Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:58, курсовая работа
Целью работы является анализ проблемы безработицы в Орловской области. В связи с поставленной целью в работе решались следующие задачи:
Исследование теоретических подходов к формированию понятий рынка труда, безработицы и занятости;
Исследование макроэкономических аспектов обеспечения занятости населения;
Исследование механизма формирования занятости как элемента общегосударственной социально – экономич
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Анализ безработицы в Орловской области.
1.1 Экономические предпосылки безработицы в Орловской области……….5
1.2Структура и динамика безработицы в Орловской области……………………………………………………………………………10
2. Основные направления снижения безработицы в России и Орловской области.
2.1 Роль и значение государственной службы занятости в решении проблем безработицы……………………………………………………………..……….22
2.2 Пути решения проблем безработицы в Орловской области……………...27
Заключение………………………………………………………………………39
Библиографический перечень…..………………………………………………41
Региональное
регулирование занятости
На
макроэкономическом уровне использование
НФЗ открывает возможность снизить
остроту проблем занятости за счет обеспечения
на рынке труда уязвимым категориям населения
способа получения дохода и поддержания
уровня своей квалификации и работоспособности.
НФЗ может стать одним из методов смягчения
безработицы в массовых и застойных ее
формах, а также способом мобилизации
в случае необходимости имеющихся резервов
труда, преодоление мобильности, свойственной
определенным сегментам рабочей силы
(инвалиды, пожилые, молодежь, женщины
и т.п.). [38, с.9]
2.2
Пути решения проблем
Регулирование рынка труда на уровне региона способствует [21, с. 16]:
На
уровне региона имеется больше возможностей
для оптимизации процессов
Изменение
соотношения госрегулирования и
саморегулирования и его
Для России характерен такой сегмент рынка труда, как работники ВПК и космических отраслей народного хозяйства, являющиеся высокопрофессиональными специалистами, но невостребованные в силу отсталой структуры народного хозяйства и спада производства. Большое значение приобретает так называемая конверсионная безработица. Определение региональных сегментов позволяет конкретно оценить состояние рынка труда по каждой категории работников с точки зрения занятости и безработицы, конкуренции между наемными работниками и между работодателями, т.е. установить частное условное равновесие внутри “субрынка” (частных рынков).
Региональное
регулирование сглаживает противоречия
между “шоковой” и “
На
региональном уровне более четко
просматриваются возможности
В условиях низкой инвестиционной активности, крайней скудости бюджетных средств различных уровней только региональное регулирование позволяет обеспечить многоканальное финансирование программ развития рынка труда.
Необходимость сочетания государственных и региональных целей, задач регулирования рынка труда объективно придает региональным органам исполнительной власти роль координаторов. В этом случае правы те авторы, которые утверждают, что центр реформ смещается в регионы.
Разработка же стратегии, форм, методов регионального регулирования рынка труда – важная научная задача. Решение этой задачи позволит достичь следующих целей [37, с.12]:
1)
уйти от шаблонных подходов
в регулировании рынка труда
(спрос и предложение рабочей
силы всегда конкретны в
2)
выявить муниципальные
3)
повысить эффективность
4)
эффективнее воздействовать на
сферы рынка труда,
Региональное регулирование, таким образом, решает задачу сосредоточения ресурсов, принадлежащих различным собственникам на наиболее значительных для населения региона направлениях.
Ранее
отмечалось, что регулирование
Типы и назначения программ производны:
1)
от анализа результатов
2)
от сравнительной оценки
Классификация программ может быть дана по различным признакам:
1) статус;
2) функциональное направление;
3) сроки реализации.
Классификация программ позволяет более четко определить стратегии, задачи, методы, способы регионального регулирования рынка труда и выделить три модели регулирования регионального рынка труда и стимулирования занятости.
Первая модель предполагает создание рабочих мест с низкой производительностью для значительной части трудоспособных граждан, которые имеют соответственно и низкие доходы. Формально безработица уменьшается, но появляется обширный класс “новых бедных” – работающей бедноты.
Вторая модель ориентирована на обеспечение занятости практически для всей рабочей силы путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними удовлетворительными условиями труда и оплаты. Недостаток модели – расчет только на государственные финансовые средства, ограничение которых неминуемо ведет к сокращению рабочих мест.
Третья
модель основывается на сокращении числа
занятых при повышении
При
формировании региональной политики на
рынке труда целесообразно
Основным источником доходов в Орловской области является реальный сектор экономики, поэтому модель включила в себя активную промышленную политику, политику реформирования аграрного сектора, инвестиционную политику, политику поддержки малого бизнеса, политику занятости.
Особое
место занимает работа по перестройке
и повышению эффективности
Активная институциональная реформа и политика является одной из главных составляющих реформы. Доля государственной и муниципальной собственности в отраслях реального сектора не превышает восьми процентов. В середине 90-х годов Е.С. Строев предложил концепцию создания крупных корпораций с участием государства в их уставном капитале.
Задачей этих корпораций стало:
Первой из таких мощных фирм стала "Орловская Нива", затем был создан Центр рыночных отношений "Развитие". "Нива" спасла от полного разрушения сельскохозяйственный рынок области. "Развитие" сформировало фонд поддержки малого предпринимательства и фонд поддержки промышленности, благодаря которым в те же годы безденежья фактически были спасены и само предпринимательство и промышленный сектор области, тогда через эти структуры в реальное производство было направлено 500 миллиардов недоминированных рублей.
Подтвержденная практикой правильность корпоративной концепции позволила сделать следующие, более проработанные и организованные шаги.
В аграрном комплексе появились крупные акционерные общества "Орловщина" и "Союз Орловщины", "Орловский агрокомбинат". Бурно разворачивает свою деятельность Орловская промышленная компания", уставной капитал которой к концу года достигнет 900 миллионов рублей. Формируется новый холдинг "Приборостроительная компания "Вектор", призванный обеспечить качественный скачок в электронной и приборостроительной отрасли.
Благодаря целевым областным программам жилищного строительства "Славянские корни" и "Орловская ипотека" наметились серьезные структурные сдвиги в строительном бизнесе.
Созданная институциональная база позволила области стать инвестиционно привлекательной. Начиная с 1997 года в реальный сектор экономики, в форме прямых инвестиций вкладываются средства, количественно превышающие ее бюджет. Причем доля собственно бюджетных средств не превышает 7-8 процентов, которые идут исключительно на социальные объекты.
Среди инвестиционных программ особое место занимает программа газификации. Вторая мощная программа - это дорожное строительство. Третья - "Славянские корни", по которой уже построено более 3 тысяч 600 домов для крестьян. Оживилась стройиндустрия. В этой отрасли вводятся не только дополнительные мощности, но и новые заводы. Четвертая программа: инвестиции в промышленность, благодаря которой практически с нуля создана новая отрасль: сельскохозяйственное машиностроение.
Благодаря гибкому и эффективному областному законодательству в области используются как внутренние, так и, в большей мере, внешние инвестиционные ресурсы.
В реализации среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации до 2010 года среди основных задач в области социальной политики особое значение приобретают вопросы:
– сокращения уровня бедности населения и связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства категорий граждан;
– безусловной приоритетности инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике;
– создания для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.
Информация о работе Специфика спроса на образовательные услуги на рынке труда