Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 19:58, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы "Структурная перестройка экономики в Республике Беларусь " с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по схожей проблематике.
Введение 5
1 Понятие и сущность структурной перестройки экономики 7
2 Структурная трансформация экономики Беларуси: предпосылки и 12 приоритеты
3 Экономическая роль государства в Беларуси 22
4 Программное планирование и прогнозирование в структурной 33
перестройке
Заключение 50
Список использованных источников 54
Приложение А Динамика отношения душевого ВВП к аналогичному 57
показателю США, по ППС 2005 г., %
В соответствии с Законом
«О государственном прогнозиро¬
Национальная стратегия
устойчивого социально-эконо¬
В НСУР-2020 главное внимание уделяется особенностям прогнозного периода, дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век, гармонизации социального, экономического и экологического развития в едином сбалансированном комплек¬се «человек — окружающая среда — экономика».
В документе на основе анализа
сложившейся социально-эко¬
Основная цель устойчивого
развития Республики Беларусь — динамичное
повышение уровня благосостояния, обогащение
культуры, нравственности народа на основе
интеллектуаль¬но-
Обеспечение устойчивого
развития Беларуси основывается на реализации
общесистемных преобразований экономики
и общества, одобренных I и II Всебелорусским
народным собранием: формирование сильного
эффективного правового госу¬дарства,
обеспечивающего создание необходимых
условий и ак¬тивную
Длительный период, необходимый для достижения конеч¬ных целей НСУР-2020, требует выделения следующих этапов социально-экономического развития:
- первый этап (2001—2005 гг.) —
базовый, характеризуется
- второй этап (2006—2015 гг.) —
этап активной структур¬ной
- третий этап (после 2015
г.) — формирование основ
Неопределенность влияния
внешних и внутренних факто¬ров
на устойчивое развитие в длительной
перспективе обусло¬вила
Первый сценарий (инерционный)
основывается на формиру¬ющихся в базисном
пятилетии тенденциях и направлениях
со¬циально-экономического развития,
более полном использовании действующих
производственных мощностей по выпуску
продук¬ции, востребованной рынком, умеренных
темпах обновления ос¬новного капитала.
Для этого сценария характерны относительно
медленные темпы осуществления
институциональных и струк-
Второй сценарий (целевой) предусматривает стабильный рост производства и уровня благосостояния народа при недопу¬щении ухудшения состояния окружающей среды. Он связан с целенаправленным созданием и максимальным использовани¬ем благоприятных внутренних и внешних условий и факторов экономического развития; предусматривает ускорение инсти¬туциональных и структурных преобразований экономики, по¬вышение уровня ее либерализации, государственной поддерж¬ки предпринимательства, улучшение конъюнктуры на внеш¬них рынках для белорусских товаров и услуг, значительный приток иностранных инвестиций и кредитов, широкое разви¬тие интеграционных связей со странами СНГ, Евросоюза и дру¬гими государствами.
Концептуальным ядром НСУР является модель устойчивого развития. В теоретическом плане модель устойчивого развития Республики Беларусь основывается на научной парадигме соци¬альной эволюции в биосовместимой форме и включает совокуп¬ность принципов и требований (императивов) к системе, струк¬туре экономики, режиму функционирования и взаимодействия его подсистем, обеспечивающему гармонизацию отношений в триаде «человек — окружающая среда — экономика» с целью сбалансированного социально ориентированного, экономически эффективного и экологозащитного развития страны, удовлетво¬рения потребностей нынешнего и будущих поколений [26, с.617].
Практически все принципы устойчивого развития Повестки дня на XXI век сохраняют свое значение и в ИСУР-2020. Важ¬нейшими из них являются:
- человек — цель прогресса,
уровень человеческого разви¬
- повышение уровня
- приоритетное развитие
систем образования, науки,
- переход на природоохранный, ресурсосберегающий, ин¬вестиционно-инновационный типы развития экономики;
- проведение рыночных
преобразований экономики с
- повышение эффективности
и конкурентоспособности эко¬
- ведущая роль государства
в осуществлении целей и задач
устойчивого развития, совершенствование
систем управления, политических
механизмов принятия и
- развитие процессов
Основными компонентами устойчивого
развития являются социальная, экономическая
и экологическая сферы и
Основными направлениями реализации социальной поли¬тики в НСУР-2020 приняты:
- создание условий и
возможностей для всех
- обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и т.п.;
- обеспечение общего роста
денежных доходов населения и
создание условий для
- повышение роли оплаты
труда как основного источника
денежных доходов населения и
важнейшего стимула трудовой
активности работников
- поэтапное приближение
минимальных и других фиксиро¬
- содействие росту доходов
от самозанятости и предприни¬
- улучшение социального
обеспечения нетрудоспособных
- повышение степени защиты
социально уязвимых групп
Основными направлениями экономической политики явля¬ются:
- обеспечение расширенного воспроизводства благ и услуг;
- финансовое оздоровление экономики;
- активизация институциональных преобразований;
- повышение уровня
- структурная перестройка
экономики, модернизация про¬
- государственная поддержка
инновационно-инвестицион¬ных
- государственная поддержка
предпринимательства, мало¬го
- активизация
- использование преимуществ
глобализации для устойчи¬вого
развития национальной
- широкое использование
региональных и местных иници¬
- обеспечение экономической безопасности.
Основными направлениями экологической политики явля¬ются:
- рациональное
- устойчивое управление
экосистемами и поддержание
- переход к экологически
ориентированному принципу хо¬
- рациональное использование
природно-ресурсного потен¬
- внедрение ресурсосберегающей техники и технологии, экологически безопасных производств;
- снижение антропогенной
нагрузки до минимального
- развитие современных
биотехнологий и генной
- защита атмосферы и водных бассейнов;
- повышение экологического потенциала лесных, земель¬ных и других ресурсов;
- рационализация образования,
переработки и удаления от¬
- экологическое просвещение
и образование, подготовка
- организация мониторинга
окружающей среды и информа¬
- обеспечение экологической безопасности.
В НСУР-2020 в укрупненном
виде определяются пути и средства
реализации этих направлений, обосновывается
ком¬плекс мероприятий по достижению
целей, система показате¬лей-
НСУР-2020 одобрена Национальной
комиссией по устойчи¬вому развитию
Республики Беларусь, Президиумом Совета
Ми¬нистров Республики Беларусь и рекомендована
для практиче¬ского использования
министерствами и ведомствами при
разра¬ботке прогнозов и
Основные положения и
параметры НСУР-2020 используют¬ся
при разработке «Основных направлений
социально-экономи¬ческого
Основные направления социально-экономического разви¬тия Республики Беларусь на 2006—2015 годы, конкретизиру¬ют, особенно на ближайшее пятилетие, цели и задачи, направ¬ления и приоритеты развития, предусмотренные в НСУР-2020.
Главные цели Основных направлений — оздоровление наро¬да и повышение уровня его благосостояния на основе сбаланси¬рованного и устойчивого экономического развития, обеспече¬ние рациональной занятости населения и доведение его соци¬альной защищенности до уровня экономически развитых госу¬дарств. Достижение этих целей связано с ускорением и улучше¬нием качественных параметров развития всего народнохозяй¬ственного комплекса страны[26, с.621].
В первом пятилетии (2006—2010 гг.) важнейшая цель за¬ключается в создании макроэкономических условий для обес¬печения устойчивого экономического роста, повышения эффек¬тивности реального сектора экономики и уровня благосостоя¬ния народа [ 26, с.623] .
Основными задачами являются:
Информация о работе Структурная перестройка экономики республики Беларусь