Стратегическое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических основ стратегического планирования, а также определение стратегии ООО «Фирма «Время» с помощью проведения SWOT-анализа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ………………………………………………………………..5
1.1 Стратегическое планирование: его сущность
и основные виды…………………………………………………………........5
1.2 Определение миссии и целей функционирования предприятия
в рамках стратегического планирования………………………………........11
1.3 Основные этапы определения стратегии предприятия…………...17
2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО «ФИРМА «ВРЕМЯ»…………………………………………..23
2.1 Краткая характеристика фирмы и ее основных видов
деятельности……………………………………………………….........23
2.2 Анализ организационной структуры ООО «Фирма «Время»…...28
2.3 Выбор оптимальной стратегии развития ООО «Фирма «Время»
с применением методики SWOT-анализа……………………………........32
2.4 Решение задач……………………………………………………..40
Заключение ……………………………………………………………42
Список литературы…………………………………………………...44
Приложение:
А. Процесс реализации стратегии предприятия……………………45
Б. Отчет о прибылях и убытках за 2005-2007 гг. …………………46
В. Должностная инструкция Заместителя директора по коммерческим вопросам……………………………………………………49

Работа содержит 1 файл

Курсовая.rtf

— 743.96 Кб (Скачать)

     К основным стратегическим решениям на предприятии можно отнести:

      -выбор местоположения предприятия;

      -реконструкцию производственных мощностей;

    -изменения организационно-правовой формы, структуры производства и управления, форм организации и оплаты труда и т.д.

     Целью разработки стратегии развития предприятия является выявление главных направлений дальнейшего его функционирования на основе максимального использования научно-технического, производственного, кадрового потенциала и с наиболее полным учетом влияния макро- и микросреды.

     Существование множества различных классификаций понятия «стратегия» во многом обусловлено большой его смысловой нагрузкой.

     Так, по мнению Майкла Портера, «стратегии, сколько бы их ни было группируются в три класса, стратегия лидерства по издержкам, стратегия дифференциации, стратегия концентрации». [4, с.19]

     Стратегия лидерства по издержкам проявляется в стремлении фирмы минимизировать затраты на производство и распределение продукции. Основной ее целью является установление более низких цен на продукцию (ценовая конкуренция), чем у конкурентов, и расширение на этой основе собственной доли целевого рынка.

     Стратегия дифференциации отражает стремление фирмы к достижению превосходства над конкурентами по качеству продукции, ее сервису.

     Стратегия концентрации означает концентрацию усилий фирмы на одном или нескольких узких сегментах рынка с целью достижения на них лидерства посредством минимизации затрат на производство и издержек на реализацию продукции, а также использование стратегии дифференциации.

      Каждая из вышеперечисленных стратегий может быть классифицирована на соответствующие разновидности. Так, например, стратегия диверсификации включает два разных типа:

     -концентрическая, суть которой заключается в том, что фирма расширяет прежний ассортимент новыми товарами, ищет новые виды деятельности, которые дополняли бы уже существующие в технологическом или коммерческом планах;

     - «чистая стратегия», при которой фирма осваивает новые виды деятельности, которые могут быть не связаны с ее традиционной формой специализации ни в коммерческом, ни в технологическом планах.

      Конкурентные стратегии в зависимости от доли рынка, которая принадлежит фирме, подразделяются на:

     -стратегию лидера, которую выбирают фирмы, занимающее доминирующее положение на рынке. Выделяют следующие разновидности этой стратегии:

  • расширение первичного спроса посредством поиска новых потребителей товаров;
  • стратегия демаркетинга, предусматривающая сокращение своей доли рынка с тем, чтобы избежать обвинений в монополизме;
  • оборонительная стратегия, которая включает проведение сберегающих мероприятий, то есть сокращение всех расходов, связанных  с осуществлением производства и сбыта, содержанием основных фондов и персонала, что ведет к сокращению производства в целом. Такая политика применяется, как правило, при крайне неблагоприятном стечении внешних для предприятия обстоятельств;
  • наступательная стратегия, основанная на осуществлении не столько оперативных, сколько стратегических мероприятий. Проводится завоевание новых рынков сбыта, обновляются основные фонды, внедряются перспективные технологии и т.д. В соответствии с ней разрабатываются финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная программы, позволяющие укрепить положение предприятия на рынке.

     -стратегию «бросающего вызов», которая ориентирована на то, чтобы предприятие заняло место лидера на рынке;

     -стратегию «следующего за лидером». Данная стратегия является характерной для конкурентов, которые занимают сравнительно небольшую долю на целевом рынке. Ее суть состоит в выборе не пассивного поведения, а такого, которое не вызовет противодействия со стороны лидера;

     -стратегию специалиста («нишера»), для которой характерен поиск узкого сегмента рынка, который удовлетворял бы следующим условиям:

     1.наличие достаточного потенциала роста.

     2.обеспечение достаточного потенциала в части получения определенного объема прибыли.

     3.  малая привлекательность для конкурентов.

     4. наиболее полное соответствие специфическим возможностям фирмы.

     5. отсутствие  барьеров при входе на рынок. [9, с. 106]

     Также в качестве основных частных стратегий могут выступать: коммерческая, производственная, экономическая, инвестиционная, управления стоимостью фирмы, себестоимостью продукции, институциональная стратегии. Каждая из этих стратегий имеет право на реализацию, если для этого имеются необходимые условия.

     Таким образом, стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план. Он должен разрабатываться с точки зрения перспективы развития всего предприятия, а не достижения целей отдельных его структурных подразделений. Стратегический план представляет собой программу укрупненных действий для достижения поставленных целей. Данный план должен быть разработан так, чтобы не только оставаться целостным в течение длительного периода времени, но и быть достаточно гибким, чтобы при необходимости можно было осуществить его модификацию.

     Сам процесс стратегического планирования является инструментом, определяющим основные направления управленческой деятельности предприятия.

     Основным признаком, по которому классифицируется стратегическое планирование, является  охватываемый в разрабатываемом плане временной период. Так, выделяют следующие виды стратегического планирования:

     - долгосрочное (перспективное) планирование. В перспективных планах отражаются долгосрочные цели и генеральная стратегия предприятия. Разрабатываемые альтернативные стратегии в план не включаются, а отражаются в специальных программах, содержащихся в приложениях. Перспективные планы разрабатываются на срок от 5 до 10 лет;

     - среднесрочное планирование. В основе таких планов лежит определение и прогнозирование изменений реального спроса на продукцию организации, планирование осуществления изменений в технологии производства, оценка риска потери партнеров и т.д. Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 до 5 лет.

     Таким образом, стратегическое планирование обеспечивает конкретизацию стратегии предприятия и достижение выбранных им финансовых, экономических, социальных и других целей. Важнейшей плановой задачей для организации является формулировка ее миссии и определение конкретных целей, обеспечивающих ее реализацию. На их основании, с учетом результатов стратегического анализа, руководством вырабатываются решения об осуществлении необходимых действий и соответствующих управленческих процедурах.

     Далее дадим характеристику процесса определения миссии и целей функционирования предприятия как первого этапа стратегического планирования. 

1.2 Определение миссии и целей функционирования          предприятия в рамках стратегического планирования 

     В рыночных условиях хозяйствования определяющую роль в осуществлении эффективной и разработанной на научной основе плановой деятельности фирмы, функционирующей в условиях постоянно меняющихся воздействий микро- и макросреды, играют четко сформулированные миссия, стратегия, цели и задачи. Формулирование миссии - это одна из компонент системы стратегического планирования деятельности фирмы.

     Миссия - основополагающий документ, в котором фирма описывает сферу (вид или область) своей предпринимательской (коммерческой) деятельности, определяет целевой рынок (или его сегмент), излагает свои руководящие принципы и устанавливает перспективные цели в отношении достижения желаемых числовых оценок экономических, финансовых, социальных и экологических показателей, а также провозглашает свою систему общественных и общечеловеческих ценностей. [4, с. 26]

     Значение миссии, которая четко сформулирована и эффективно представлена, невозможно преувеличить.  Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений.  Если руководители организации не знают, какова основная цель функционирования их предприятия, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучших альтернатив.

     Четко сформулированная миссия необходима для решения задач, как во внутренней, так и во внешней сферах деятельности фирмы:

     - внутри предприятия она дает персоналу четкое понимание подлежащих реализации целей, помогает выработке единой политики, которая призвана способствовать формированию внутрифирменной культуры;

     -во внешней сфере она способствует созданию целостного и привлекательного образа фирмы.

      Миссия- это четко выраженная общая цель деятельности организации, в которой дается ответ на следующие основные вопросы:

     -для чего существует организация, чью и какую потребность она удовлетворяет?

      -каковы основные принципы деятельности организации?

      -как будет осуществляться дальнейшие рост и развитие организации? [10]

     Рассматривая миссию фирмы с точки зрения определения основных потребностей покупателей и их эффективного удовлетворения, руководство предприятия фактически формирует состав потенциальных клиентов для поддержки этой фирмы в будущем. То есть главный вопрос, на который отвечает миссия, -- это вопрос о том, какую человеческую потребность удовлетворяет организация. Например, автомобильный завод удовлетворяет потребность людей в передвижении; университет -- в образовании; мэрия -- в создании условий достойной жизни для горожан.

     Необходимость выбора миссии была признана выдающимися руководителями задолго до разработки теории систем. Так, например, Генри Форд, талантливый руководитель, определил миссию своей компании Ford как предоставление людям дешевого транспорта. Справедливо отметить, что такая миссия, безусловно, гарантирует получение организацией прибыли и привлечение большого числа клиентов. [5, с.362]

     Формулировка миссии должна быть немногословной, но образной, яркой, запоминающейся, а также содержать следующие элементы:

  • официальный статус организации, название;
  • определение тех высших ценностей и целей, во имя которых существует организация;
  • направления или области выбранной экономически целесообразной деятельности;
  • принципиальные отличия данной фирмы от фирм-конкурентов.

     Возможные факторы и вопросы-ограничения, которые должны учитываться на этапе определения миссии фирмы, приведены в таблице 1.1: [4, с.28] 

     Таблица 1.1

     Факторы и задаваемые вопросы в процессе формулирования миссии предприятия 

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии