Стратегическое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических основ стратегического планирования, а также определение стратегии ООО «Фирма «Время» с помощью проведения SWOT-анализа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ………………………………………………………………..5
1.1 Стратегическое планирование: его сущность
и основные виды…………………………………………………………........5
1.2 Определение миссии и целей функционирования предприятия
в рамках стратегического планирования………………………………........11
1.3 Основные этапы определения стратегии предприятия…………...17
2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО «ФИРМА «ВРЕМЯ»…………………………………………..23
2.1 Краткая характеристика фирмы и ее основных видов
деятельности……………………………………………………….........23
2.2 Анализ организационной структуры ООО «Фирма «Время»…...28
2.3 Выбор оптимальной стратегии развития ООО «Фирма «Время»
с применением методики SWOT-анализа……………………………........32
2.4 Решение задач……………………………………………………..40
Заключение ……………………………………………………………42
Список литературы…………………………………………………...44
Приложение:
А. Процесс реализации стратегии предприятия……………………45
Б. Отчет о прибылях и убытках за 2005-2007 гг. …………………46
В. Должностная инструкция Заместителя директора по коммерческим вопросам……………………………………………………49

Работа содержит 1 файл

Курсовая.rtf

— 743.96 Кб (Скачать)

     Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства внешней среды, которые предприятие может использовать в своих целях. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать предприятие.

     Рыночные угрозы - это события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, снижение рождаемости и т.п.

     Для сопоставления выше перечисленных факторов применяется матрица SWOT- анализа. (табл. 1.3). [8,с. 68] Слева в матрице выделяются два раздела (сильные и слабые стороны), в верхней части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы). На пересечении разделов образуются четыре поля: «СИВ» (сила и возможности); «СИУ» (сила и угрозы); «СЛВ» (слабость и возможность); «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть получившуюся комбинацию и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. Для успешного применения методологии SWOT важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является их учет в стратегии ее поведения. 

     Таблица 1.3

     Матрица SWOT- анализа 

     
      Возможности Угрозы
    Сильные стороны Поле «СИВ» Поле «СИУ»
    Слабые стороны Поле «СЛВ» Поле «СЛУ»

      Таким образом, SWOT-анализ позволяет выбрать оптимальный путь развития бизнеса, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в  распоряжении предприятия ресурсы, определить дальнейшую стратегию развития предприятия.

     Следующим этапом процесса стратегического планирования является разработка и анализ стратегических альтернатив. Именно на данном этапе принимаются решения о том, как фирма будет достигать свои цели и реализовывать корпоративную миссию. При разработке стратегии фирма, как правило, сталкивается с тремя вопросами: какие виды деятельности прекратить, какие продолжить, в какой бизнес перейти?

     В рыночной экономике существуют три направления формирования стратегии:

     -достижение лидерства в области минимизации издержек производства;

     -специализация в производстве определенного вида продукции (услуг);

     -фиксация определенного сегмента рынка и концентрация усилий фирмы на этом сегменте.

     В рамках рассмотренных направлений могут формироваться различные типы стратегий. [6, с. 132]

     Необходимо отметить, что для того, чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего уровня должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития фирмы. Поэтому стратегический выбор должен быть определенным и однозначным. На этапе выбора стратегии из всех рассмотренных вариантов должна быть выбрана одна, в наибольшей степени удовлетворяющая потребностям фирмы, стратегия. Сам процесс стратегического выбора, по мнению специалистов, проходит не только на рациональном уровне, но и на иррациональном - по интуиции, опыту, умению предвидеть будущую обстановку и т. д.

     Принятая стратегия служит основой для составления стратегического плана фирмы. В отличие от тактического и оперативного планов, стратегический план не имеет жесткой структуры. К выбору его разделов и показателей каждая фирма подходит по-своему. Тем не менее, в последнее время наметилась общепринятая гипотетическая структура стратегического плана, позволяющая судить о том, как фирма и ее структурные подразделения распоряжаются своими ресурсами. Стратегический план может включать следующие разделы: корпоративная миссия; продукция (услуги); конкуренция; рынки; ресурсы; деловой «портфель»; инновации, инвестиции.

     Далее после разработки планов начинается практическая реализация стратегии предприятия. Для этого устанавливается программа действий и специальных процедур (регламентов) - система выполнения отдельных мероприятий или составных частей стратегического замысла, представленная в приложении А. [10]

     В следующей главе данной работы, опираясь на теоретические аспекты заявленной темы, изложенные ранее, определим наиболее оптимальную стратегию развития ООО «Фирма «Время» на основе результатов проведенного SWOT-анализа.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Анализ осуществления процесса стратегического планирования ООО «Фирма «Время» 

2.1 Краткая характеристика фирмы и ее основных видов деятельности 

     Общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Время» создано собранием учредителей и зарегистрировано администрацией города Рубцовска 25 ноября 1991 года, в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» в форме малого предприятия. Размер уставного капитала составляет 100 000 рублей. Место нахождения ООО «Фирма «Время»: 658207, Россия, Алтайский край, город Рубцовск, улица Комсомольская, 178, тел. (38557) 4-26-38.

      Согласно Уставу и учредительной документации, деятельностью ООО «Фирма «Время» является оптово-розничная торговля товарами длительного пользования. Общество создано с целью удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов.

     В первые годы своей работы организация занималась производством деревянной тары, прицепов для автомобилей и мини-тракторов, металлических дверей и т. д. В 1994 году началась торговая деятельность по продаже ковровых изделий и строительных материалов. Растущие объемы прибыли позволили  в декабре 1995 года открыть  первый магазин «Ковры» в с. Староалейское Третьяковского района Алтайского края. Впоследствии предприятие организовало сеть магазинов в городе Рубцовске: «Ковры», (1996), «Домашний мир» (2000), «Ковровый дом» (2003). В дальнейшем были открыты отделы: «Пол мира» (2004), «Строй-маркет» (2006) в магазинах города. [7, с.3]

     Перед руководством фирмы в настоящее время стоят следующие основные задачи:

     - насыщение целевого рынка предлагаемыми товарами и услугами;

     - расширение и обновление ассортимента предлагаемой продукции и оказываемых услуг;

     - контроль качества реализуемой продукции и оказываемых услуг.

     ООО «Фирма «Время» имеет гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенные федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности предусмотренных уставом общества.

     При нарушении договорных, кредитных, расчетных и налоговых обязательств, загрязнении окружающей среды, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, вредной для здоровья человека, организация несет ответственность в соответствии с законом РФ.

     ООО «Фирма «Время» относится к предприятиям малого бизнеса. В данной организации используется упрощенная система налогообложения, т.е. численность рабочих не превышает 100 человек, а товарооборот составляет не более  20 млн. рублей. В организации ведется «Книга учета доходов и расходов», во всех магазинах ведется «Кассовая книга», также осуществляется учет основных средств предприятия, амортизации и т.д. В соответствии с учетной политикой фирмы отчетным периодом является квартал. [7,с.5]

     Предприятие своевременно и в полном объеме осуществляет все налоговые платежи, первым в Рубцовске получило сертификат доверия налоговой инспекции (1998).  Последняя проверка органами налоговой инспекции была осуществлена в конце 2007 года, никаких нарушений не обнаружено. Фирмой регулярно перечисляются денежные средства в пенсионный, медицинский фонды.

     В настоящее время предприятие имеет 10 торговых  точек по Алтайскому краю, в которых реализуются такие виды товаров, как: ковры, напольные покрытия, отделочные, строительные материалы, обои, постельное белье и др. Постоянно расширяется ассортимент предлагаемой фирмой продукции.

     Для всесторонней оценки эффективности деятельности ООО «Фирма «Время» необходимо произвести краткий анализ системы показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия. Данная система включает в себя:

      - товарооборот;

      - издержки обращения;

      - прибыль;

      - рентабельность продаж [2, с.95].

     Именно анализ этих показателей позволит оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности ООО «Фирма «Время». В результате дополнительных расчетов были получены следующие данные (табл. 2.1):

                                                                                                                                                           Таблица 2.1

     Основные показатели, характеризующие деятельность

     ООО «Фирма «Время» за 2006-2008 гг. (в тыс. руб.) 

     
  2006 г. 2007 г. 2008 г. Абсолютные отклонения
Товарооборот 18860 19040 19250 +180 +210
Издержки обращения 5500 5550 6800 +50 +1250
Чистая прибыль 858 1492 1210 +634 -282
Рентабельность продаж 0,058 0,075 0,058 +0,017 -0,017

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии