Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:58, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы "Структурная перестройка экономики в Республике Беларусь " с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по схожей проблематике.
Введение 5
1 Понятие и сущность структурной перестройки экономики 7
2 Структурная трансформация экономики Беларуси: предпосылки и 12 приоритеты
3 Экономическая роль государства в Беларуси 22
4 Программное планирование и прогнозирование в структурной 33
перестройке
Заключение 50
Список использованных источников 54
Приложение А Динамика отношения душевого ВВП к аналогичному 57
показателю США, по ППС 2005 г., %
Результаты функционирования экономи¬ки страны в 1996-2008 гг. достаточно впечат¬ляющие. ВВП вырос в 2,3 раза, продукция промышленности - в 3,0, инвестиции в ос¬новной капитал - в 3,7, реальные денежные доходы населения - в 4,7 раза по сравнению с вышеперечисленными показателями с 2007году. В итоге за 1991-2008 гг. рост ВВП составил 151%, про¬дукции промышленности – 185%, инвестиций в основной капитал – 142%, реальных денеж¬ных доходов населения - 241%. Производ¬ство продукции сельского хозяйства вплот¬ную приблизилось к уровню 1990 г. - 99% [4, с.34].
Для сравнения можно сказать, что в Российской Федерации в 2008 г. только один из названных показателей превысил уровень 1990 г. - ВВП (104%) (таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Характеристика динамики ВВП стран СНГ в 1991-2008 гг.
Страна Год максимального снижения ВВП Уровень максимального снижения ВВП (по отношению к 1990 г.), % Год достижения уровня ВВП 1990 г. Изменение ВВП
(2008 г по отношению к 1990 г), %
Азербайджан 1995 42 2005 186
Армения 1993 47 2004 155
Беларусь 1995 65 2003 151
Грузия 1994 28 - 66
Казахстан 1995 61 2004 137
Кыргызстан 1995 51 - 89
Молдова 1999 34 - 53
Россия 1998 57 2007 104
Таджикистан 1996 31 - 69
Туркменистан … … … …
Узбекистан 1995 81 2001 137
Украина 1999 41 - 72
Рассчитано по: [22, с.38,39]
Для восстановления уровня ВВП 1990 г. понадобилось: Азербайджану - 15 лет, Армении и Казахстану - 14, Беларуси -13, России - 17, Узбекистану -11 лет. Оче¬видно, что этот процесс потребовал у назван¬ных стран СНГ времени практически в 2-5 раз больше, чем понадобилось для достиже¬ния нижней точки кризиса. В Азербайджа¬не, Беларуси, Казахстане и Узбекистане сни¬жение объемов производства ВВП продол¬жалось 5 лет, Армении – 3, России - 8, Ук¬раине - 9 лет [26, с.5].
Максимальный темп роста ВВП наблю¬дается в Азербайджане - 186%. Во всех ос¬тальных республиках он либо на уровне, либо ниже показателя Беларуси. В Грузии, Кыр¬гызстане, Молдове, Таджикистане и Украи¬не ВВП находится в диапазоне 53-89% от значения 1990 г. Не достигли уровня ВВП 1990 г. те страны СНГ, где глубина падения была максимальной: Грузия - 28% от уров¬ня 1990 г., Молдова – 34%, Таджикистан -81%, Украина - 41%[26, с.5].
Рассмотрим в государствах-
Таблица 2.2 - Характеристика динамики инвестиций стран СНГ в 1991-2008 гг.
Страна Год максимального снижения инвестиций Уровень
максимального снижения инвестиций (по отношению к 1990г.), % Год достижения уровня инвестиций 1990 г. Изменение инвестиций (2008 г. по отношению к 1990 г.), %
Азербайджан 1993 29 1997 13,6 раза
Армения 1995 … … …
Беларусь 1996 37 2006 142
Грузия … … … …
Казахстан 1996 9 2006 110
Кыргызстан 1994 27 - 76
Молдова 2000 10 - 22
Россия 1998 21 - 56
Таджикистан … … … …
Туркменистан … … … …
Узбекистан 1994 53 2005 120
Украина 1997 21 - 67
Рассчитано по: [21, с.40-41]
Как видно из таблицы 2.2, максимальное сни¬жение инвестиций по отношению к уровню 1990 г. наблюдалось в Казахстане (9%), Мол¬дове (10%), России и Украине (21%), Кыр¬гызстане (27%), Казахста¬ну удалось превзойти значение этого показателя базисного года. В остальных республиках он суще¬ственно ниже: Молдова - 22%, Россия - 56, Украина - 67, Кыргызстан - 76%.
В 2008 г. только 4 из 12 стран СНГ ре¬ализовали инвестиций больше, чем в 1990 г. И Беларуси принадлежит 2-е место после Азербайджана. Отстали как Казахстан (110%), так и Узбекистан (120%).
Очевидно, что значительная
положи¬тельная динамика ВВП в рассматриваемом
периоде сопровождалась в Беларуси
и нара¬щиванием объемов
В промышленном производстве доми¬нируют технологии третьего и четвертого технологических укладов (ТУ) (авто¬мобиле-, тракторостроение, сельскохозяй¬ственное машиностроение, органическая хи¬мия, переработка нефти и др.), степень из¬носа активной части основных фондов высока (65-70%), доля инновационно продвинутых предприятий низка (14-16%), удельный вес новой продукции в общем объе¬ме промышленного производства недопусти¬мо мал (11-13%). У критической черты на¬ходятся затраты, производимые для разви¬тия научных исследований и разработок: в пределах 0,7-1,0% ВВП [27].
Следствием такого положения
дел яв¬ляется чрезвычайно
В развитых странах доля высокотехно¬логичного экспорта в 2006 г. составляла: США - 50,4%, ЕС-25 - 45,3, Япония - 63,9%. Необходимо, однако, отметить, что в интер¬вале 2000-2006 гг. в этих государствах на-блюдалась тенденция снижения удельного веса высокотехнологичной продукции в экс¬порте. В Японии - на 5,5 п. п., в США - на 4, а в ЕС-25 - на 1 п. п. [4, с.34, 35].
Решить эти проблемы призвана,
в оп¬ределенной мере, «Государственная
програм¬ма инновационного развития Республики
Беларусь на 2007-2010 гг.». Однако боль¬шинство
из них имеют глубокие корни, сильный
инерционный потенциал, требуют
существенных вложений инвестиций и
мо¬гут быть успешно преодолены лишь
на ос¬нове долговременной структурной
транс¬формации. Среднесрочная инновационная
програм¬ма развития экономики страны
(2007-2010 гг.) - это лишь первый шаг на
пути вхождения в экономику, основанную
на зна¬ниях. Должна быть разработана
система дол¬го-, средне- и краткосрочных
прогнозных документов, органично взаимосвязанных
и определяющих стратегию и тактику
враста¬ния национальной экономики
в новую эко¬номку, основанная на
принципах инноваци¬онного
Таким образом, необходима разработка
стра¬тегического документа, определяющего
дол¬говременную инновационную
политику го¬сударства на 20-25 лет вперед.
Ключевые направления этой политики
в развитых в экономическом отношении
стра¬нах определены и представлены,
например, в ЕС двумя крупными блоками.
В первый вклю¬чены приоритеты научно-технического
разви¬тия, определяемые его кластерным
взаимо¬связанным характером, во второй
- приори¬теты научно-
Очевидно, что для нашей страны реа¬лизация всего многообразия этих приорите¬тов научно-технического развития является на современном этапе непосильной задачей. Но при их квалифицированном наложении на отечественную экономическую систему вполне могут быть определены основные реальные направления национального инно¬вационного развития как в средне -, так и долгосрочной перспективе.
Необходи¬мо выборочно поддерживать наиболее перс¬пективные производства, создавать новые, ба¬зирующиеся на технологических цепочках пятого и шестого укладов. Это должны быть производ¬ства, имеющие корни в национальной эконо¬мике и подготовленные к интенсивному фор¬мированию всем ее предшествующим ходом развития. В первую очередь, это касается элек¬тронной промышленности, вычислительной техники и программного обеспечения, теле¬коммуникаций, науки и образования.
Названные производства и приоритеты являются несущими для пятого (информацион¬ного) технологического уклада, который в большинстве развитых стран мира подходит к своему рубикону. У нас же он находится на начальной стадии и требует максималь¬ной поддержки как административными, так и экономическими методами. К сожалению, в Беларуси не произошла структурная пе¬рестройка экономики, обусловленная заме¬щением четвертого технологического уклада пятым, сопровождающаяся резким инновационным скачком [24, с.132].
Проблема усугубляется и тем, что в раз¬витых в промышленном отношении странах мира уже начал развиваться пятый ТУ - нанотехнологии, генная инженерия, телекомму¬никации, атомная промышленность и т. п. Следовательно, структурная трансформация в Беларуси должна одновременно решать две задачи: активно развивать производства пятого уклада и создавать предпосылки для фор¬мирования шестого ТУ.
Следует отметить, что задача
догоняю¬щего развития весьма часто
встречает скеп¬тическое
Страны СНГ за период 1980-2005 гг. существенно потеряли в своем развитии, и сопоставление соотношения душевого ВВП с соответствующими показателями США свидетельствует не в их пользу (Приложение А, таблица 1.2). Очевидно, что доля России сократилась в два раза: с 53% в 1980 г. до 26% в 2005 г., Украины и того больше - в 2,75 раза (с 44 до 16%). Потери Беларуси оказались значи¬тельно меньше. Ее доля упала на 20п.п.
Сегодня во многих странах, решающих задачу развития экономики высокими темпа¬ми, преодолеваются две основные проблемы:
- выявление основных факторов, повы¬шающих темпы роста ВВП;
- устранение негативного
влияния не¬которых
Необходимо активнее развивать сферу услуг (как для населения, так и для произ¬водства, как для внутреннего, так и для внеш¬него рынков). Она эффективна, более вос¬приимчива к малому и среднему бизнесу, частному капиталу, динамичным потребнос¬тям общества. В первую очередь, следует обратить внимание на индустрию туризма, транспортные и информационные коммуни¬кации и т. п. Их долю в производстве ВВП нужно довести до 80-85%. Сегодня же она колеблется в пределах 42-45% ВВП [26, с.8].
Требуется повышать конкурентоспособность
отече¬ственных товаропроизводителей
в контексте процессов
Нужно всемерно наращивать положи¬тельное
сальдо торговли услугами, делать более
весомым положительное сальдо пла¬тежного
баланса за счет привлечения инос¬транных
инвестиций. Потенциал последних
может быть существенно увеличен
на основе создания совместных предприятий
и транс¬национальных корпораций по
традиционным производствам (шестой ТУ)
с мировыми лидера¬ми и производителями
стран, являющимися основными
Важнейший источник структурной транс¬формации - инновационный вектор развития всей существующей и формируемой хозяй¬ственной системы. Это предполагает, в пер¬вую очередь, увеличение в перспективе расхо¬дов на науку до 2,5-3,0% ВВП, доли новой высокотехнологичной сертифицированной продукции, рост инновационной активности экономики в целом. По прогнозным расчетам, в 2020 г. затраты на НИОКР в США составят 3,0% ВВП, Японии – 3,5%, ЕС-2,5% - 2,2%, России - 2,25%, Индии - 2,4%, Китае - 2,5%.
В начале XXI в. (2002 г.) в число абсо¬лютных лидеров по затратам на НИОКР выдвинулся Израиль - 4,7% (и это без учета зат¬рат на оборонные НИОКР). До этого первая строка принадлежала Швеции, в которой наукоемкость ВВП уже многие годы была выше 3%, а в 2002 г. составила 4,3% [8, с.90].
Интенсивное развитие инновационной системы страны предполагает и радикаль¬ное изменение структуры внутренних зат¬рат на исследования и разработки. Тенден¬ции ресурсного обеспечения НИОКР нача¬ла XXI в. в развитых странах свидетельству¬ют о росте расходов преимущественно за счет предпринимательского сектора, расширении кооперации частного бизнеса с университе¬тами и государственными научно-исследова¬тельскими организациями.
По мнению специалистов, соотношение частного и государственного секторов в фи¬нансировании НИОКР будет стремиться в ближайшие 10—15 лет к пропорции 70:30, но, естественно, с колебаниями, отражающими специфику этих стран [18, с.92]. У нас се¬годня это соотношение имеет обратную про¬порцию. На долю бюджета приходится 65% внутренних затрат, а на все остальные ис¬точники (средства внебюджетных фондов, собственные средства научных организаций, иностранные источники, финансирование других организаций) - 35%. Более того, за период 2001-2006 гг. доля средств консоли¬дированного бюджета выросла на 15 п.п. [8, с.90].
Преломление этой негативной тенден¬ции и формирование в перспективе выше¬означенной прогрессивной пропорции в со¬отношении источников финансирования НИОКР потребует достаточно серьезных из¬менений в подходах государства к стиму¬лированию бизнеса, роли частного предпри-нимательства в развитии национальной эко¬номики. Результатом явится получение национальным производителем столь необ¬ходимой сверхприбыли, источник которой - интеллектуальная рента.
Таким образом, поступательное
дина¬мичное развитие национальной
экономики предполагает необходимость
изменения структурной
Необходимы всесторонняя под¬держка фундаментальной и прикладной на¬уки, развитие современной информационной инфраструктуры, подготовка высококвали¬фицированных кадров, адекватных требова¬ниям экономики знаний.
В институциональной сфере
в качестве первоочередных задач
можно назвать форми¬рование
хозяйственного механизма, обеспечи¬вающего
стимулирование развития наиболее передовых
технологий, переток капиталов из
устаревших в современные высокорентабель¬
Информация о работе Структурная перестройка экономики республики Беларусь