- улучшить демографическую
ситуацию в стране (повысить уро¬вень
рождаемости, снизить смертность
детей и лип трудоспособно¬го
возраста, особенно мужчин, увеличить
продолжительность жиз¬ни);
- в области политики
доходов населения и условий
их обеспече¬ния — увеличить
реальные денежные доходы на 49—56
процентов, реальную заработную
плату — на 52—58 процентов;
- производство потребительских
товаров возрастет на 50—57 про-центов,
объем оказываемых платных услуг
населению — на 54—61 процент, розничный
товарооборот — на 57—65 процентов;
- повысить поэтапно уровень
минимальной заработной платы
до уровня минимального потребительского
бюджета, а размеры соци¬альных
пособий — до бюджета прожиточного
минимума;
- сократить в два раза
за 2006—2010 годы уровень малообеспеченности
населения;
- создать благоприятные
условия для развития человеческого
по-тенциала на основе внедрения
государственных минимальных со¬циальных
стандартов, приоритетного развития
систем образования, здравоохранения,
культуры, спорта и туризма, повышения
уровня их финансового обеспечения,
увеличения объемов ввода жилья в 1,5—1,6
раза, в том числе до 50 процентов в сельской
местности и малых городах.
Однако в условиях мирового
финансового кризиса данные прогнозы
могут оказаться недостоверными,
так как Беларусь испытывает
серьезные экономические проблемы.
Они обусловлены внешним шоком,
который существенно ухудшил
условия торговли, наряду
с усложнением привлечения
внешнего финансирования, что приводит
к сокращению резервов. В связи
с этим рост экономики Беларуси
значительно замедляется в 2009
году.
Ожидается постепенное
восстановление роста экономики
в 2010-2011 годах, поскольку теперь
«у правительства имеется понятная
стратегия»: проведенная властями девальвация
нацвалюты, сокращение расходов бюджета
и анонсирование ключевых структурных
реформ, включая ценовую либерализацию,
снижение роли государства в экономике,
масштабную приватизацию, будут способствовать
росту экономики в среднесрочной
перспективе [14, с.49].
Проект прогноза социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2010 год
будет внесен на рассмотрение в правительство
до 1 июля 2009 года.
Предусматривается модернизировать
экономику в соответствии с потребностями
внутреннего и внешних рынков.
Будут завершены расширение и
реконструкция, реструктуризация важнейших
экспотроориентированных и импортозамещающих
производств, а также традиционных
жизненно важных объектов национальной
экономики на основе внедрения современных
технологий и техники; созданы новые
прогрессивные производства по выпускам
новой наукоёмкой продукции (производство
оптических и оптико-механических приборов
и аппаратур, средств вычислительной
техники, бытовых приборов и машин,
приборов для медицины, физиологии
и биологии, продукции химико-фармацевтической
и медицинской техники и др.).
Это позволит обеспечить темпы
экономического роста, улучшить структуру
национальной экономики и повысить
эффективность ее функционирования
на основе совершенствования системы
государственного регулирования и
более широкого использования рыночных
механизмов хозяйствования (оптимизация
налоговой, денежно-кредитной, ценовой
и внешнеэкономической политики,
стимулирующей отечественное производство
и развитие предпринимательства, реформирования
собственности исходя из интересов
населения и государства, более
широкое привлечение средств
населения и государства, иностранных
инвестиций и кредитов) [14, с.50].
Развитие АПК в данном
пятилетии осуществляется в соответствии
с «Государственной программой возрождения
и раз¬вития села на 2005—2010 годы»,
а также другими государственными
программами, которые предусматривают
повышение уровня и качества жизни
населения, эффективное производство
сельскохо¬зяйственной продукции
и продовольствия в объемах, достаточных
для внутреннего рынка и активизации
экспорта.
Значительно повысится уровень
и качество жизни сельского на¬селения
на основе создания условий для роста
доходов работников до 320—360 долларов
США в эквиваленте, расширения сферы
за¬нятости в сельской местности, обеспечения
доступа сельских жите¬лей в равной
мере с городскими к социальным услугам,
строи¬тельства жилья и объектов
социально-культурной сферы.
Улучшится состояние окружающей
природной среды за счет осуществления
атмосферо- и водоохранных мероприятий,
внедрения на предприятиях энергосберегающих
технологий. Так при росте объемов
производства продукции промышленности
на 43—51 про¬цент и сельского хозяйства
— на 34—45 процентов прирост выбросов
загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных
и передвижных источников составит 10—15
процентов, сброс сточных вод в поверхностные
водоемы возрастет лишь на 8—9 процентов
[14, с.23].
Осуществление мероприятий
Программы и достиже¬ние намеченных
ею целевых ориентиров позволит выйти
на каче¬ственно новый уровень развитии
национальной экономики и жиз¬ни
народа [14, c.165-167].
Важнейшей целью второго
пятилетия (2011 —2015 гг.) яв¬ляется достижение
устойчивого экономического развития
и обеспечение на этой основе основных
параметров оздоровления народа и повышения
уровня его благосостояния.
Основными задачами являются:
- активизация структурной
перестройки экономики, уско¬ренное
развитие отраслей социально-потребительского
комплекса, наукоемких ресурсосберегающих
экспортоориентированных и импортозамещающих
экологически чистых производств;
- расширение рынков сбыта
в странах СНГ и дальнего
зару¬бежья путем повышения качества
и конкурентоспособности бе¬лорусских
товаров, снижения издержек производства;
- совершенствование механизмов
трансформации внутрен¬них накоплений
в инвестиции для приоритетных
отраслей и производств, более
широкое привлечение прямых иностранных
инвестиций и кредитов;
- улучшение финансовых
результатов работы государствен¬ных
и приватизированных предприятий,
позволяющих поддер¬живать высокий
уровень научно-технического и
производст¬венного потенциалов;
- развитие рыночной инфраструктуры,
обеспечивающей бы¬строе накопление
и перелив капиталов в приоритетные
отрасли и производства;
- переход на системы
управления качеством продукции
в соответствии с международными
стандартами на большинстве предприятий.
В связи с недостатком
ресурсов при разработке направлений
и системы мер по развитию экономики
учитываются следующие ограничения,
имеющие важное значение для обеспечения
эко¬номической безопасности страны:
- в социальной сфере
— нормализация демографических
процессов; недопущение превышения
критических порогов без¬работицы;
стабильное повышение уровня
жизни, ликвидация экономически
неоправданной дифференциации доходов
насе¬ления по группам и сферам
деятельности, отраслям народного
хозяйства; обеспечение минимальных
социальных гарантий са¬мым бедным
слоям населения в потреблении
социальных благ и услуг;
- в сфере экономики
— рациональное использование
основ¬ного капитала, приоритетное
развитие важнейших элементов
научно-технического, производственно-технологического
потен¬циалов, необходимых для жизнеобеспечения,
экономического роста и укрепления
независимости страны; переход на
иннова¬ционный путь развития, повышение
конкурентоспособности отечественной
продукции;
- в сфере экологии —
восстановление почвенного плодоро¬дия,
растительного и животного мира;
сохранение биоразнооб¬разия и
экологического равновесия; сохранение
ресурсов для нужд будущих
поколений [26, с.623-624].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Беларуси структурная перестройка
экономики осуществляется в условиях
перехода от административно-командной
хозяйственной системы к рыночной
экономике. Сам переход означает
коренную трансформацию хозяйственной
системы. Структура - это не только результат,
но и предпосылка развития экономики
страны. Она отражает количественные
и качественные закономерности, позволяет
выявить тенденции изменения
национальной экономики. Структура
экономики выступает характеристикой
ее устойчивости и национальной безопасности
(экономической, технологической, экологической,
оборонной, энергетической, информационной),
определяет эффективность общественного
производства (экономическую, социальную).
Она должна отвечать целям социально-экономического
развития страны, достижение которых
связано с воздействием на экономическую
структуру и изменение их в
той или иной мере отражается на
национальной экономической системе.
В решении вопросов координации
элементов экономической структуры
исходят из определения цели дальнейшего
движения, выявления слабых и сильных
сторон имеющейся структуры, выбора
приоритетных направлений развития.
Необходимость структурной
перестройки объясняется сменой
приоритетов в формировании народнохозяйственной
структуры. Прежняя структура народнохозяйственного
комплекса оказалась нежизнеспособной
и экономически неэффективной в
условиях либерализации экономики,
развития рыночных методов хозяйствования.
Существовавшая структура характеризовалась
крайне высокой степенью огосударствления
всех экономических процессов, сверхмонополизацией
производства, искаженной структурой
народнохозяйственного комплекса
со значительным развитием добывающих
отраслей, гипертрофированным военно-промышленным
комплексом при значительном отставании
отраслей, работающих на потребительский
рынок.
Основными направлениями
структурной перестройки являются
свертывание и перепрофилирование
объективно ненужных и недееспособных
предприятий, замедление падения
и стабилизация выпуска продукции,
пользующейся спросом на внутреннем
и внешнем рынках, создание условий
для оживления и развития перспективных
видов деятельности, формирующих
реальный экономический потенциал
страны.
Беларусь не имеет больших
запасов полезных ископаемых. Структура
ее экономики, в основном, сложилась
в период дешевых сырьевых и топливно-энергетических
ресурсов и огромного рынка сбыта
всего Советского Союза. В таких
условиях, чтобы двигаться вперед,
необходимо в максимальной степени
использовать и развивать интеллектуальный
потенциал.
В республике накоплен опыт
программно-целевого решения задач
развития экономики и ее важнейших
отраслей, выбора приоритетных направлений
научно-технической и инновационной
деятельности и концентрации на этих
направлениях интеллектуальных, материальных
и финансовых ресурсов. Эти предпосылки
служат основой для ускорения
структурной трансформации экономики
страны.
Важным шагом к переходу
экономики на инновационный путь
развития явилось определение приоритетов
научно-технической деятельности в
Республике Беларусь на 2006-2010 гг. При
их выборе учитывались положения
таких программных документов, как
«Национальная стратегия устойчивого
развития Республики Беларусь на период
до 2020 г.», «Программа структурной перестройки
и повышения конкурентоспособности
экономики до 2010 г.», «Комплексный прогноз
научно-технического прогресса Республики
Беларусь 2005-2020 г.». В качестве национальных
приоритетных направлений научно-технической
деятельности определены следующие:
- ресурсосберегающие и
энергоэффективные технологии производства
конкурентоспособной продукции;
- новые материалы и
новые источники энергии;
- медицина и фармация;
- информационные и телекоммуникационные
технологии;
- технологии производства,
переработки и хранения сельскохозяйственной
продукции;
- промышленные биотехнологии;
- экология и рациональное
природопользование.
Определены также 27 приоритетных
макротехнологий, которые должны обеспечить
производственную специализацию Беларуси
в системе мировых хозяйственных
связей и конкурентоспособность
отечественной продукции на внутреннем
и внешнем рынках. Это прежде всего
машиностроительная и сельскохозяйственная
продукция, электронная, вычислительная
и оптоволоконная техника, строительные
материалы, биологические, тонкие химические,
информационные технологии.
Структурные изменения в
экономике могут иметь стихийный
характер, а могут быть регулируемыми
со стороны государства в ходе
осуществления структурной политики,
являющейся составной частью макроэкономической
политики. Основными методами государственной
структурной политики являются государственные
целевые программы, государственные
инвестиции, закупки и субсидии,
различные налоговые льготы отдельным
предприятиям, регионам или группам
отраслей. Государство должно создавать
условия дальнейшей либерализации
и дебюрократизации экономики, уменьшения
административных барьеров для организации
и ведения бизнеса. Тем самым
формируются условия для уменьшения
собственного прямого административного
вмешательства в экономику, для
раскрепощения предпринимательской
активности, а не для чрезмерной
опеки, порождающей одновременно необоснованные
гарантии и иждивенчество. Вместе с
тем государство должно жестко контролировать
и обеспечивать соблюдение субъектами
законодательства, регламентирующего
права собственности и поведение
на рынках.
Осуществление структурной
перестройки экономики обеспечивает
сбалансированность народного хозяйства,
является основой устойчивого и
эффективного экономического роста
и развити
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Александрович, Я.М. Структурная
перестройка и конкурентоспособность
Республики Беларусь: проблемы и
пути решения / Я.М. Александрович.
– Минск: НИЭИ Минэкономики
РБ, 2004. – 342 с.
2.Антонова, Н.Б. Государственное
регулирование экономики: курс
лекций / под общ. ред. Н.Б.Антоновой.
- Москва: Мисанта, 1996. – 360 с.
3.Бондарь, А.В. Макроэкономика:
учебное пособие / А.В. Бондарь,
В.А. Воробьев, Л. Н. Новикова. -
Минск: БГЭУ, 2007. – 415 с.
4.Григорьев, Л.П. По¬сткризисная
структура экономики и формирова¬ние
коалиций для инноваций / Л.П.
Григорьев, С.А. Плаксин, М.Н.
Салихов. - 2007. - № 4 – 34 с.