Стратегическое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических основ стратегического планирования, а также определение стратегии ООО «Фирма «Время» с помощью проведения SWOT-анализа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ………………………………………………………………..5
1.1 Стратегическое планирование: его сущность
и основные виды…………………………………………………………........5
1.2 Определение миссии и целей функционирования предприятия
в рамках стратегического планирования………………………………........11
1.3 Основные этапы определения стратегии предприятия…………...17
2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО «ФИРМА «ВРЕМЯ»…………………………………………..23
2.1 Краткая характеристика фирмы и ее основных видов
деятельности……………………………………………………….........23
2.2 Анализ организационной структуры ООО «Фирма «Время»…...28
2.3 Выбор оптимальной стратегии развития ООО «Фирма «Время»
с применением методики SWOT-анализа……………………………........32
2.4 Решение задач……………………………………………………..40
Заключение ……………………………………………………………42
Список литературы…………………………………………………...44
Приложение:
А. Процесс реализации стратегии предприятия……………………45
Б. Отчет о прибылях и убытках за 2005-2007 гг. …………………46
В. Должностная инструкция Заместителя директора по коммерческим вопросам……………………………………………………49

Работа содержит 1 файл

Курсовая.rtf

— 743.96 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ РАБОТА

     по дисциплине «Планирование и бюджетирование»

     на тему «Стратегическое планирование на предприятии» 
 
 
 

                                         Курсовая работа защищена

             с оценкой   _____________

                                                 «___»____________2009 г. 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание

     Введение………………………………………………………………………...3

     1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ………………………………………………………………..5

        1.1 Стратегическое планирование: его сущность

 и основные виды…………………………………………………………........5

        1.2 Определение миссии и целей функционирования предприятия

в рамках стратегического планирования………………………………........11

        1.3 Основные этапы определения стратегии предприятия…………...17

        2.  АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО «ФИРМА «ВРЕМЯ»…………………………………………..23

        2.1 Краткая характеристика фирмы и ее основных видов

    деятельности……………………………………………………….........23

        2.2 Анализ организационной структуры ООО «Фирма «Время»…...28

        2.3 Выбор оптимальной стратегии развития ООО «Фирма «Время»

 с применением методики SWOT-анализа……………………………........32

     2.4 Решение задач……………………………………………………..40

     Заключение ……………………………………………………………42

     Список литературы…………………………………………………...44

     Приложение:

     А. Процесс реализации стратегии предприятия……………………45

           Б. Отчет  о прибылях и убытках за 2005-2007 гг. …………………46

      В. Должностная инструкция Заместителя директора по коммерческим вопросам……………………………………………………49 
 
 
 
 

     Введение 

     Развитие рыночных отношений в России предъявляет новые требования к качественному уровню управления на предприятии. Поэтому особую актуальность при этом приобретает задача разработки новой концепции управления, адекватным образом отражающей перемены в экономике. Такой новой концепцией для российской экономики является формирование системы стратегического управления в организации.

     Долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются, прежде всего, правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом распределять имеющиеся ресурсы. Практически стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.

     Необходимо отметить, что многие компании пренебрегают реализацией плановой функции, поскольку их руководство полагает, что осуществление плановой деятельности и определение стратегии организации не являются необходимыми условиями эффективной работы предприятия. Однако такой подход не является правильным. Ведь четко определенная стратегия организации, сформулированные задачи, которые необходимо решить руководству - это залог успешной деятельности предприятия, возможность снижения отрицательного воздействия факторов внешней среды, выявления слабых сторон компании. Для определения стратегии предприятия наиболее простым и доступным способом является SWOT-анализ, который способен систематизировать имеющуюся информацию о предприятии, помогает руководству организации в принятии взвешенных решений.

     Целью написания курсовой работы является изучение теоретических основ стратегического планирования, а также определение стратегии ООО «Фирма «Время» с помощью проведения SWOT-анализа.

     Для реализации этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

     -дать определения понятиям «стратегическое планирование» и «стратегия»;

     -охарактеризовать основные виды стратегии и стратегического планирования;

     -рассмотреть значение определения миссии и целей деятельности предприятия;

     -охарактеризовать основные этапы реализации стратегии предприятия;

     -выявить особенности организационной структуры ООО «Фирма «Время»;

     -определить основную стратегическую позицию предприятия на конкурентном рынке;

     -произвести SWOT- анализ деятельности ООО «Фирма «Время» с целью определения наиболее оптимальной стратегии его развития.

     Предметом исследования данной работы является методика SWOT-анализа  деятельности предприятия.

     Объектом исследования выбрано общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Время».

     Степень научной исследовательности данной темы в экономической литературе достаточно высока. Основными источниками информации для написания данной курсовой работы послужили труды таких авторов, как Горемыкин В. А., Царев В. В., Ильин А. И. и другие, а также данные, предоставленные руководством ООО «Фирма «Время».

     При написании работы были использованы такие методы исследования, как анализ, сравнение, причинно-следственный и логический методы, и другие. Также, для более наглядного отображения материала, в курсовой работе представлены  схемы и таблицы.  

  • Теоретические основы стратегического планирования
 

     1.1 Стратегическое планирование: его сущность и основные виды 

     Научно обоснованная система планирования производственной и сбытовой деятельности любой фирмы включает в себя три тесно взаимоувязанные системы: систему стратегического планирования, систему прогнозирования, систему внутрифирменного производства и сбыта.

     Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. [10]

     Термин «стратегия» происходит от греческого слова «strategos», которое переводится на русский язык, как «искусство развертывания войск в бою» или «искусство генерала».

     В научной литературе приводится множество различных определений понятия «стратегия».

     Так, автор одной из пионерских работ в области стратегического планирования, А. Чандлер, считает, что стратегия- «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей».

     По мнению экономиста Н. Л. Зайцева, стратегия - это генеральное направление деятельности предприятия, которое обеспечивает согласование целей, возможностей организации и интересов работников. [5, с.356]

     В. А. Горемыкин же полагает, что стратегия представляет собой «набор основных правил, которыми должна руководствоваться фирма при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение производственных, сбытовых, инвестиционных и иных целей с учетом имеющихся реальных возможностей». [4, с.14]

     В настоящее время в сфере бизнеса стратегия понимается также как:

     -система организационно-экономических мер по достижению долгосрочных целей предприятия;

     -идея, дающая преимущество в конкурентной борьбе;

     -совокупность перспективных ориентиров для работы предприятия;

     -эффективная деловая концепция по достижении конкурентных преимуществ предприятия. [9, с.103]

     Таким образом, стратегия выступает в качестве эффективного средства достижения долгосрочных целей, которые предприятие сформулировало в своей миссии.

     Сущность экономической стратегии на уровне предприятия состоит в ответе на четыре важнейших вопроса:

  • В каком финансово-экономическом состоянии находится предприятие в настоящее время?
  • Какое его состояние в перспективе желательно и реально возможно?
  • Какие возможны альтернативные направления развития системы с учетом сильных и слабых сторон, шансов и рисков?
  • Какими действиями, методами и средствами можно реализовать избранную стратегию?

     По своему содержанию стратегия учитывает основные базисные процессы на предприятии и в его внешней среде, возможности роста экономического потенциала. В основе выработки стратегии и ее практической реализации лежат стратегические управленческие решения, которые:

  • ориентированы на будущее и на постоянные изменения во внешней среде и внутри предприятия;
  • связаны с привлечением значительных материальных ресурсов, широким использованием интеллектуального потенциала и непрерывно развивающихся технологий;
  • имеют значительную неопределенность, так как должны учитывать неконтролируемые предприятием внешние факторы;
  • характеризуются гибкостью, способностью к адаптации к изменяющимся рыночным условиям. [9, с.104]

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии