Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:58, курсовая работа
Целью работы является анализ проблемы безработицы в Орловской области. В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
Исследование теоретических подходов к формированию понятий рынка труда, безработицы и занятости;
Исследование макроэкономических аспектов обеспечения занятости населения;
Исследование механизма формирования занятости как элемента общегосударственной социально – экономич
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Анализ безработицы в Орловской области.
1.1 Экономические предпосылки безработицы в Орловской области……….5
1.2Структура и динамика безработицы в Орловской области……………………………………………………………………………10
2. Основные направления снижения безработицы в России и Орловской области.
2.1 Роль и значение государственной службы занятости в решении проблем безработицы……………………………………………………………..……….22
2.2 Пути решения проблем безработицы в Орловской области……………...27
Заключение………………………………………………………………………39
Библиографический перечень…..………………………………………………41
Успешное
выполнение всех указанных задач, как
можно заметить, комплексно связано
с решением одной очень важной
социально-экономической задачи –
созданием условий для
Политика
занятости как важнейшая
В
новых условиях государственная
политика занятости должна быть еще
более тесно взаимосвязана с
общими направлениями социально-
При определении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации в области занятости и рынка труда в первую очередь необходимо учитывать существенный рост в 2002–2004 годах численности населения в трудоспособном возрасте с 87,9 млн. до 89,3 млн. человек, или на 1,4 млн. человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст, и высвобождаемыми работниками среднего и старшего возраста. Учитывая это, в перспективе по-прежнему главной задачей остается недопущение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где она уже в настоящее время близка к критической отметке.
Одновременно на рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.
Основные
направления государственной
– осуществление превентивных мер по предупреждению высвобождений работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;
–
дальнейшее развитие, повышение качества
и продуктивности системы профессионального
обучения и профессиональной ориентации
безработных граждан и
– создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях с целью сокращения времени поиска гражданами работы; оказание адресной поддержки при трудоустройстве гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на основе профилирования и развития эффективных технологий работы с данной категорией граждан;
– проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных и повышение адресности предоставления пособий по безработице. Осуществление мер в области активной политики занятости населения на основе внедрения современных методов оценки эффективности программ трудоустройства и их влияния на наиболее уязвимые категории безработных:
–координацию
и согласование объемов и профессионально-
– содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии, специальности и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования для получения соответствующего образования до начала трудовой деятельности.
Реформа трудового права должна быть направлена на повышение гибкости трудовых отношений и механизмов их регулирования. Упор должен быть сделан на создание и стимулирование механизмов саморегулирования на рынке труда при рациональном уровне государственного регулирования, с учетом реальных возможностей государства и выделением сфер, где саморегулирование оказывается недостаточным, неэффективным или порождающим социально неприемлемые последствия.
Требуется переход от пассивного трудового законодательства, консервирующего существующие рабочие места и структуру занятости без учета их экономической эффективности, к трудовому законодательству, поощряющему отраслевую и территориальную мобильность рабочей силы, повышение ее качества и создание новых рабочих мест.
В этих условиях центр тяжести должен быть перемещен на договорное регулирование трудовых отношений, сближение трудового права по ряду существенных аспектов с гражданским (при учете принципиального различия между двумя отраслями права, связанного со структурным неравенством сторон трудовых отношений, в отличие от отношений гражданско-правового характера). Задача законодательства должна сводиться к установлению процедур и предельных значений материальных норм, определяющих условия труда, права и обязанности работника и работодателя (минимально допустимые размеры оплаты труда и времени труда и отдыха, максимально допустимая продолжительность рабочего времени, требования и стандарты по охране труда, запреты на включение определенных условий в трудовые договоры и т.п.).
Одна из важных составляющих гибкости рынка труда – сохранение вариантности поиска работы (самостоятельно, через средства массовой информации, негосударственные фирмы по найму персонала, прямое обращение, службу занятости и т.д.). При этом государственные службы занятости должны работать в плотной конкурентной среде.
Одним из ключевых элементов нового подхода к политике занятости является повседневное внедрение современных методов профилирования безработных, которые получили широкое распространение в практике служб занятости промышленно развитых стран. Профилирование позволяет с помощью специальных обследований выявить категории безработных, которые нуждаются в наибольшем внимании со стороны службы занятости, а также реализовать наиболее эффективные подходы к решению проблем таких безработных, адаптированные с учетом их «профиля». Услуги службы занятости в части трудоустройства оказываются более результативными, если они становятся обязательным дополнением системы пособий по безработице. Это означает, что система критериев назначения пособий по безработице должна быть пересмотрена. Их выплату необходимо максимально увязать с результатами профилирования безработных с тем, чтобы право на получение пособий возникало преимущественно у тех категорий безработных, которые являются наиболее уязвимыми и нуждаются в активном содействии службы занятости населения. В силу того, что профиль уязвимых категорий безработных может сильно варьировать в территориальном разрезе, следует допустить возможность существенной дифференциации условий предоставления пособий по безработице в зависимости от состояния рынка труда. Такая дифференциация, в свою очередь, делает необходимым активное межрегиональное перераспределение финансовых ресурсов в пользу регионов с повышенным числом безработных, относящихся к уязвимым категориям по результатам профилирования
С этой целью начиная с 2001 года финансирование государственной политики занятости полностью переведено на бюджетную основу. При этом предполагается, что выплата пособий по безработице будет полностью осуществляться за счет средств федерального бюджета, а распределение этих средств по территориям будет осуществляться в строгом соответствии с числом зарегистрированных безработных, имеющих право на получение пособий. Максимальные размеры пособий должны быть ограничены величиной регионального прожиточного минимума при одновременном повышении минимальных размеров пособий.
Программы трудоустройства, реализуемые региональными службами занятости, будут в основном ориентированы на наиболее уязвимые категории безработных, выявляемые по результатам профилирования. Каждая из реализуемых программ должна быть результативна в трех отношениях. Во-первых, программы должны быть полезны на индивидуальном уровне, возвращая конкретного безработного к занятости или сохраняя его контакт с рынком труда. Во-вторых, эффект от программ должен сказываться на профильной группе безработных. В-третьих, любые действия должны быть оправданны с точки зрения общественных затрат на них.
Таким
образом, забота государства о достижении
в стране наиболее полной и эффективной
занятости населения и росте
на этой основе его доходов является важнейшим
аспектом государственного регулирования
рыночной экономики. Главное при этом:
уже на предварительных стадиях разработки
различных программ и прогнозов обеспечить
жесткую координацию решения экономических
и социальных вопросов, встраивание проблем
занятости населения в общую систему макроэкономических
расчетов и обоснований как на федеральном,
так и на региональном уровне. Механизм
формирования и регулирования рынка труда
населения должен постоянно совершенствоваться
в увязке с системой других макроэкономических
показателей применительно к новым рыночным
условиям развития многоукладного хозяйства,
структурной перестройки и институциональных
преобразований в экономике.
Заключение
В заключении, считаю необходимым, остановится на обобщении проблем именно российского рынка труда, так как общеэкономические понятия рынка труда, видов и причин безработицы общеизвестны.
Подводя итог проделанной работы необходимо отметить ряд тенденций, сформировавшихся на российском рынке труда и в сфере занятости, к которым относятся:
Информация о работе Специфика спроса на образовательные услуги на рынке труда