Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:58, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы "Структурная перестройка экономики в Республике Беларусь " с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по схожей проблематике.
Введение 5
1 Понятие и сущность структурной перестройки экономики 7
2 Структурная трансформация экономики Беларуси: предпосылки и 12 приоритеты
3 Экономическая роль государства в Беларуси 22
4 Программное планирование и прогнозирование в структурной 33
перестройке
Заключение 50
Список использованных источников 54
Приложение А Динамика отношения душевого ВВП к аналогичному 57
показателю США, по ППС 2005 г., %
К приоритетным направлениям
струк¬турной политики белорусского государства
на современном этапе в контексте,
с одной стороны, сложившейся
структуры националь¬ной
- активное освоение современных ин¬формационных технологий;
- развитие биотехнологий,
обеспечива¬ющих эффективное
- развитие нанотехнологий,
способ¬ствующих существенному
повышению кон¬
- развитие лазерных технологий;
- формирование современных
транс¬портных узлов,
- развитие жилищного хозяйства, его радикальная модернизация;
- формирование передовой
информаци¬онной
- оздоровление окружающей среды на основе концепции устойчивого развития.
Реализация этих приоритетов должна стать главной целевой функцией как крат¬ко-, так и средне- и долгосрочных социаль¬но-экономических программных разработок национального, регионального и отраслево¬го характера. Следует создавать и внедрять механизмы их ускоренного врастания в эко¬номику страны.
3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В БЕЛАРУСИ
Государство, его институты
и структуры играют исключительно
важную роль в экономике каждой страны.
Одним из прин¬ципиальных вопросов
является соотношение рыночных и
госу¬дарственных регуляторов. Мировое
развитие экономики в XX в. свидетельствует
о чередовании периодов усиления
рыночного и государственного регулирования.
Что касается бывшего СССР и большинства
социалистических стран, то в них
государство определяло практически
все соци¬ально-экономические
На современном этапе в преобладающем большинстве стран усиливается регулирующая роль государства по отношению как к государственному, так и к частному сектору экономики. Государственное регулирование экономики, независимо от того, командно-распределительной или рыночной она является, объективно необходимо для любого правительства. Государство прямо или косвенно определяет важнейшие па-раметры рынка, устанавливает ориентиры деятельности отдель¬ных фирм и предпринимателей. Оно формирует общее экономическое пространство, устанавливает ограничения для общест¬венно опасной деятельности.
Государственное регулирование
экономики представляет со¬бой систему
мер законодательного, исполнительного
и контро¬лирующего характера, осуществляемых
государственными уч¬реждениями с
целью обеспечения устойчивого
социально-экономического развития страны.
Экономическая политика госу¬дарства
должна способствовать укреплению финансов
субъек¬тов хозяйствования и домашних
хозяйств, накоплению отечест¬венного
капитала, повышению доступности
кредитных ресур¬сов
Процесс управления экономикой
предполагает решение многих вопросов:
повышения эффективности и
В плановой экономике государство управляло практически всеми социально-экономическими процессами, которые подда¬ются централизованному регулированию. Системой директив¬ных адресных заданий государственные органы определяли ос¬новные параметры деятельности каждого предприятия и его хозяйственные связи: объем и основной ассортимент произво¬димой продукции, поставщиков сырья и материалов, потреби¬телей готовой продукции. За предприятиями сохранялась са¬мостоятельность в решении, прежде всего, внутрихозяйствен-ных вопросов: налаживания производства, организации и опла¬ты труда, совершенствования технологий, повышения качества продукции, социального развития трудовых коллективов.
В рыночной экономике государство
не осуществляет непо-средственного
управления экономической сферой, основным
регулятором хозяйственных
Необходимо отметить, что
чисто рыночной экономики нет
ни в одной стране мира. Экономический
механизм в развитых странах включает
два органично взаимосвязанных
блока — ры¬ночную
Переход к социально ориентированной
экономике обоснован в «
Социально ориентированная
рыночная экономика – это
При переходе к рыночной экономике
роль государственного регулирования
более значима, чем в условиях
сложившегося рыночного хозяйства.
В странах с транзитивной экономикой
сфера принимаемых государством
решений намного шире, а са¬ми
решения во многих случаях более
ответственные. К тому же рыночные регуляторы
здесь недостаточно эффективны. Пере¬ход
от планового хозяйства к
Эффективно работающий рыночный механизм позволяет успешно решать многие проблемы социально-экономического развития: объединять интересы производителей и потребите¬лей, стимулировать внедрение достижений научно-техническо¬го прогресса, повышать качество продукции, снижать затраты, постоянно обновлять ассортимент товаров, расширять номенк¬латуру предоставляемых населению услуг. Однако даже самый отлаженный рыночный механизм не в состоянии справиться со всеми социальными и экономическими проблемами жизни об¬щества. Поэтому решение ряда проблем, неподвластных рыноч¬ному механизму, берет на себя государство.
Практика многих стран, осуществляющих переход от пла¬новой экономики к рыночной, показала, что прогресс в экономи¬ческом развитии невозможно обеспечить без эффективного государства, а благосостояние общества не может быть достигнуто лишь с помощью механизмов рыночной системы. Вместе с тем при переходе к рыночной экономике выполняе¬мые государством функции в экономических процессах должны постепенно сокращаться, для чего требуется правильно определить приоритеты государственного управле¬ния и сделать упор на обеспечение жизненно важных экономи¬ческих и социальных потребностей общества.
За государством прежде всего должны сохраняться следую¬щие функции:
- эмиссия денег, денежно-
- обеспечение гарантий
прав и свобод личности, прав
соб¬ственника и субъекта
- формирование устойчивой
макроэкономической ситуации, включающей
эффективное функционирование
- обеспечение минимальных
социальных стандартов по пре-
- реализация антимонопольных мер и поддержка конку¬рентной среды;
- развитие науки, инновационной
деятельности и информа¬
- проведение активной
внешнеэкономической политики, развитие
интеграционных связей с
- формирование производственной,
социальной и экологи¬ческой
инфраструктур
- поддержка социально незащищенных групп населения;
- охрана окружающей среды,
совершенствование экологи¬
- формирование рациональных
территориальных пропор¬ций
- обеспечение национальной безопасности страны;
- создание правовой базы
рыночных отношений и обеспече¬
- разработка и реализация
стратегии социально-экономи¬
При переходе к рыночной экономике
государство выступает
В переходный период более
ответственной и сложной стано¬
Для регулирования социально-
Общепринято деление методов
государственного регулиро¬вания на правовые,
административные, экономические. Правовое
регулирование экономики
Важной задачей государства
в переходный период является создание
целостной системы
- бюджетно-налоговая политика;
- денежно-кредитная политика;
- ценовое регулирование;
- амортизационная политика;
- прямые методы регулирования
- государственный заказ, квоты,
лицензии, прямое бюджетное
Особая форма государственного регулирования - разработ¬ка прогнозов и программ. Их объектами являются как страна в целом, так и отдельные отрасли экономики и социальной сфе¬ры, регионы, а также направления деятельности (привлечение в экономику иностранных инвестиций, приватизация, занятость и т. д.).
Одним из важных условий реализации
государством своих функций по эффективному
управлению экономикой при пере¬ходе
к рынку является формирование соответствующей
струк¬туры государственного управления
и аппарата, способного про¬фессионально
действовать в новой
Конституцией Республики
Беларусь определено, что «госу¬дарство
осуществляет регулирование экономической
деятельности в интересах человека
и общества, обеспечивает направле¬ние
и координацию государственной
и частной экономической
В соответствии с Конституцией (ст. 107, п. 4.) Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведе¬ние единой экономической, финансовой, кредитной и денеж¬ной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социаль¬ного обеспечения и оплаты труда.
В состав Совета Министров Республики Беларусь входят по должности: премьер-министр Республики Беларусь, заместите¬ли премьер-министра Республики Беларусь, глава админист¬рации Президента Республики Беларусь, председатель Коми¬тета государственного контроля, председатель Правления На¬ционального банка, председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, министры, председатели государ-ственных комитетов, председатель Комитета государственной безопасности, председатель Правления Белорусского респуб¬ликанского союза потребительских обществ.
Постоянно действующим органом Совета Министров Рес¬публики Беларусь является его Президиум в составе премь¬ер-министра Республики Беларусь, его заместителей, главы Администрации Президента Республики Беларусь, председате¬ля Комитета государственного контроля, председателя Правле¬ния Национального банка, министра экономики, министра фи¬нансов, министра иностранных дел.
Действующая на начало 2009 г.
система государственного управления
Республики Беларусь, построенная по
функцио¬нально-отраслевому и
Информация о работе Структурная перестройка экономики республики Беларусь