Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 00:56, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является освещение основных теоретических аспектов стратегического управления предприятия, а также анализ особенностей стратегического управления в ОАО «Брестский центральный универмаг».
Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:
раскрыть сущность и принципы стратегического управления;
рассмотреть этапы стратегического управления;
рассмотреть стратегию развития предприятия на примере торгового предприятия ОАО «Брестский ЦУМ».
Введение…………………………………………………………………………………………2
Теоретические аспекты структуры стратегического управления………………….…….4
Сущность стратегического управления……………………………………………….4
Структура стратегического управления………………………………………………6
Стратегическое управление в ОАО «Брестский центральный универмаг»……………19
Общая характеристика отрасли торговли и предприятия ОАО «Брестский центральный универмаг»…………………………………………19
Особенности управления в ОАО «Брестский центральный универмаг» и перспективы его развития………………………………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………………………….30
Приложение № 1……………………………………………………………………………….31
Приложение № 2……………………………………………………………………………….32
Безусловно, наибольшее влияние на выработку миссии оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей, что должно быть в ней четко отражено.
Среди подходов к пониманию миссии следует выделить следующих два:
Формулирование миссии способствует решению следующих проблем управления:
Таким образом, миссия дает субъектам внешней среды представление об организации, о том, к чему она стремится и посредством каких целей способствует формированию корпоративной культуры. Проясняющей сотрудникам общую цель деятельности, способствуя их идентификации с целью организации, а также обеспечивает стандарты распределения ресурсов и расширяет набор приемов мотивации персонала. [3]
Стратегические цели более конкретны, чем миссия организации. Они в развернутом виде представляют то, к чему организация стремится.
Критерии качества целей:
Поскольку
деятельность организации отличается
огромным разнообразием, то неудивительно,
что перед организацией обычно стоит целая
совокупность целей. В таблице 5 представлены
направления, по которым организация определяет
свои цели, а также описание целей.
Таблица
5. Направления и описание целей3
№ п/п | Направление | Показатели | Пример цели |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Прибыльность | Объем прибыли, доход на инвестированный капитал, размер выплаты дивидендов на акцию, отношение прибыли к объему продаж и др. | 1. «Увеличить
доход на инвестированный 2. «Увеличить прибыль до 6 млн. долл. в течение следующего года». |
2 | Рынки | Доля рынка, объем продаж (реализации) в денежном или натуральном выражении, рыночная (отраслевая) ниша | 1. «Увеличить
долю рынка до 28% в течение трех
лет»;
2. «Продать 200 тыс. единиц товара в течение следующего года». |
3 | Производительность (эффективность) | Отношение входа к выходу, или издержки на единицу продукции | «Увеличить количество единиц продукции до «х» на одного рабочего за 8-часовой рабочий день» |
4 | Финансовые ресурсы | Структура капитала, новые выпуски обычны акций, движение денежной наличности, оборотный капитал, выплата дивидендов и др. | 1) «Уменьшить
период инкассации до 26 дней к концу этого
года»;
2) «Увеличить оборонный капитал до 5 млн. долл. в течение трех лет». |
5 | Производственные мощности, здания и сооружения | Квадратные метры, постоянные затраты, единицы продукции и др. | 1) «Увеличить
производственную мощность до 8 млн. единиц
продукции в месяц в течение двух лет»;
2) Увеличить емкость хранилищ до 15 млн. баррелей в течение следующего года». |
1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Исследования и внедрение новшеств | Денежные единицы и др. | «Разработать двигатель в диапазоне цен (указать) с коэффициентом выбросов менее 10% в течение двух лет при издержках. Не превышающих 150 тыс. долл.» |
7 | Человеческие ресурсы | Показатели невыходов на работу, опозданий, количества жалоб, часов профессионального обучения | 1) «Снизить
число прогулов до уровня ниже 4% к концу
следующего года»;
2) «Осуществить 20-часовую программу подготовки руководящих кадров без отрыва от производства доля 120 руководителей низшего звена к концу 2004г. при издержках, не превышающих 200 долл. на одного обучающегося». |
8 | Социальная ответственность | Виды деятельности, стаж работы и финансовые взносы | «Принять на работу 120 длительно безработных в течение следующих двух лет» |
Правильная организация процесса выработки целей предполагает:
3) ВЫБОР БУДУЩЕЙ СТРАТЕГИИ.
Процесс выбора стратегии является самым ответственным этапом стратегического менеджмента перед ее реализацией. Это связано с тем, что ошибки высшего руководства, допущенные на данном этапе, в большинстве случаев практически невозможно исправить без значительных финансовых потерь либо вообще можно оказаться перед угрозой банкротства, неправильно оценив степень риска хозяйственной деятельности. [3]
В деловой жизни под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Такая концепция включает в себя несколько элементов (рис. 3).
Рис. 3. Элементы стратегии [5]
Процесс выбора стратегии состоит из следующих четырех этапов:
В
таблице 6 представлены основные факторы,
формирующие текущую стратегию.
Таблица
6. Факторы, формирующие текущую стратегию4
Факторы | |
Внешние | Внутренние |
1.
Размер деятельности |
1. Цели предприятия |
2.
Общий характер и природа |
2. Критерии
распределения ресурсов и |
3. Структура и направленность деятельности предприятия за последний период | 3. Отношение
к финансовому риску как со
стороны руководства, так и
в соответствии с реальной
практикой и осуществляемой |
4. Возможности, на которые была ориентирована организация в последнее время | 4. Уровень и степень концентрации усилий в области НИОКР |
5. отношение к внешним угрозам | 5. Стратегии отдельных функциональных сфер (маркетинг, производство, кадры, финансы, научные исследования и разработки) |
На
этапе формирования стратегических
альтернатив создаются
Таблица
7. Стратегические альтернативы5
№
п/п |
Стратегическая альтернатива | Краткая характеристика | Варианты реализации |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | Ограниченный рост | Цели развития устанавливаются от «достигнутого» и корректируются при изменении условий | |
2. | Рост | Ежегодное значительное повышение уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года | 1) Стратегия
концентрированного роста ( |
2)
Стратегия интегрированного | |||
3) Стратегия | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
3. | Сокращение (стратегия последнего средства) | Уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом | 1) Ликвидация
– прекращение деятельности |
2)
Отсечение лишнего – | |||
3) Сокращение и переориентация – при застойной экономике многие предприятия считают необходимым сократить часть своей деятельности и переориентировать высвободившиеся ресурсы на другие виды производства (услуг) | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
4. | Сочетание | Сочетание всех рассмотренных выше альтернатив |
Правильный
выбор базовой стратегической альтернативы
максимально повысит
Основными факторами, влияющими на стратегический выбор, являются:
Следует также отметить, что существует насколько методических подходов к планированию стратегических альтернатив и выбору стратегии. Среди них:
Заключительный этап анализа стратегических альтернатив – оценка приемлемости риска, заложенного в стратегии.
Оценка оправданности риска производится по трем направлениям:
1)
Реалистичны ли предпосылки,
2) К каким негативным последствиям для предприятия может привести провал стратегии;
3)
Оправдывает ли возможный
4) ВЫПОЛНЕНИЕ СТРАТЕГИИ.
Выполнение стратегии – это критический момент стратегического управления, когда становится ясно, в состоянии ли организации, используя все свои ресурсы, реализовать намеченные планы.
В
процессе реализации стратегии каждый
уровень руководства решает свои определенные
задачи и осуществляет закрепленные
за ним функции. Решающая роль принадле
жит высшему руководству. Его деятельность на стадии реализации стратегии может быть представлена в виде пяти последовательный этапов:
Информация о работе Стратегическое управление в ОАО «Брестский центральный универмаг»