Сущность инновационной деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Основной целью выполнения курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления инновациями на уровне предприятия «Гомельвагонмаш» для получения большей прибыли.
Объектом исследования является предприятие «Гомельвагонмаш».

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………..………………………….............… ..…..5
1. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ……………………...……….....7
1.1 Сущность инновационной деятельности на предприятии………………7
1.2 Инновации и конкурентоспособность предприятия................................10
1.3 Формы управления инновационной деятельностью …………………...12
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «Гомельвагонмаш» ………………………...…16
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ……....16
2.2 Анализ инновационной деятельности предприятия и характеристика инновационных процессов ………………………………………..………....20
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ …...............29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...................39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………......................40

Работа содержит 1 файл

Сущность инновационной деятельности на предприятии.docx

— 203.87 Кб (Скачать)

     Освоение  производства новой продукции на ОАО «Гомельвагонмаш» идет нарастающими темпами: в 2010г по сравнению с 2009г удельный вес ее увеличился на 4,6%. Экономические последствия инноваций на предприятии наблюдались следующие: увеличение объема выпускаемой продукции, расширение рынков сбыта (как внутренних так и внешних); повышение конкурентоспособности и снижение материалоемкости.

     Факторы, которые оказывали отрицательное  влияние на инновационную деятельность:

  1. Отсутствие финансовых средств.
  2. Высокие кредитные ставки.
  3. Высокий уровень инфляции.
  4. Трудности с поставками сырья и материалов.
  5. Отсутствие финансовых средств у заказчика.
  6. Не совершенность законодательной базы.

     На  первом этапе своего исследования рассмотрим, какие же основные виды продукций  были внедрены за 2 года на ОАО «Гомельвагонмаш» и какие новинки планируются к выпуску на 2011 год.

     Инновационная политика ОАО «Гомельвагонмаш» в 2009 году была направлена на разработку, создание и освоение новых деталей для вагонов и модернизацию серийно выпускаемых, на обеспечение их конкурентоспособности. По договору с МинМашпромом Беларуси за счет бюджетного финансирования  проводились работы по повышению технического уровня, эксплуатационной безопасности и сертификации деталей для вагонов с целью повышения объема поставок на экспорт.

     Разработана программа и согласована в  установленном порядке «Программа и методика конструкторских испытаний  вагона для угля и др. сыпучих  грузов модели 12-4034-02». Результаты испытаний  показали, что конструкция вагона по своим прочностным показателям  и ходовым качествам соответствуют  уровню показателей зарубежных образцов и может согласно заключению ВНИИПСТ  эксплуатироваться на промышленных и магистральных путях на общем  основаниях. По результатам проведенных  испытаний готовится сертификация указанных деталей для вагонов. 
 
 
 

      

Таблица 2.3 –  Основные показатели инновационной  деятельности ОАО «Гомельвагонмаш» за 2009-2010гг.

Название  показателей Годы
  2009 2010
Научно-технический  потенциал, чел.

    1. Среднесписочная численность работающих.

 
 
2304
 
 
2223
    2. Численность специалистов, которые выполняют научно-технические работы.
 
 
57
 
 
100
Виды  инновационных затрат, руб.

   Общая сумма инновационных затрат, в т.ч. по направлениям, в %:

-- выполнение научно-исследовательских работ:

     а) собственными силами;

     б) сторонними организациями

-- технологическая подготовка производства

-- приобретение новых установок

-- маркетинг, реклама

-- другие затраты

 
100 
 
 

32,1

21,9 

19,6

--

--

26,4

 
100 
 
 

--

-- 

--

3,5

8

88,5

Источники финансирования,% :

    1. Собственные средства

    2. Госбюджет

    3. Госинновационный фонд

    4. Кредиты

    5. Средства заказчика

    6. Другие источники

100

10

80

--

--

--

10

100

45

10

5

--

30

10

Обновление  продукции:

    1. Удельный вес продукции, %:

  -- принципиально новой;

  -- усовершенствованной;

  -- продукции без изменений.

 
100

21,3

--

78,7

 
100

24,6

--

75,4

     В отчетном 2009 г. ОАО работал над созданием ряда новых специализированных и магистральных деталей для вагонов и усовершенствовании конструкции ранее созданных средств ж/д транзита.

     Уже давно назрела проблема перевозок  ж/д транзитом тяжелых трейлеров  и автопоездов.

     В 2009 г. проведен комплекс испытаний опытного вагона для перевозки длинномерных (до 25 м) грузов – рельсы, шпукет, трубы.

     Перевозка указанных грузов в настоящее  время в Белоруссии и странах СНГ производится на универсальных вагонах с «прикрытиях», т.е. сцепами. Крепления груза на вагонах осуществляется с большими материальными и трудовыми затратами, неэкономен. Все тары деталей для вагонов, на которых перевозится длинномерные грузы, как правило, превышает вес груза.

     Внедрение осевого вагона значительно снизит затраты на перевозку и крепление  грузов. Ведется подготовка к производству указанных деталей для вагонов, осваивается выпуск сварных двутавровых  балок ~ 90, используемых в качестве боковых элементов рамы.

     Конструкторами  объединения проводится большая  работа по доводке и совершенствованию  конструкции промышленного думпкара грузоподъемностью 90 т. Эксплуатационные испытания подтвердили эффективность их применения на перевозках руды на открытых горных разработках Беларуси.

           В 2009 г. разработан вариант думпкара для металлургических предприятий, который может быть использован для перевозки горячих отходов металлургического производства, изготовлен опытный образец такого думпкара. Разработан проект модернизации тележки с осевой нагрузкой 32 т. Используемой в качестве ходовой части думпкара, выполнены разработки и эксперименты по созданию варианта – воздухозамедлителя для разгрузочной системы думпкара.

           В 2010 г. ОАО «Гомельвагонмаш» совместно с ДИИТ провели предварительные испытания двух опытных образцов указанной платформы, в том числе:

     - испытание от действия вертикальной  статистической и продольной  нагрузки 150 –250 т.;

     - испытание по определению напряжения  в элементах конструкции вагона  от действия ударных нагрузок;

     - тормозные испытания в порожнем  режиме.

           В 2010 г. по специально разработанной программе проведён полный комплекс предварительных испытаний вагона для перевозки длинномерных (до 25 м) грузов – рельсов, шпунт, трубы. В ходе проведения испытаний полученные положительные результаты, подтверждающие высокую эффективность разработанной конструкции вагона по сравнению с универсальным подвижным ж/д составом в части значительного снижения затрат на перевозку и крепление длинномерных грузов.

           Вагон для длинномерных грузов рекомендован межведомственной комиссией для серийного производства.

           ОАО «Гомельвагонмаш» проведена технологическая подготовка производства и выпуска установочной партии в количестве 10 деталей для  вагонов данной модификации.

           Внедрение новшеств на предприятии главным образом  улучшает его финансовую стабильность, а именно: уменьшается его себестоимость, увеличивается прибыль. Открываются  новые возможности для улучшения  условий труда и техники безопасности, улучшаются качества выпускаемых изделий, снижается трудоемкость изготовления продукции, происходит высвобождение  численности и т.д.

           Но более конкретно  рассмотреть, как именно повлияли инновационные  перемены на финансовую стабильность предприятия мы сможем воспользовавшись актами новой техники, предоставленными на предприятии ОАО «Гомельвагонмаш».

     1. Мероприятие: «Усовершенствование технологии изготовления дет. 4034.02.144 на вагон для угля мод. 12 – 4034».

     До  внедрения мероприятия деталь 4034.02.144 изготавливалась из толстого листа 4х1250х6000 ст.3 кп.3. Согласно мероприятия  предложена схема раскроя детали из отходов детали 4034.01.117 (лист).

           Экономия металлопроката составила 39,5 т. на 1в/кт. вагона для  угля мод. 12 – 4034.

           Экономический эффект равен экономии от снижения себестоимости: 3,650 млн.руб. в расчете на год и  с момента внедрения.

     2. Мероприятие. Разработать конструкцию платформы для тяжеловесной обрези мод. 23 – 4052 с целью снижения себестоимости за счет использования металлопроката из углеродистых сталей общего назначения. Результаты анализа испытаний и уточненные прогнозные расчеты позволили изменить конструкцию платформы для тяжеловесной обрези мод. 23 – 4052 в части изготовления данной платформы из углеродистых сталей обычного качества взамен низколигированных марок сталей, что привело к снижению себестоимости.

     Экономический эффект составил:

  • в 2009 году: 21,947 млн.руб.
  • в 2010 году: 22,394 млн.руб.
    1. Мероприятие. Отработать конструкцию платформы для тяжеловесной обрези мод. 23 – 4052 с целью снижения себестоимости за счет использования металлопроката углеродистых сталей общего назначения.  
       

Таблица 2.4. - Сводная  таблица изменения затрат на 1 в/кт. платформы для тяжеловесной обрези.

Наименование  затрат Ед. изм. До внедрения После внедрения Изменение
1.Изменение  затрат по металлопрокату 

2.Изменение  затрат по по сварочным материалам

 
млн.руб. 

млн.руб.

3,287 

3,436

2,853 

3,305

-0,434 

-0,131

3.Итого млн.руб. 3,631 3,183 -0,448

     Исходя  из экономии от снижения себестоимости  и их выпуска по плану экономический  эффект равен экономии от снижения себестоимости:

  • в расчете на год: 22,4 млн.руб. (0,448 50 шт);
  • с момента внедрения: 21,45 млн.руб. (0,448 49 шт.).

     Из  рассмотренных выше мероприятий  можно сделать вывод, что за счет внедрения инновационных перемен  снижение себестоимости, а следовательно  и улучшалась финансовая стабильность предприятия.

     Себестоимость продукции является одним из важнейших  экономических показателей деятельности предприятия. Именно в себестоимости  продукции концентрируются все  затраты на производство и реализацию продукции и именно здесь определяются резервы по их уменьшению.

     Уменьшение  затрат на производство пропорционально  связано с уменьшением прибыли  предприятия, а увеличение прибыли  влечет за собой техническое развитие предприятия, также улучшение материального  и социального благополучия работающих.

Таблица 2.5 –  Показатели работы ОАО «Гомельвагонмаш» за 2009-2010гг. (в сопоставимых ценах).

Показатели 2009 2010
    1. Выручка от реализации (без НДС и акцизов)

    2. Среднегодовая стоимость основных фондов

    3. Среднегодовая стоимость нематериальных активов

    4. Чистая прибыль

         37212,8

48724,7 

108,4

3960,30

      40651,5

90459,5 

162,3

2741,8

 

     По  данным таблицы 2.5 произведем расчет показателей  рентабельности продукции, использования  основных фондов и нематериальных активов (таблица 2.6) 
 
 

Таблица 2.6 –  Показатели рентабельности продукции, основных фондов и нематериальных активов  на ОАО «Гомельвагонмаш» за 2009-2010гг.

Показатели Услов-ное  обо-значение 2009г. 2010г. Абсолют-ное  значение Коэффи-циент  динамики
    1. Рентабельность продукции, млн.руб.

    2. Рентабельность нематериальных активов, млн.руб.

    3. Коэффициент соотношения нематериальных активов и основных фондов

    4. Рентабельность основных фондов, млн.руб.

    5. Чистая прибыль, млн.руб.

    6. Среднегодовая стоимость основных фондов, млн.руб.

 
а 
 

б 
 

в 

RфЧ×бЧ×в

П=аЧ×бЧ×вЧ×г 

г

 
0,1048 
 

349,29 
 

0,00222 

0,0813

3960,3 

48724,7

 
0,0676 
 

250,47 
 

0,00179 

0,0303

2741,8 

90459,5

 
-0,0372 
 

-98,82 
 

-0,000426 

-0,05099

-1218,5 

+41734,8

 
0,645 
 

0,719 
 

0,806 

0,3728

0,692 

7,856

Информация о работе Сущность инновационной деятельности на предприятии