Структурная перестройка экономики республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы "Структурная перестройка экономики в Республике Беларусь " с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по схожей проблематике.

Содержание

Введение 5
1 Понятие и сущность структурной перестройки экономики 7
2 Структурная трансформация экономики Беларуси: предпосылки и 12 приоритеты
3 Экономическая роль государства в Беларуси 22
4 Программное планирование и прогнозирование в структурной 33
перестройке
Заключение 50
Список использованных источников 54
Приложение А Динамика отношения душевого ВВП к аналогичному 57
показателю США, по ППС 2005 г., %

Работа содержит 1 файл

заманух.docx

— 67.29 Кб (Скачать)

К приоритетным направлениям струк¬турной политики белорусского государства  на современном этапе в контексте, с одной стороны, сложившейся  структуры националь¬ной экономики, с другой - глобализационных тенденций  развития мировой экономи¬ки, следует  отнести в первую очередь:

- активное освоение современных  ин¬формационных технологий;

- развитие биотехнологий,  обеспечива¬ющих эффективное функционирование  здра¬воохранения и АПК;

- развитие нанотехнологий, способ¬ствующих существенному  повышению кон¬курентоспособности  отечественного маши¬ностроения;

- развитие лазерных технологий;

- формирование современных  транс¬портных узлов, обеспечивающих  повышение эффективности и надежности  перевозок;

- развитие жилищного хозяйства,  его радикальная модернизация;

- формирование передовой  информаци¬онной инфраструктуры  на базе систем спут¬никовой, оптоволоконной и сотовой связи;

- оздоровление окружающей  среды на основе концепции  устойчивого развития.

Реализация этих приоритетов  должна стать главной целевой  функцией как крат¬ко-, так и средне- и долгосрочных социаль¬но-экономических  программных разработок национального, регионального и отраслево¬го характера. Следует создавать и внедрять механизмы их ускоренного врастания  в эко¬номику страны.

 

3 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  РОЛЬ  ГОСУДАРСТВА  В БЕЛАРУСИ

 

Государство, его институты  и структуры играют исключительно  важную роль в экономике каждой страны. Одним из прин¬ципиальных вопросов является соотношение рыночных и  госу¬дарственных регуляторов. Мировое  развитие экономики в XX в. свидетельствует  о чередовании периодов усиления рыночного и государственного регулирования. Что касается бывшего СССР и большинства  социалистических стран, то в них  государство определяло практически  все соци¬ально-экономические процессы путем разработки и реализации директивных  планов, использования административно-команд¬ных методов управления.

На современном этапе  в преобладающем большинстве  стран усиливается регулирующая роль государства по отношению как  к государственному, так и к  частному сектору экономики. Государственное регулирование экономики, независимо от того, командно-распределительной или рыночной она является, объективно необходимо для любого правительства. Государство прямо или косвенно определяет важнейшие па-раметры рынка, устанавливает ориентиры деятельности отдель¬ных фирм и предпринимателей. Оно формирует общее экономическое пространство, устанавливает ограничения для общест¬венно опасной деятельности.

Государственное регулирование  экономики представляет со¬бой систему  мер законодательного, исполнительного  и контро¬лирующего характера, осуществляемых государственными уч¬реждениями с  целью обеспечения устойчивого  социально-экономического развития страны. Экономическая политика госу¬дарства должна способствовать укреплению финансов субъек¬тов хозяйствования и домашних хозяйств, накоплению отечест¬венного  капитала, повышению доступности  кредитных ресур¬сов отечественным  товаропроизводителям[25, с.600].

Процесс управления экономикой предполагает решение многих вопросов: повышения эффективности и конкурентоспо¬собности национальной экономики, рационального  использова¬ния внутренних ресурсов, развития науки и инновационной  дея¬тельности, формирования оптимальной  структуры хозяйствен¬ного комплекса, его социальной ориентации, поддержки  экс¬порта, обеспечения занятости  населения и т. д.

В плановой экономике государство  управляло практически всеми  социально-экономическими процессами, которые подда¬ются централизованному  регулированию. Системой директив¬ных адресных заданий государственные  органы определяли ос¬новные параметры  деятельности каждого предприятия  и его хозяйственные связи: объем  и основной ассортимент произво¬димой  продукции, поставщиков сырья и  материалов, потреби¬телей готовой  продукции. За предприятиями сохранялась  са¬мостоятельность в решении, прежде всего, внутрихозяйствен-ных вопросов: налаживания производства, организации  и опла¬ты труда, совершенствования  технологий, повышения качества продукции, социального развития трудовых коллективов.

В рыночной экономике государство  не осуществляет непо-средственного  управления экономической сферой, основным регулятором хозяйственных отношений  является рынок. Госу¬дарственное регулирование  играет главную роль только в тех  сферах, которые определяют национальную безопасность стра¬ны, или в которых  регуляторы в силу различных причин неэф¬фективны.

Необходимо отметить, что  чисто рыночной экономики нет  ни в одной стране мира. Экономический  механизм в развитых странах включает два органично взаимосвязанных  блока — ры¬ночную саморегуляцию  и государственное регулирование. Сте¬пень государственного вмешательства  в экономику в разных странах  неодинакова [25, с.600-602] .

Переход к социально ориентированной  экономике обоснован в «Основных  направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г.»  В этом документе бы¬ли определены концептуальные основы социальной рыночной экономики [7, с.331] .

Социально ориентированная  рыночная экономика – это высокоэффективная  экономика с развитым предпринимательст¬вом  и рыночной инфраструктурой, действенным  государствен¬ным регулированием распределения  доходов. Она гарантирует высокий  уровень благосостояния добросовестно  работающим членам общества; достойное  социальное обеспечение - нетрудо¬способным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся  в отпусках по уходу за детьми; эффективную охрану жизни, здо¬ровья, прав и свобод - всем гражданам [7, с.331].

При переходе к рыночной экономике  роль государственного регулирования  более значима, чем в условиях сложившегося рыночного хозяйства. В странах с транзитивной экономикой сфера принимаемых государством решений намного шире, а са¬ми  решения во многих случаях более  ответственные. К тому же рыночные регуляторы здесь недостаточно эффективны. Пере¬ход от планового хозяйства к рыночному  не происходит автома¬тически. Государство  призвано регулировать этот процесс, сти-мулировать создание инфраструктуры рынка, условий  его нор¬мального функционирования [7, с.331-332] .

Эффективно работающий рыночный механизм позволяет успешно решать многие проблемы социально-экономического развития: объединять интересы производителей и потребите¬лей, стимулировать  внедрение достижений научно-техническо¬го  прогресса, повышать качество продукции, снижать затраты, постоянно обновлять  ассортимент товаров, расширять  номенк¬латуру предоставляемых  населению услуг. Однако даже самый  отлаженный рыночный механизм не в  состоянии справиться со всеми социальными  и экономическими проблемами жизни  об¬щества. Поэтому решение ряда проблем, неподвластных рыноч¬ному механизму, берет на себя государство.

Практика многих стран, осуществляющих переход от пла¬новой экономики  к рыночной, показала, что прогресс в экономи¬ческом развитии невозможно обеспечить без эффективного государства, а благосостояние общества не может  быть достигнуто лишь с помощью механизмов рыночной системы. Вместе с тем при  переходе к рыночной экономике выполняе¬мые государством функции в экономических  процессах должны постепенно сокращаться, для чего требуется правильно  определить приоритеты государственного управле¬ния и сделать упор на обеспечение жизненно важных экономи¬ческих и социальных потребностей общества.

За государством  прежде всего должны сохраняться следую¬щие функции:

- эмиссия денег, денежно-кредитное  и налогово-бюджетное регулирование;

- обеспечение гарантий  прав и свобод личности, прав  соб¬ственника и субъекта хозяйствования;

- формирование устойчивой  макроэкономической ситуации, включающей  эффективное функционирование финансовых  уч¬реждений;

- обеспечение минимальных  социальных стандартов по пре-доставлению  благ и услуг общего пользования  (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобес¬печивающие  блага и услуги);

- реализация антимонопольных  мер и поддержка конку¬рентной  среды;

- развитие науки, инновационной  деятельности и информа¬ционных  технологий;

- проведение активной  внешнеэкономической политики, развитие  интеграционных связей с соседними  странами;

- формирование производственной, социальной и экологи¬ческой  инфраструктур общегосударственного  значения, обеспе¬чивающих условия  для роста экономики и улучшения  жизне¬деятельности населения;

- поддержка социально  незащищенных групп населения;

- охрана окружающей среды,  совершенствование экологи¬ческих  регуляторов, международное сотрудничество  при реше¬нии экологических проблем;

- формирование рациональных  территориальных пропор¬ций воспроизводства  и комплексное развитие производитель¬ных  сил регионов;

- обеспечение национальной  безопасности страны;

- создание правовой базы  рыночных отношений и обеспече¬ние  неукоснительного соблюдения законов,  развитие институ¬циональной инфраструктуры;

- разработка и реализация  стратегии социально-экономи¬ческого  развития.

При переходе к рыночной экономике  государство выступает локомотивом  экономических преобразований, аккумулируя  це-ленаправленные усилия на техническое  перевооружение отрас¬лей на основе внедрения новых технологий, разработку и реа¬лизацию научно-технических  программ, рост инвестиций, струк¬турную перестройку экономики. Оно осуществляет меры по по¬вышению конкурентных преимуществ  национальной экономи¬ки, чтобы в  условиях глобализации страна могла  занять достой¬ное место в мировом  разделении труда[25, с.603].

 

В переходный период более  ответственной и сложной стано¬вится  роль государства по управлению собственностью. Прежде всего, требуется преодолеть тотальную монополизацию государ¬ственной собственности, осуществить ее разгосударствление и приватизацию. В собственности  государства остаются предпри¬ятия, определяющие основу его экономического развития и национальную безопасность. Задача государственного управле¬ния - создать возможности для их эффективной  работы с ис¬пользованием рыночных законов: конкуренции, спроса, пред-ложения, стоимости и т.д. При этом важно  обеспечить коорди¬нацию взаимодействия между субъектами государственной  и других форм собственности.

Для регулирования социально-экономических  процессов го¬сударство использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости  от сложившейся социально-экономи¬ческой ситуации, накопленного опыта, выбранной  модели и стратегических целей развития.

Общепринято деление методов  государственного регулиро¬вания на правовые, административные, экономические. Правовое регулирование экономики состоит  в разработке и реализации законов, обеспечивающих нормы функционирова¬ния  предприятий всех форм собственности  и рыночных струк¬тур (бирж, банков, акционерных обществ), антимонопольном  регулировании, защите прав покупателей  и интересов общест¬ва, посредничестве между предпринимателями и наемными ра-ботниками и т.д. Необходимы новые, адекватные рыночным ус¬ловиям налоговое  законодательство, система законов  по соци¬альной защите населения  и т. д. Требуется правовое обеспече¬ние таких специфических процессов  переходного периода, как приватизация государственной собственности, поддержка  ма¬лого и среднего бизнеса. Административные методы экономического регулирования  реализуются посредством запретительных, разрешительных и принудительных мер  для отдельных сфер экономической  деятельности или категорий населения. С помощью администра¬тивных  мер, например, осуществляется государственный  конт-роль над ценами монополистов и социально значимых товаров. Для защиты национальных интересов в системе внешнеэконо¬мической деятельности используются установление квот экс¬порта и импорта отдельных товаров или товарных групп, ли¬цензирование внешнеторговой деятельности. Административ¬ные методы широко применяются в области охраны окружаю¬щей среды и социальной защиты населения.

Важной задачей государства  в переходный период является создание целостной системы экономических  методов регулиро¬вания. С этой целью  используются:

- бюджетно-налоговая политика;

- денежно-кредитная политика;

- ценовое регулирование;

- амортизационная политика;

- прямые методы регулирования  - государственный заказ, квоты,  лицензии, прямое бюджетное финансирование.

Особая форма государственного регулирования - разработ¬ка прогнозов  и программ. Их объектами являются как страна в целом, так и отдельные  отрасли экономики и социальной сфе¬ры, регионы, а также направления  деятельности (привлечение в экономику  иностранных инвестиций, приватизация, занятость и т. д.).

Одним из важных условий реализации государством своих функций по эффективному управлению экономикой при пере¬ходе  к рынку является формирование соответствующей  струк¬туры государственного управления и аппарата, способного про¬фессионально действовать в новой экономической  и политиче¬ской среде.

Конституцией Республики Беларусь определено, что «госу¬дарство  осуществляет регулирование экономической  деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направле¬ние и координацию государственной  и частной экономической деятельности в социальных целях» (ст.13,п.5) [10, c.38].                   

В соответствии с Конституцией (ст. 107, п. 4.) Правительство (Совет Министров) Республики Беларусь обеспечивает проведе¬ние  единой экономической, финансовой, кредитной  и денеж¬ной политики, государственной  политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социаль¬ного обеспечения и оплаты труда.

В состав Совета Министров  Республики Беларусь входят по должности: премьер-министр Республики Беларусь, заместите¬ли премьер-министра Республики Беларусь, глава админист¬рации Президента Республики Беларусь, председатель Коми¬тета  государственного контроля, председатель Правления На¬ционального банка, председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, министры, председатели государ-ственных комитетов, председатель Комитета государственной  безопасности, председатель Правления  Белорусского респуб¬ликанского союза  потребительских обществ.

Постоянно действующим органом  Совета Министров Рес¬публики Беларусь является его Президиум в составе  премь¬ер-министра Республики Беларусь, его заместителей, главы Администрации  Президента Республики Беларусь, председате¬ля  Комитета государственного контроля, председателя Правле¬ния Национального банка, министра экономики, министра фи¬нансов, министра иностранных дел.

Действующая на начало 2009 г. система государственного управления Республики Беларусь, построенная по функцио¬нально-отраслевому и территориальному принципам, включает 24 министерств, 6 государственных  комитетов, 8 комитетов при Совете Министров Республики Беларусь и 8 государствен¬ных организаций, подчиненных Правительству  Республики Бе-ларусь [26, с.602].

Информация о работе Структурная перестройка экономики республики Беларусь