Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 10:06, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение теоретических основ стратегического планирования, а также определение стратегии ООО «Фирма «Время» с помощью проведения SWOT-анализа.
Введение………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ………………………………………………………………..5
1.1 Стратегическое планирование: его сущность
и основные виды…………………………………………………………........5
1.2 Определение миссии и целей функционирования предприятия
в рамках стратегического планирования………………………………........11
1.3 Основные этапы определения стратегии предприятия…………...17
2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО «ФИРМА «ВРЕМЯ»…………………………………………..23
2.1 Краткая характеристика фирмы и ее основных видов
деятельности……………………………………………………….........23
2.2 Анализ организационной структуры ООО «Фирма «Время»…...28
2.3 Выбор оптимальной стратегии развития ООО «Фирма «Время»
с применением методики SWOT-анализа……………………………........32
2.4 Решение задач……………………………………………………..40
Заключение ……………………………………………………………42
Список литературы…………………………………………………...44
Приложение:
А. Процесс реализации стратегии предприятия……………………45
Б. Отчет о прибылях и убытках за 2005-2007 гг. …………………46
В. Должностная инструкция Заместителя директора по коммерческим вопросам……………………………………………………49
Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства внешней среды, которые предприятие может использовать в своих целях. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать предприятие.
Рыночные угрозы - это события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, снижение рождаемости и т.п.
Для
сопоставления выше перечисленных факторов
применяется матрица SWOT- анализа. (табл.
1.3). [8,с. 68] Слева в матрице выделяются два
раздела (сильные и слабые стороны), в верхней
части матрицы также выделяются два раздела
(возможности и угрозы). На пересечении
разделов образуются четыре поля: «СИВ» (сила
и возможности); «СИУ»
(сила и угрозы); «СЛВ» (слабость
и возможность); «СЛУ»
(слабость и
угрозы). На каждом из данных полей исследователь
должен рассмотреть получившуюся комбинацию
и выделить те, которые должны быть учтены
при разработке стратегии поведения организации.
Для успешного применения методологии
SWOT важно уметь не только вскрыть угрозы
и возможности, но и попытаться оценить
их с точки зрения того, сколь важным для
организации является их учет в стратегии
ее поведения.
Таблица 1.3
Матрица
SWOT- анализа
Возможности | Угрозы | |
Сильные стороны | Поле «СИВ» | Поле «СИУ» |
Слабые стороны | Поле «СЛВ» | Поле «СЛУ» |
Таким образом, SWOT-анализ позволяет выбрать оптимальный путь развития бизнеса, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении предприятия ресурсы, определить дальнейшую стратегию развития предприятия.
Следующим этапом процесса стратегического планирования является разработка и анализ стратегических альтернатив. Именно на данном этапе принимаются решения о том, как фирма будет достигать свои цели и реализовывать корпоративную миссию. При разработке стратегии фирма, как правило, сталкивается с тремя вопросами: какие виды деятельности прекратить, какие продолжить, в какой бизнес перейти?
В рыночной экономике существуют три направления формирования стратегии:
-достижение лидерства в области минимизации издержек производства;
-специализация в производстве определенного вида продукции (услуг);
-фиксация определенного сегмента рынка и концентрация усилий фирмы на этом сегменте.
В рамках рассмотренных направлений могут формироваться различные типы стратегий. [6, с. 132]
Необходимо отметить, что для того, чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего уровня должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития фирмы. Поэтому стратегический выбор должен быть определенным и однозначным. На этапе выбора стратегии из всех рассмотренных вариантов должна быть выбрана одна, в наибольшей степени удовлетворяющая потребностям фирмы, стратегия. Сам процесс стратегического выбора, по мнению специалистов, проходит не только на рациональном уровне, но и на иррациональном - по интуиции, опыту, умению предвидеть будущую обстановку и т. д.
Принятая стратегия служит основой для составления стратегического плана фирмы. В отличие от тактического и оперативного планов, стратегический план не имеет жесткой структуры. К выбору его разделов и показателей каждая фирма подходит по-своему. Тем не менее, в последнее время наметилась общепринятая гипотетическая структура стратегического плана, позволяющая судить о том, как фирма и ее структурные подразделения распоряжаются своими ресурсами. Стратегический план может включать следующие разделы: корпоративная миссия; продукция (услуги); конкуренция; рынки; ресурсы; деловой «портфель»; инновации, инвестиции.
Далее после разработки планов начинается практическая реализация стратегии предприятия. Для этого устанавливается программа действий и специальных процедур (регламентов) - система выполнения отдельных мероприятий или составных частей стратегического замысла, представленная в приложении А. [10]
В
следующей главе данной работы, опираясь
на теоретические аспекты заявленной
темы, изложенные ранее, определим наиболее
оптимальную стратегию развития ООО «Фирма «Время» на
основе результатов проведенного SWOT-анализа.
2. Анализ осуществления
процесса стратегического планирования
ООО «Фирма «Время»
2.1 Краткая
характеристика фирмы и ее основных видов
деятельности
Общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Время» создано собранием учредителей и зарегистрировано администрацией города Рубцовска 25 ноября 1991 года, в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» в форме малого предприятия. Размер уставного капитала составляет 100 000 рублей. Место нахождения ООО «Фирма «Время»: 658207, Россия, Алтайский край, город Рубцовск, улица Комсомольская, 178, тел. (38557) 4-26-38.
Согласно Уставу и учредительной документации, деятельностью ООО «Фирма «Время» является оптово-розничная торговля товарами длительного пользования. Общество создано с целью удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов.
В первые годы своей работы организация занималась производством деревянной тары, прицепов для автомобилей и мини-тракторов, металлических дверей и т. д. В 1994 году началась торговая деятельность по продаже ковровых изделий и строительных материалов. Растущие объемы прибыли позволили в декабре 1995 года открыть первый магазин «Ковры» в с. Староалейское Третьяковского района Алтайского края. Впоследствии предприятие организовало сеть магазинов в городе Рубцовске: «Ковры», (1996), «Домашний мир» (2000), «Ковровый дом» (2003). В дальнейшем были открыты отделы: «Пол мира» (2004), «Строй-маркет» (2006) в магазинах города. [7, с.3]
Перед руководством фирмы в настоящее время стоят следующие основные задачи:
- насыщение целевого рынка предлагаемыми товарами и услугами;
- расширение и обновление ассортимента предлагаемой продукции и оказываемых услуг;
- контроль качества реализуемой продукции и оказываемых услуг.
ООО «Фирма «Время» имеет гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенные федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности предусмотренных уставом общества.
При нарушении договорных, кредитных, расчетных и налоговых обязательств, загрязнении окружающей среды, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, вредной для здоровья человека, организация несет ответственность в соответствии с законом РФ.
ООО «Фирма «Время» относится к предприятиям малого бизнеса. В данной организации используется упрощенная система налогообложения, т.е. численность рабочих не превышает 100 человек, а товарооборот составляет не более 20 млн. рублей. В организации ведется «Книга учета доходов и расходов», во всех магазинах ведется «Кассовая книга», также осуществляется учет основных средств предприятия, амортизации и т.д. В соответствии с учетной политикой фирмы отчетным периодом является квартал. [7,с.5]
Предприятие своевременно и в полном объеме осуществляет все налоговые платежи, первым в Рубцовске получило сертификат доверия налоговой инспекции (1998). Последняя проверка органами налоговой инспекции была осуществлена в конце 2007 года, никаких нарушений не обнаружено. Фирмой регулярно перечисляются денежные средства в пенсионный, медицинский фонды.
В настоящее время предприятие имеет 10 торговых точек по Алтайскому краю, в которых реализуются такие виды товаров, как: ковры, напольные покрытия, отделочные, строительные материалы, обои, постельное белье и др. Постоянно расширяется ассортимент предлагаемой фирмой продукции.
Для всесторонней оценки эффективности деятельности ООО «Фирма «Время» необходимо произвести краткий анализ системы показателей, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия. Данная система включает в себя:
- товарооборот;
- издержки обращения;
- прибыль;
- рентабельность продаж [2, с.95].
Именно анализ этих показателей позволит оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности ООО «Фирма «Время». В результате дополнительных расчетов были получены следующие данные (табл. 2.1):
Основные показатели, характеризующие деятельность
ООО «Фирма «Время» за
2006-2008 гг. (в тыс. руб.)
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | Абсолютные отклонения | ||
Товарооборот | 18860 | 19040 | 19250 | +180 | +210 |
Издержки обращения | 5500 | 5550 | 6800 | +50 | +1250 |
Чистая прибыль | 858 | 1492 | 1210 | +634 | -282 |
Рентабельность продаж | 0,058 | 0,075 | 0,058 | +0,017 | -0,017 |
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии