Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 07:44, курсовая работа
В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Наряду с формальными, количественными методами, в стратегическом планировании используется творческий, интуитивный подход.
Введение
1. Эволюция форм и методов стратегического планирования: балансовые и оптимизационные методы. Раскройте содержание, сущность и особенности указанных методов стратегического планирования и приведите примеры их применения в отечественной и (или) мировой практике.
Содержание, сущность и особенности указанных методов стратегического планирования.
2. Приведите пример региональной стратегии из российской (стратегия субъекта РФ) или зарубежной практики стратегического планирования и проанализируйте ее с точки зрения современной методологии стратегического планирования: миссия, цели, задачи, структура, направления, методы, уровень, этапы, девиз и т.д. Сделайте аналитические выводы.
Анализ стратегии социально-экономического развития Омской области
Заключение
Библиографический список
Выбор конкретных стратегических альтернатив Это самый редкий элемент стратегического анализа. Выбор одной стратегии из нескольких возможных в рассматриваемой стратегии не осуществлён. Стратегия развития, хоть и описана весьма подробно, но является недостаточно обоснованной, если за критерий обоснованности взять наличие стратегических альтернатив.
Проведённый анализ стратегии социально-экономического развития Омской области позволяет сделать вывод, что, хотя стратегия является нетиповой, оригинальной по содержанию, её качество является средним по уровню научной обоснованности, проработанности региональных программ развития.
Реализация концепции межбюджетного выравнивания, выразившаяся, в том числе, и в обязательном требовании о наличии региональной программы социально-экономического развития, соответствующей Типовому макету, приводит к излишней формализации в подготовке региональных стратегий и программ. В результате наличие стратегий и программ объясняется, прежде всего, тем, что это требуется для получения трансфертов из федерального бюджета. Для повышения эффективности создания и реализации стратегий социально-экономического развития регионов целесообразно отказаться от Типового макета или, по крайней мере, смягчить требования по его применению.
Однако, наличие стратегического плана свидетельствуют о стремлении региональной администрации проводить прозрачную предсказуемую политику, двигаясь по пути демократических преобразований и продолжая начатые экономические реформы. Стратегический план работает на повышение инвестиционной привлекательности региона, укрепляет доверие к местной власти.
Подводя итог, раскроем, что же представляет собой стратегический план развития и каков механизм его разработки и реализации
В научной литературе существует множество определений процесса стратегического планирования, но наиболее полно его сущность выражает следующее: - стратегическое планирование – это процесс самостоятельного определения местным сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной и конкурентной среде.
Таким образом, стратегический план - это инструмент планирования и управления процессом консолидации городского сообщества для преодоления узких мест и активизации потенциала саморазвития городского округа.
Разработка стратегии развития должна быть нацелена на поддержку именно тех видов деятельности, в которых регион (предприятие, организация) обладает наибольшим потенциалом развития, а также на определение конкретных задач и мер, выполнение которых позволит полнее реализовать этот потенциал.
Необходимо отметить, что стратегическое планирование не является каким-то обособленным элементом, а входит и дополняет систему управления, позволяя органам управления принимать эффективные текущие решения с учетом долгосрочных целей.
По своему содержанию процесс стратегического планирования разбивается на ряд этапов и включает в себя анализ текущего состояния социально-экономического развития, выработку на его основе приоритетных направлений дальнейшего развития на ближайшие 5 -10 лет и реализацию намеченных программ и проектов.
Дополняется процесс стратегического планирования механизмами постоянного мониторинга и корректировки стратегического плана.
1. Боумен К. Стратегия на практике. - СПб.: Питер, 2003.
2. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.
3. Гиболо И.П., Скаржинский М.И., Скаржинская Е.М., Чекмарёв В.В. Проблемы институционализации экономики России. - Кострома; КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002.
4. Каплан Р.С., Нортон Д.Л. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.
5. Лапыгин Д.Ю. "Менеджмент в России и за рубежом", № 6, ноябрь-декабрь, 2005 г.
6. Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2020 г. http://www.omskportal.ru/
7. Статистическое планирование в городах и регионах //http://www.city-strategy.ru/
8. Смирнов Е.: Стратегия регионов: Теория, практика и новые подходы //http://planetaprava.ru
9. Смирнов Е. Инновации: на пути к стратегической политике// "Экономические стратегии", №01-2009
10. Территориальное стратегическое планирование - 2010// http://www.forumstrategov.ru/
11. Шишков М.К. Стратегия территориальной организации //http://www.terrus.ru/
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА
Настоящая Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2020 года (далее - Стратегия) определяет долгосрочные цели и приоритеты, задачи, а также основные направления развития экономики и социальной сферы Омской области. Стратегия является базовым документом, определяющим социально-экономическую политику Правительства Омской области на долгосрочную перспективу.
Стратегия направлена на:
1) анализ имеющегося потенциала развития Омской области, существующих проблем, систематизацию факторов, способствующих и препятствующих социально-экономическому развитию Омской области, а также перспектив и рисков ее развития;
2) постановку и обоснование стратегических целей и задач социально-экономического развития Омской области на долгосрочную перспективу, рамочное описание основных направлений их решения;
3) выработку алгоритмов достижения поставленных целей и задач;
4) координацию действий органов государственной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области, руководителей хозяйствующих субъектов, предпринимателей, общественных организаций и населения по достижению целей Стратегии.
Стратегия и принятые в ней направления развития основываются на Конституции Российской Федерации, Бюджетном, Земельном, Налоговом и других кодексах Российской Федерации, иных актах федерального законодательства, а также законодательстве Омской области, и сформулированы в соответствии с целями и приоритетами, определенными в стратегических документах развития Российской Федерации и Сибирского федерального округа, а также установленными Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
При разработке Стратегии использованы материалы, характеризующие текущее социально-экономическое положение Омской области и перспективы его развития, материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, мировой и российский опыт разработки политики регионального развития, исследования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, предложения и замечания заинтересованных лиц: работников органов государственной власти и местного самоуправления Омской области, членов объединений, ассоциаций предпринимателей, представителей вузов, научно-исследовательских организаций.
1. Оценка уровня развития Омской области
На основе анализа исторических, социальных, экономических предпосылок развития Омской области, динамики основных социально-экономических показателей за последние пять лет, представленных в приложении к Стратегии, выявлены и структурированы следующие сильные и слабые стороны, а также потенциальные возможности и угрозы развития Омской области:
1.1. Конкурентные преимущества Омской области
Омская область обладает следующими конкурентными преимуществами:
значительный ресурсный потенциал: кадровый, природный, инвестиционный;
наличие развитого обрабатывающего производства: химического и нефтехимического комплекса, нефтепереработки, производства пищевых продуктов, строительных материалов, машиностроения, лесопереработки;
выгодное географическое положение;
развитая транспортная система;
промышленное освоение природных ресурсов севера Омской области;
развитый научно-образовательный комплекс;
наукоемкие технологии производства;
современная бизнес- и производственная инфраструктура;
значительный потенциал развития малого предпринимательства;
эффективное внешнеэкономическое сотрудничество, значительный объем внешнеторгового оборота.
1.2. Ограничивающие факторы
Развитие Омской области ограничивается наличием следующих факторов:
значительный износ основных фондов в секторах экономики и инфраструктуре;
высокая затратность экономики вследствие суровых климатических условий, низкой производительности труда, высоких материало- и энергоемкости продукции, тарифов естественных монополий;
зависимость энергосистемы Омской области от поставок угля из Республики Казахстан;
перевод экономикообразующих организаций Омской области на процессинг;
зависимость доходной части областного бюджета от платежей основного налогоплательщика - открытого акционерного общества "Сибнефть";
"старение" кадров в отраслях материального производства;
сокращение численности населения Омской области;
обезвоживание и загрязнение реки Иртыш как основного источника водоснабжения Омской области;
наличие на территории Омской области потенциальных источников чрезвычайных экологических ситуаций.
1.3. Перспективные возможности развития Омской области
Перспективные возможности развития Омской области включают:
усиление позиций секторов - "точек роста" экономики Омской области;
возможность развития (восстановления) отдельных производств благодаря уже имеющимся "точкам роста";
организация особой экономической зоны на территории Омской области;
создание новых высокотехнологичных производств, промышленных кластеров;
развитие потенциала сельского хозяйства;
рост инвестиционной привлекательности Омской области, привлечение стратегических инвесторов в экономику и социальную сферу;
формирование целостной инновационной системы Омской области;
развитие малого бизнеса в сфере инноваций, услуг, жилищно-коммунального хозяйства;
развитие транспортной системы: создание мультимодального транспортного узла;
вовлечение в хозяйственный оборот сырьевых ресурсов Омской области;
обеспечение комфортности проживания и высокого качества жизни населения Омской области;
обеспечение экономики Омской области высококвалифицированными кадрами.
1.4. Потенциальные риски развития Омской области
Потенциальными рисками развития Омской области являются:
резкое снижение налоговых доходов областного бюджета вследствие возможной регистрации основного налогоплательщика - открытого акционерного общества "Сибнефть" за пределами Омской области;
вытеснение продукции Омской области с внутреннего и региональных рынков товаропроизводителями соседних регионов и иностранных государств;
возможность снижения инвестиционной привлекательности Омской области;
снижение конкурентоспособности отдельных секторов экономики Омской области после вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию;
отток квалифицированных кадров за пределы Омской области;
ухудшение эпидемиологической ситуации в Омской области;
ухудшение экологической обстановки в Омской области.
2. Стратегическая цель, задачи и основные индикаторы социально-экономического развития Омской области до 2020 года
2.1. Стратегическая цель социально-экономического развития Омской области до 2020 года
Стратегической целью социально-экономического развития Омской области является формирование эффективной экономической базы, обеспечивающей устойчивое развитие Омской области, последовательное повышение качества жизни населения Омской области.
Исходя из этой цели сформирован образ будущего Омской области в 2020 году:
Омская область - динамично развивающийся субъект Российской Федерации с диверсифицированной экономикой как по видам хозяйственной деятельности, так и по территориальному размещению;
в Омской области созданы новые высокотехнологичные производственные комплексы, значительно возросла доля инновационной продукции, повысилась конкурентоспособность производимой продукции на внутреннем и мировом рынках;
качество жизни населения Омской области характеризуется высоким уровнем доходов, потребления товаров и услуг, комфортностью проживания, развитой системой социального обеспечения, ростом рождаемости, увеличением средней продолжительности жизни.