Сущность и основные формы корпоративного предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являются комплексный анализ и оценка процесса интеграции корпоративного сектора в экономике в целом, и в частности Казахстана и на этой основе разработка направлений дальнейшего развития интеграции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3


ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И СТРУКТУРА КОРПОРАТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


1.1. Корпоративная форма и виды организации бизнеса………................……6

1.2. Предпринимательство и отношения собственности в современных корпоративных структурах...................................................................................10


ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН


2.1. Холдинговая форма интегрированных корпоративных структур (на примере предприятия)...........................................................................................16

2.2. Сравнительный анализ правового регулирования корпоративных отношений за рубежом и в Республике Казахстан.….….….….….….….……21


ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


3.1. Совершенствование законодательства как фактор повышения эффективности функционирования интегрированных формирований……...27

3.2. Методы совершенствования таможенной и налоговой системы..............29


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................34


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

     Участники корпоративных отношений (далее - участники) - физические лица (группы физических лиц), юридические лица (группы юридических  лиц), физические и юридические лица (группы физических и юридических лиц), вступившие между собой в корпоративные отношения (или объединенные между собой корпоративными связями (корпоративным участием)).

     Корпоративные связи (корпоративное участие) - механизмы  и формы объединения (корпорирования) участников между собой (имущественные связи (правоотношения) и/или неимущественные связи (правоотношения)). Обязательства (например, по кредиту, займу) могут также выступать в качестве корпоративных связей.

     Субъект корпоративных отношений - участник корпоративных отношений.

     Объект  корпоративных отношений - право  собственности и/или совместные интересы или волеизъявления. Участники  могут объединять свою собственность, свои совместные (взаимные) интересы, совместно  свою собственность и/или свои совместные интересы.

     Предмет корпоративных отношений - совместная деятельность участников, вступивших между собой в корпоративные  отношения.

     Организационная форма корпоративных отношений - система, включающая в себя участников, вступивших между собой в корпоративные отношения, и корпоративные связи между участниками. Организационная форма корпоративных отношений может иметь либо не иметь правового статуса в системе законодательства. Организационные формы корпоративных отношений, имеющие юридическую основу, традиционно в деловой лексике называются "корпоративные организационно-правовые формы хозяйствования".

     Корпоративная группа - несколько участников, вступивших между собой в корпоративные  отношения, объединенных между собой  корпоративными связями и едиными  корпоративными целями совместной деятельности. Корпоративные отношения могут  возникать как между отдельными участниками в рамках одной корпоративной группы, так и между совершенно различными корпоративными группами на основе корпоративной системы участия.

     Корпоративная система участия - форма корпоративных  связей между участниками, в рамках которой участники (группы участников), вступившие в корпоративные отношения, взаимодействуют между собой (может быть как имущественная, так и неимущественная).

     Корпоративная организация, корпоративный хозяйствующий  субъект, корпоративная организационно-правовая форма, корпоративная структура - форма существования корпоративных отношений, которая объединяет собой своих участников, вступивших в корпоративные отношения, в определенную систему, организацию, которая может иметь или не иметь юридическое оформление. В связи с этим целесообразно проанализировать сущность следующих понятий: организация непосредственно, структура, организационно-правовая форма, корпорация.

     В правовой литературе встречается множество  различных определений организации. В правовом смысле организация представляет собой совокупность физических лиц, осуществляющих определенную целенаправленную коммерческую или некоммерческую деятельность, имущества, информации, природных ресурсов и других материальных благ, интеллектуальной собственности и любых правоотношений, возникающих между физическими лицами, участвующими в деятельности данной организации. Различают коммерческие и некоммерческие организации.

     Чаще всего под организацией понимают юридическое лицо, что в большинстве случаев - верно, но не всегда, так как организация может существовать фактически, отвечая всем признакам организации (например, наличие постоянного месторасположения, трудового коллектива, деятельности, ради которой создана организация, структуры управления и т.д.), но не иметь статуса юридического лица.

     В экономической, правовой литературе, деловом  обороте, быту, а также нередко  и в законодательстве, как за рубежом, так и в Казахстане очень часто используются непосредственно связанные с понятием "организация" такие понятия, как "компания", "фирма", "предприятие", "банк" и т.п., имеющие преимущественно иностранное происхождение, обусловленное исключительно языковыми особенностями многих государств. По сути, это те же варианты понятия "организация", но с более жесткими ограничениями (например, наличие месторасположения, основных средств (средств производства, наличие специально обученного управленческого и исполнительского персонала, участие в политической и экономической жизни страны, наличие статуса юридического лица и т.д.)).

     Понятие "организационно-правовая форма" означает закрепленный в законодательстве способ ведения физическими лицами коммерческой или некоммерческой деятельности в зависимости от характера правоотношений и/или волеизъявления физических лиц, возникающих в процессе данной деятельности.

     Корпоративным отношениям, в свою очередь, в подавляющем  большинстве случаев присуще  формирование различных корпоративных  организационных форм, которые можно  определить как корпорации. Сами по себе корпоративные отношения практически  не могут существовать без какого-либо организационного оформления, так как они возникают для целей ведения определенной деятельности совместно, посредством инкорпорирования материальных и/или нематериальных активов, включая совместные интересы.

     Понятие корпорации в гражданском законодательстве отсутствует, но можно выделить несколько основных признаков корпорации как основной организационной формы корпоративных отношений.

     Основные  признаки корпорации:

     - количество участников корпорации должно быть более одного (единоличное лицо - гражданин не может являться объединением, он может являться учредителем юридического лица, но не объединением);

     - объединение имущества (в денежной, товарной или в денежно-товарной форме) участников;

     - наличие единой цели (общего интереса), во имя которой ее участники объединили (корпорировали) свои усилия для достижения общей выгоды для всех (участников).

     Дополнительные  признаки корпорации:

     -   бессрочность существования;

     - имущество, в той или иной форме обособленное от участников в целях объединения;

     -   общие дела отдельных участников по мере развития  корпорации от простых форм к более сложным становятся делами корпорации;

     - ограничение ответственности участников (общая ответственность участников по обязательствам корпорации переходит в ответственность корпорации);

     - управление делами корпорации  обособлено от личной воли  его участника;

     - наличие статуса юридического лица (хотя необязательно).

     Если  в юридическом лице один участник, то подобное юридическое лицо корпорацией  по своей сути не является, поскольку  смысл корпорации заключается в  объединении, корпорировании собственности  и совместных интересов ее участников для совместного ведения деятельности. Вместе с тем в гражданском законодательстве большинства стран учредителем корпорации может быть одно физическое или юридическое лицо.

     В корпорации традиционно происходит расстановка сил влияния - одни участники, имеющие в общей собственности больше долей в уставном капитале, навязывают свою волю другим участникам, у которых доля собственности в уставном капитале меньше, чем у первых. То есть всегда в корпорации происходит стремление к установлению корпоративного контроля. Под контролем целесообразно понимать возможность определять стратегические и оперативные решения по вопросам создания и деятельности корпорации.

     Корпоративное управление - система принципов, норм, правил, методов поведения участников корпоративных отношений, определяющих достижение определенных целей в результате совместной деятельности. В качестве субъекта корпоративного управления выступают участники корпоративных отношений; в качестве объекта корпоративного управления выступают корпоративные отношения; предметом корпоративного управления является деятельность участников.

     Корпоративный контроль - решающее влияние на деятельность участников корпоративных отношений; выражается в степени влияния  и преобладания интересов одних  участников (групп участников) над  интересами других участников (групп участников). Субъекты корпоративного контроля - участники. Объекты корпоративного контроля - формы объединения участников. Предмет корпоративного контроля - деятельность участников. Инструменты контроля - право голоса либо определенные полномочия, предусмотренные договором между участниками корпоративных отношений. Корпоративный контроль может осуществляться непосредственно самим участником (самими участниками) либо через третьих лиц, не вступивших в корпоративные отношения.

     Как показывает зарубежная и казахстанская юридическая практика, процесс функционирования любых корпоративных отношений приводит к стремлению одних участников (групп участников) корпоративных отношений установить корпоративный контроль над другими участниками (группами участников) корпоративных отношений.

     Инструменты контроля - ценные бумаги; паи, доли в  уставном капитале; права в соответствии с действующим договором о  совместной деятельности.

     Корпоративный бизнес (корпоративное предпринимательство, корпоративная предпринимательская деятельность) - совместная предпринимательская деятельность участников, вступивших между собой в корпоративные отношения в рамках единого организационного и правового оформления (хотя необязательно).

     Иногда  под понятием "корпоративный бизнес" в экономической литературе понимаются корпоративные организационно-правовые формы хозяйствования. В Казахстане все установленные гражданским законодательством организационно-правовые формы юридических лиц можно отнести к корпоративным в случае, если количество участников в них составляет более одного. В подавляющем большинстве зарубежных стран, в том числе и в Казахстане, корпоративный бизнес практически всегда имеет статус юридического лица. Вместе с тем под понятием "корпоративный бизнес" в экономической литературе могут иметься в виду корпоративные отношения в предпринимательской деятельности (например, договор о совместной деятельности).

     Корпоративный капитал (совместный капитал) - органически  целостная и относительно обособленная система производственных и/или денежных ресурсов и продуктов производства (товары, услуги, деньги) субъектов хозяйствования, вступивших между собой в корпоративные экономические отношения.

     Корпоративные финансы - системы денежных отношений  участников и между участниками, вступившими между собой в корпоративные отношения, в процессе их производственно-хозяйственной деятельности.

     В современном казахстанском законодательстве понятие "корпоративное право" отсутствует. Данное понятие присутствует только в науке.

     Наиболее  содержательным можно считать определение корпоративного права, приведенное В.Б. Сонькиным. [16]

     Корпоративное право - совокупность юридических норм, регулирующих правовой статус, порядок  создания и деятельность корпоративных  организаций, с другой стороны - система правил, установленных собственниками или администрацией организации и регулирующих различные внутренние отношения.

     Предмет корпоративного права - корпоративные  отношения. В принципе, корпоративные  отношения близки к обязательствам, так как тоже имеют относительный характер, но они возникают только между участниками конкретной организации (группы организаций), то есть закрыты для иных субъектов имущественного оборота (третьих лиц). Формы участия лиц в корпоративных отношениях различны: участие в учредительном договоре, приобретение права собственности на паи, доли, акции и т.п.

     По  своей сути корпоративные отношения  представляют собой предмет гражданского права с той особенностью, что  корпоративные отношения являются правоотношениями, возникающими между  их участниками, которые объединены совместными целями для ведения любого рода деятельности, но осуществляют данную деятельность совместно - как один субъект, используя (при желании каждого из участников корпоративных отношений) объединенные в единое целое материальные блага, имущество, интеллектуальный потенциал и т.д., ранее принадлежащие каждому из участников в отдельности.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ  КОРПОРАТИВНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В КАЗАХСТАНЕ 

2.1. Холдинговая форма интегрированных корпоративных структур 

Информация о работе Сущность и основные формы корпоративного предпринимательства