Стратегическое управление в ОАО «Брестский центральный универмаг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:56, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является освещение основных теоретических аспектов стратегического управления предприятия, а также анализ особенностей стратегического управления в ОАО «Брестский центральный универмаг».
Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
раскрыть сущность и принципы стратегического управления;
рассмотреть этапы стратегического управления;
рассмотреть стратегию развития предприятия на примере торгового предприятия ОАО «Брестский ЦУМ».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………2
Теоретические аспекты структуры стратегического управления………………….…….4
Сущность стратегического управления……………………………………………….4
Структура стратегического управления………………………………………………6
Стратегическое управление в ОАО «Брестский центральный универмаг»……………19
Общая характеристика отрасли торговли и предприятия ОАО «Брестский центральный универмаг»…………………………………………19
Особенности управления в ОАО «Брестский центральный универмаг» и перспективы его развития………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………………………….30
Приложение № 1……………………………………………………………………………….31
Приложение № 2……………………………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Структура стратегического управления.doc

— 377.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………………………2

  1. Теоретические аспекты структуры стратегического управления………………….…….4
    1. Сущность стратегического управления……………………………………………….4
    2. Структура стратегического управления………………………………………………6
  2. Стратегическое управление в ОАО «Брестский центральный универмаг»……………19
    1. Общая характеристика отрасли торговли и предприятия                                           ОАО «Брестский центральный универмаг»…………………………………………19
    2. Особенности управления в ОАО «Брестский центральный универмаг»                       и перспективы его развития………………………………………………………….22

Заключение……………………………………………………………………………………..28

Список литературы…………………………………………………………………………….30

Приложение № 1……………………………………………………………………………….31

Приложение № 2……………………………………………………………………………….32 

 

         ВВЕДЕНИЕ 

      В современных условиях глобализации рынков, быстрого изменения потребительских предпочтений, нарастающих темпов технологических изменений особое значение приобретает управление стратегическим развитием компании. Чем выше уровень неопределенности во внешней среде, а, следовательно, и риска предпринимательской деятельности, тем более высокие требования предъявляются к точности и своевременности принятия и реализации стратегических решений.

      Процесс стратегического управления предприятием призван расширить горизонты предвидения, усилить дальнозоркость, обеспечить целенаправленность использования материальных и трудовых ресурсов и тем самым создать возможность своевременной ответной реакции предприятия на те изменения, которые происходят в его внешней среде: на рынках товаров и технологий в научно-технической, экономической, социальной и политической сферах.

      Необходимость в применении предприятиями и  организациями технологии стратегического управления появилась в результате экономической реформы, следствием которой стал переход от централизованного стратегического управления целыми отраслями производства (плановой экономики) к рыночной экономике с акцентами на развитие отдельных хозяйственно самостоятельных предприятий. Став самостоятельными, предприятия оказались вне процесса стратегического управления, отсутствие которого означает, что предприятие может принимать лишь краткосрочные решения. Поэтому в современных экономических условиях стратегия, реализуемая предприятием, - это инструмент поступательного движения ко все более эффективной деятельности.

      Предприятие, которое хочет достичь успеха на конкурентном рынке, должно не только располагать хорошей стратегией, но и обладать способностью к ее реализации. Для этого необходимо найти ответы на ряд важных вопросов. Как задать общее направление действий для всех подразделений? Как сделать, чтобы сотрудники на всех организационных уровнях выполняли свои задания оптимальным для всего предприятия образом? Как измерить степень реализации стратегии?

      Основным  требованием функционирования предприятий  в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности и рентабельности хозяйствования. Законом "О предприятиях в Республике Беларусь" установлено, что главная задача предприятия - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия.

      Предприятие должно обеспечивать достижение максимальных хозяйственных результатов при оптимальном экономическом потенциале, относительном сокращении издержек производства и обращения, высоком качестве работы.

      Один  из «отцов» современного менеджмента  А.Файоль отмечал: «Управлять - это предвидеть, а предвидеть – это уже почти  действовать». Трудно прогнозируемая динамика рынка, лавина новых директивных  решений и законодательных актов, тающие внутренние ресурсы и рост агрессивности внешней среды в последние несколько лет создают критическую ситуацию для отечественных предприятий. Поэтому стратегическому управлению предприятием отводится большое значение. Действительно, конкурентное преимущество фирмы основано на сильной стратегической позиции, которую укрепляют высокий потенциал внутренней структуры и привлекательность внешних условий.

      Актуальность  темы курсовой работы «Структура стратегического  управления на предприятии» заключается в том, что, в современных рыночных отношениях управление предприятием является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. Управление деятельностью стало в настоящее время экономической основой свободных рыночных отношений отдельных людей и целых трудовых коллективов, больших и малых предприятий, разных фирм и организаций с различными формами собственности.

      Целью написания данной курсовой работы является освещение основных теоретических аспектов стратегического управления предприятия, а также анализ особенностей стратегического управления в ОАО «Брестский центральный универмаг».

      Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

    • раскрыть сущность и принципы стратегического управления;
    • рассмотреть этапы стратегического управления;
    • рассмотреть стратегию развития предприятия на примере торгового предприятия ОАО «Брестский ЦУМ».

 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

    СТРУКТУРЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  УПРАВЛЕНИЯ 

    1. Сущность  стратегического  управления
 

      Термин  «стратегическое управление» был введен в обиход на рубеже 60 – 70-х гг. для того, чтобы отличать управление в высшем звене менеджеров от оперативного (текущего) управления на уровне производства, а также, чтобы своевременно реагировать на изменения во внешней среде организации. [3]

      В настоящее время в понятие  стратегического управления вкладывается следующий смысл: стратегическое управление – это управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, адекватные воздействию окружающей среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что, в конечном счете, позволяет организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей. [5]

      На  предприятии стратегическое управление выражается в следующих пяти функциях:

    1. Планирование стратегии. Предполагает:
    1. Прогнозирование – основывается на проведении анализа широкого круга внутренних и внешних факторов-условий функционирования предприятия с целью предвидения возможности развития и оценки риска. В прогнозировании традиционно используются три измерения: время (как далеко вперед мы пытается заглянуть?), направление (каковы тенденции будущего?), величина (насколько существенны будут перемены?). С учетом результатов проведенного анализа руководство предприятия формулирует миссию (сферу бизнеса, глобальную цель), определяет перспективы развития организации и разрабатывает стратегию.
    1. Разработка стратегии. Под стратегией понимается совокупность планов и задач, с помощью которых организация приближается к достижению поставленных целей. Сущность выработки стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития предприятия из многочисленных альтернатив..
    2. Бюджетирование:
    • Стоимостная оценка программы;
    • Распределение ресурсов.
    1. Организация выполнения стратегических планов. Предполагает:
    1. Формирование будущего потенциала предприятия.
    2. Согласование структуры и системы управления с выбранной стратегией развития.
    3. Создание корпоративной культуры, поддерживающей стратегию.
    1. Координация действий по реализации стратегических задач. Предполагает:
    1. Согласование стратегических решений различных уровней;
    1. Последовательная консолидация целей и стратегий структурных подразделений на более высоких ступенях управления.
    1. Мотивация на достижение стратегических результатов – связана с разработкой системы стимулов, побуждающих к достижению поставленных стратегических результатов.
    2. Контроль за процессом выполнения стратегии. Предполагает:
    1. Заблаговременное определение надвигающихся опасностей;
    1. Выявление ошибок и отклонений от принятых стратегий и политики предприятия.

      Главная цель стратегического управления –  развитие потенциала и поддержание  стратегической способности предприятия к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды, что предполагает:

    • Разработку миссии и целей организации;
    • Анализ состояния рынков;
    • Изучение потенциала организации;
    • Выявление конкурентных преимуществ;
    • Проведение возможных организационных изменений;
    • Разработку новых проектов развития;
    • Повышение организационной культуры.

      Совокупность  рассмотренных выше функций и  цели определяет сущность стратегического управления: формирование и реализация стратегии развития организации на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в ее деятельности с целью поддержания способности к выживанию и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды. [5]

      Очень важным в процессе стратегического  управления является умение расставить приоритеты развития организации, на которые будут направлены главные усилия сотрудников и необходимые ресурсы. [1]

      Следует отметить, что при выработке своих стратегических планов, высшее звено управленцев организации должно помнить и быть готовым к тому, что:

    1. Стратегическое управление – это разработка плана предполагаемых действий организации (качество показателей в будущем, сотрудничество с теми или иными партнерами  и поставщиками, какую позицию и с каким продуктом или же услугой будет занимать на рынке и в бизнесе, какую корпоративную культуру иметь, в какие деловые группы входить и т.д.);
    2. Стратегическое управление – это синтез интуиции и умения высшего руководства вести организацию к стратегическим целям, высокий профессионализм и творческая инновационная активность персонала, ориентация на обновление продукции на основе выполнения постоянно совершенствующихся текущих планов и поиска лучших решений из разрабатываемого числа альтернатив с учетом последствий принимаемых решений;
    3. Стратегическое управление – это большие затраты на работу информационно-аналитической службы, служб маркетинга  и связей с общественностью, которые призваны отслеживать изменения внутри организации и в окружающей социальной среде, чтобы встроить ее в наиболее перспективные процессы и рынки с максимально возможным экономическим эффектом на основе гибкого стратегического планирования;
    4. Стратегическое управление – это колоссальная ответственность за последствия стратегического предвидения в условиях быстрого создания новых видов продуктов и услуг, кардинального и быстрого изменения направления вложений, появления новых возможностей для бизнеса, особенно если действующая стратегия не поддается принципиальной корректировке из-за избрания безальтернативного пути развития;
    5. Стратегическое управление – это реализация разработанной стратегии за счет высокой корпоративной культуры, эффективной системы мотивации персонала, организации труда и планирования, оказывающих непосредственное воздействие на саму возможность разработки стратегии организации.

Информация о работе Стратегическое управление в ОАО «Брестский центральный универмаг»