Совершенствования инновационного развития АО “Химфарм” как фактор повышения его конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Цели данной курсовой работы:
1.Раскрыть теоретические аспекты инновационного развития предприятия.
2.Провести анализ влияния инновационной деятельности на повышение конкурентоспособности фирмы.
3.Определить основные пути повышения и совершенствования инновационного развития на примере предприятия.
Задачи курсовой:
1.Выявить основные методы оценки эффективности инновационного развития предприятия.
2.Дать характеристику основных показателей деятельности предприятия.
3.Определить пути внедрения инновационной стратегии на примере предприятия.

Содержание

Введение------------------------------------------------------------------- 3СТР.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ предприятия как фактор повышения его конкурентоспособности -------------------------------------------5СТР.
Сущность и особенности инновационного развития предприятия
1.2 Инновационное развитие предприятия как фактор повышения его конкурентоспособности
1.3Методы оценки эффективности инновационного развития предприятия-------------------------------------------------------------------------10 СТР.
2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АО “Химфарм” как фактор повышения его конкурентоспособности----------------- ---------------------------------------------------------------------------------17 СТР.
2.1 Характеристика основных показателей деятельности АО “Химфарм”
2.2 Анализ влияния инновационного развития предприятия на его конкурентоспособность --------------------------------------------------------=24 СТР.
3 ПУТИ совершенсТвования инновационноГО РАЗВИТИЯ АО “Химфарм” как фактор повышения его конкурентоспособности -----------------------------------------=25 СТР.
3.1 - Внедрение стратегии инновации развития предприятия-------------26СТР.
3.2 Зарубежный опыт развития и финансирования инновации-----------29 СТР.

Заключение-----------------------------------------------------------------31 СТР.
Список используемых источников----------------------32СТР.
--

Работа содержит 1 файл

уффф(курсовая).docx

— 100.07 Кб (Скачать)

   Инновации принято классифицировать по ряду критериев (таблица 1). Так, по степени интенсивности, масштабу , этапу научного прогресса ,темпу осуществления, области применения и эффективности. 

Таблица 1- Классификация инновации

   
Критерии классификации    Виды  инновации
1 Область применения Управленческие, социальные, промышленные, организационные
 
2
Этап  научно-  технического прогресса Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные
3 Степень интенсивности Высокая, равномерная, слабая
4 Темпы осуществления Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные
5 Масштаб инноваций    Трансконтинентальные, транснациональные, региональные
6 Результативность    Высокая, средняя, низкая
7 Эффективность    Экономическая, социальная, экологическая
    
 
 

   Важнейшей особенностью инновационной экономики  является то, что сегодня знание уже превратилось в реальную, по большому счету, главную производительную силу.

     В то же время более детальное  изучение этого превращения показывает, что в общей сумме затрат  на производство и реализацию  принципиально новой, наукоемкой  и высокотехнологичной продукции  издержки на получение новых  знаний (затраты на исследования  и разработки) составляют значительную  величину - от 15 до 85 %, пренебречь которой  в наши дни уже невозможно .

   В условиях рыночно-конкурентной системы  обособленные бизнес-единицы, осуществляя исследования и разработки самостоятельно, вынуждены дублировать эти и без того значительные издержки. В то же время возникает принципиальная возможность колоссальной экономии указанных затрат на исследования и разработки в случае отказа конкурирующих бизнес-единиц от фундаментального рыночного принципа конкуренции («войны всех против всех») в пользу образования ассоциаций предприятий, их сотрудничества, а также других форм экономической интеграции, вплоть до межгосударственных

   В условиях развитых рыночных отношений  инновационная деятельность предприятия  характеризуется полной экономической  самостоятельностью и юридической  свободой в принятии хозяйственных  решений, т. е. предприятие само решает, какие ресурсы использовать, само определяет объем производимой продукции  и ее цен).

   Самостоятельность хозяйственной деятельности предприятия  означает, что оно ни от кого не получает безвозмездной помощи и несет  материальную ответственность за все  свои решения, т. е. действует и принимает  хозяйственные решения в рамках своего бюджета.

   При этом инновационная деятельность предприятия  направлена на достижение основной цели — обеспечение максимальной прибыли. Известно, что в условиях рыночной экономики источником прибыли является не только возможность изменения  цен или экономия затрат, но и  своевременное обновление продукции, появление на потребительском рынке  продукции, отличающейся новизной от существующего  товара. В этом случае предприятия-ин-новаторы получают добавочную прибыль за монополию  на знания (так называемую «научно-техническую  ренту»).

   Большую роль в усилении самофинансирования предприятий и фирм может сыграть  отмена пошлин на новейшие импортируемые  оборудование и технологии.  
 
 

1.2 Инновационное развитие предприятия как фактор повышения его  конкурентоспособности  

   Инновации (нововведения) - создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные  технологии, виды продукции или услуг, а также организационно-технические  решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, продукции и услуг на рынок.

   В современной экономике роль инноваций  значительно возросла. Без применения инноваций практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны.

   Фундаментальной целью инновационной деятельности субъекта хозяйствования различного уровня и структурной организации является обеспечение конкурентоспособности  продукции.

   Составной частью менеджмента конкурентоспособности  является менеджмент интеллектуальных ресурсов, представляющих собой совокупность материальных и нематериальных объектов в виде специального оборудования, квалификации и базового образования  персонала, системы организации  и стимулирования инновационной  деятельности и т.п.

   В структуре инновационных ресурсов, обеспечивающих инновационную деятельность промышленного предприятия, можно  выделить материальные и нематериальные активы.

   Целесообразность  выделения материальных активов  интеллектуальных ресурсов обусловлена  следующими обстоятельствами.

   Во-первых, материальные активы в виде научно-исследовательского и специального оборудования, объектов интеллектуальной и промышленной собственности, технических и программных средств  информационного обеспечения и  др. является результатом интеллектуальной деятельности, адаптированных участниками  производственного цикла субъекта хозяйствования.

   Качество  этих активов является неотъемлемой составляющей качества продукции, т.е. материализуется в виде конкретных показателей совокупного критерия конкурентоспособности.

   Во-вторых, интеллектуальный уровень персонала  промышленного предприятия не может  быть в полной мере реализован без  собственных материальных активов, обеспечивающих не только заданные параметры  качества инновационного продукта, но и обуславливающих необходимость  адекватной квалификации персонала, т.е. повышение творческих способностей.

   В-третьих, наличие обновляемых материальных активов, высокий уровень правовой защиты объектов интеллектуальной и  промышленной собственности производителя  создает определенные конкурентные преимущества в реализации стратегии  инновационного развития.

   Большинство прогрессивных нововведений находит  реальное воплощение в создании наукоемкой и конкурентоспособной продукции, что является одним из важных результатов  инновационной деятельности.

   Конкурентоспособность предприятия как важнейший фактор развития заставляет постоянно искать и находить новые виды продуктов  и услуг, улучшать качество продукции, расширять ее ассортимент, снижать  издержки производства, оперативно реагировать  на изменение желаний потребителей.

   Предприятия, которые настроены на серьезную  конкурентную состязательность, как  на региональных, так и на международных  рынках, уделяют особое внимание инновационному развитию.

   Рассматривая  историю рыночных эволюционных преобразований и взаимоотношений, можно заметить, что инновации являются непременными составляющими элементами бизнес-процесса для предприятий, наиболее успешно  действующих в конкурентной среде  и ориентированных на сохранение и упрочение своих лидирующих позиций в обозримом будущем.

   Не  случайно многие крупные зарубежные компании напрямую финансируют научные  коллективы и сторонние исследовательские  фирмы, занимающиеся разработкой различных  инновационных проектов и направлений.

   Такой повышенный интерес объясняется  просто - новация способна дать настолько  значительную отдачу, что позволит серьезно оторваться от конкурентов.

   Некоторые инновационные проекты позволяют  достичь эффективности, значительно  превышающей ту, что соответствует  обычным процессам и подходам.

   В этом случае предприятие способно добиться с минимальными затратами таких  результатов, достижение которых для  конкурентов, не имеющих такой инновационной  поддержки и использующих традиционные методы работы, будет сопряжено с  большими дополнительными тратами, причем как финансов, так и времени.

     Зачастую предприятие, вырывающееся  вперед на инновационной волне,  так и остается в лидерах,  потому что преимущества такого  старта могут оказаться недоступны  для других участников рынка,  а компенсировать отставание  другими способами практически невозможно.

   Какие же инновации могут представлять интерес для предприятия? Это, прежде всего, идеи, проекты или решения, являющиеся по своему содержанию результатом  креативного процесса и содержащие оригинальный подход, позволяющий  получить повышенный эффект от их реализации или внедрения.

   Новации чаще всего направлены на те определенные области, которые образуют сферу интересов предприятия или формируют регулирующие механизмы. Они могут относиться к разработке новых товаров или услуг, методам управленческого и мотивационного воздействия, венчурным проектам, технологиям, приемам рыночного влияния и др.

   Прогрессивные технологии, методики и уникальные продукты, присутствующие на рынке, - все  это не что иное, как результаты творческой деятельности, итог инновационного процесса конкретных предприятий, приносящие им тем большие доходы, чем выше новизна предлагаемых решений.

   Предприятия всё чаще прибегают к инновационной  деятельности как к одному из способов повышения конкурентоспособности. Инновации могут проявляться  в новом дизайне продукта, в  новом процессе производства, в новом  подходе к маркетингу или в  новой методике повышения квалификации работников.

   В своем большинстве инновации  оказываются достаточно простыми и  небольшими, основанными скорее на накоплении незначительных улучшений  и достижений, чем на едином, крупном  технологическом прорыве. В этот процесс часто вовлекаются идеи, даже не являющиеся «новыми» - идеи, которые  буквально «витали в воздухе», но не применялись целенаправленно.

   При этом всегда происходит вложение капитала в повышение квалификации и получение  знаний, в физические активы и повышение  репутации торговой марки. Некоторые инновации создают конкурентные преимущества, порождая принципиально новые благоприятные возможности на рынке или же позволяют заполнить сегменты рынка, на которые другие соперники не обратили внимания.

   На  международных рынках инновации, которые  приносят конкурентное преимущество, предугадывают как внутренние, так  и внешние потребности. В то же время инновации, которые являются своеобразными для внутреннего  рынка, могут даже мешать достижению конкурентного успеха в международных  масштабах.

   После того как предприятие достигает  конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удерживать их только с помощью постоянных улучшений.

   Таким образом, в рыночной экономике инновации  представляют собой эффективное  средство конкурентной борьбы, так  как ведут к созданию новых  потребностей, к снижению себестоимости  продукции, к притоку инвестиций, к повышению имиджа производителя  новых продуктов, к открытию и  захвату новых рынков, в том  числе и внешних. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3Методика  оценки эффективности  инновационного развития 

     Оценка эффективности инновации должна быть осуществлена с различных точек зрения, исходя из особенностей инновации: техническая, технологическая, экологическая, социальная, организационная эффективность.

     Однако для любой инновации необходимо оценить ее экономическую эффективность.

     В зависимости от учитываемых результатов и затрат специалисты различают следующие виды эффекта.

Виды  эффекта при реализации инноваций  представлены в таблице 2: 

       Таблица 2- Виды эффекта от реализации инновации. 

                    Вид эффекта           Характеристика показателей
   1     Экономический    Показатели  учитывают в стоимостном выражении  все виды результатов и затрат, обусловленных реализацией инноваций
   2    Научно-технический    Новизну, простоту, полезность, эстетичность, компактность
   3    Финансовый    Расчет  показателей базируется на финансовых показателях
   4    Ресурсный    В этом случае показатели отражают влияние  инновации на объем производства и потребления того или иного  вида ресурса
   5    Социальный    Показатели  учитывают при этом социальные результаты реализации инноваций
   6    Экологический    Показатели  учитывают влияние инноваций  на окружающую среду. В их числе может  быть: шум, электромагнитное поле, освещенность (зрительный комфорт), вибрация и т.п.

Информация о работе Совершенствования инновационного развития АО “Химфарм” как фактор повышения его конкурентоспособности