Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:04, реферат
Спрос и предложение – два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей.
Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы – продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром, а на предложение – уровень развития технологии в данной отрасли.
Введение...................................................................................................2
1. Спрос, кривая спроса, детерминанты спроса..............................4
2. Предложение, кривая предложения, детерминанты предложения..........................................................................................12
3. Взаимодействие спроса и предложения.....................................17
4. Практическое задание.................................................................21
Заключение......................................................................................22
Список литературы...............................................................................25
Любой поставщик имеет цель заработать максимальную прибыль, то есть всегда стремится подобрать количество поставляемых товаров таким образом, чтобы его общая прибыль при существующих ценах на эти товары была максимальной.
Очевидно,
что производить товаров “
Таким
образом, с ростом интенсивности
поставок критичность режима работы
поставщика будет ускоренно нарастать,
и себестоимость каждого
Кроме
того, при повышении продажной
цены для ряда других поставщиков, которые
ранее не имели возможности предлагать
на рынке данный товар по той причине,
что продажные цены были ниже даже
минимально возможной средней
Кривая предложения может быть схематично представлена графически следующим образом:
Ясно,
что кроме цены для каждого
поставщика существуют иные факторы, существенные
для принятия решения об определенном
объеме продаж, которые выше предполагались
неизменными, но в реальности постоянно
изменяются. Аналогично тому, как изменения
неценовых детерминантов спроса
“сдвигают” кривую спроса, изменения
неценовых детерминантов
При
общем снижении/повышении
Ясно,
что каждый новый продавец на рынке
интересующих товаров дополняет
общее предложение своим
При понижении или повышении цен на другие товары, которые данный поставщик имеет возможность поставлять на рынок, для него может оказаться выгодным соответственно увеличить поставки других товаров вместо исследуемого товара (“сдвиг” кривой предложения исследуемого товара влево) – или наоборот сократить поставки других товаров, увеличив предложение исследуемого (“сдвиг” кривой предложения исследуемого товара вправо).
Поставщику может сократить объем продаж в текущем периоде в надежде получить большую прибыль (или меньший убыток) в следующем периоде в связи с ожиданиями определенных изменений внешних условий (т.е. может “придерживать” товары в расчете на рост цен в ближайшем будущем или резко увеличить объем продаж для заблаговременного освобождения мощностей к началу периода, когда продажа данного товара будет явно и сильно убыточной, например, в результате тех же изменений налоговой системы).
Аналогично терминологии для спроса, для описания предложения под термином “изменение предложения” принято понимать изменение самой функции Q=S(P) (“смещение” всей кривой предложения) под влиянием неценовых факторов, а под термином “изменение величины предложения” - реакцию предложения на изменение цены при прежних значениях всех иных факторов (перемещение вдоль кривой предложения).
Аналогично
понятию “эластичность спроса по
цене” в экономике в качестве
характеристики “степени управляемости”
объема предложения ценой или
неценовыми факторами широко используется
понятие “эластичность
3. Взаимодействие
спроса и предложения.
В
предыдущих разделах обсуждались отдельно
кривая спроса и кривая предложения,
отражающие соответственно платежеспособные
потребности покупателей в
Планы покупателей вполне
Из этого графика видно, что лишь при цене на исследуемый товар P=P0 планы как покупателей, так и продавцов оправдаются полностью: покупатели запланированным оптимальным образом удовлетворят свои потребности, а поставщики получат запланированную оптимальную прибыль. Если же на рынке в данный момент существует цена P1< P0, то это означает, что покупатели готовы купить товара в объеме Q3 (точка B на графике), тогда как продавцам выгодно поставить товара лишь в количестве Q2<Q3 (точка A на графике) – таким образом, при такой цене часть спроса останется непокрытой предложением, то есть возникнет ситуация избыточного спроса (т.е. дефицита данного товара на рынке в количестве Q3-Q2). Соответственно, если на рынке в данный момент существует цена P2>P0, то это означает, что покупатели готовы купить товара в объеме Q1 (точка C на графике), тогда как продавцам выгодно поставить товара лишь в количестве Q4>Q1 (точка D на графике) – таким образом, при такой цене часть предложения останется непокрытой спросом, то есть возникнет ситуация избыточного предложения (т.е. профицита, излишка данного товара на рынке в количестве Q4-Q1).
На любую из ситуаций дефицита и профицита, когда ожидания соответственно покупателей и продавцов относительно степени удовлетворения своих потребностей не оправдались, и те и другие будут действовать исходя из соображений максимально полного удовлетворения своих интересов. Фактически к перечню уже обсуждавшихся факторов, влияющих на действия покупателей и поставщиков добавляется еще по одному фактору, существенному для оптимизации их выбора, но этот дополнительный фактор (а именно: фактически имеющийся объем предложения – для действий покупателя и фактически имеющийся объем спроса – для действий поставщика) сам зависит от цены на товар.
Для
выяснения действий неудовлетворенных
покупателей при дефиците исследуемого
товара и неудовлетворенных
В случае дефицита не оправдываются ожидания покупателей, то есть условие оптимальности набора потребленных товаров для некоторого конкретного покупателя не выполняется. В такой ситуации этот покупатель вынужден перераспределить имеющиеся у него средства между желаемыми товарами в иной пропорции, учитывающей значение предложения на данный товар. Одни покупатели могут полностью отказаться от удовлетворения потребности, связанной с недополученным товаром, но логично предположить, что среди покупателей будут такие, для кого получение данного товара в доступном при дефиците слишком малом количестве является принципиально неприемлемым. Такие покупатели перераспределят свои средства в пользу данного товара, обеспечивая появление спроса на него по более высокой цене. Ясно, что поставщику в этом случае выгодно, ориентируясь на таких покупателей, произвести дополнительное количество данного товара, поскольку возросшая цена предполагает возможность получения поставщиком дополнительной прибыли за счет роста объема производства (переход на более высокую рабочую точку на кривой предложения).
В случае профицита часть товара остается вовсе непроданной поставщиками, тогда как потребители удовлетворили потребности в соответствии со своими оптимальными предпочтениями. Чтобы возместить хотя бы часть затрат, фактически произведенных в ходе производства излишка товара, поставщик вынужден продавать излишки по более низкой цене (при меньшей цене величина спроса больше) и сокращать объем поставок (меньшая цена требует меньшего объема поставок для оптимальной прибыльности). Таким образом, в ситуации профицита существует тенденция к снижению поставщиками цен и сокращению ими объема производства, что автоматически влечет за собой увеличение величины спроса на эти более дешевые товары (более низкая рабочая точка на кривой спроса).
Таким образом, при несоответствии объема спроса объему предложения при первоначально заданной цене товара, поиск оптимального для себя выхода продавцами и покупателями приводит к изменению цены на данный товар в сторону некоторой равновесной цены, при которой спрос и предложение равны.
Ясно,
что выбираемый покупателями и поставщиками
новый уровень цены при дефиците
или профиците товара на рынке не обязательно
находится между значениями P1 и
P0 для дефицита и между значениями
P0 и P2 для профицита: новый
уровень цены может “перелететь” через
равновесную цену, и в зависимости от ситуации
вполне возможны как затухающие, так и
постоянные или даже нарастающие колебания
цен на данный товар, однако всегда вокруг
равновесной цены.
. Практический вопрос
У
Вас есть два варианта получения
дохода: вы можете получить 20 тыс. ден.
ед. сегодня или 28 тыс. ден. ед. через три
года. Какой вариант Вы выберете при ставке
процента 10%? Измените ли Вы свое решение,
если уровень инфляции составит 8% в год.
Обоснуйте свой ответ математически.
сравниваем 20 и =21,03681. Значит получить 28 рублей через три года равносильно получению сегодня 21, 04 (при ставке процента 10 %). 21, 04>20, значит лучше через три года получить 28.
Заключение
Любой
рынок состоит из покупателей, желающих
приобрести товары, и поставщиков, желающих
товары продать. Каждая из этих сторон
стремится максимально полно
удовлетворить собственные