Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:44, курсовая работа
В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Наряду с формальными, количественными методами, в стратегическом планировании используется творческий, интуитивный подход.
Введение
1. Эволюция форм и методов стратегического планирования: балансовые и оптимизационные методы. Раскройте содержание, сущность и особенности указанных методов стратегического планирования и приведите примеры их применения в отечественной и (или) мировой практике.
Содержание, сущность и особенности указанных методов стратегического планирования.
2. Приведите пример региональной стратегии из российской (стратегия субъекта РФ) или зарубежной практики стратегического планирования и проанализируйте ее с точки зрения современной методологии стратегического планирования: миссия, цели, задачи, структура, направления, методы, уровень, этапы, девиз и т.д. Сделайте аналитические выводы.
Анализ стратегии социально-экономического развития Омской области
Заключение
Библиографический список
Кроме того, разработан проект Среднесрочной программы социально-экономического развития Омской области на 2006 год и на период до 2008 года, предусматривающий определение ключевых направлений деятельности Правительства Омской области на 2006 - 2008 годы по реализации принятых в Программе экономического и социального развития Омской области до 2010 года целей и задач, конкретизированных с учетом требований времени: произошедших изменений в федеральном и областном законодательстве, проводимых на общегосударственном уровне реформ, а также тенденций социально-экономического развития Омской области и Российской Федерации в целом.
6.2. Управление развитием Омской области на основе программно-целевого метода
Для реализации целей и направлений настоящей Стратегии, помимо разработки стратегических документов, характеризующих социально-экономическое развитие Омской области, представляется необходимым применение программно-целевого метода, позволяющего привлечь дополнительные финансовые средства из федерального, областного бюджета, а также внебюджетных источников.
Использование программно-целевого метода предполагает:
ориентацию разрабатываемых целевых программ Омской области на обеспечение устойчивого развития Омской области, повышение ее инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности;
соответствие разрабатываемых целевых программ Омской области стратегическим целям и задачам развития Омской области;
внедрение индикативных методов планирования и управления в Омской области;
проведение мониторинга состояния внешней и внутренней среды, анализа и прогноза влияния различных факторов на реализацию Стратегии;
корректировку целевых программ Омской области в зависимости от изменений состояния внешней и внутренней среды;
формирование факторов саморазвития Омской области.
6.3. Использование потенциала государственно-частного партнерства
Необходимость государственно-частного партнерства продиктована стратегией вступления России в постиндустриальное общество.
Ответственность органов государственной власти Омской области за стратегическое развитие Омской области, реализацию Стратегии при ограниченности финансовых возможностей определяют необходимость объединения ресурсов и действий государственной власти и частного сектора в различных формах государственно-частного партнерства, обеспечивающих четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между государством и инвестором.
Государственно-частное партнерство предполагает использование лизинговых и концессионных механизмов, финансирование с привлечением частных инвестиций социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение.
Приоритетными направлениями государственно-частного взаимодействия являются:
производственная и транспортная инфраструктуры;
жилищно-коммунальное хозяйство;
научные исследования и развитие инновационной инфраструктуры;
профессиональное образование и система переподготовки кадров;
здравоохранение и социальные услуги;
информационно-консультационная поддержка предпринимательской деятельности.
Реализация Стратегии подразумевает взаимодействие субъектов, участвующих в экономической жизни Омской области. К данным субъектам относятся:
федеральные органы государственной власти, в том числе территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;
органы государственной власти Омской области;
органы местного самоуправления Омской области;
отраслевые ассоциации и объединения предпринимателей и хозяйствующих субъектов;
общественные организации, политические партии и движения;
хозяйствующие субъекты;
население Омской области.
Основным способом взаимодействия экономических субъектов Омской области является заключение двух- и многосторонних соглашений, которые направлены на достижение общественного согласия и развитие экономики и социальной сферы Омской области и служат механизмом согласования интересов различных субъектов в целях достижения социальной стабильности и развития экономики Омской области.
6.4. Повышение эффективности государственного управления и развитие местного самоуправления в Омской области
Обязательным условием достижения целей и решения задач Стратегии является повышение эффективности государственного управления, развитие местного самоуправления на территории Омской области.
Система государственного управления должна обладать гибкостью, адаптивностью, а также эффективной системой контроля, чтобы быстро реагировать на изменения во внешней среде, принимать эффективные управленческие решения.
Происходящие социально-экономические процессы предъявляют определенные требования к структуре и методам управления регионом. Для осуществления перемен в обществе, экономических преобразований необходима адекватная им система управления. Проводимые реформы государственного управления направлены на переоценку роли и сфер ответственности органов власти, устранение конфликтов интересов, дублирования функций, обеспечение прозрачности деятельности органов государственной власти.
Реформа государственного управления является одним из приоритетов, определенных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. В соответствии с общегосударственной политикой основными направлениями повышения эффективности государственного управления являются:
укрепление государственности на основе демократии и активного участия общественных институтов гражданского общества в выработке важнейших решений;
повышение исполнительской дисциплины, мотивации и ответственности за результат каждого государственного гражданского служащего;
подготовка и переподготовка управленческих кадров, отбор и продвижение перспективных специалистов, закрепление их на наиболее важных направлениях;
совершенствование бюджетного процесса на основе перехода к среднесрочному бюджетному планированию, реализация эффективной налогово-бюджетной политики, увеличение доходов и оптимизация расходов бюджета Омской области;
содействие эффективной реализации реформы местного самоуправления на территории Омской области, обеспечение реализации прав граждан на участие в управлении.
6.5. Информационное сопровождение
Необходимыми действиями по реализации Стратегии являются ее всестороннее публичное обсуждение и информирование деловых кругов и общественности Омской области и Российской Федерации о:
целях, задачах и приоритетных направлениях Стратегии и механизмах их достижения;
решениях и действиях, принимаемых субъектами экономической деятельности в целях реализации Стратегии (нормативные правовые акты, целевые программы, решения, соглашения, договоры и так далее);
ходе и результатах реализации Стратегии и степени эффективности принимаемых решений.
Информационное взаимодействие обеспечивается в целях своевременного информирования заинтересованных субъектов экономической деятельности и поддержания постоянного общественного контроля за ходом реализации Стратегии, а также своевременной корректировки целей, задач и механизмов Стратегии при значительных изменениях социально-экономического положения Омской области и Российской Федерации.
Приложение к Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года
ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Оценка потенциала региона
Специализация хозяйственного комплекса Омской области формировалась в процессе ее исторического развития, потенциал накапливался десятилетиями.
На рубеже XX века, в результате прокладки в 1892 - 1904 годах Транссибирской железной дороги, город Омск стал крупным транспортным центром, имеющим выгодное географическое положение на перекрестке реки Иртыш и железнодорожной магистрали континентального значения. Благодаря реформам П.А. Столыпина в Омскую область хлынула волна переселенцев из европейской части России, в том числе Украины, стало быстрыми темпами развиваться крупное товарное сельское хозяйство, сельскохозяйственное машиностроение и переработка сельскохозяйственной продукции.
В годы Великой Отечественной войны в Омскую область были эвакуированы свыше 100 предприятий, что изменило структуру производства Омской области. Наряду с традиционным сельским хозяйством появились организации машиностроительного комплекса, большую долю которого составляли предприятия оборонной промышленности, электроэнергетики.
С началом освоения нефтегазовых месторождений Западной Сибири в 1955 году в городе Омске был построен нефтеперерабатывающий комбинат, создан крупнейший в стране нефтехимический комплекс.
Таким образом, в дореформенный период в Омской области сложилась специализация по таким отраслям, как химия и нефтехимия, машиностроение, ориентированное преимущественно на военные заказы, был создан крупнейший на востоке страны агропромышленный комплекс.
Трансформация экономики сопровождалась перераспределением собственности, резким сужением поля государственного регулирования экономики, значительным ослаблением позиций оборонно-промышленного комплекса, разрывом межрегиональных экономических связей при распаде СССР, созданием муниципальных образований, резким сокращением государственной поддержки во всех сферах жизнедеятельности, обвальным падением промышленного производства, дезорганизацией кредитно-денежной системы, значительным социальным расслоением населения и другими кризисными процессами, которые негативно отразились на экономике и социальной сфере Омской области.
В ходе реализации социально-экономических реформ значительно изменилась структура экономики Омской области.
Экономика Омской области не обладает основными характеристиками, присущими народному хозяйству других сибирских регионов. Она не имеет сырьевой направленности, в ее основе - обрабатывающий сектор, что нетипично для Сибири.
Наиболее конкурентоспособны такие отрасли, как: экспортоориентированная химическая и нефтехимическая промышленность, нефтепереработка, инновационное машиностроение, пищевая промышленность, опирающаяся на расширение потребительского спроса. Легкая, лесная промышленность, строительный комплекс обладают потенциалом для дальнейшего развития.
Определенным потенциалом развития обладает агропромышленный комплекс Омской области. Главный природный ресурс Омской области - земли сельскохозяйственного назначения с их относительно высоким инфраструктурным обустройством.
Но осуществление сельскохозяйственного производства осложняется суровыми климатическими условиями Сибири. В связи с этим необходимо селекционирование сортов пшеницы, кормовых и других культур, адаптированных к местным природно-климатическим условиям, а также внедрение соответствующей агрокультуры. В то же время развитию сельскохозяйственного производства благоприятствует распределение населения между городом и селом (0,56:0,44).
Демографические процессы, происходящие в Омской области, в целом отражают общероссийские тенденции. Главными из них являются сокращение численности и старение населения, усиление миграционных процессов. Средний возраст жителей Омской области составляет 35,9 года: 33 года у мужчин, 38,4 года - у женщин. Средняя продолжительность жизни - 66 лет, что выше, чем в среднем по Российской Федерации и Сибирскому федеральному округу.
Географическое положение Омской области можно оценивать как достаточно выгодное с точки зрения повышения конкурентоспособности. Омская область граничит с Республикой Казахстан, с Тюменской, Новосибирской и Томской областями Российской Федерации. Взаимовыгодные отношения с ними уже сегодня чрезвычайно продуктивны.
Омская область располагает разветвленной транспортной сетью, на ее территории имеются почти все виды транспорта: речной, железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный. Через Омскую область проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. Этот фактор не только способствует вхождению региона в мировое экономическое и социально-культурное пространство, но и является его необходимым условием.
Для формирования благоприятного имиджа Омской области, развития единого экономического пространства, ускорения товародвижения, снижения транспортных издержек большое значение имеет уровень транспортной инфраструктуры.
Природные ресурсы и полезные ископаемые являются важным фактором, формирующим конкурентные преимущества Омской области. Омская область не является ведущим минерально-сырьевым регионом, тем не менее необходимо эффективно использовать природно-ресурсные особенности Омской области. На территории Омского Прииртышья выявлено 17 видов полезных ископаемых, в том числе кирпичные и керамзитовые глины, пески, торф, сапропели, бентониты, известковое сырье, минеральные соли и лечебные грязи, термальные и минеральные воды. В 2001 году начато освоение южной части Крапивинского месторождения нефти, ведется его промышленная разработка. Продолжаются работы по обустройству Тевризского газоконденсатного месторождения. За счет природного газа, добытого на нем, газифицированы три северных района Омской области (всего газифицировано 23 района Омской области из 32), нефть направляется на промышленную переработку.