Сущность инновационной деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 01:03, курсовая работа

Описание работы

Основной целью выполнения курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию управления инновациями на уровне предприятия «Гомельвагонмаш» для получения большей прибыли.
Объектом исследования является предприятие «Гомельвагонмаш».

Содержание

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………..………………………….............… ..…..5
1. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ……………………...……….....7
1.1 Сущность инновационной деятельности на предприятии………………7
1.2 Инновации и конкурентоспособность предприятия................................10
1.3 Формы управления инновационной деятельностью …………………...12
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «Гомельвагонмаш» ………………………...…16
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ……....16
2.2 Анализ инновационной деятельности предприятия и характеристика инновационных процессов ………………………………………..………....20
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ …...............29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...................39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………......................40

Работа содержит 1 файл

Сущность инновационной деятельности на предприятии.docx

— 203.87 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     Стратегическое  устойчивое развитие любого предприятия  в современных условиях невозможно без системного и постоянного  использования новшеств. Достижения высоких конечных положительных  результатов в производственной, экономической, социальной, экологической  и других сферах функционирования предприятия  становится возможным при  непременном  условии интенсивной и масштабной реализации результатов научной  и нововведенческой деятельности. В  процессе становления и развития рыночных отношений в нашей стране разработка и внедрение различных  нововведений  (технических, технологических, организационных, управленческих и  др.) становится важнейшей предпосылкой стабильного и устойчивого развития предприятия в условиях жесточайшей  конкуренции.

     Инновационная деятельность предприятия представляет собой такую сферу его функционирования, которая направлена на практическое использование научных, научно-технических  результатов и интеллектуального  потенциала с целью обновления производительных сил. Получения новых или улучшения  производимых видов продукции, способов их производства и удовлетворения рыночных потребностей общества в конкурентоспособных  товарах и услугах, а также  развития организационно-экономических  отношений  и взаимодействия в  рыночной среде.

     Объективными  предпосылками развития инновационной  деятельности являются необходимость  повышения конкурентоспособности  выпускаемой продукции и предприятия  в целом; постоянное стремление предприятий- производителей расширять рынки  сбыта своих товаров и удовлетворять  на этой основе рыночные потребности; реальные возможности увеличить  сумму получаемой прибыли.

     На  современном этапе технологической  революции предприятия стремятся  увеличить удельный вес новшеств реализованных в инновациях, что  позволяет им повышать уровень монополизма  в данной сфере и диктовать  покупателям и конкурентам свою политику. Новшества могут разрабатываться  по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара. В условиях рынка как системы экономических  отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируется  спрос, предложение и цена, основными  факторами инновационной деятельности выступают новшества.

     Этим  объясняется актуальность выбранной  темы курсовой работы.

     Основной  целью выполнения курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию  управления инновациями на уровне предприятия  «Гомельвагонмаш» для получения большей прибыли.

     Объектом  исследования является   предприятие  «Гомельвагонмаш».

     Предметом исследования является инновационная  деятельность предприятия и его  экономическая эффективность.

     В курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:

  • исследована теория инновационной деятельности предприятия;
  • выявлено влияние человеческого фактора на инновационную стратегию промышленного предприятия;
  • дана общая характеристика предприятия ОАО «Гомельвагонмаш»;
  • выполнен анализ технико-экономических показателей ОАО «Гомельвагонмаш»;
  • проведено исследование управления инновационной деятельностью ОАО «Гомельвагонмаш»;
  • разработаны мероприятия по совершенствованию управления инновациями на предприятии ОАО «Гомельвагонмаш»;
  • выполнен расчет экономической эффективности от внесенных предложений.

     Теоретической базой исследования послужила экономическая  литература, периодическая печать, материалы представленные предприятием ОАО «Гомельвагонмаш».

  1. СОДЕРЖАНИЕ  И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ  ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.
    1. Сущность  инновационной деятельности на предприятии

     Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Результатом  инновационной деятельности являются новые или дополнительные товары/услуги или товары/услуги с новыми качествами. [4, с.61]

     Также инновационная деятельность может  быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению  и использованию инноваций.

     Вопросам  управления инновационной деятельностью  посвящено отдельное направление  менеджмента — инновационный  менеджмент.

     Инновационный менеджмент – сравнительно новое  понятие для научной общественности и предпринимательских кругов Беларуси. Именно в настоящее время Беларусь становится восприимчива к новшествам. На смену одним формам и методам  управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью  буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса. [3, с.34]

     В специальной литературе и официальных  документах чаще всего использовались понятия управления научно-техническим  прогрессом, внедрение достижений науки  и техники в производство и  т.п., что характерно для централизованно  управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую  и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Для них  «новшество» – веление времени  и необходимость производства. Этим принципиальным отличием объясняется  различие в содержании отдельных  понятий в области инновационного менеджмента.

     Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского  слова innovation. Буквальный перевод с  английского означает «введение  новаций» или в нашем понимании  этого слова – «введение новшеств». Под новшеством понимается новый  порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества.

     Таким образом, с момента принятия к  распространению новшество приобретает  новое качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества  на рынок принято называть процессом  коммерциализации. Период времени между  появлением новшества и воплощением  его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

     В повседневной практике, как правило, отождествляют понятия «новшество», «новация», «нововведение», «инновация», что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или  методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты  к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они  выступают как нововведения (инновации). [11, с.261]

     Общеизвестно, что переход от одного качества к  другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и т.п.). Процесс  перевода новшества (новации) в нововведении (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. Таким образом, в условиях рынка  как системы экономических отношений  купли-продажи товаров, в рамках которой формируется спрос, предложение  и цена, основными компонентами инновационной  деятельности выступают новшества, (новации), инвестиции рынка капитала (инвестиции), нововведения (инновации) рынка чистой конкуренции. Эти три  основных компонента и образуют сферу  инновационной деятельности (рис.1).

      

                                        

     Рисунок 1.1.1-Схема инновационной деятельности 

     Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование  новшества в виде новых технологий, видов продукции и услуг; организационно-технических, социально-экономических решений  производственного, финансового, коммерческого, административного или иного  характера. Период времени от зарождения идеи, создания и распространения  новшества и до его использования  принято называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как  инновационный процесс. [15, с.254-260]

     Рынок новшеств (новаций). Основным товаром  рынка является научный и научно-технический  результат – продукт интеллектуальной деятельности, на который распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с  действующими международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.

     Рынок новшеств формируют научные организации, вузы, временные научные коллективы, объединения научных работников, научно-исследовательские подразделения  коммерческих организаций, самостоятельные  лаборатории и отделы, отечественные  и зарубежные новаторы.

     Рынок чистой конкуренции нововведений. Рынком чистой конкуренции называется совокупность продавцов и покупателей, совершающих  сделки со сходным товаром в ситуации, когда ни один покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен. При всем разнообразии форм участия организаций  на рынке новшеств определяющим условием является объем инвестиций как в  сферу научной и научно-технической  деятельности, так и в процесс  преобразования новшеств в нововведения.

     Рынок капитала (инвестиций). В инновационной  сфере определяющую роль играют долгосрочные и среднесрочные инвестиции, так  как инновационный процесс длится в среднем 3 – 5 лет и более. Как  нами отмечалось раньше экономическая  политика в Республики Беларусь в  инвестиционной деятельности в переходный период ориентирована на государственные  источники финансирования. В перспективе  целесообразно государственную  промышленную политику Беларуси строить  исходя из закрепления в законодательном  порядке следующих основных норм инвестиционной политики:

  • на безвозвратной основе из республиканского бюджета могут финансироваться только фундаментальные научные исследования, а также объекты республиканского значения некоммерческого характера и объекты, связанные с поддержанием национальной безопасности;
  • все остальные виды централизованных инвестиций могут осуществляться только на возвратной и конкурсной основах;
  • преимущественной формой предоставления государственных ресурсов на возвратной основе является инвестирование путем покупки ценных бумаг или выдачи государственных гарантий по эмитируемым ценным бумагам. [11, с.48]

1.2 Инновации и конкурентоспособность предприятия.

     Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности  выпускаемой продукции (услуг). [1]

     Конкурентоспособность — это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента — потребительские свойства и цена — являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги).

     Вместе  с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

     Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

     Управлять конкурентоспособностью — значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

     Движущей  силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается повышать качество продукции (услуг), улучшать полезный эффект товара, тем самым добиваться конкурентного преимущества данного товара. Таким образом, обеспечение конкурентоспособности товара требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

Информация о работе Сущность инновационной деятельности на предприятии