Стратегическое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических основ стратегического планирования, а также определение стратегии ООО «Фирма «Время» с помощью проведения SWOT-анализа.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ………………………………………………………………..5
1.1 Стратегическое планирование: его сущность
и основные виды…………………………………………………………........5
1.2 Определение миссии и целей функционирования предприятия
в рамках стратегического планирования………………………………........11
1.3 Основные этапы определения стратегии предприятия…………...17
2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ООО «ФИРМА «ВРЕМЯ»…………………………………………..23
2.1 Краткая характеристика фирмы и ее основных видов
деятельности……………………………………………………….........23
2.2 Анализ организационной структуры ООО «Фирма «Время»…...28
2.3 Выбор оптимальной стратегии развития ООО «Фирма «Время»
с применением методики SWOT-анализа……………………………........32
2.4 Решение задач……………………………………………………..40
Заключение ……………………………………………………………42
Список литературы…………………………………………………...44
Приложение:
А. Процесс реализации стратегии предприятия……………………45
Б. Отчет о прибылях и убытках за 2005-2007 гг. …………………46
В. Должностная инструкция Заместителя директора по коммерческим вопросам……………………………………………………49

Работа содержит 1 файл

Курсовая.rtf

— 743.96 Кб (Скачать)
     
Наименование фактора Сущность вопроса
Клиенты (заказчики) Кто является клиентом (заказчиком) фирмы?
Товары Какие товары целесообразно предложить на рынок?
География Где фирма намерена вести конкурентную борьбу: на внутреннем или внешнем рынке?
Проблемы выживания Какую экономическую цель намерена преследовать фирма?
Философия фирмы Каковы убеждения, ценности и приоритетные устремления фирмы?

     Продолжение таблицы 1.1

Представление о себе Каковы должны быть качественные характеристики и конкурентные преимущества фирмы?
 

     Ясная и четкая формулировка миссии - это визитная карточка фирмы, которая должна присутствовать везде: в рекламном ролике, в письмах, адресованных местным органам власти, в программных заявлениях, разрабатываемых компаниями. [2,с.181] Причем в четко определенной мисси нуждаются не только крупные организации, но и малые предприятия. Формулировку миссии должны знать все работники организации, для того, чтобы понимать основной смысл и цель функционирования предприятия. Ведь именно миссия определяет суть деятельности компании, дает основу для разработки стратегии, служит базой для построения и коррекции целей организации.

     Необходимо отметить, что нередко, миссия организации формулируется как «максимизация прибыли», что является грубейшей ошибкой. Поскольку любое предприятие является, в первую очередь, открытой системой, то  развиваться оно будет только в том случае, если будет удовлетворять определенный спрос потребителей, находящихся за ее пределами, во внешней среде. Если предприятие сможет выполнить такую миссию, то оно однозначно будет получать и прибыль. То есть максимизация прибыли - есть не цель функционирования предприятия, а лишь одно из средств ее достижения.

     На основе общей миссии организации, ее определенных ценностей и приоритетов, устанавливаются и формулируются стратегические цели, на которые и ориентируется высшее руководство.  Они задают направление развития фирмы и отражают желаемое состояние, которого необходимо достичь в ходе использования потенциала организации.

     Данные цели должны обладать следующими характеристиками:

     -конкретность и измеримость. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы.  Намного будет легче определить, насколько хорошо организация работает в направлении осуществления своих целей, что станет очень важным при выполнении контрольных функций.

     -ограниченность целей во времени. При формулировании целей необходимо не только определить то, что организация хочет осуществить, но также то, когда должен быть достигнут результат. По временному признаку можно выделить следующие виды целей:

  • долгосрочные цели, ограниченные сроком 5 лет;
  • среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного года до пяти лет;
  • краткосрочные цели в большинстве случаев представляют собой один из планов организации, который следует завершить в пределах года.

     - достижимость целей. Установление цели, которая превышает возможности организации либо из-за недостаточности ресурсов, либо из-за внешних факторов, может привести к негативным последствиям, например, к ослаблению мотивации работников. 

     - координация целей между собой. Для того чтобы быть эффективными, множественные цели организации не должны противоречить друг другу.

          В системе бизнеса цели выполняют следующие функции:

     1) инициативы - сопоставления существующего и желаемого состояния фирмы, мотива действий;

     2) критерия принятия решения- оценки информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе;

     3) инструмента управления - руководящих требований к действиям, определения направлений бизнеса;

     4) координации- обеспечения бесконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласования работ специализированных подразделений;

     5) контроля- сопоставления оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с их целевым уровнем. [9, с. 130]

     В отличие от миссии цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия.

     Структуризация целей предприятия может быть произведена по различным критериям (табл. 1.2): [4, с. 31] 

     Таблица 1.2

     Классификация целей предприятия по ряду наиболее важных признаков 

     
Признаки классификации Цели предприятия
По периоду (горизонту)

целеполагания

Краткосрочные (текущие) Долгосрочные (перспективные)
По количеству одновременно реализуемых фирмой целей Одна главная (доминирующая) цель Небольшое количество целей Большое количество целей (больше 3)
По уровню приоритетности Равноправные цели (оказывающие примерно одинаковое влияние на экономику фирмы) Цели, в составе которых выделены приоритетные (проранжированные в порядке убывания важности для фирмы)
По характеру исполнения Производственные Экономи-ческие Марке-тинговые Социальные Экологи-ческие

     Примерами целей, достижение которых может преследовать организация, могут стать:

     -предоставление необходимых обществу товаров и услуг;

     -достижение передовых позиций в отрасли, на рынке;

     -накопление необходимых средств для развития бизнеса и т.д.

     Таким образом, формулирование целей функционирования предприятия помогает более четко обозначить основные направления его деятельности, те результаты, которые хочет достичь руководство фирмы.

     Определение миссии и соответствующих целей деятельности организации - это первый и самый важный этап стратегического планирования на любом предприятии. Однако помимо него фирме необходимо осуществить еще немало действий для того чтобы осуществить разработку стратегического плана.

       

     1.3 Основные этапы определения стратегии предприятия 

     Необходимо отметить, что единой стратегии для всех предприятий не существует. Каждое предприятие уникально, поэтому и определение его стратегии также оригинально, так как зависит от позиции фирмы на рынке, от динамики ее развития, потенциала и многих других факторов. В то же время существуют определенные основополагающие нормы и обобщенные модели, алгоритмы выработки стратегии бизнеса.

     Рассмотрим основные этапы стратегического планирования согласно А. И. Ильину. Итак, стратегическое планирование имеет свою технологию и  включает следующие этапы:

     -определение миссии предприятия;

     -формулирование целей и задач функционирования предприятия;

     -анализ и оценку внешней среды;

     -анализ и оценку внутренней структуры предприятия;

     -разработку и анализ стратегических альтернатив;

     -выбор стратегии;

     -разработку стратегического плана;

     -реализацию стратегии предприятия. [10]

     Важнейшее значение двух первых этапов процесса стратегического планирования очевидно. Ввиду этого содержание процесса определения миссии и целей функционирования предприятия в рамках стратегического планирования было охарактеризовано ранее.

     После установления  своей  миссии  и  целей,   руководство предприятия  начинает  диагностический этап процесса стратегического планирования. Главная его задача - информационное наполнение процедуры стратегического планирования. На этом пути первым шагом является исследование внешней среды.

     Анализ внешней среды предполагает исследование двух ее компонентов: макросреды и непосредственного окружения.

     Анализ макроокружения включает изучение влияния на фирму таких компонентов среды, как состояние экономики, правовое регулирование, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная  составляющие общества, научно-технологический уровень развития, инфраструктура и т.п.

     Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, финансово-кредитные организации и т. д. При проведении нами анализа внешней среды ООО «Фирма «Время» будет дана краткая характеристика основным компонентам именно непосредственного окружения предприятия.

     Следующим этапом определения стратегии предприятия является анализ и оценка внутренней структуры предприятия.

     Анализ внутренней среды позволяет определить внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.

     Проводимый в стратегическом планировании анализ направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к фирме, сильных и слабых сторон, которыми обладает фирма. Для анализа внешней и внутренней среды в стратегическом планировании применяются следующие методы: метод SWOT-анализа, матрица Томпсона и Стрикланда, матрица Бостонской консультативной группы и т.п. [6, с. 132]

     Наиболее универсальным и доступным из выше перечисленных методов является метод SWOT-анализа, который получил свое название от английских терминов: Strengths (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (возможности), Threats (угрозы).

     В целом, проведение SWOT-анализа сводится к определению сильных и слабых сторон предприятия, а также рыночных возможностей и угроз.

     Сильные стороны предприятия -- это то, в чем оно преуспело или какая-то особенность организации, предоставляющая ей дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки, большом спросе потребителей на предлагаемую продукцию и т.п.

     Слабые стороны предприятия -- это отсутствие чего-то важного, необходимого для функционирования предприятия или то, что предприятию пока не удается достичь по сравнению с другими компаниями и ставит его в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести: слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии