Специфика спроса на образовательные услуги на рынке труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ проблемы безработицы в Орловской области. В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
Исследование теоретических подходов к формированию понятий рынка труда, безработицы и занятости;
Исследование макроэкономических аспектов обеспечения занятости населения;
Исследование механизма формирования занятости как элемента общегосударственной социально – экономич

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Анализ безработицы в Орловской области.
1.1 Экономические предпосылки безработицы в Орловской области……….5
1.2Структура и динамика безработицы в Орловской области……………………………………………………………………………10
2. Основные направления снижения безработицы в России и Орловской области.
2.1 Роль и значение государственной службы занятости в решении проблем безработицы……………………………………………………………..……….22
2.2 Пути решения проблем безработицы в Орловской области……………...27
Заключение………………………………………………………………………39
Библиографический перечень…..………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

орел.doc

— 373.00 Кб (Скачать)

      Доступность услуг общего образования также  выросла в основном за счет постарения и депопуляции. Доля детей, занимающихся во вторую смену (13%), немного ниже среднероссийской (15%), и только в городах с более молодой возрастной структурой она велика: в Ливнах - более 40%, в Орле — более 20%. Менее остро стоит проблема доступности детских дошкольных учреждений (ДДУ) – если в среднем по стране число детей дошкольного возраста уже почти сравнялось с числом мест в ДДУ (95%), и в городах растут очереди в детские сады, то в Орловской области это соотношение заметно меньше – 83% [30].

      Профессиональное  образование – более успешно  развивающаяся сфера, причем в двух «полярных» видах. После спада в 1990-е гг. стабилизировался охват  начальным профессиональным образованием, хотя в большинстве регионов страны спад продолжается. Орловская область наряду с Костромской лидирует по показателю охвата начальным профессиональным образованием в ЦФО и почти на треть превышает средний уровень по РФ (соответственно 134 и 105 на 10 тыс. населения). Сеть средних специальных учебных заведений постепенно сокращается, численность учащихся в них не изменилась с 1990 г., т.к. выпускники школ переориентировались на получение высшего образования. Как и в других регионах, которые не были крупными вузовскими центрами, в Орловской области бурно развивается высшее образование. С 1990 г. число вузов выросло с 2 до 8, к ним добавляется филиальная сеть 7 вузов; почти все областные вузы - государственные (7 из 8). За 1990-2005 гг. прием студентов в вузы вырос в 3,3 раза (в среднем по РФ – в 2,8 раз) и превысил численность выпускников школ. В результате по численности студентов на 10 тыс. населения Орловская область теперь занимает 11 место в РФ. Несмотря на низкие доходы населения, около половины студентов обучаются на платной основе.

      По  обеспеченности жильем (21,9 кв.м. на чел.) область незначительно отстает от еще сильнее депопулирующих областей ЦФО, а по уровню благоустройства жилищного фонда занимает промежуточное положение между областями Черноземной зоны и более урбанизированными Ярославской и Тульской. Орловская область входит в число лидеров по уровню газификации (90%), эта программа курировалась губернатором в бытность его главой Совета Федерации.

      Меньшее внимание уделяется поддержке малообеспеченных семей в сфере оплаты услуг  ЖКХ. В 2002-2005 гг. доля семей, получающих жилищные субсидии, не превышала 6% всех семей области, хотя в тот же период доходы ниже прожиточного минимума имели более четверти жителей области. Отчасти это связано с концентрацией бедных домохозяйств в сельской местности, где понижена доля благоустроенного жилфонда. С другой стороны, так проявляются приоритеты региональных властей, которые предпочитают поддерживать население с помощью льгот, а не выплат субсидий [30].

      

      Рисунок 10- Доля семей, получающих жилищную субсидию, % [30]

      Приоритеты  социальной политики властей Орловской  области еще более заметны, если сравнить структуру бюджетных расходов со средней по субъектам РФ (табл. 3). Главные областные приоритеты – образование и социальная политика, доля расходов на эти отрасли в структуре расходов бюджетов на 25-50% выше средней по регионам РФ. При этом в 2006 г. две трети расходов собственно на социальную политику (10,1%) пошло на выплаты различных пособий населению.

      Таблица 3. Структура расходов консолидированного бюджета Орловской области, % [30]

  Год Образо-вание Здравоох-ранение  и спорт Культура  и СМИ Социальная  политика Всего социальные расходы ЖКХ
Орловская область 2005 29,8 16,6 4,0 13,9 64,1 4,6
В среднем по субъектам РФ 2005 21,3 15,8 3,6 11,4 52,0 15,6
Орловская область 2006 32,3 16,6 3,9 15,7 68,4 4,5
В среднем  по субъектам РФ 2006 22,1 16,4 3,6 11,7 53,9 15,8
 

        Таким образом,  в результате Орловская область остается срединным регионом с ограниченными возможностями роста и невысоким потенциалом инновативности из-за отсутствия крупных городов и сохранением индустриально-аграрной структуры экономики. Даже длительное нахождение ее руководителя на вершине федеральной власти не обеспечило области устойчивых преимуществ развития, но закрепило систему патерналистского контроля в экономической и социальной сфере. Позиции области в разных рейтингах заметно различаются. Лучшая позиция за счет более высоких частных индексов образования и долголетия — в индексе ИРЧП (21 место в 2004 г., хотя в 2003 г. было еще 14). В рейтинге кризисного индекса качества жизни тенденция аналогичная: с 30 места 2002 г. регион опустился на 45 в 2005 г. По индексу инновативности Орловщина находится на 29 месте, по демократичности, в силу особенностей регионального политического режима, – на 69 месте.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.  Основные направления снижения безработицы в России и Орловской области

2.1  Роль  и  значение  государственной службы  занятости в решении проблем безработицы

      Государственное регулирование рабочей силы призвано не допустить безработицы до уровня, угрожающего серьезными социальными потрясениями. Кроме того, оно призвано смягчить последствия множества других диспропорций структурного характера. Еще одной важной функцией государства в сфере труда становится профессиональная подготовка и переподготовка рабочей силы, развития системы образования.

      Сегодня можно выделить четыре основных направления  государственного регулирования рынка труда: программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест; программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы; программы содействия найму рабочей силы; программы по социальному страхованию и безработицы (т.е. по выделению средств на пособия безработным).

      Перечисленные направления не исчерпывают всей гаммы методов воздействия на занятость. Немалую роль играет комплекс мер косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика Правительства и т.д. Основой же, определяющей политику на рынке труда, является законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений, гражданских прав и т.п.

      Федеральная служба по труду и занятости является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере  труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных  услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

      Федеральная служба по труду и занятости находится  в ведении Министерства здравоохранения  и социального развития Российской Федерации.

      Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

      Государственная политика в области содействия занятости населения и процессов на рынке труда в целом в современных условиях определена ст. 5 Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”:

  • государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость;
  • государственная политика в области содействия занятости населения направлена на реализацию многообразных элементов социально-экономических условий рационального и продуктивного использования наличного трудового потенциала общества.

      В целях содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения государство призвано осуществлять:

  • разработку мер финансово-кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение применения гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию системы рабочих мест;
  • правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав и интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, дальнейшее совершенствование законодательства о занятости населения;
  • разработку и реализацию федеральных и территориальных программ содействия занятости населения;
  • создание государственной службы занятости населения.

      Все перечисленные выше положения закреплены ст. 15 Федерального закона о занятости населения в России.

      Эффективный инструмент занятости – содействие малому и среднему бизнесу. Опыт развитых стран показывает, что это направление  способно охватить более половины всех занятых в народном хозяйстве. Подготовка и переподготовка персоналом называется структурной мерой регулирования рынка труда, т.к. она обусловлена постоянными структурными изменениями в экономике, отмиранием одних профессий и возникновением других. Система подготовки кадров обычно нацелена на получение молодежью первой профессии. Даже если в начале трудовой карьеры первая профессия была престижной, чтобы быть непрерывно востребованным на рынке труда и иметь пожизненную занятость, надо постоянно расширять свои знания и развивать умения, поэтому важным направлением “обучения для взрослых” становиться переподготовка.

      Субсидированная занятость как мера регулирования  рынка труда направлена на создание специальных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью. Идея субсидированной занятости – вывести эти группы населения из конкурентной борьбы за рабочие места. Субсидирование рабочих мест подразумевает создание специальных условий труда и особого режима работы. Гарантируемая занятость маргинальных слоев позволяет им противостоять “социальному отторжению”, а также обеспечивает социальную защиту.

      К активным мерам регулирования рынка  труда относится также миграционная политика и общественные работы. Последние возникли как способ временной занятости и социальной поддержки безработных в период резкого спада производства и массового высвобождения работников.

      Опыт  стран с развитой рыночной экономикой показал, что меры активной политики занятости эффективны, если на них расходуется не менее половины всех средств, выделенных на борьбу с безработицей.

      К сожалению, приходится констатировать, что из всего пакета мер в России доминирует выплата пособия по безработице: до 70% фонда занятости расходуется  на эту пассивную меру.

      Отсутствие  целостной концепции государственной политики в области занятости на рынке труда, а также несоответствие действующего закона о занятости задачам регулирования трудовой сферы экономики привели к тому, что масштабы и уровень зарегистрированной безработицы как индикаторы состояния рынка труда потеряли, по существу, свой экономический смысл. Устойчивое снижение регистрируемой безработицы со второй половины 1996 г. отражает нереальные процессы на рынке труда, а ужесточение порядка регистрации безработных под влиянием сузившихся финансовых возможностей службы занятости. Это выразилось в свертывании программ активной политики и организации социальной поддержки безработных. Значительно ухудшилось качество и структура вакансий, заявляемых в службу занятости. Поэтому и стала расти продолжительность зарегистрированной безработицы, приобретая в ряде регионов хронический характер, поэтому и повысилась в составе безработных доля лиц с низким уровнем конкурентоспособности на рынке труда.

      Государственная политика на региональном уровне реализуется  в рамках федеральной программы, а также путем региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий. Обычно региональные программы занятости населения делятся на три уровня:

  1. Региональная  проблема занятости населения, которая содержит набор мероприятий, реализуемых только на уровне региона;
  2. Областная (краевая) программа определяет мероприятия по занятости населения в рамках данного уровня. Например, выделение городов приоритетного развития;
  3. Районная (городская) программа занятости. Она представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельными участниками рынок труда.

Информация о работе Специфика спроса на образовательные услуги на рынке труда