Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование состояния и перспектив стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание рынка труда, определить его основные элементы, а также проблемы занятости и безработицы;
изучить основные методы, мероприятия и пути стабилизации рынка труда в развитых странах в условиях мирового финансового кризиса;
проанализировать состояние и проблемы рынка труда Республики Беларусь;
определить пути его регулирования на современном этапе функционирования национальной экономики.

Содержание

Введение 3
1 Рынок труда: понятие, его элементы, проблемы занятости и безработицы 6
2 Основные методы, мероприятия и пути стабилизации рынка труда в развитых странах в условиях мирового финансового кризиса 18
3 Состояние рынка труда и основные пути его регулирования в Республике Беларусь на современном этапе функционирования национальной экономики 31
заключение 44
Список использованных источников 47

Работа содержит 1 файл

Тема 14 по макро ГОТОВО!.docx

— 130.12 Кб (Скачать)

     Большое внимание уделяется теме привлечения  в народное хозяйство Беларуси экономически неактивных граждан. Число таковых, по некоторым оценкам, составляет 400-500 тыс. Работа по задейтвованию этого серьезного ресурса правительством уже начата. Утверждена государственная Программа занятости на 2009-2011гг., предусматривающая создание новых рабочих мест. На создание, в основном силами частного бизнеса, десятков тысяч новых рабочих мест в кризисных регионах рассчитана государственная программа развития малых городов. Вместе с тем в целом действия правительства по вовлечению в экономику дополнительного числа граждан пока не получили соответствующего материального обеспечения, без чего трудно рассчитывать на их высокую эффективность. Например, приостановлено действие положения Закона о занятости, предусматривающего создание фонда занятости. Ранее аккумулировавшиеся в фонде средства не подлежали изъятию; они накапливались как страховой резерв на случай обострения ситуации на рынке труда. Теперь же эти средства объединены со средствами Фонда социального страхования и используются для закрытия сиюминутных потребностей. Надо ли разъяснять, насколько опасен такой подход? [8, с. 34]

     Логичным  является предположение, что одной  из причин принятия парламентом решения  о частичном приостановлении  действия Закона о занятости была необъективная информация о ситуации с использованием трудовых ресурсов. Действительно, если в стране столь низкий уровень безработицы, то зачем нужен Фонд занятости?

     Ошибочной представляется и практика выплаты  безработным мизерных пособий. В  тех странах, где созданы эффективные  страховые механизмы от безработицы, размер пособия достигает 70 % среднего заработка. В Беларуси средний размер пособия по безработице составляет 25 % бюджета прожиточного минимума. Очевидно, что государство таким  способом стремится лишить безработных  мотивации обращаться за поддержкой в службу занятости. Так и создается  благостная, но очень далекая от реальности картина состояния безработицы.

     В цивилизованных странах имеются  и другие инструменты, защищающие интересы безработных. В частности, существует понятие "подходящая работа" и  человеку с высшим экономическим  образованием никто не предложит  уборку улиц. Из белорусского же законодательства это понятие изъято.

     В данной ситуации важно признать, что  несбалансированность спроса и предложения  рабочей силы, скрытая безработица  на предприятиях, наличие неформальной занятости требуют совершенствования  механизмов вовлечения рабочей силы в трудовую сферу и рационального  использования трудового потенциала страны.

     Социально-экономические  механизмы управления спросом рабочей  силы должны включать систему бюджетных, инвестиционных, кредитных и налоговых  рычагов, направленных на стимулирование создания рабочих мест, эффективное  использование рабочей силы. Существенные возможности для создания новых  рабочих мест без реализации долговременных инвестиционных проектов заложены в  малом бизнесе, позволяющем вовлечь  в производство на нестандартных  режимах занятости многие категории  населения, нуждающиеся в дополнительном заработке. Поддержка предпринимательства  должна рассматриваться как часть  политики увеличения спроса на рабочую  силу, а финансовая помощь предприятиям – увязываться с числом создаваемых  рабочих мест.

     Ключевым  механизмом регулирования спроса рабочей  силы на рынке труда является создание новых и повышение эффективности  существующих рабочих мест на основе их модернизации и технического перевооружения. Действие данного механизма связано прежде всего с расширением инвестиционной активности как одним из основных экономических приоритетов. Для этого необходимо, во-первых, расширение источников инвестиций за счет привлечения сбережений населения, средств республиканского и местных бюджетов, зарубежных инвестиций, средств фонда содействия занятости населения.

     Социально-экономические  механизмы формирования предложения  рабочей силы на рынке труда разнообразны и касаются многих сторон жизнедеятельности  населения, их воздействие сказывается прежде всего на уровне и структуре занятости. Предложение рабочей силы отражает потребности и интересы граждан, руководствующихся главным мотивом - получить работу, удовлетворяющую по содержанию, оплате и условиям труда. Основными направлениями регуляции предложения рабочей силы должны явиться: повышение ее качества с точки зрения профессионально-квалификационного уровня; содействие трудоустройству разных категорий временно незанятого населения; развитие различных форм занятости; совершенствование социальной защиты населения и нормативно-правовой базы в соответствии с рекомендациями МОТ.

     Важнейшим механизмом формирования предложения  рабочей силы является государственная  политика в области образования  и подготовки кадров, которая посредством  обучения и переобучения граждан  влияет на количественные и качественные параметры рабочей силы. В сложившейся  ситуации важно актуализировать  механизм гибкой занятости населения - развитие надомного труда, куда могут  быть вовлечены женщины, имеющие  детей, инвалиды; временной и частичной  занятости, что решает проблему обеспечения  рабочей силой предприятий. Значительное влияние на формирование предложения  рабочей силы на рынке труда оказывает  система социальной защиты населения  от безработицы [8, с. 36].

     Таким образом, несмотря на высокую затратность и периодическое принятие «неотложных мер» по борьбе с безработицей, в целом государственная политика регулирования рынка труда все дальше уходит от того направления, которое было первоначально заложено в законодательстве. Идет формирование своей, присущей только Беларуси, модели регулирования рынка труда, весьма, на мой взгляд далекой от совершенства.

     Таким образом, направления стабилизации белорусского рынка труда лежат, на мой взгляд, прежде всего, в структурной перестройке экономики на базе новейших достижений науки, техники и организации труда; развитии частного предпринимательства, малого бизнеса и различных форм самозанятости; реформировании системы статистического учёта показателей рынка труда в направлении повышения их достоверности; организации программ переподготовки и повышения квалификации кадров в соответствии с современными требованиями рыночной экономики.  
 
 

 

заключение

     Рынок труда представляет собой механизм осуществления контактов между  покупателями рабочей силы (нанимателями) и продавцами рабочей силы (нанимаемыми)

     Основными элементами механизма рынка труда  являются: спрос на рабочую силу, ее предложение, цена рабочей силы, или заработная плата, конкуренция  между наемными работниками за лучшие рабочие места, между работодателями - за лучших работников, между наемными работниками и работодателями при  заключении тарифных соглашений об условиях труда и его оплате.

     Особенности рынка труда по сравнению с  другими рынками, заключающиеся  в ограничении действия закона спроса и предложения, в недостижимости полной занятости как устойчивого  длительного состояния, обстоятельно изучены в экономической теории на примере стран с развитой рыночной экономикой. Эти особенности связаны  со спецификой самого товара рабочая  сила, с производным характером спроса на него, с зависимостью предложения  рабочей силы от демографической  ситуации, с тем, что цена товара - заработная плата не может опуститься ниже уровня, обеспечивающего нормальное воспроизводство рабочей силы.

     Можно выделить четыре основных направления  государственного регулирования рынка  труда. Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости  и увеличению числа рабочих мест; во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей  силы; в-третьих, программы содействия найму рабочей силы и, в-четвертых, программы по социальному страхованию  безработицы, т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

     Как свидетельствует опыт практически  всех капиталистических стран, высшим и наиболее эффективным организационным  принципом рынка труда оказывается  сотрудничество между предпринимателями, профсоюзами и государством. Положения  и условия договорных отношений  закрепляются в трудовых и общих  законодательных решениях, изменяемых и совершенствуемых по мере развития экономики и демократизации общества. Подобное сотрудничество является результатом  сложившегося общественного сознания компромиссного типа, принимающего как  наиболее целесообразную формулу поиска решения переговоры, нахождение взаимоприемлемых условий, учет интересов всех без  исключения общественно-политических и экономических сил страны.

     На  сегодняшний день рынок труда  в Беларусь является несбалансированным: с одной стороны, существует достаточно большое число вакантных рабочих  мест, с другой - велико количество безработных, чья профессиональная или квалификационная подготовка не соответствует требованиям  работодателей.

     В нашей стране значительный экономический  ущерб наносится государству, главным  образом, незарегистрированной безработицей. В этой связи возникает необходимость  содействия переходу незарегистрированных безработных в сферу регистрируемой безработицы, поскольку последняя  в наибольшей мере подвержена государственному регулированию. Вместе с тем, экономический  ущерб от безработицы не только характеризует  нереализованный трудовой потенциал, но и свидетельствует о значительных возможностях улучшения использования  трудового потенциала и повышения  результативности общественного воспроизводства  посредством снижения уровня безработицы  в стране.

     Перспективы стабилизации белорусского рынка труда  в свете мирового финансового  кризиса выглядят пока весьма туманно. С одной стороны, безработица  в период экономической депрессии - вполне объяснимое и ожидаемое  явление. Производители стремятся  максимально уменьшить затраты, увольняя одних сотрудников и  сокращая зарплаты другим в связи  с переизбытком силы на рынке труда. Данные меры позволяют предприятиям в кратчайшие сроки оптимизировать производство и выжить в ситуации кризиса. С другой стороны, в нашем  государстве существует официальный  запрет на увольнение работников с  госпредприятий, коих большинство. Поэтому, ожидать массового всплеска открытой безработицы не приходится. Оборотная  сторона данной проблемы состоит  в том, что стремительно возрастает скрытая безработица, которая наиболее разрушительна для экономики.

     Исследуя  структуру и динамику рынка труда  в Беларуси, можно сделать вывод, что политика занятости в Беларуси еще не проработана до конца. Это  объясняет выпадение из поля зрения службы занятости нанимателя, регионального  и микроуровней в вопросах регулирования  занятости и безработицы.

     Практика  регулирования занятости сводится к контролю за показателем официально регистрируемой безработицы на макроуровне, что приводит к расхождению фактического уровня безработицы с официальным (на который ориентируются при  разработке государственных программ занятости).

     Искусственное, административное снижение официального уровня безработицы приводит к росту  ее теневых видов, размеры которых  невозможно точно определить и, следовательно, управлять ими (скрытая безработица, структурная, носящая регрессивный характер).

     Методологическая  непроработанность вопроса о сущности и путях снижения размеров избыточной занятости на предприятиях приводит к концентрации усилий государственных служб на предотвращение массовых высвобождений, искусственном создании новых рабочих мест, что улучшает конъюнктуру официально контролируемого рынка труда, но не способствует повышению эффективности занятости.

     Административный  запрет на массовые высвобождения обусловил  снижение доли безработных по причине  высвобождения, ликвидации предприятий  и увеличение доли безработных, уволившихся  по собственному желанию.

     Поверхностный характер регулирования занятости  и безработицы в Беларуси, затрагивающий  только официальную часть открытого  рынка труда, способствует сохранению неэффективной занятости. 
 
 
 

 

Список  использованных источников

  1. Ванкевич Е.В. Исследование занятости и безработицы в республике Беларусь / Е В. Ванкевич // Вестік БДЭУ. - 2008. - № 11. – С. 38 – 42.
  2. Вилькель О. Мир и труд: есть вопросы/ О. Вилькель // Отдел кадров. – 2009. - № 2. – С. 106 – 113.
  3. Заславский И.Е. Труд, занятость, безработица/ И.Е. Заславский – М.: Департамент труда и занятости правительства Москвы. – 1992. – 312 с.
  4. Зиберт У.С. Регулирование рынка труда: некоторые результаты сравнительного анализа/ У.С. Зиберт//Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – С. 12-19.
  5. Котшер З.А. Структура занятости населения в республике Беларусь: проблемы совершенствования/ З.А. Котшер // Отдел кадров. – 2009. - № 3. – С. 24 – 29.
  6. Кузьмин С.А. Рыночная экономика и труд/ С.А. Кузьмин – М : Наука, 2002. – 245 с.
  7. Мониторинг рынка труда Республики Беларусь за 2009 год/ Главное управление политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Мн.: Финансы и статистика – 2010. – 64 с.
  8. Пилуй М., Злотников Л. От обслуживания безработицы – к активной государственной политике занятости / Белорусский банковский бюллетень. – 2009. – № 3. – С. 32 – 46
  9. Пристанев А.А. Рынок труда: занятость и безработица/ А.А. Пристанев. – Киев: Місто, 1999. - 187 с.
  10. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. пособие / Под ред. проф. А.И. Рофе – М.: Издательство «МИК», 1998. – 360 с.
  11. Романчук, Я. Новые тенденции на рынке труда в странах ОЭСР// Экономика и управление в зарубежных странах. – 2008. - № 1. – С. 24-29.
  12. Кобяк О.Г. Рынок труда Беларуси и механизмы его регулирования/ О.Г. Кобяк // Финансы. Учёт. Аудит. – 2009. - № 11. – С. 11 – 15.
  13. О занятости населения Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 01.07.2006 по состоянию на 4.10.2010 // Национальный реестр правовых актов Республик Беларусь – 2009. - № 12. – С. 12 – 14.
  14. Праневич А. Рынок труда в условиях кризиса/ А. Праневич // Директор. – 2010. - № 2. – С. 44 – 52.
  15. Соколова Н.Г. Белорусский рынок труда: тенденции развития и механизмы регулирования/ Н.Г. Соколова// Социология. – 2010. - № 3. – С. 6 – 17.
  16. Спиридонов Ю. Факторы занятости в экономике РБ // Белорусский банковский бюллетень. – 2010. - № 39. – с. 34 – 38.
  17. Селищев Н.И. Макроэкономика: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 560 с.
  18. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009. – Мн.: Минстат РБ, 2010. – 609 с.
  19. Стоцкий А. Регулирование рынка труда в развитых странах/ А. Стоцкий// Экономика и управление в зарубежных странах. – 2007. - № 5. – С. 27-32.
  20. Ушакова В.А. Будут ли увольнять с работы в Беларуси?// Завтра твоей страны. – 2009. - № 3. – С. 2.
  21. Филимонов А.К. Последствия борьбы с безработицей по-белорусски // Завтра твоей страны. – 2009. - № 4. – С. 11 – 16.
  22. Чубрик А. О безработице в Беларуси // Завтра твоей страны. – 2009. - № 2. – С. 4.
  23. Якушев А. Политика занятости в системе социальной политики государства // Белорусская думка. – 2009. - № 11. – С. 14 – 18.
  24. http://mintrud.gov.by/ru/activity/populbusy/realizacija - официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. – дата доступа: 11.11.2010.

Информация о работе Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь