Структурная перестройка экономики республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы "Структурная перестройка экономики в Республике Беларусь " с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по схожей проблематике.

Содержание

Введение 5
1 Понятие и сущность структурной перестройки экономики 7
2 Структурная трансформация экономики Беларуси: предпосылки и 12 приоритеты
3 Экономическая роль государства в Беларуси 22
4 Программное планирование и прогнозирование в структурной 33
перестройке
Заключение 50
Список использованных источников 54
Приложение А Динамика отношения душевого ВВП к аналогичному 57
показателю США, по ППС 2005 г., %

Работа содержит 1 файл

заманух.docx

— 67.29 Кб (Скачать)

Система республиканских  органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь:

Министерства, Государственные  комитеты:

- Министерство архитектуры  и строительства;

- Министерство внутренних  дел; 

- Министерство жилищно-коммунального  хозяйства; 

- Министерство здравоохранения; 

- Министерство иностранных  дел; 

- Министерство информации;

- Министерство культуры;

- Министерство лесного  хозяйства; 

- Министерство обороны; 

- Министерство образования; 

- Министерство по налогам  и сборам;

- Министерство по чрезвычайным  ситуациям; 

- Министерство природных  ресурсов и охраны окружающей  среды; 

- Министерство промышленности;

- Министерство связи и  информатизации;

- Министерство сельского  хозяйства и продовольствия;

- Министерство спорта  и туризма; 

- Министерство торговли;

- Министерство транспорта  и коммуникаций;

- Министерство труда и  социальной защиты;

- Министерство финансов;

- Министерство экономики; 

- Министерство энергетики;

- Министерство юстиции; 

- Комитет государственной  безопасности;

- Государственный военно-промышленный  комитет; 

- Государственный комитет  по авиации;

- Государственный комитет  по науке и технологиям; 

- Государственный комитет  пограничных войск; 

- Государственный таможенный  комитет.

Комитеты при Совете Министров  Республики Беларусь:

- Комитет по архивам  и делопроизводству при Совете  Министров Республики Беларусь;

- Комитет по делам религий  и национальностей при Совете  Министров Республики Беларусь;

- Комитет статистики и  анализа; 

- Комитет по земельным  ресурсам, геодезии и картографии  при Совете Министров Республики  Беларусь;

- Комитет по материальным  резервам при Совете Министров  Республики Беларусь;

- Комитет по проблемам  последствий катастрофы на Чернобыльской  АЭС при Совете Министров Республики  Беларусь;

- Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при  Совете Министров Республики  Беларусь;

- Комитет по ценным  бумагам при Совете Министров  Республики Беларусь;

- Комитет по энергоэффективности  при Совете Министров Республики  Беларусь.

 

Объединения (учреждения), подчиненные  Совету Министров Республики Беларусь:

- Белорусский государственный  концерн пищевой промышленности («Белгоспищепром»);

- Белорусский государственный  концерн по нефти и химии  («Белнефтехим»);

- Белорусский государственный  концерн но производству и  реализации товаров легкой промышленности («Беллегпром»);

- Белорусский государственный  концерн но производству и  реализации товаров народного  потребления («Белместпром»);

-  Белорусский государственный  концерн по производству и  реализации фармацевтической и  микробиологической продукции («Белбиофарм»);

- Белорусский производственно-торговый  концерн лесной, деревообрабатывающей  и целлюлозно-бумажной промышленности («Беллеcбумпром»);

- Белорусская железная  дорога;

- Белорусский республиканский  союз потребительских обществ  («Белкоопсоюз»).

Министерство является республиканским  органом государ¬ственного управления (функциональным или отраслевым), про¬водящим  государственную политику, осуществляющим регу¬лирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующим деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов  государственного управ¬ления Республики Беларусь[25, с.608].

Комитет при Совете Министров  Республики Беларусь - это республиканский  орган государственного управления, реализу¬ющий функцию государственного регулирования в конкретной сфере  деятельности. В структуре министерств  по решению Президента Республи¬ки  Беларусь могут создаваться департаменты, которые являют¬ся структурными подразделениями министерств и  осуществля¬ют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и др.) функции  в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства.

Важную роль в структуре  государственного управления эко¬номикой  играют территориальные органы соответствующих  министерств и экономические  органы облисполкомов и Мин¬ского  горисполкома, а также райисполкомов, горисполкомов и местных администраций. Из республиканских органов управ¬ления  экономикой и социальной сферой свои территориальные органы в областях, районах и городах областного подчинения имеют министерства: по налогам и сборам, природных ресурсов и охраны окружающей среды, труда  и социальной защиты, фи¬нансов, статистики и анализа.

Необходимо отметить, что  сложившаяся система государ¬ственного  управления экономикой в Республике Беларусь еще не в полной мере обеспечивает эффективное взаимодействие различных  властных структур при выполнении ими  своих пол¬номочий. Отчасти это  происходит потому, что одни и те же пол¬номочия закреплены за различными уровнями управления.

Формирование в Республике Беларусь социально ориенти¬рованной рыночной экономики требует повышения  эффектив¬ности взаимодействия органов  отраслевого и территориального управления при решении как общегосударственных, так и ре¬гиональных проблем, что в конечном счете обеспечит  переход страны к устойчивому  развитию [26, с.602-609] .

 

4  ПРОГРАММНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В СТРУКТУРНОЙ  ПЕРЕСТРОЙКЕ

 

Значение планирования, достижение и поддержание высоких темпов экономического роста в целях  обеспечения более высокого уровня жизни населения, постоянно и  закономерно возрастает. Формирование рыночных отношений в Республике Беларусь не исключает необходимости видения перспективы ее экономического и социального развития.

Планирование - это процесс  принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и  научную постановку целей, выбор  средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в  ожидаемых условиях развития [16, с.184].

Под методологией планирования и прогнозирования понимается система  подходов, принципов, показателей, методики и методов разработки и обоснования  прогнозов и плановых решений, а  также логика планирования и прогнозирования. Методология базируется на экономической  теории, изучающей закономерности и  законы развития общества, основные положения  и тенденции воспроизводственных  процессов, и развивается и совершенствуется по мере развития самой экономической  теории.

Важнейшим составным элементом  методологии планирования и прогнозирования  являются методологические принципы, под которыми понимаются исходные положения, основополагающие правила формирования и обоснования планов и прогнозов.

Методы планирования и  прогнозирования - это способы, приемы, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование планов и прогнозов. Показатели планов и  прогнозов представляют собой форму  количественного выражения принимаемых  плановых и прогнозных решений. Различие между планированием и прогнозированием заключается в том, что планирование отражает конкретное решение в отношении  планируемого объекта, а прогнозирование  дает вероятностную оценку его состояния  в будущем, различные пути и способы  его развития, либо служит основой  для принятия планового решения [16, с.184-186].

Национальным собранием  Республики Беларусь в апреле 1998 г. был принят Закон «О государственном  прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», который  определяет систему государственных  прог¬нозов и программ социально-экономического развития страны, цели и задачи, общий  порядок их разработки. Главная цель — достижения устойчивого экономического роста, высокой степе¬ни занятости, внешнеэкономического равновесия и  повышение на этой основе уровня жизни  народа.

Система государственных  прогнозов социально-экономиче¬ского  развития Республики Беларусь включает:

- на долгосрочную перспективу  — «Национальную страте¬гию устойчивого  социально-экономического развития  Респуб¬лики Беларусь» на 15 лет  и «Основные направления социаль¬но-экономического  развития Республики Беларусь»  на 10 лет;

- среднесрочную перспективу  — «Программу социально-эко-номического  развития Республики Беларусь»  на 5 лет;

- краткосрочную перспективу  — годовой прогноз социаль¬но-экономического  развития Республики Беларусь.

Прогнозы и программы  социально-экономического разви¬тия  включают количественные показатели и  качественные характеристики состояния  и развития экономической и социаль¬ной  сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятель¬ности, внешнеэкономических  связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обста-новки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производствен¬ного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, со¬стояния природных ресурсов и перспективы изменения указан¬ных факторов. Прогнозы разрабатываются в целом по респуб¬лике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям эконо¬мики, по административно-территориальным единицам в не¬скольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздей¬ствия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Разработка государственных  прогнозов и программ соци¬ально-экономического развития Республики Беларусь прово¬дится  Советом Министров Республики Беларусь.

Государственное прогнозирование  социально-экономическо¬го развития Республики Беларусь на долгосрочную перспекти¬ву определяет социально-экономическую  и научно-техническую политику государства  на перспективу и включает разработку «Национальной стратегии устойчивого  социально-экономическо¬го развития»  и «Основных направлений социально-экономическо¬го  развития Республики Беларусь».

Национальная стратегия  разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с  половиной года до начала прог¬нозируемого периода. В этом документе с учетом состояния и необходимости сохранения окружающей среды для будущих  поколений определяются направления  эффективного использо¬вания социально-демографического, природного, производствен¬ного и инновационного потенциалов страны.

На основе Национальной стратегии  один раз в пять лет за два года до начала прогнозируемого периода  осуществляется разработка «Основных  направлений социально-экономического развития» на 10-летний период (с погодовой  разбивкой первого пятилетия), где  определяются цели социально-экономического развития Республики Беларусь, пути и  средства их достиже-ния. Материалы  НСУР и «Основных направлений» в  целях обес¬печения преемственности  экономической политики государ¬ства используются при разработке прогнозов  и программ на среднесрочную перспективу.

Программа социально-экономического развития Республи¬ки Беларусь на среднесрочную  перспективу разрабатывается за год до начала прогнозируемого периода  на 5-летний период. В Программе отражаются [19, с.218]:

- оценка итогов социально-экономического  развития за пре¬дыдущий период;

- концепция Программы  социально-экономического разви¬тия  Республики Беларусь на среднесрочную  перспективу;

- макроэкономическая политика, включая бюджетно-нало¬говую, денежно-кредитную  и валютную, ценовую политику;

- социальная политика;

- институциональные преобразования;

- инновационно-инвестиционная  и структурная политика;

- внешнеэкономическая деятельность;

- развитие реального сектора  экономики;

- проблемы рационального  использования природных ре¬сурсов  и охраны окружающей среды.

Программа социально-экономического развития Республи¬ки Беларусь на среднесрочную  перспективу утверждается Пре¬зидентом Республики Беларусь.

На краткосрочную перспективу  разрабатываются годовые прогнозы социально-экономического развития, которые  вклю¬чают:

- основные показатели  социально-экономического разви¬тия,  важнейшие проблемы и задачи, на решение которых будет направлена  политика государства в предстоящем  году;

- характеристику целевых  программ Республики Беларусь  и межгосударственных программ, финансирование которых планируется  из республиканского бюджета;

- перечень республиканских  государственных нужд, а так¬же  государственных заказчиков по  поставкам, закупкам това¬ров, работ  и услуг для республиканских  государственных нужд;

- государственную инвестиционную  программу;

- целевые показатели социально-экономического  развития, являющиеся ориентирами  при разработке прогнозов и  про¬грамм по народнохозяйственным  комплексам и отраслям эко¬номики, по административно-территориальным  единицам.

Порядок и сроки разработки годового прогноза социаль¬но-экономического развития согласуются с порядком и срока¬ми разработки бюджета Республики Беларусь. Годовые прогно¬зы являются исходной базой для составления  проектов респуб¬ликанского и местных  бюджетов и разработки основных направ¬лений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь. Важнейшие параметры  прогноза социально-эконо-мического  развития на краткосрочную перспективу  утвержда¬ются Президентом Республики Беларусь [26, с.614].

На основе этих документов законом предусматривается раз¬работка  прогнозов социально-экономического развития по на¬роднохозяйственным  комплексам, отраслям экономики, адми¬нистративно-территориальным  единицам. Разработка прогно¬зов обеспечивается республиканскими органами государственно¬го  управления, местными исполнительными  и распорядитель¬ными органами. Законом  предусматривается также ответствен¬ность органов государственного управления, местных исполни-тельных и распорядительных органов за достоверность и свое¬временность предоставления необходимой информации для прогнозирования социально-экономического развития в соот¬ветствии с законодательством  Республики Беларусь.

Информация о работе Структурная перестройка экономики республики Беларусь