Стратегическое управление в ОАО «Брестский центральный универмаг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:56, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является освещение основных теоретических аспектов стратегического управления предприятия, а также анализ особенностей стратегического управления в ОАО «Брестский центральный универмаг».
Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
раскрыть сущность и принципы стратегического управления;
рассмотреть этапы стратегического управления;
рассмотреть стратегию развития предприятия на примере торгового предприятия ОАО «Брестский ЦУМ».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………2
Теоретические аспекты структуры стратегического управления………………….…….4
Сущность стратегического управления……………………………………………….4
Структура стратегического управления………………………………………………6
Стратегическое управление в ОАО «Брестский центральный универмаг»……………19
Общая характеристика отрасли торговли и предприятия ОАО «Брестский центральный универмаг»…………………………………………19
Особенности управления в ОАО «Брестский центральный универмаг» и перспективы его развития………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………………………….30
Приложение № 1……………………………………………………………………………….31
Приложение № 2……………………………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Структура стратегического управления.doc

— 377.50 Кб (Скачать)

      В реализации промышленных товаров населению  по городу Бресту через предприятия отрасли торговли на долю ОАО «Брестский центральный универмаг» приходится более 12%. Преимуществом предприятия является его месторасположение. Здание универмага находится в центре города и входит в состав торгового комплекса.

      ОАО "Брестский центральный универмаг" является коммерческой организацией. Хозяйственная деятельность Общества определена Уставом и направлена на извлечение прибыли. В Уставе также указаны и виды деятельности, которыми предприятие может заниматься, для достижения своей основной цели.

      Отраслевая  принадлежность ОАО «Брестский центральный универмаг» – торговля и общественное питание.

      Основным  критерием работы предприятия является осуществление розничной и оптовой торговли товарами универсального ассортимента с обязательной продажей социально-значимых товаров и товаров детского ассортимента. Лозунг ЦУМа, вывешенный в торговых залах на самом видном месте: «Универсальный мир Ваших желаний», говорит сам за себя.

      Торгово-хозяйственная  деятельность ОАО "Брестский центральный  универмаг" осуществляется в основном в здании по проспекту П.М.Машерова,17, находящемся на балансе предприятия, через 3 торговых комплекса, которые объединяют 36 товарных секций, а также в 2 магазинах, расположенных в арендуемых помещениях: магазин «Восточный» (ул.Московская, 326) и магазин «Южный» (ул.Жукова,7), и на рынке по ул.Интернациональной (за зданием универмага).

      По  состоянию на 01.01.2003г. общая площадь  предприятия составляет 14766 кв.м, в  том числе торгового зала – 5172 кв.м, складских помещений – 3820 кв.м.. Арендуемая площадь:

  • магазин №2 “Восточный” – 952 кв.м;
  • магазин №4 “Южный” – 548 кв.м.

      Основным  видом деятельности Общества является розничная торговля промышленными и продовольственными товарами. В продаже имеется широкий выбор продовольственных и непродовольственных товаров, ювелирных изделий. Видовой ассортимент товаров составляет более 26 тысяч наименований. За 2002 год удельный вес реализации товаров в общем объеме выручки предприятия составил 94,6%.

      Торговый  комплекс №1 расположен на 1-ом этаже  универмага. В его состав входят секции, реализующие товары хозяйственной группы, посуду, электротовары, телерадиотовары, ковры и ковровые изделия, строительные материалы (сантехника, обои, линолеум, краска и т.д.), канцтовары, школьно-письменные принадлежности, игрушки, продовольственные товары, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии.

      На 2-ом этаже производственной части  здания располагаются секции торгового  комплекса №2. Почти 50% товарооборота этого комплекса занимает реализация одежды и белья, более 16% - реализация обуви, 14% - реализация галантереи (сумки, чемоданы, зонты, электробритвы, текстильная галантерея и др.), 6% - реализация тканей, по 4% - ювелирных изделий и часов.

      В магазинах «Восточный» и «Южный»  представлен почти полный ассортимент  товара, реализуемого на предприятии. Отличительной чертой магазина «Восточный», расположенного в большом жилом районе, является торговля товарами для детей: одежда, белье, обувь, игрушки. Магазин «Южный» специализируется на продаже хозяйственных товаров, строительных материалов и сельскохозяйственного инвентаря, так как недалеко от него начинаются дачные поселки.

      Ежедневно в универмаге и его магазинах  обслуживается более 12000 человек. В  основном это жители и гости города Бреста. Помимо населения постоянными покупателями предприятия являются юридические лица. Крупнейшие предприятия города, такие как «Брестоблтелеком», «Брестэнерго», «Брестоблнефтепродукт», предприятия и организации коммунального хозяйства, бюджетной сферы (школы, детские сады, учреждения культуры и спорта) г. Бреста закупают товары для хозяйственных нужд именно в центральном универмаге.

      В сентябре 1996 года коллектив универмага был отмечен Почетной грамотой Министерства торговли РБ и республиканского комитета профсоюза работников торговли за лучшую организацию торговли, оригинальность и фантазию в оформлении предприятия.

      В 2003 году ОАО «Брестский центральный  универмаг» присуждены Премия Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества и Премия Брестского облисполкома в области качества 2003 года за внедрение высокоэффективных методов управления качеством. Акционерное общество «Брестский центральный универмаг» первое и пока единственное предприятие торговли, реализующее промышленные товары, удостоенное этой награды.

      Желание улучшить торговую деятельность, повысить качество торгового обслуживания, эффективность производства, его управляемость явилось побудительной причиной для создания системы менеджмента качества предприятия в соответствии с требованиями СТБ ИСО 9001:2001. В ОАО «Брестский центральный универмаг» уже начата работа по ее разработке и внедрению, и, так как это достаточно трудоемкий и длительный процесс, предполагается, что в 2005 году создание СМК подойдет к этапу сертификации.

      На  сегодняшний день предприятие разработало  свою Политику в области качества (приложение № 1), в которой сформулированы: главная стратегическая цель ОАО «Брестский центральный универмаг», цели и задачи по ее достижению и пути реализации стратегической цели.

      В соответствии с Уставом управление в Обществе осуществляют общее собрание акционеров, наблюдательный совет, директор. Уставом определены функции и компетенция каждого уровня управления. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляет директор. По всем вопросам своей деятельности директор подотчетен наблюдательному совету и собранию акционеров. Схема организационной структуры управления ОАО «Брестский центральный универмаг» прилагается (приложение № 2). 
 
 
 

    2.2. Особенности управления

    в ОАО «Брестский центральный  универмаг»

    и перспективы его  развития 

      Главной стратегией предприятия является комплексная программа по предоставлению товаров высокого качества и расширение ассортимента услуг. Исходя из этого, стратегией маркетинга избрано расширение спроса за счет стимулирования объема продаж, ценовой политики и неценовых факторов конкурентной борьбы, создания положительного имиджа предприятия.

      На  сегодняшний день у ОАО "Брестский  центральный универмаг" сложились  устойчивые хозяйственные связи с широким кругом предприятий-поставщиков Республики Беларусь разных форм собственности. В сочетании с надежной репутацией это помогает предприятию не только сохранять налаженные связи с партнерами, но и привлечь новых поставщиков.

      Основными поставщиками товаров являются крупнейшие предприятия республики, такие как: ЗАО «Атлант» г.Минск, РУП "Завод «Горизонт» г.Минск, РУПП «Витязь» г.Витебск, ОАО «Элема» г.Минск, СП «Белвест» г.Витебск, СП «Милавица» г.Минск, ОАО ПТФ «Элма» г.Брест, ОАО «Свитанок» г.Жодино, ОАО "Галантея" г.Минск, ОАО «Полесье» г.Пинск, ОАО «Элод» г.Гродно, ОАО «Белорусские обои» г.Минск, ОАО «Гомельобои», ОАО "Ковры Бреста", ОАО "Коминтерн" г.Гомель, НП "Веснянка" г.Могилев, ОАО "Ким" г.Витебск, стеклозавод «Неман» г.Березовка, ОАО "Калинка" г.Солигорск и др.

      Для решения задач по наращиванию  товарооборота и расширению ассортимента товаров коммерческий отдел постоянно ведет поиск поставщиков, отбирая наиболее надежных и стабильных партнеров. Ценовая политика предприятия направлена на ограничение и снижение применяемых торговых надбавок. Одновременно проводится работа по снижению уровня издержек обращения. Снижение уровня издержек планируется за счет режима жесточайшей экономии расходов на содержание здания, других основных средств, уменьшения процентов за пользование кредитом, сбалансированности роста заработной платы с ростом производительности труда, реорганизации нерентабельных структурных подразделений.

      В целях увеличения товарооборота  и, соответственно, прибыли, для привлечения  покупателей проводится ряд мероприятий. В универмаге постоянно ведется большая работа по изучению покупательского спроса на реализуемые товары. Для привлечения покупателей и рекламы товара проводятся выставки-продажи, демонстрации моделей одежды, выставки кондитерских и кулинарных изделий собственного производства, дегустации продовольственных товаров, рекламные акции с вручением подарков покупателям и розыгрышем призов, в частности такие акции как «Калейдоскоп сюрпризов выпускнику» и «Первоклассник». Постоянно через радиоузлы в универмаге и на рынке передается текущая реклама имеющегося в продаже товара. Большое внимание уделяется подготовке к предпраздничной и праздничной торговле. Универмаг принимает активное участие в проводимых в городе и области ярмарках и базарах. Разработана и изготовлена печатная рекламная продукция с логотипом универмага: фирменные ценники, пакеты, упаковочная бумага и т.д.

      Предприятие также оказывает дополнительные и сопутствующие услуги (подгонка швейных изделий, раскрой тканей, оверловка ковровых изделий, оформление подарков, доставка крупногабаритных грузов покупателям на дом, наличие примерочных кабин, заказ определенного товара и др.). Часть площадей сдается в аренду под мастерскую по ремонту часов, фотолабораторию, пункты обмена валют, прокат видеокассет, услуги по ксерокопированию, торговлю оптикой, книгами, медицинскими товарами и др., т.е. то, чем само предприятие в силу определенных причин не занимается.

      Для достижения наиболее эффективных результатов  работы на предприятии применяются различные формы расчетов. Основная масса товаров (почти 90%) продается населению за наличный расчет. Покупатели имеют возможность рассчитаться посредством кредитных карточек VISA, VISA Electron, Eurocard/MasterCard, Maestro/Cirrus, Белкарт, с помощью расчетных чеков банков, установлен банкомат. С юридическими лицами осуществляется продажа товаров за безналичный расчет: 4,4% от общей реализации товаров. Выбор и продажа товаров производятся прогрессивными методами: путем самообслуживания, с открытой выкладкой и по образцам. В целом по предприятию (с учетом магазинов) продажа товаров по методу самообслуживания за 2002 год составила 61,5%. На летний период перед зданием универмага организовывается также мелкорозничная торговля товарами импульсивного спроса.

      В целях привлечения покупателей  и увеличения реализации товаров  в универмаге организована продажа дорогостоящих товаров в кредит на 3-9 месяцев под небольшие проценты. Интерес населения к этой форме торговли сейчас очень велик. Продажа товаров в кредит позволит ускорить реализацию таких товаров, цена которых превышает сумму среднемесячной зарплаты, а это холодильники, телевизоры, мебель, газовые плиты, верхняя одежда и многие другие.

      В универмаге на 2-ом этаже торгового  зала установлена система защиты товаров от хищения: антенны-сенсоры, многоразовые и одноразовые этикетки, бирки-клипсы и наклейки для обеспечения скрытой сигнальной маркировки и защиты товаров. Данная системы позволяет обеспечить почти 100% сохранность товарно-материальных ценностей. С установкой этой системы у работников торгового зала появилось больше возможностей для повышения уровня культуры обслуживания покупателей, повысилась производительность труда, что позволило уменьшить численность работников. Необходимость установки аналогичных систем на других этажах здания будет рассматриваться после реконструкции складских помещений под торговый зал.

      Большое внимание в универмаге уделяется  развитию сети общественного питания. Проведение в 1998 году капитального ремонта  и реконструкции кафетерия с  использованием современных строительных и отделочных материалов позволило модернизировать торговый зал кафетерия, а сочетание классического дизайна с передовыми технологиями дало возможность создать принципиально новый пункт питания – бар на 40 посадочных мест. Ныне в составе предприятия действуют две точки общественного питания: бар и столовая 2-ой наценочной категории. Организован кондитерский цех, продукция которого реализуется в них и в 3 (трех) продовольственных секциях. В 1999 году были введены в действие кондитерский, мясорыбный и овощной цеха, что наряду с установкой нового многофункционального технологического оборудования дало возможность расширить ассортимент кондитерских изделий, холодных и горячих закусок, напитков и соков, мороженого, сладких блюд: желе, кремов, десертов, коктейлей и т.д.

      Планируется дальнейшее развитие сети общественного питания, совершенствование имеющихся пунктов питания: бара и столовой. Мощности производства собственной продукции столовой и кондитерского цеха позволяют увеличить объем выпуска продукции еще для одной точки общественного питания. Предполагается оборудовать возле универмага летнее кафе на 92 посадочных места. Архитектурный проект разрабатывается и его внедрение предполагается осуществить в 2005 году после реализации инвестиционного проекта реконструкции цокольного этажа.

      Стабильным  источником дохода является рынок, построенный в 1997-1998 годах. На нем установлено 465 оборудованных торговых мест под навесом, 35 торговых палаток, а также 48 павильонов и 3 киоска, которые сданы в аренду индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам. На рынке осуществляется продажа продовольственных и непродовольственных товаров. Для создания условий для торговли на рынке установлены крытые навесы, подведены вода и освещение, оказываются услуги по хранению товаров в камере хранения, выдаются весы, установлены примерочные кабины и др.

Информация о работе Стратегическое управление в ОАО «Брестский центральный универмаг»