Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:56, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является освещение основных теоретических аспектов стратегического управления предприятия, а также анализ особенностей стратегического управления в ОАО «Брестский центральный универмаг».
Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
раскрыть сущность и принципы стратегического управления;
рассмотреть этапы стратегического управления;
рассмотреть стратегию развития предприятия на примере торгового предприятия ОАО «Брестский ЦУМ».
Введение…………………………………………………………………………………………2
Теоретические аспекты структуры стратегического управления………………….…….4
Сущность стратегического управления……………………………………………….4
Структура стратегического управления………………………………………………6
Стратегическое управление в ОАО «Брестский центральный универмаг»……………19
Общая характеристика отрасли торговли и предприятия ОАО «Брестский центральный универмаг»…………………………………………19
Особенности управления в ОАО «Брестский центральный универмаг» и перспективы его развития………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………………………….30
Приложение № 1……………………………………………………………………………….31
Приложение № 2……………………………………………………………………………….32
Наряду с явными преимуществами стратегическое управление имеет ряд недостатков и ограничений на использование:
Стратегическое управление является системным процессом, который можно представить в виде динамической взаимосвязи пяти управленческих процессов, выступающих структурными элементами этой системы (рис. 1).
Рис. 1. Структура
стратегического управления [3]
Рассмотрим
структуру стратегического
Анализ среды является начальным этапом в стратегическом управлении, так как он формирует исходную базу для определения миссии и целей организации и выработки стратегии развития. Стратегический анализ проводится на основе системного и ситуационного подходов при изучении различных факторов, влияющих на деятельность организации и определяющих весь процесс стратегического управления. Результатом проведенного анализа является получение полной характеристики объекта, выявление особенностей, закономерностей и тенденций его развития. [1]
В процессе анализа изучается внешняя и внутренняя среда организации.
Внешняя среда предприятия представляет собой совокупность активно действующих субъектов и сил, которые находятся вне сферы непосредственного контроля со стороны руководства организации и могут оказать влияние на ее стратегию. [5]
Диагностика внешней среды служит инструментом для контроля ее влияния на деятельность предприятия с целью обоснованного принятия стратегических и тактических управленческих решений с учетом возникающих извне угроз и возможностей. основной целью стратегической диагностики внешней среды является выявление шансов и рисков, создаваемых ею для предприятия. [2]
Анализ внешней среды целесообразно разделять на два этапа:
По степени воздействия на процессы, протекающие в рамках предприятия, выделяют две группы внешних факторов:
Совокупность
всех факторов внешней среды предприятия
представлена на рис. 2.
Рис. 2. Факторы
внешней среды организации1
Охарактеризуем
факторы макросферы (табл. 1).
Таблица
1. характеристика факторов макросферы2
№ п/п | Наименование факторов | Характеристика |
1 | 2 | 3 |
1 | Экономические | А) Налоговая
ставка и ее изменения;
Б) Темпы инфляции (дефляции); В) Уровень занятости населения, как в целом, так и в отрасли; Г) Международный платежный баланс; Д) Платежеспособность предприятий. |
2 | Политические | А) Возможные
изменения в законодательстве;
Б) Государственное влияние на отрасль, в том числе и доля участия государства в отрасли; В) Государственное регулирование конкуренции в отрасли; Г) Возможные изменения в политическом курсе государства в результате выборов; Д) Особенности таможенной политики. |
3 | Технологические | А) Уровень доходов
населения, распределение доходов;
Б) Уровень конкуренции в отрасли; В) Относительная доля рынка, занимаемая организацией; Г) Защищенность рынка правительством; Д) Емкость рынка; Е) Жизненные циклы различных товаров. |
1 | 2 | 3 |
4 | Международные | А) Изменения
в технологии производства;
Б) Появление новых материалов и продуктов; В) Изменения в технологии сбора, обработки и передачи информации, а также средств связи; Г) Государственная технологическая политика. |
5 | Факторы конкуренции | А) Легкость доступа
к сырьевым материалам, деятельности
иностранных картелей;
Б) Изменение валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков. |
6 | Социальные | А) Сильные и
слабые стороны конкурентов;
Б) Текущие стратегии конкурентов; В) возможные будущие цели конкурентов; Г) Актуальные возможности конкурентов в связи с их возможным поведением в будущем. |
7 | А) Общественные
ценности и их возможные изменения;
Б) Доходы, их распределение и возможные изменения в этой области; В) Изменения демографической структуры населения; Г) Изменения в отношении к работе, отдыху и образованию. |
Таким образом, анализ внешней среды позволяет организациям:
Анализ внутренней среды предприятия – это процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. [5]
Цель внутреннего анализа – оценить стратегическую ситуацию на предприятии с учетом имеющихся ограничений сильных и слабых сторон.
Следует помнить, что в основе данного анализа должны лежать следующие четыре принципа:
Одним
из основных методов, используемым для
анализа внутренней среды, является управленческое
обследование. Его сущность состоит в
исследовании срезов (функциональных
зон) предприятия. Каждый из срезов включает
набор элементов и процессов, связи между
которыми определяют эффективность среза.
Основные параметры, которые существенны
с точки зрения возможностей организации,
представлены в таблице 2.
Таблица
2. параметры оценки внутренней среды
предприятия [4]
Срез (функциональная зона) | Важнейшие процессы и элементы |
Организационный срез | А) Распределение
ответственности и полномочий;
Б) Коммуникации и их эффективность; В) развитость организационных структур. |
Кадровый срез | А) Особенности
взаимодействия руководителей и
подчиненных;
Б) Результаты труда и эффективность механизмов стимулирования; В) Характеристика кадров с точки зрения их подготовки, движения внутри организации и текучести; Г) Отношения между работниками и т.д. |
Маркетинговый срез | А) Характеристика
стратегии «товар - рынок»;
Б) Стратегия ценообразования; В) Рынки сбыта; Г) Система распределения и т.д. |
Финансовый срез | А) Поддержание
ликвидности;
Б) Обеспечение прибыльности; В) Инвестиционные возможности, а также создание новых инвестиционных возможностей и т.д. |
Производственный срез | А) Особенности
изготовления продукта;
Б) Особенности складского хозяйства; В) Технологические процессы и качество их обслуживания; Г) Новые технологии, их разработка и внедрение. |
После того как собраны достаточные данные о внешней и внутренней среде организации, целесообразно применить метод SWOT (аббревиатура из первых букв английских лов: сила, слабость, возможности и угрозы), с помощью которого можно установить взаимосвязи между данными элементами внутренней среды организации и ее внешним окружением (табл. 3).
Таблица
3. Матрица SWOT [3]
Возможности:
1. 2. 3. |
Угрозы:
1. 2. 3. | ||
Сильные
стороны:
1. 2. 3. |
Поле «СИВ» | Поле «СИУ» | |
Слабые
стороны:
1. 2. 3. |
Поле «СЛВ» | Поле «СЛУ» |
Матрица SWOT заполняется следующим образом: вначале заполняются графы «Сильные стороны» и «Слабые стороны», а затем «Возможности» и «Угрозы» на основе собранных ранее данных. На их пересечении образуются четыре поля:
2) ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИССИ И ЦЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Определение
миссии и целей является составным
элементом стратегического
Выработка миссии организации и ее стратегических целей является прерогативой высшего руководства.
Миссия
– это основная цель, которую стремится
достигнуть организация. Она детализирует
статус предприятия и обеспечивает ориентиры
для выработки целей и стратегий на различных
организационных уровнях. Основные компоненты
миссии и их характеристика приведены
в таблице 4.
Таблица
4. Компоненты миссии организации [5]
Компоненты | Содержание |
Продукты или услуги | Каковы продукты или услуги, производимые предприятием? Часто предприятия достигают рыночных преимуществ за счет интеграции получения преимуществ продукта с дополнительными возможностями конкурентоспособности, такими, как обладание большей долей рынка, развитой дистрибьюторской сетью или положительным имиджем |
Категории целевых потребителей | Кто является
целевыми потребителями |
Технология | Ориентируется
ли предприятие на |
Конкурентные преимущества | В чем
состоят отличительные |
Философия | Каковы важнейшие ценности, устремления и этические принципы предприятия? Философия предприятия может проявляться, например, в том, ставит ли она на первый план интересы своих служащих или клиентов, и др. |
Выработка миссии является процессом, в который вовлечены различные субъекты со своими интересами и целями. В связи с этим принято выделять следующие шесть основных групп субъектов, которые оказывают на выработку миссии наибольшее влияние:
Информация о работе Стратегическое управление в ОАО «Брестский центральный универмаг»