Стратегия бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 15:04, реферат

Описание работы

Справочник представляет собой руководство по стратегическому планированию и принятию стратегических решений в российском бизнесе. В справочнике приведены описание состояния и особенностей бизнеса в России, характеристика базовых процессов создания, преобразования и ликвидации предприятий, их взаимоотношений между собой, с органами муниципального и государственного управления. Систематизированы варианты стратегических решений и даны рекомендации по формированию и реализации комплексной стратегии бизнеса, организации системы стратегического планирования на предприятии, включая разработку стратегии экономической безопасности его функционирования.

Работа содержит 1 файл

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА реальные.doc

— 405.50 Кб (Скачать)

Основным стратегическим решением фирмы в последние годы в сфере товарного планирования было расширение номенклатуры и ассортимента продукции, предлагаемой клиенту. Если в 1990 г. на заводе производилось 4–5 типов вентиляторов с очень ограниченным типоразмерным рядом, то в 1998 г. ОАО «Мовен» предлагает клиенту 18 типов вентиляторов практически с полным диапазоном по типоразмерному ряду, в различных исполнениях по перемещаемым средам. В настоящее время ОАО «Мовен» еще более широко рассматривает вопросы расширения номенклатуры продукции. Основные направления – вентиляторы дымоудаления, судовые вентиляторы, тягодутьевые машины, кондиционеры, приточные камеры и вентиляторы для вагонов метро. 

Вентиляторы для  дымоудаления, выдерживающие высокие температуры (до 600 ˚С), требуют специальной сертификации и могут быть изготовлены только на специализированном предприятии. До 1997 г. на Российских заводах вентиляторы такого класса не производились. Поставки осуществлялись из-за границы и стоимость таких вентиляторов была велика. ОАО «Мовен» приступил к выпуску таких вентиляторов. 

ОАО «Мовен»  в настоящее время проводит сертификационные испытания опытных образцов крышных  вентиляторов и имеет хорошие  шансы стать основным производителем таких вентиляторов, имеющих достаточно большой рынок сбыта. В 1997 г. получен сертификат на радиальные вентиляторы. 

Судовые вентиляторы  также не производятся на территории России. Единственный специализированный завод по производству таких вентиляторов в бывшем СССР остался на территории Украины. С учетом осуществления государственной программы возрождения Российского флота, в которой на ОАО «Мовен» возложено производство судовых вентиляторов, это направление очень перспективно. В 1996 г. на выставке НЕВА-96 ОАО «Мовен» показал первые образцы таких вентиляторов. На них появился спрос, однако на сегодня освоена только небольшая часть типоразмерного ряда. Имеется ряд договоров на поставку данного оборудования, и один контракт уже выполнен. 

Кондиционеры и приточные камеры – современное высокорентабельное оборудование, имеющее очень широкое применение. На Российском рынке это направление представлено в основном импортным оборудованием, имеющим высокие цены. ОАО «Мовен» внедряется в эту часть рынка посредством изготовления аналогичного оборудования по «отверточной» технологии на основе закупки комплектующих у других заводов-производителей. 

В 1997 г. ОАО «Мовен»  активизировал работы по предоставлению комплекса услуг клиентам для  обеспечения полного комплектования объектов системами вентиляции и кондиционирования. Для этого заключены договора с фирмами-производителями различного оборудования для систем вентиляции и кондиционирования в части реализации их продукции через ОАО «Мовен», и заказчик может удовлетворить на ОАО «Мовен» все свои потребности по всему комплексу оборудования, что в конечном итоге позволяет предприятию получить дополнительную прибыль. 

С 1997 г. ОАО «Мовен»  приступил к поставкам вентиляторов КВМ-3,15 для новых вагонов метро, которые начал изготавливать АО «Метровагонмаш», г. Мытищи и ОАО «Вагонмаш», г. Санкт-Петербург. Эти вентиляторы соответствуют самым строгим требованиям, и их количество будет увеличиваться с увеличением количества новых вагонов метро. 

Одновременно  принято важное для номенклатурной стратегии решение о передаче производства низкорентабельной продукции на зависимое предприятие, контрольный пакет акций которого принадлежит ОАО «Мовен». Номенклатура продукции ОАО «Мовен» включает изделия с уровнем рентабельности 5–20%. Учитывая разницу в размере заработной платы персонала и накладных расходах предприятий, ОАО «Мовен» освоил выпуск ряда низкорентабельных для производства в Москве изделий на подконтрольном предприятии, находящемся на периферии (в средней полосе России), решив одновременно две задачи: 

получение своей  доли прибыли от продажи вышеуказанных  изделий, значительно превышающей  по размеру прибыль от производства продукции производилась на ОАО  «Мовен»; 

обеспечение заказами, а значит работой и зарплатой  работников подконтрольного предприятия. 

Кроме того, развернуто производство и продажа сопутствующих  товаров. Выполнение заказов на продукцию, не входящую в номенклатуру производимой непосредственно на предприятии, но находящуюся в пределах профессиональной специализации ОАО «Мовен», позволило увеличить товарооборот в 1997 г. на 11%, причем доля прибыли от посреднической деятельности в отдельные месяцы значительно превысила указанный процент в общем размере прибыли, полученной предприятием в том же периоде. Все эти решения позволили ОАО «Мовен» достичь положительных результатов в своей работе в 1996 – 1998 гг. 

Основные направления  стратегии маркетинга:

- увеличение  продаж при одновременном снижении  затрат на производство продукции;

- концентрация  на перспективных сегментах рынка;

- дифференциация  продукции;

- соблюдение  принципов современного маркетинга. 

Внешнеэкономическая деятельность предприятия осуществляется по следующим направлениям:

- поставка за  рубеж вентиляционной и сопутствующей  техники по уже заключенным  контрактам;

- работа с  внешнеторговыми российскими объединениями  и иностранными фирмами в части  подготовки и заключения новых  контрактов;

- поиск новых  клиентов и расширение регионов-потребителей  продукции ОАО «Мовен» посредством  активизации рекламно-выставочной деятельности.  

В ближайшей  перспективе намечен выход на рынки Турции и Ирана. 

Основной задачей  производства в 1998 г. является выпуск продукции  в количестве 19200 штук изделий. Реализация данной задачи осуществляется посредством  ежемесячного наращивания производства и доведения его объема до 2000 штук в месяц во втором полугодии 1998 г., что позволит полностью удовлетворить потребности рынка при одновременном сокращении сроков выполнения заказов до 10 дней и обеспечении более высокого чем у конкурентов качества. 

На предприятии  активно формируется система  управления качеством. Конкретной программой для реализации данной задачи является разработка, внедрение и сертификация системы качества на основе международных  стандартов ИСО серии 9000 как в  России, так и за рубежом. 

Основной задачей  стратегии управления ОАО «Мовен»  является создание единой системы планирования, контроллинга, закупок, учета и анализа, позволяющей обеспечить максимальную доходность от деятельности предприятия  и рациональное использование денежных средств за счет рассмотрения целесообразности закупок материальных ресурсов, минимизации закупочных цен на материалы и комплектующие, осуществление входного контроля, рационального использования материальных ресурсов, снижения материалоемкости, трудоемкости, расширения взаимовыгодных кооперационных связей, перехода на более перспективную систему оплаты труда, соблюдения оптимальных отпускных цен. 

В области интеграционной политики принято решение об использовании  безденежных отношений с поставщиками на примере взаимоотношений между ОАО «Мовен» и АО «ВИЗ», когда с обеих сторон открыты товарно-кредитные линии (АО «ВИЗ» поставляет ОАО «Мовен» отдельные узлы и детали для производства продукции, в свою очередь ОАО «Мовен» поставляет АО «ВИЗ» готовые изделия для продажи). Аналогичные отношения должны быть сформированы с поставщиками основных ресурсных единиц, которыми являются электродвигатели широкой номенклатуры, комплектующие изделия, потребляемые Обществом, и металл определенного ассортимента. Такой подход, с одной стороны, решает задачу расширения дилерской сети Общества, а с другой, позволяет решить одну из основных проблем Общества – минимизацию затрат на изготовление продукции. 

В области финансовой политики осуществляется оптимизация  налогов и отчислений во внебюджетные фонды и вложение свободных денежных средств в ценные бумаги, имеющие высокую степень доходности и ликвидности. Необходимо в условиях отсутствия денежных средств у заказчиков применять различные формы оплаты за продукцию, в т.ч. векселями, денежными зачетами, другими ценными бумагами. Не исключается возможность использования и заемных средств на выгодных условиях, направленных на пополнение оборотных средств в условиях выполнения крупных заказов с оплатой после реализации и на выполнение отдельных высокоэффективных инвестиционных проектов. 

В области ресурсно-рыночной стратегии принято решение о  расширении круга поставщиков основных материалов и комплектующих изделий. Внесение элемента конкуренции при  выборе поставщиков позволило снизить затраты на основные материалы и комплектующие при их покупке до 20%. 

В итоге можно  сделать вывод, что данное предприятие  обладает достаточно проработанной  стратегией, отражающей разнообразные  направления деятельности ОАО, и  относится в этом плане к числу наиболее продвинутых в части стратегического планирования. 
 
 
 
 
 
 

7.4. Пример  выбора решения в области технологической  стратегии  предприятия «БИМ» 

Предприятие «БИМ»  относится к текстильной промышленности и расположено в одной из центральных  областей России. Предприятие имеет более чем двухсотлетнюю историю и размещено частично в «старых стенах», выстроенных еще в дореволюционные времена. Первоначально предприятие специализировалось на производстве льняных холстов, затем на производстве (ткачестве и отделке) хлопчатобумажных тканей. Производственный цикл на предприятии не является полным: в нем всегда отсутствовало прядильное производство, пряжу предприятие всегда получало с других предприятий. 

В настоящее  время большая часть акций  предприятия принадлежит его работникам. Численность работающих около тысячи человек, в том числе работники социальной сферы предприятия (детских учреждений, жилищно-коммунального отдела). Предприятие можно охарактеризовать как среднее по численности и объемам производства среди предприятий текстильной промышленности. 

В советское  время предприятие развивалось  как ткацко-отделочное. Особенностью предприятия являлось преимущественное развитие отделочного производства, причем его мощность существенно  превышала мощность ткацкого производства и была загружена в основном отделкой суровых тканей, поступающих с других текстильных предприятий. Мощность отделочного производства позволяет выпускать в день около полумиллиона метров готовых хлопчатобумажных и штапельных тканей. Технологически отделочное производство является сложным, многопереходным: отбелка, крашение, печать рисунка на ткани, отделка, придающая ткани особые свойства. Отделочное производство своей успешной работой во многом обязано художественной мастерской, специалисты которой и поддерживают традиции, и занимаются созданием современного дизайна тканей. В 80-е годы цеха отделочного производства были частично модернизированы, было установлено современное оборудование для выполнения некоторых операций, но вместе с тем сохранилось и довольно много старого, требующего постоянных забот оборудования.  

Основная продукция  предприятия – готовые хлопчатобумажные ткани плательной, одежной и бельевой групп, а также некоторое количество смесовых с искусственными волокнами  тканей. Более 10 лет функционирует швейный цех, выпускающий изделия ширпотреба из лоскута, остающегося в отделке. Литейный цех также выпускает в небольших объемах изделия бытового назначения. 

Численность работающих на предприятии к 1990 г. составляла около 2,5 тыс. человек (включая работников социальной сферы). 

После распада  СССР, когда прервались связи между  хлопкосеющими республиками и центральными областями России, текстильные предприятия  стали испытывать большие трудности  в снабжении исходным сырьем. Для  отделочных предприятий также возникли  большие проблемы с получением химикатов и красителей, многие из которых поступали из бывших прибалтийских республик. Все эти проблемы касаются и «БИМа». 

Анализ динамики деятельности предприятия за последние  десять лет показывает, что, несмотря на сложную ситуацию в текстильной промышленности России, оно работало достаточно стабильно. В сложившейся экономической ситуации некоторые особенности предприятия, которые при иных условиях могли быть расценены как «недостатки», оказались на пользу предприятию, и в первую очередь – мощное по сравнению с другими предприятиями региона отделочное производство, на котором традиционно отделывались ткани со многих ткацких предприятий данного и других соседних регионов. Вторым преимуществом предприятия оказались его «старые стены» и достаточно самортизированные основные производственные фонды. Это обстоятельство позволяет иметь достаточно низкую себестоимость отделки тканей по сравнению с предприятиями, имеющими сравнительно новые основные производственные фонды. 

За последние  пять лет предприятие оставалось одним из лидеров в регионе  по уровню заработной платы в текстильной  промышленности, которая в среднем  по предприятию составила в 1997 г. около 1 млн. руб. Предприятие не простаивает, отделочное производство загружено почти на полную мощность. Как и на многих предприятиях России, в значительной мере «БИМ» работает на «давальческом» сырье, т.е. отделку суровых тканей предприятие производит, возвращая заказчику часть отделанной ткани, и только меньшую часть остается предприятию для собственной реализации. Но даже располагая этой частью продукции, предприятие, имеющее давние прямые связи по сбыту своей высококачественной конечной продукции, получает стабильную прибыль. 

Информация о работе Стратегия бизнеса