Сущность инновационной деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Основной целью выполнения курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления инновациями на уровне предприятия «Гомельвагонмаш» для получения большей прибыли.
Объектом исследования является предприятие «Гомельвагонмаш».

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………..………………………….............… ..…..5
1. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ……………………...……….....7
1.1 Сущность инновационной деятельности на предприятии………………7
1.2 Инновации и конкурентоспособность предприятия................................10
1.3 Формы управления инновационной деятельностью …………………...12
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «Гомельвагонмаш» ………………………...…16
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ……....16
2.2 Анализ инновационной деятельности предприятия и характеристика инновационных процессов ………………………………………..………....20
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ …...............29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...................39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………......................40

Работа содержит 1 файл

Сущность инновационной деятельности на предприятии.docx

— 203.87 Кб (Скачать)

     Главной предпосылкой инновационной стратегии  является моральное старение выпускаемой продукции и технологии. В связи с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттестацию выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса. [9, с.20-23]

     Инновация — это работа, требующая знаний, изобретательности, таланта. Успешная инновация требует упорнейшей сосредоточенной работы. Если вы к ней не готовы, не помогут ни знания, ни талант.

     Наконец, инновация означает изменения в  экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.

     Для осуществления предприятием инновационной  деятельности, оно должно иметь такую  структуру и такой настрой, которые  способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства, атмосферы восприятия нового как благоприятной возможности. При этом необходимо учесть ряд важных моментов.

     Основной  организационный принцип для  инновации заключается в создании команды из лучших работников, освобожденных от текущей работы.

     Прибыль от реализации инновационного проекта  существенно отличается от прибыли, получаемой за выпуск отлаженной продукции. На протяжении длительного времени новаторские начинания могут не давать ни прибыли, ни роста, а только потреблять ресурсы. Затем инновация в течение длительного времени должна быстро разрастаться и возвращать вложенные в ее разработку средства по меньшей мере в пяти-десятикратном размере, иначе ее можно рассматривать как неудачную. Нововведение начинается с малого, но результаты его должны быть масштабными. [2, с.91]

     Предприятием  следует управлять таким образом, чтобы в нем создавалась атмосфера  восприятия нового не как угрозы, а  как благоприятной возможности. Сопротивления изменениям коренятся в страхе перед неизвестным. Каждый работник должен осознать, что нововведения — это лучшее средство сохранить и укрепить свое предприятие. Более того, необходимо понять, что нововведения — это гарантия занятости и благополучия каждого работника. Организация инновационной деятельности на основе указанных принципов позволит предприятию продвинуться вперед и добиться успеха. [1, с.29]

1.3 Формы управления инновационной деятельностью

     Существуют  два направления организации  эффективного управления инновационным  процессом:

     1. интеграция всех стадий инновационного  проекта в единый непрерывный  процесс, изменение структуры  всех уровней управления и  координация связей между ними по вертикали и горизонтали;

     2. выделение управления инновационными  процессами в самостоятельный  объект управления, т.е. обособление  инновационных структур от подразделений,  выполняющих традиционные функции. 

     На  практике используются оба подхода  с преобладанием одного из них. Оптимизация  организационной структуры предприятия  для осуществления инновационного процесса является одной из важнейших  задач высшего руководства.

     Для разработки и производства инновации, как правило, создают специальные  подразделения, действующие подобно  независимой фирме, т.е. самостоятельно осуществляющие свою производственную и рыночную политику до тех пор, пока динамично растут объем продаж и  прибыль. Если рост замедляется, то проводят реорганизацию: слияние подразделения  с другими или изменение его  внутренней структуры, в т.ч. деление  на более мелкие самостоятельные  звенья. Если сразу у нескольких подразделений одновременно возникают  общие научно-технические затруднения, то целесообразно создание специального звена для их преодоления. В случае возникновения противоречия между  интересами двух подразделений, создают  так называемую “зонтичную” группу, которая курирует оба подразделения  одновременно. Если противоречия затрагивают  несколько подразделений, то они  реорганизуются.

     В рамках предприятия возможен ряд  организационных форм управления инновационным  процессом, которые доказали свою эффективность. [3, с.74]

     - советы, комитеты, рабочие группы  по разработке технической политики, которые готовят предположения  для руководства предприятия  по стратегическим направлениям  инновационного процесса;

     - отделения и центральные службы  развития новых продуктов, которые  координируют инновационную деятельность, согласуют цели и направления  технического развития, контролируют  процесс разработки новой продукции  и её внедрение;

     - проектно-целевые группы, выполняющие  научные исследования и разработку  новой продукции от идеи до  серийного производства. Их создают  в качестве самостоятельных подразделений  и подчиняют высшему руководству  предприятия. Как правило, такие  группы действуют на временной  основе, хотя бывают и постоянные  группы. Как показывает зарубежный  опыт, именно проектно-целевые группы  являются основной формой организации  инновационного процесса;

     - отделы научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  - традиционные подразделения, создающие  новую продукцию. В последнее  время их роль возросла за  счет разработки и доведения  до стадии освоения новых перспективных  идей;

     - центры развития, задачей которых  является завоевание позиций  на рынке путем расширения  объема продаж. Такие подразделения  являются хозяйственно самостоятельными. Причем материальное поощрение  их персонала зависит от успехов  на рынке;

     - венчурные структуры выступают  зачастую в качестве дочерних  компаний крупных корпораций, либо  как самостоятельные предприятия.  Они разрабатывают и внедряют  научно-технические идеи, связанные  с повышенным коммерческим риском, который в случае успеха компенсируется  значительной прибылью;

     - специальные инновационные фонды,  создаваемые из прибыли для  стимулирования внедрения инноваций;

     - аналитические группы, включающие  в свой состав управляющих,  исследователей и сотрудников  функциональных отделов. Они прогнозируют  развитие технологии, анализируют  тематику исследований, перспективные  идеи и т.д. 

     Характерной тенденцией развития инновационной  деятельности является поиск предприятиями  интеграционных связей друг с другом. Это обусловлено дефицитом финансовых средств, дороговизной кредитов, усложнением  и удорожанием научно-исследовательских  работ, снижением продолжительности  жизненного цикла продукта, необходимостью комплексного использования различных  технологий. Поэтому кооперация между  предприятиями для осуществления  инновационной деятельности часто  оказывается более эффективной, чем её внутрифирменная организация.

     Хозяйственная практика показывает, что размер предприятия  в целом не влияет на эффективность  инновационного процесса. [3]

     Как крупные, так и мелкие предприятия  обладают специфическими преимуществами, которые проявляются в конкретной ситуации. Преимущества крупных предприятий:

     - наличие больших материальных, финансовых  и интеллектуальных ресурсов  для осуществления дорогостоящих  нововведений;

     - возможность проведения многоцелевых  исследований, при которых объединяются  усилия специалистов в различных  областях знаний;

     - возможность параллельной разработки  нескольких нововведений и выбора  оптимального варианта из нескольких  разрабатываемых;

     - меньшая вероятность банкротств  в случае неудачи некоторых  инноваций.

     Роль  мелких предприятий в разработке инноваций также велика, когда  нововведения не требуют значительных ресурсов. Преимущества мелких предприятий:

     · возможность быстрого переключения на оригинальные работы, мобильность  и нетрадиционные подходы;

     · возможность деятельности в тех  областях, где крупным предприятиям результаты представляются неперспективными, ограниченными или слишком рискованными при незначительных масштабах прибыли  в случае успеха;

     · фактическое отсутствие бюрократического руководства.

     Необходимость поиска принципиально новых подходов в сочетании с требованиями быстрого и гибкого внедрения результатов  в производство, доведение их до рынка способствуют объединению  преимуществ крупных и мелких предприятий: покупка крупными предприятиями  лицензий, предоставление ссуд, приобретение акций или поглощение компаний, освоивших  новый продукт или технологию, привлечение мелких высокотехнологичных  предприятий в качестве поставщиков  и субподрядчиков. [3, с.105]

     Выводы 

     В данной главе мы произвели теоретический  анализ инновационной деятельности предприятия, а именно выяснили содержание и роль инновационной деятельности в работе предприятия. Таким образом, инновационная деятельность является необходимым условием развития инновационных  процессов, и управление этой областью является одной из задач инновационного менеджера.

     Установили  объективную значимость инновационной  деятельности, заключающуюся в признании  ее в качестве главного фактора в  системе факторов, обеспечивающих развитие и повышение эффективности производства.

     При этом подчеркнули следующее: для  осуществления инновационной деятельности предприятие должно иметь такую  структуру и такой настрой  его коллектива, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства  и восприятия нового как благоприятную  возможность его сохранения и  развития.

     Рассмотрели формы управления инновационной  деятельностью. Показали  взаимосвязь конкурентоспособности и инновационной деятельности.

2. Анализ управления инновационной деятельностью на предприятии на примере. Результат анализа.

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

     ОАО «Гомельвагонмаш» –  крупнейший в  Беларуссии и СНГ разработчик и изготовитель деталей для грузовых и промышленных машин, для вагонов, для различных отраслей промышленности.

     Сейчас  ОАО «Гомельвагонмаш» – это более 16 производственных цехов и участков, 8 основных, 8 вспомогательных, оснащенных современной технической оснасткой  и оборудованием, специализированными  комплексно – механизированными  линиями.

     Организационная структура управления ОАО создана  с учетом производственно-технических  и организационных факторов. Действует  единая социально-бытовая сфера предприятия.  Организационная структура ОАО ранее имела ряд особенностей: с целью централизации работ по изготовлению новых видов продукции была создана специальная конструкторско- технологическое бюро по вагоностроению, которое объединяла в себе конструкторские, технологические службы, отдел материальных нормативов и др. технические службы. С недавнего времени управление инновационными ресурсами осуществляет гл. инженер через зам. гл. инженера (см.  рисунок 2.1)

Гл. инженер
УМТС
ПЭО
ОГМет

Информация о работе Сущность инновационной деятельности на предприятии