Структурная перестройка экономики республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы "Структурная перестройка экономики в Республике Беларусь " с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по схожей проблематике.

Содержание

Введение 5
1 Понятие и сущность структурной перестройки экономики 7
2 Структурная трансформация экономики Беларуси: предпосылки и 12 приоритеты
3 Экономическая роль государства в Беларуси 22
4 Программное планирование и прогнозирование в структурной 33
перестройке
Заключение 50
Список использованных источников 54
Приложение А Динамика отношения душевого ВВП к аналогичному 57
показателю США, по ППС 2005 г., %

Работа содержит 1 файл

заманух.docx

— 67.29 Кб (Скачать)

- улучшить демографическую  ситуацию в стране (повысить уро¬вень  рождаемости, снизить смертность  детей и лип трудоспособно¬го  возраста, особенно мужчин, увеличить  продолжительность жиз¬ни);

- в области политики  доходов населения и условий  их обеспече¬ния — увеличить  реальные денежные доходы на 49—56 процентов, реальную заработную  плату — на 52—58 процентов;

- производство потребительских  товаров возрастет на 50—57 про-центов, объем оказываемых платных услуг  населению — на 54—61 процент, розничный  товарооборот — на 57—65 процентов;

- повысить поэтапно уровень  минимальной заработной платы  до уровня минимального потребительского  бюджета, а размеры соци¬альных  пособий — до бюджета прожиточного  минимума;

- сократить в два раза  за 2006—2010 годы уровень малообеспеченности  населения;

- создать благоприятные  условия для развития человеческого  по-тенциала на основе внедрения  государственных минимальных со¬циальных  стандартов, приоритетного развития  систем образования, здравоохранения,  культуры, спорта и туризма, повышения  уровня их финансового обеспечения, увеличения объемов ввода жилья в 1,5—1,6 раза, в том числе до 50 процентов в сельской местности и малых городах.

Однако в условиях мирового финансового кризиса данные прогнозы могут оказаться недостоверными, так как Беларусь испытывает  серьезные  экономические проблемы. Они обусловлены  внешним шоком, который существенно ухудшил  условия торговли,    наряду    с   усложнением   привлечения    внешнего финансирования, что приводит к сокращению резервов. В  связи  с этим  рост экономики Беларуси значительно замедляется  в  2009 году.

Ожидается  постепенное  восстановление  роста экономики  в  2010-2011 годах, поскольку теперь «у правительства имеется  понятная стратегия»: проведенная властями девальвация  нацвалюты, сокращение  расходов бюджета  и  анонсирование  ключевых  структурных  реформ,  включая ценовую  либерализацию, снижение роли государства  в  экономике, масштабную приватизацию, будут способствовать  росту экономики в среднесрочной  перспективе [14, с.49].

Проект прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 год  будет внесен на рассмотрение в правительство  до 1 июля 2009 года.

Предусматривается модернизировать  экономику в соответствии с потребностями  внутреннего и внешних рынков. Будут завершены расширение и  реконструкция, реструктуризация важнейших  экспотроориентированных и импортозамещающих  производств, а также традиционных жизненно важных объектов национальной экономики на основе внедрения современных  технологий и техники; созданы новые  прогрессивные производства по выпускам новой наукоёмкой продукции (производство оптических и оптико-механических приборов и аппаратур, средств вычислительной техники, бытовых приборов и машин, приборов для медицины, физиологии и биологии, продукции химико-фармацевтической и медицинской техники и др.).

Это позволит обеспечить темпы  экономического роста, улучшить структуру  национальной экономики и повысить эффективность ее функционирования на основе совершенствования системы  государственного регулирования и  более широкого использования рыночных механизмов хозяйствования (оптимизация  налоговой, денежно-кредитной, ценовой  и внешнеэкономической политики, стимулирующей отечественное производство и развитие предпринимательства, реформирования собственности исходя из интересов  населения и государства, более  широкое привлечение средств  населения и государства, иностранных  инвестиций и кредитов) [14, с.50].

Развитие АПК в данном пятилетии осуществляется в соответствии с «Государственной программой возрождения  и раз¬вития села на 2005—2010 годы», а также другими государственными программами, которые предусматривают  повышение уровня и качества жизни  населения, эффективное производство сельскохо¬зяйственной продукции  и продовольствия в объемах, достаточных  для внутреннего рынка и активизации  экспорта.

Значительно повысится уровень  и качество жизни сельского на¬селения на основе создания условий для роста  доходов работников до 320—360 долларов США в эквиваленте, расширения сферы  за¬нятости в сельской местности, обеспечения  доступа сельских жите¬лей в равной мере с городскими к социальным услугам, строи¬тельства жилья и объектов социально-культурной сферы.

Улучшится состояние окружающей природной среды за счет осуществления  атмосферо- и водоохранных мероприятий, внедрения на предприятиях энергосберегающих  технологий. Так при росте объемов производства продукции промышленности на 43—51 про¬цент и сельского хозяйства — на 34—45 процентов прирост выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных и передвижных источников составит 10—15 процентов, сброс сточных вод в поверхностные водоемы возрастет лишь на 8—9 процентов [14, с.23].

Осуществление мероприятий  Программы и достиже¬ние намеченных ею целевых ориентиров позволит выйти  на каче¬ственно новый уровень развитии национальной экономики и жиз¬ни народа [14, c.165-167].

Важнейшей целью второго  пятилетия (2011 —2015 гг.) яв¬ляется достижение устойчивого экономического развития и обеспечение на этой основе основных параметров оздоровления народа и повышения  уровня его благосостояния.

Основными задачами являются:

- активизация структурной  перестройки экономики, уско¬ренное  развитие отраслей социально-потребительского  комплекса, наукоемких ресурсосберегающих  экспортоориентированных и импортозамещающих  экологически чистых производств;

- расширение рынков сбыта  в странах СНГ и дальнего  зару¬бежья путем повышения качества  и конкурентоспособности бе¬лорусских  товаров, снижения издержек производства;

- совершенствование механизмов  трансформации внутрен¬них накоплений  в инвестиции для приоритетных  отраслей и производств, более  широкое привлечение прямых иностранных  инвестиций и кредитов;

- улучшение финансовых  результатов работы государствен¬ных  и приватизированных предприятий,  позволяющих поддер¬живать высокий  уровень научно-технического и  производст¬венного потенциалов;

- развитие рыночной инфраструктуры, обеспечивающей бы¬строе накопление  и перелив капиталов в приоритетные  отрасли и производства;

- переход на системы  управления качеством продукции  в соответствии с международными  стандартами на большинстве предприятий.

В связи с недостатком  ресурсов при разработке направлений  и системы мер по развитию экономики  учитываются следующие ограничения, имеющие важное значение для обеспечения  эко¬номической безопасности страны:

- в социальной сфере  — нормализация демографических  процессов; недопущение превышения  критических порогов без¬работицы; стабильное повышение уровня  жизни, ликвидация экономически  неоправданной дифференциации доходов  насе¬ления по группам и сферам  деятельности, отраслям народного  хозяйства; обеспечение минимальных  социальных гарантий са¬мым бедным  слоям населения в потреблении  социальных благ и услуг;

- в сфере экономики  — рациональное использование  основ¬ного капитала, приоритетное  развитие важнейших элементов  научно-технического, производственно-технологического  потен¬циалов, необходимых для жизнеобеспечения, экономического роста и укрепления  независимости страны; переход на  иннова¬ционный путь развития, повышение  конкурентоспособности отечественной  продукции;

- в сфере экологии —  восстановление почвенного плодоро¬дия,  растительного и животного мира; сохранение биоразнооб¬разия и  экологического равновесия; сохранение  ресурсов для нужд будущих  поколений [26, с.623-624].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В Беларуси структурная перестройка  экономики осуществляется в условиях перехода от административно-командной  хозяйственной системы к рыночной экономике. Сам переход означает коренную трансформацию хозяйственной  системы. Структура - это не только результат, но и предпосылка развития экономики  страны. Она отражает количественные и качественные закономерности, позволяет  выявить тенденции изменения  национальной экономики. Структура  экономики выступает характеристикой  ее устойчивости и национальной безопасности (экономической, технологической, экологической, оборонной, энергетической, информационной), определяет эффективность общественного  производства (экономическую, социальную). Она должна отвечать целям социально-экономического развития страны, достижение которых  связано с воздействием на экономическую  структуру и изменение их в  той или иной мере отражается на национальной экономической системе. В решении вопросов координации  элементов экономической структуры  исходят из определения цели дальнейшего  движения, выявления слабых и сильных  сторон имеющейся структуры, выбора приоритетных направлений развития.

Необходимость структурной  перестройки объясняется сменой приоритетов в формировании народнохозяйственной структуры. Прежняя структура народнохозяйственного  комплекса оказалась нежизнеспособной и экономически неэффективной в  условиях либерализации экономики, развития рыночных методов хозяйствования. Существовавшая структура характеризовалась  крайне высокой степенью огосударствления всех экономических процессов, сверхмонополизацией  производства, искаженной структурой народнохозяйственного комплекса  со значительным развитием добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при значительном отставании отраслей, работающих на потребительский  рынок.

 Основными направлениями  структурной перестройки являются  свертывание и перепрофилирование  объективно ненужных и недееспособных  предприятий, замедление падения  и стабилизация выпуска продукции,  пользующейся спросом на внутреннем  и внешнем рынках, создание условий  для оживления и развития перспективных  видов деятельности, формирующих  реальный экономический потенциал  страны.

Беларусь не имеет больших  запасов полезных ископаемых. Структура  ее экономики, в основном, сложилась  в период дешевых сырьевых и топливно-энергетических ресурсов и огромного рынка сбыта  всего Советского Союза. В таких  условиях, чтобы двигаться вперед, необходимо в максимальной степени  использовать и развивать интеллектуальный потенциал.

В  республике накоплен опыт программно-целевого решения задач  развития экономики и ее важнейших  отраслей, выбора приоритетных направлений  научно-технической и инновационной  деятельности и концентрации на этих направлениях интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов. Эти предпосылки  служат основой для ускорения  структурной трансформации экономики  страны.

Важным шагом к переходу экономики на инновационный путь развития явилось определение приоритетов  научно-технической деятельности в  Республике Беларусь на 2006-2010 гг. При  их выборе учитывались положения  таких программных документов, как  «Национальная стратегия устойчивого  развития Республики Беларусь на период до 2020 г.», «Программа структурной перестройки  и повышения конкурентоспособности  экономики до 2010 г.», «Комплексный прогноз  научно-технического прогресса Республики Беларусь 2005-2020 г.». В качестве национальных приоритетных направлений научно-технической  деятельности определены следующие:

- ресурсосберегающие и  энергоэффективные технологии производства  конкурентоспособной продукции;

- новые материалы и  новые источники энергии;

- медицина и фармация;

- информационные и телекоммуникационные  технологии;

- технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной  продукции;

- промышленные биотехнологии;

- экология и рациональное  природопользование.

Определены также 27 приоритетных макротехнологий, которые должны обеспечить производственную специализацию Беларуси в системе мировых хозяйственных  связей и конкурентоспособность  отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Это прежде всего  машиностроительная и сельскохозяйственная продукция, электронная, вычислительная и оптоволоконная техника, строительные материалы, биологические, тонкие химические, информационные технологии.

Структурные изменения в  экономике могут иметь стихийный  характер, а могут быть регулируемыми  со стороны государства в ходе осуществления структурной политики, являющейся составной частью макроэкономической политики. Основными методами государственной  структурной политики являются государственные  целевые программы, государственные  инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным  предприятиям, регионам или группам  отраслей. Государство должно  создавать  условия дальнейшей либерализации  и дебюрократизации экономики, уменьшения административных барьеров для организации  и ведения бизнеса. Тем самым  формируются условия для уменьшения собственного прямого административного  вмешательства в экономику, для  раскрепощения предпринимательской  активности, а не для чрезмерной опеки, порождающей одновременно необоснованные гарантии и иждивенчество. Вместе с  тем государство должно жестко контролировать и обеспечивать соблюдение субъектами законодательства, регламентирующего  права собственности и поведение  на рынках.

Осуществление структурной  перестройки экономики обеспечивает сбалансированность народного хозяйства, является основой устойчивого и  эффективного экономического роста  и развити

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.Александрович, Я.М. Структурная  перестройка и конкурентоспособность  Республики Беларусь: проблемы и  пути решения / Я.М. Александрович.  – Минск: НИЭИ Минэкономики  РБ, 2004. – 342 с.

2.Антонова, Н.Б. Государственное  регулирование экономики: курс  лекций / под общ. ред. Н.Б.Антоновой. -  Москва: Мисанта, 1996. – 360 с.

3.Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие / А.В. Бондарь,  В.А. Воробьев, Л. Н. Новикова. - Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.

4.Григорьев, Л.П. По¬сткризисная  структура экономики и формирова¬ние  коалиций для инноваций / Л.П.  Григорьев, С.А. Плаксин, М.Н.  Салихов. - 2007. -  № 4 – 34 с.

Информация о работе Структурная перестройка экономики республики Беларусь