Структурная перестройка экономики республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы "Структурная перестройка экономики в Республике Беларусь " с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по схожей проблематике.

Содержание

Введение 5
1 Понятие и сущность структурной перестройки экономики 7
2 Структурная трансформация экономики Беларуси: предпосылки и 12 приоритеты
3 Экономическая роль государства в Беларуси 22
4 Программное планирование и прогнозирование в структурной 33
перестройке
Заключение 50
Список использованных источников 54
Приложение А Динамика отношения душевого ВВП к аналогичному 57
показателю США, по ППС 2005 г., %

Работа содержит 1 файл

заманух.docx

— 67.29 Кб (Скачать)

В соответствии с Законом  «О государственном прогнозиро¬вании и программах социально-экономического развития Рес¬публики Беларусь»  к основным документам на долгосрочную перспективу относятся «Национальная  стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь» и  «Основные направления социально-экономического развития» страны, на среднесрочную  — «Программа социально-экономи-ческого  развития Республики Беларусь» [26, c.614-617] .

Национальная стратегия  устойчивого социально-эконо¬мического  развития Республики Беларусь на период до 2020 го¬да (НСУР-2020), разработанная  Министерством экономики с участием других министерств и ведомств, Национальной акаде¬мии наук Беларуси, НИЭИ и  других научно-исследовательских институтов, неправительственных организаций  в 2003—2004 гг., базируется на основных принципах  и методологических подхо¬дах Повестки дня на XXI век, принятой Конференцией ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), Дек¬ларации  тысячелетия (Генеральная Ассамблея  ООН, 2000 г.), материалах Всемирного саммита  в Йоханнесбурге (сентябрь 2002 г.), международных  соглашениях, а также принятых в  Республике Беларусь программных документах по проблемам социально-экономического и экологического развития.

В НСУР-2020 главное внимание уделяется особенностям прогнозного  периода, дальнейшему осуществлению  Повестки дня на XXI век, гармонизации социального, экономического и экологического развития в едином сбалансированном комплек¬се «человек — окружающая среда — экономика».

В документе на основе анализа  сложившейся социально-эко¬номической и экологической ситуации, оценки тенденций миро¬вого экономического развития определяются стратегические це¬ли и задачи, критерии и принципы, направления и приоритеты устойчивого  развития Республики Беларусь, а также  важней¬шие индикаторы, характеризующие  степень их реализации [11, с.162].

Основная цель устойчивого  развития Республики Беларусь — динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуаль¬но-инвестиционного  развития экономики и социальной сферы, сохранения окружающей среды  для нынешнего и будущих по¬колений.

Обеспечение устойчивого  развития Беларуси основывается на реализации общесистемных преобразований экономики  и общества, одобренных I и II Всебелорусским народным собранием: формирование сильного эффективного правового госу¬дарства, обеспечивающего создание необходимых  условий и ак¬тивную государственную  поддержку крупномасштабных мер  для достижения долгосрочных ориентиров социально-экономи¬ческого развития; постепенный переход к новому постиндус¬триальному обществу с преимущественно V и VI технологичес-кими укладами, экологически чистыми производствами, раз¬витыми отношениями демократии и гражданского общества; построение высокоэффективной  социально ориентированной рыночной экономики с развитыми институтами  предпринима¬тельства и рыночной инфраструктурой, действенными меха¬низмами государственного и рыночного регулирования.

Длительный период, необходимый  для достижения конеч¬ных целей  НСУР-2020, требует выделения следующих  этапов социально-экономического развития:

- первый этап (2001—2005 гг.) —  базовый, характеризуется созданием  макроэкономических условий для  стабильного соци¬ально-экономического  развития и охраны окружающей  среды, повышения уровня жизни  народа на основе роста эффективно¬сти  реального сектора экономики;

- второй этап (2006—2015 гг.) —  этап активной структур¬ной перестройки  и модернизации экономики с  формированием основных блоков  социально ориентированной рыночной (сме¬шанной) экономики. Приоритетные  направления: технологи¬ческое перевооружение  производства на базе внедрения  новей¬ших технологий; стимулирование  внутренних и внешних ин¬вестиций и фундаментальных разработок, в том числе в области ресурсосбережения; обеспечение динамичного развития инвестиционных процессов; создание системы институтов гражданского общества;

- третий этап (после 2015 г.) — формирование основ постиндустриального  информационного общества, приближение  к уровню жизни населения экономически  развитых государств в рамках  социального рыночного хозяйства.

Неопределенность влияния  внешних и внутренних факто¬ров  на устойчивое развитие в длительной перспективе обусло¬вила необходимость  проработки в НСУР-2020 двух сценариев  социально-экономического развития.

Первый сценарий (инерционный) основывается на формиру¬ющихся в базисном пятилетии тенденциях и направлениях со¬циально-экономического развития, более полном использовании действующих  производственных мощностей по выпуску  продук¬ции, востребованной рынком, умеренных  темпах обновления ос¬новного капитала. Для этого сценария характерны относительно медленные темпы осуществления  институциональных и струк-турных преобразований экономики, минимальные  объемы при¬влечения иностранных инвестиций и кредитов, сохранение сло¬жившихся внешнеэкономических условий и  конъюнктуры цен на внешних рынках для отечественной продукции.

Второй сценарий (целевой) предусматривает стабильный рост производства и уровня благосостояния народа при  недопу¬щении ухудшения состояния  окружающей среды. Он связан с целенаправленным созданием и максимальным использовани¬ем  благоприятных внутренних и внешних  условий и факторов экономического развития; предусматривает ускорение  инсти¬туциональных и структурных  преобразований экономики, по¬вышение уровня ее либерализации, государственной  поддерж¬ки предпринимательства, улучшение  конъюнктуры на внеш¬них рынках для  белорусских товаров и услуг, значительный приток иностранных инвестиций и кредитов, широкое разви¬тие  интеграционных связей со странами СНГ, Евросоюза и дру¬гими государствами.

Концептуальным ядром  НСУР является модель устойчивого развития. В теоретическом плане модель устойчивого развития Республики Беларусь основывается на научной парадигме  соци¬альной эволюции в биосовместимой форме и включает совокуп¬ность  принципов и требований (императивов) к системе, струк¬туре экономики, режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающему  гармонизацию отношений в триаде «человек — окружающая среда —  экономика» с целью сбалансированного  социально ориентированного, экономически эффективного и экологозащитного развития страны, удовлетво¬рения потребностей нынешнего и будущих поколений [26, с.617].

Практически все принципы устойчивого развития Повестки дня  на XXI век сохраняют свое значение и в ИСУР-2020. Важ¬нейшими из них  являются:

- человек — цель прогресса,  уровень человеческого разви¬тия  — мера зрелости общества и  государства;

- повышение уровня благосостояния  народа, преодоление бедности, улучшение  структур потребления и производства;

- приоритетное развитие  систем образования, науки, здраво¬охранения, культуры — важнейших сфер  духовной жизни об¬щества, факторов  долгосрочного роста производительной, твор¬ческой активности народа, дальнейшего развития экономики;

- переход на природоохранный,  ресурсосберегающий, ин¬вестиционно-инновационный  типы развития экономики;

- проведение рыночных  преобразований экономики с уче¬том  требований устойчивого развития;

- повышение эффективности  и конкурентоспособности эко¬номической  системы;

- ведущая роль государства  в осуществлении целей и задач  устойчивого развития, совершенствование  систем управления, политических  механизмов принятия и реализации  решений;

- развитие процессов демократизации  и становления от¬крытого общества, включая правовое государство,  рыночное хозяйство и гражданское  общество.

Основными компонентами устойчивого  развития являются социальная, экономическая  и экологическая сферы и соответ¬ствующие им виды деятельности и направления  политики, обеспечивающие их сбалансированное и взаимоподдерживающее движение.

Основными направлениями  реализации социальной поли¬тики в  НСУР-2020 приняты:

- создание условий и  возможностей для всех трудоспособ¬ных  граждан зарабатывать средства  для удовлетворения своих потребностей;

- обеспечение рациональной  занятости населения на основе  сохранения рабочих мест на  действующих жизненно важных  и перспективных предприятиях, создания  новых рабочих мест, в том числе  в частном секторе экономики,  организации систем подготовки  и переподготовки кадров и  т.п.;

- обеспечение общего роста  денежных доходов населения и  создание условий для повышения  их реального содержания;

- повышение роли оплаты  труда как основного источника  денежных доходов населения и  важнейшего стимула трудовой  активности работников наемного  труда;

- поэтапное приближение  минимальных и других фиксиро¬ванных  доходов к бюджету прожиточного  минимума (в перспек¬тиве — к  минимальному потребительскому  бюджету) на основе опережающего  по сравнению с ростом цен  повышения размеров минимальных  социальных гарантий в области  доходов;

- содействие росту доходов  от самозанятости и предприни¬мательской  деятельности;

- улучшение социального  обеспечения нетрудоспособных граждан  на основе реформирования пенсионной  системы и сис¬темы социального  страхования;

- повышение степени защиты  социально уязвимых групп населения  за счет усиления адресности  оказания помощи мало¬обеспеченным  гражданам, рационализации системы  льгот на¬селению.

Основными направлениями  экономической политики явля¬ются:

- обеспечение расширенного  воспроизводства благ и услуг;

- финансовое оздоровление  экономики;

- активизация институциональных  преобразований;

- повышение уровня использования  научно-технического, инновационного  и производственного потенциалов;

- структурная перестройка  экономики, модернизация про¬изводства  и реструктуризация предприятий;

- государственная поддержка  инновационно-инвестицион¬ных проектов, создание на базе НИИ, НПО  и университетов ин¬новационных  центров, технопарков, технополисов;

- государственная поддержка  предпринимательства, мало¬го и  среднего бизнеса;

- активизация внешнеэкономической  политики и междуна¬родного сотрудничества, развитие интеграционных процессов  с Россией, другими странами  СНГ, Евросоюза и другими государ¬ствами  дальнего зарубежья;

- использование преимуществ  глобализации для устойчи¬вого  развития национальной экономики,  увеличение прямых иностранных  инвестиций и кредитов;

- широкое использование  региональных и местных иници¬атив;

- обеспечение экономической  безопасности.

Основными направлениями  экологической политики явля¬ются:

- рациональное природопользование  и сохранение окружа¬ющей среды  для нынешнего и будущих поколений;

- устойчивое управление  экосистемами и поддержание био¬логического  разнообразия;

- переход к экологически  ориентированному принципу хо¬зяйствования;

- рациональное использование  природно-ресурсного потен¬циала;

- внедрение ресурсосберегающей  техники и технологии, экологически  безопасных производств;

- снижение антропогенной  нагрузки до минимального уровня;

- развитие современных  биотехнологий и генной инженерии;

- защита атмосферы и  водных бассейнов;

- повышение экологического  потенциала лесных, земель¬ных и  других ресурсов;

- рационализация образования,  переработки и удаления от¬ходов;

- экологическое просвещение  и образование, подготовка кадров;

- организация мониторинга  окружающей среды и информа¬ционное  обеспечение населения;

- обеспечение экологической  безопасности.

В НСУР-2020 в укрупненном  виде определяются пути и средства реализации этих направлений, обосновывается ком¬плекс мероприятий по достижению целей, система показате¬лей-индикаторов  по звеньям триады «человек — окружающая среда — экономика».

НСУР-2020 одобрена Национальной комиссией по устойчи¬вому развитию Республики Беларусь, Президиумом Совета Ми¬нистров Республики Беларусь и рекомендована  для практиче¬ского использования  министерствами и ведомствами при  разра¬ботке прогнозов и программ.

Основные положения и  параметры НСУР-2020 используют¬ся  при разработке «Основных направлений  социально-экономи¬ческого развития Республики Беларусь» на 2006—2015 годы, «Программы социально-экономического развития Республики Беларусь» на 5-летний период, а также ежегодных прогнозов  со¬циально-экономического развития страны.

Основные направления  социально-экономического разви¬тия  Республики Беларусь на 2006—2015 годы, конкретизиру¬ют, особенно на ближайшее пятилетие, цели и задачи, направ¬ления и приоритеты развития, предусмотренные в НСУР-2020.

Главные цели Основных направлений  — оздоровление наро¬да и повышение  уровня его благосостояния на основе сбаланси¬рованного и устойчивого  экономического развития, обеспече¬ние рациональной занятости населения  и доведение его соци¬альной  защищенности до уровня экономически развитых госу¬дарств. Достижение этих целей связано с ускорением и  улучше¬нием качественных параметров развития всего народнохозяй¬ственного комплекса страны[26, с.621].

В первом пятилетии (2006—2010 гг.) важнейшая цель за¬ключается в создании макроэкономических условий для  обес¬печения устойчивого экономического роста, повышения эффек¬тивности реального  сектора экономики и уровня благосостоя¬ния  народа [ 26, с.623] .

Основными задачами являются:

Информация о работе Структурная перестройка экономики республики Беларусь