Стратегическое управление в ОАО «Брестский центральный универмаг»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:56, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является освещение основных теоретических аспектов стратегического управления предприятия, а также анализ особенностей стратегического управления в ОАО «Брестский центральный универмаг».
Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
раскрыть сущность и принципы стратегического управления;
рассмотреть этапы стратегического управления;
рассмотреть стратегию развития предприятия на примере торгового предприятия ОАО «Брестский ЦУМ».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………2
Теоретические аспекты структуры стратегического управления………………….…….4
Сущность стратегического управления……………………………………………….4
Структура стратегического управления………………………………………………6
Стратегическое управление в ОАО «Брестский центральный универмаг»……………19
Общая характеристика отрасли торговли и предприятия ОАО «Брестский центральный универмаг»…………………………………………19
Особенности управления в ОАО «Брестский центральный универмаг» и перспективы его развития………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………………………….30
Приложение № 1……………………………………………………………………………….31
Приложение № 2……………………………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Структура стратегического управления.doc

— 377.50 Кб (Скачать)

      Наряду  с явными преимуществами стратегическое управление имеет ряд недостатков и ограничений на использование:

    • В силу своей сущности стратегическое управление не может дать точной и детальной картины будущего;
    • Оно не может быть сведено к набору стандартных процедур и схем, предписывающих однозначный способ решения проблем развития в определенных условиях;
    • Организация работ по стратегическому правлению требует огромных усилий, больших затрат времени  и средств; предполагает создание сильной организационной культуры, систем мотивации и организации труда, определенной гибкости.
 
    1. Структура стратегического  управления
 

      Стратегическое  управление является системным процессом, который можно представить в виде динамической взаимосвязи пяти управленческих процессов, выступающих структурными элементами этой системы (рис. 1).

Рис. 1. Структура  стратегического управления [3] 

      Рассмотрим  структуру стратегического управления более подробно.

    1. АНАЛИЗ СРЕДЫ.

      Анализ  среды является начальным этапом в стратегическом управлении, так как он формирует исходную базу для определения миссии и целей организации и выработки стратегии развития. Стратегический анализ проводится на основе системного и ситуационного подходов при изучении различных факторов, влияющих на деятельность организации и определяющих весь процесс стратегического управления. Результатом проведенного анализа является получение полной характеристики объекта, выявление особенностей, закономерностей и тенденций его развития. [1]

      В процессе анализа изучается внешняя  и внутренняя среда организации.

      Внешняя среда предприятия представляет собой совокупность активно действующих  субъектов и сил, которые находятся  вне сферы непосредственного  контроля со стороны руководства организации и могут оказать влияние на ее стратегию. [5]

      Диагностика внешней среды служит инструментом для контроля ее влияния на деятельность предприятия с целью обоснованного принятия стратегических и тактических управленческих решений с учетом возникающих извне угроз и возможностей. основной целью стратегической диагностики внешней среды является выявление шансов и рисков, создаваемых ею для предприятия. [2]

      Анализ  внешней среды целесообразно  разделять на два этапа:

    1. Комплексный анализ среды – выявление как внешних, так и внутренних факторов, которые способны оказать влияние на деятельность организации;
    2. Определение «критических точек» среды организации – это выявление факторов, которые наиболее значимы с точки зрения деятельности организации.

      По  степени воздействия на процессы, протекающие в рамках предприятия, выделяют две группы внешних факторов:

    1. отдельного воздействия, представляющих макросферу;
    2. непосредственного влияния ближнего окружения, или отраслевые факторы.

    Совокупность  всех факторов внешней среды предприятия представлена на рис. 2. 

Рис. 2. Факторы  внешней среды организации1 

      Охарактеризуем  факторы макросферы (табл. 1). 

    Таблица 1. характеристика факторов макросферы2 

№ п/п Наименование  факторов Характеристика
1 2 3
1 Экономические А) Налоговая  ставка и ее изменения;

Б) Темпы инфляции (дефляции);

В) Уровень занятости  населения, как в целом, так и  в отрасли;

Г) Международный  платежный баланс;

Д) Платежеспособность предприятий.

2 Политические А) Возможные  изменения в законодательстве;

Б) Государственное  влияние на отрасль, в том числе  и доля участия государства в  отрасли;

В) Государственное  регулирование конкуренции в  отрасли;

Г) Возможные  изменения в политическом курсе  государства в результате выборов;

Д) Особенности  таможенной политики.

3 Технологические А) Уровень доходов  населения, распределение доходов;

Б) Уровень конкуренции  в отрасли;

В) Относительная  доля рынка, занимаемая организацией;

Г) Защищенность рынка правительством;

Д) Емкость рынка;

Е) Жизненные  циклы различных товаров.

1 2 3
4 Международные А) Изменения  в технологии производства;

Б) Появление  новых материалов и продуктов;

В) Изменения  в технологии сбора, обработки и  передачи информации, а также средств связи;

Г) Государственная  технологическая политика.

5 Факторы конкуренции А) Легкость доступа  к сырьевым материалам, деятельности иностранных картелей;

Б) Изменение  валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков.

6 Социальные А) Сильные и  слабые стороны конкурентов;

Б) Текущие стратегии  конкурентов;

В) возможные  будущие цели конкурентов;

Г) Актуальные возможности  конкурентов в связи с их возможным поведением в будущем.

7   А) Общественные ценности и их возможные изменения;

Б) Доходы, их распределение  и возможные изменения в этой области;

В) Изменения  демографической структуры населения;

Г) Изменения  в отношении к работе, отдыху и  образованию.

 

      Таким образом, анализ внешней среды позволяет  организациям:

    • Определить главные экономические характеристики отрасли;
    • Определить движущие силы отрасли;
    • Провести оценку конкурентной позиции предприятий в отрасли;
    • Прогнозировать действия ближайших конкурентов;
    • Выявить собственные конкурентные преимущества;
    • Провести оценку перспектив развития организации.

      Анализ  внутренней среды предприятия – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. [5]

      Цель  внутреннего анализа – оценить  стратегическую ситуацию на предприятии с учетом имеющихся ограничений сильных и слабых сторон.

      Следует помнить, что в основе данного  анализа должны лежать следующие  четыре принципа:

    1. Системность – означает рассмотрение предприятия как сложной системы, включающей ряд функциональных подсистем (видов деятельности) и компонентов (структурных подразделений);
    2. Комплексность – предполагает анализ всех составляющих частей предприятия;
    3. Сопоставимость – требует проведения анализа всех внутренних переменных в динамике и в сравнении с аналогичными показателями конкурентных фирм;
    4. Уникальность, или специфические цели предприятия.

      Одним из основных методов, используемым для анализа внутренней среды, является управленческое обследование. Его сущность состоит в исследовании срезов (функциональных зон) предприятия. Каждый из срезов включает набор элементов и процессов, связи между которыми определяют эффективность среза. Основные параметры, которые существенны с точки зрения возможностей организации, представлены в таблице 2. 
 
 
 

      Таблица 2. параметры оценки внутренней среды  предприятия [4] 

Срез (функциональная зона) Важнейшие процессы и элементы
Организационный срез А) Распределение  ответственности и полномочий;

Б) Коммуникации и их эффективность;

В) развитость организационных  структур.

Кадровый  срез А) Особенности  взаимодействия руководителей и  подчиненных;

Б) Результаты труда  и эффективность механизмов стимулирования;

В) Характеристика кадров с точки зрения их подготовки, движения внутри организации и текучести;

Г) Отношения  между работниками и т.д.

Маркетинговый срез А) Характеристика стратегии «товар - рынок»;

Б) Стратегия  ценообразования;

В) Рынки сбыта;

Г) Система распределения  и т.д.

Финансовый  срез А) Поддержание  ликвидности;

Б) Обеспечение  прибыльности;

В) Инвестиционные возможности, а также создание новых инвестиционных возможностей и т.д.

Производственный  срез А) Особенности  изготовления продукта;

Б) Особенности  складского хозяйства;

В) Технологические  процессы и качество их обслуживания;

Г) Новые технологии, их разработка и внедрение.

 

      После того как собраны достаточные  данные о внешней и внутренней среде организации, целесообразно применить метод SWOT (аббревиатура из первых букв английских лов: сила, слабость, возможности и угрозы), с помощью которого можно установить взаимосвязи между данными элементами внутренней среды организации и ее внешним окружением (табл. 3).

      Таблица 3. Матрица SWOT [3] 

            Возможности:

            1.

            2.

            3.

            Угрозы:

            1.

            2.

            3.

            Сильные стороны:

            1.

            2.

            3.

            Поле «СИВ» Поле «СИУ»
            Слабые  стороны:

            1.

            2.

            3.

            Поле «СЛВ» Поле «СЛУ»
 

      Матрица SWOT заполняется следующим образом: вначале заполняются графы «Сильные стороны» и «Слабые стороны», а затем «Возможности» и «Угрозы» на основе собранных ранее данных. На их пересечении образуются четыре поля:

    • «сильные стороны и возможности» (СИВ): необходимо разрабатывать стратегию, направленную на максимальное использование имеющихся возможностей внешней среды с целью получения максимальной отдачи;
    • «слабые стороны и возможности» (СЛВ): необходима разработка стратегий, благодаря которым имеющиеся возможности должны помочь преодолеть слабые стороны;
    • «сильные стороны и угрозы» (СИУ): следует разрабатывать стратегию, которая направлена на преодоление угроз при помощи сильных сторон организации;
    • «слабые стороны и угрозы» (СЛУ): необходимо разрабатывать стратегию избегания угроз или их преодоления путем усиления слабых сторон.

    2) ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИССИ И ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

      Определение миссии и целей является составным  элементом стратегического управления и включает:

    1. Формулирование миссии организации, которая в конкретной форме выражает смысл ее существования;
    2. Определение долгосрочных целей;
    3. Определение среднесрочных целей;
    4. Определение краткосрочных целей.

      Выработка миссии организации и ее стратегических целей является прерогативой высшего  руководства.

      Миссия  – это основная цель, которую стремится достигнуть организация. Она детализирует статус предприятия и обеспечивает ориентиры для выработки целей и стратегий на различных организационных уровнях. Основные компоненты миссии и их характеристика приведены в таблице 4. 

      Таблица 4. Компоненты миссии организации [5] 

Компоненты Содержание
Продукты  или услуги   Каковы продукты  или услуги, производимые предприятием? Часто предприятия достигают рыночных преимуществ за счет интеграции получения преимуществ продукта с дополнительными возможностями конкурентоспособности, такими, как обладание большей долей рынка, развитой дистрибьюторской сетью или положительным имиджем
Категории целевых потребителей   Кто является  целевыми потребителями предприятия?  Деятельность предприятия может быть ориентирована на правительственные агентства, индустриальных потребителей, узкую прослойку населения с высокими доходами или население в целом
Технология   Ориентируется  ли предприятие на использование новейших или традиционных технологий?
Конкурентные  преимущества   В чем  состоят отличительные особенности  и стратегические преимущества предприятия по сравнению с конкурентами? Такие преимущества могут заключаться в уникальном продукте, технологии, репутации среди потребителей или территориальном расположении
Философия   Каковы важнейшие  ценности, устремления и этические  принципы предприятия? Философия предприятия может проявляться, например, в том, ставит ли она на первый план интересы своих служащих или клиентов, и др.

      Выработка миссии является процессом, в который вовлечены различные субъекты со своими интересами и целями. В связи с этим принято выделять следующие шесть основных групп субъектов, которые оказывают на выработку миссии наибольшее влияние:

    1. Собственники организации, решающие свои проблемы за ее счет. Они вправе принимать любые решения, касающиеся деятельности организации, а потому от их интересов в решающей степени зависит ее миссия и стратегия;
    2. Сотрудники, прежде всего менеджеры организации, обеспечивающие своим трудом ее функционирование и получающие за это вознаграждение, что помогает им решать свои проблемы, достигать личных целей.
    3. Покупатели, удовлетворяющие с помощью производимых организацией продуктов и услуг свои потребности, что делает часть из них ее деловыми партнерами.
    4. Деловые партнеры, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие такие же взамен в рамка взаимовыгодного сотрудничества.
    5. Местное сообщество, активно взаимодействующее с организацией, прежде всего по вопросам создания безопасной экологической и социальной среды.
    6. Общество в целом, в первую очередь государственные институты власти и управления, создающие ей условия для хозяйственной деятельности и отчуждающие в виде налогов часть прибыли в общественные фонды.

Информация о работе Стратегическое управление в ОАО «Брестский центральный универмаг»