют 3 их типа:

     1. Инновационный центр – это  экономическая структура, размещенная  в пределах небольшого участка  и предназначенная преимущественно  для маленькой, только что созданной  компании.

     2. Технологический парк. Это структура,  обладающая достаточно большой  территорией, на которой размещаются  наукоемкие фирмы разных размеров  и стадий развития, позволяющая  развертывать небольшие производства на основе научно-технических разработок местного исследовательского центра (университета).

     3. Исследовательский парк. Это структура,  в рамках которой научно-технические  новшества разрабатываются только  до стадии прототипа. В таких  парках объединяются промышленные  компании, научно-исследовательские  и опытно-конструкторские учреждения, с приоритетным развитием последних.

     В России наиболее широко представлены технологические парки (технопарки). В настоящее время в России создано 29 технопарков и 63 инновационных  центров, которые объединены в ассоциацию «Технопарк». Наиболее успешно функционируют  «Зеленоград» и «Дубна».

2.2.4. Сервисные зоны.

     Особым  видом свободных экономических  зон являются сервисные зоны или  зоны услуг. Эти узкоспециализированные зоны, появившиеся в 1980-90-е гг., к  которым относятся территории с  льготным режимом предпринимательской  деятельности, специализирующиеся на оказании различного рода услуг –  банковских, информационных, туристических  и других, чаще всего деловых. К  числу сервисных зон относятся  финансовые центры, зоны банковских и  страховых услуг, а также оффшорные  зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ), которые привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем  банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.

     Особой  формой сервисных зон являются оффшорные зоны.

     Под термином «оффшорная зона» понимают территории, привлекающие иностранные  капиталы посредством предоставления налоговых и других льгот при  проведении финансово-кредитных операций в иностранной валюте с иностранными резидентами. Помимо налоговых льгот, представляемых оффшорными юрисдикциями, существуют также валютные, инвестиционные, таможенные, регистрационные льготы, льготы по предоставлению ежегодной отчетности и аудиторским проверкам, способам управления и режиму конфиденциальности.

     Как правило, оффшорные центры располагаются  на территориях с выгодным географическим положением, развитыми транспортными  и телекоммуникационными сетями, вблизи крупных международных финансовых и торговых центров.

     В России в 1990-е гг. стали возникать  такие сервисные зоны, как банковские оффшорные центры и эколого-экономические  зоны.

     Первая  оффшорная зона была создана в  Калмыкии в 1994 г., затем в Ингушетии  была создана зона экономического благоприятствования. В 1997 г. был организован оффшорный  центр «Золотое кольцо» в Угличе. Несколько позже оффшорные зоны появились в Туве, Смоленске, Эвенкии. В российских оффшорных зонах  действуют значительные налоговые  льготы. Например, в Калмыкии компании-нерезиденты освобождены от уплаты: налога на прибыль, зачисляемого в бюджет республики и местные бюджеты; сборов на нужды образовательных учреждений; налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы; налога на владельцев транспортных средств; налога на приобретение транспортных средств.

     Кроме того, органы исполнительной власти Калмыкии имеют право освобождать организации, пользующиеся налоговыми льготами в  соответствии с законом, от уплаты местных  налогов и сборов.

     Новым явлением в российской практике создания СЭЗ стали туристско-рекреационные  и эколого-экономические зоны. Эти  зоны специализируются на таких сферах предпринимательской деятельности, которые не разрушают и не загрязняют окружающую среду. К таким сферам относятся туризм, рекреация, валютно-финансовые операции, различного рода услуги (консалтинг, аудит, связь и телекоммуникации и др.), сфера образования, здравоохранение  и др.

     В России первой эколого-экономической  зоной мог стать эколого-экономический  регион (ЭЭР) «Алтай», созданный в 1991 г. в целях формирования экспериментальной  модели устойчивого развития в рамках общегосударственной программы  по охране окружающей среды. В ЭЭР  «Алтай» была введена система  ограничения режимов природопользования и хозяйствования, установлены экологические  нормы и стандарты, отвечающие международным  требованиям, действовала эффективная  система налоговых льгот. Однако практика зоны «Алтай» показала, что  отсутствие необходимых финансовых средств создает значительные трудности  для нормального функционирования и выполнения поставленных задач. В 2002 г. ЭЭР «Алтай» прекратил свое существование.

     Крупной эколого-экономической зоной могут  стать Кавказские минеральные воды в Ставропольском крае, которые специализируются на развитии туризма, рекреационной  сферы и создании экологически чистой курортной зоны. В 1999 г. в Санкт-Петербурге принято решение о создании туристско-рекреационных  зон, которые будут вкдючать туристические  комплексы г. Пушкин, Петродворца  и Курортного района. Эти зоны получат  различные льготы, которые могут  привести к расширению туризма в  регионе, увеличению валютных поступлений  в местный бюджет.

2.2.5. Комплексные СЭЗ

     На  практике зон «чистого типа», специализирующихся на одной функции почти нет. Наиболее распространены зоны, в которых сочетаются торговые, производственные, исследовательские  функции, т.е. комплексные зоны.

     Отличие комплексных СЭЗ от других форм заключается  в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной  торговли, импортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма. Их функции включают развитие экспортно-ориентированного производства, финансового рынка, страхования, коммуникаций, туризма и т.д.

     К комплексным зонам может быть отнесена СЭЗ «Янтарь», созданная  Постановление Верховного Совета РСВСР  в январе 1991 г. на территории Калининградской  области.

     Цели  создания зоны трактовались так

  • ускорение решения задач социально-экономического развития Калининградской области;
  • повышение жизненного уровня населения в области на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами:
  • обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологий и управленческого опыта, потенциала российских предприятий для увеличения экспортных возможностей региона;                         
  • развитие производства экспортной и импортозамещающей продукции, трансконтинентального транзита;
  • отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.      

     Для реализации данных целей у зоны были хорошие предпосылки. Калининградская  область – западный анклав России, обладающий незамерзающим портом на Балтийском море и развитой транспортной сетью. На территории области находятся  уникальное месторождение янтаря (около 90% мировых запасов), месторождения  нефти, бурого угля, каменной соли, минеральной  воды. На нее приходится 10% общероссийского  лова рыбы и морепродуктов. Область  обладает богатым лечебно-курортным  потенциалом.

     Историко-географические факторы сделали СЭЗ «Янтарь» особенно привлекательной для предпринимателей из Западной Европы, в первую очередь  из Германии. СЭЗ «Янтарь» были предоставлены  значительные экономические льготы.

     Можно отметить определенные позитивные результаты ее деятельности. В отрасли выросли новые отрасли – автомобильная (из импортных комплектующих собираются автомобили «КИА», «БМВ», «Хаммер») и мебельная, сборочные производства бытовых приборов и электроники, холодильного оборудования, видеокассет, картриджей для бытовых фильтров для очистки воды. Сформировался значительный сектор малого предпринимательства, существенно возросла роль сферы услуг, повысилась роль области в обслуживании внешнеторговых связей России. Одновременно в СЭЗ «Янтарь2 сохраняются зависимость от дотаций центра, высокие базовые ставки, введенные управлением литовских железных дорог на перевозки товаров из Калининградской области транзитом через Литву, низкий объем иностранных инвестиций на душу населения, огромный торговый дефицит, рост теневой экономики.

  2.2.6. Международные СЭЗ

     Международные СЭЗ, формирование которых занимает особое место во внешнеэкономической политике России. Такие зоны создаются в приграничных районах двух или нескольких стран с участием как частных фирм, так и соответствующих государств. Наиболее ярким примером международной СЭЗ может служить создаваемая на границе России, Китая и КНДР зона Туманган.

     Географически район включает провинцию Северный Хамген (КНДР), Яньбаньский автономный округ провинции Цзилинь (КНР) и  южную часть Приморья. Главная  цель проекта – ускорение темпов экономического развития территории и  повышение благосостояния населения  путем привлечения инвестиций и  развития внутренней и транзитной торговли. Предполагается, что в ближайшие 20 лет в экономическое развитие региона будет инвестировано  около 30 млрд долл., в том числе  половину расходов составят объекты  инфраструктуры. Реализация этого проекта предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России. В СЭЗ будет построен порт, а также будут построены промышленные предприятия с использованием китайской и корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять сырье для переработки на эти предприятия. Предприниматели, организовавшие производство в СЭЗ, будут пользоваться многими льготами. Проект создания СЭЗ предполагает также прокладку железной дороги через территорию Китая, государства Средней Азии и Европу, которая заметно сократить путь в Европу.

     Участие России в реализации этой программы  позволит ей:

  • увеличить объем транзитных перевозок из Китая и Монголии;
  • стимулировать создание в Приморском крае новых обрабатывающих производств с участием иностранного капитала и развитие международного туризма;
  • уменьшить уровень безработицы;
  • активизировать торгово-экономические связи со странами региона;
  • усилить контроль за экономическими аспектами регионального сотрудничества;
  • получить дополнительные возможности для укрепления своих позиций в Северо-Восточной Азии.

2.3. Условия создания СЭЗ в России

     В ФЗ «Об особых экономических зонах  в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий  создания ОЭЗ на территории России:

     На  территории государства могут создаваться  только четыре типа ОЭЗ:

  • Технико-внедренческие (площадью не более 3 км²);
  • Промышленно-производственные (площадью не более 20 км²);
  • Туристско-рекреационные;
  • Портовые

     Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований  или включать полностью территорию административного образования;

     На  территории ОЭЗ не допускается:

  • Добыча и переработка полезных ископаемых;
  • Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;
  • ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
  • Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса.

     Кроме того, для Калининградской области  Федеральным Законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. предусмотрены особые условия  функционирования ОЭЗ (распространение  режима ОЭЗ на территорию всей области, значительные налоговые и таможенные льготы).

     Управляющая компания

     ОАО «Особые экономические зоны» (ОАО  «ОЭЗ») - управляющая компания, в ведении которой находятся 23 действующих и вновь создаваемые особые экономические зоны России. Из 23 действующих зон 2 специализируются на развитии промышленного производства, 4 на технологических инновациях, 7 на развитии туристско-рекреационного бизнеса, 2 на развитии портово-логистических и транспортных узлов.

Информация о работе Свободные экономические зоны: преимущества и перспективы, концепция в России