Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование состояния и перспектив стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание рынка труда, определить его основные элементы, а также проблемы занятости и безработицы;
изучить основные методы, мероприятия и пути стабилизации рынка труда в развитых странах в условиях мирового финансового кризиса;
проанализировать состояние и проблемы рынка труда Республики Беларусь;
определить пути его регулирования на современном этапе функционирования национальной экономики.
Введение 3
1 Рынок труда: понятие, его элементы, проблемы занятости и безработицы 6
2 Основные методы, мероприятия и пути стабилизации рынка труда в развитых странах в условиях мирового финансового кризиса 18
3 Состояние рынка труда и основные пути его регулирования в Республике Беларусь на современном этапе функционирования национальной экономики 31
заключение 44
Список использованных источников 47
Таблица 3 - Распределение трудовых ресурсов по видам занятости, %
Структура трудовых ресурсов | Годы | |||||
1990 | 1995 | 2000 | 2003 | 2005 | 2009 | |
Трудоспособные в трудоспособном возрасте | 94,0 | 94,2 | 95,2 | 95,5 | 95,7 | 95,8 |
Работающие в нетрудоспособном возрасте | 6,0 | 5,8 | 4,8 | 4,5 | 4.3 | 4,2 |
Экономически активное население | 86,3 | 76,6 | 75,5 | 74,4 | 72,9 | 72,0 |
Экономически неактивное население | 13,7 | 23,4 | 24,5 | 25,6 | 27,1 | 28,0 |
Занятое население | 86,3 | 74,9 | 74,0 | 72.7 | 70,6 | 70,2 |
Незанятое население | 13,7 | 25.1 | 26,0 | 27,3 | 29,4 | 29,8 |
В частности: зарегистрированные безработные | - | 1,9 | 2,1 | 3,1 | 1,5 | 0,9 |
Переход Беларуси на рыночные принципы хозяйствования сопровождается уменьшением доли экономически активного населения (с 86,3 % в 1990 г. до 72,0 % в 20098 г.) и соответственно увеличением доли лиц, принадлежащих к экономически неактивному населению (с 13,7% в 1990 г. до 28,0% в 2009 г.). В Беларуси это происходит в основном за счет повышения почти вдвое удельного веса учащихся (особенно студентов высших учебных заведений), что само по себе является позитивной тенденцией и согласуется с инновационной политикой государства. Отметим, что в России также наблюдается рост доли экономически неактивного населения (с 29,7 % в 1990 г. до 36,2% в 2000 г.), но в силу иных причин. Это сократившиеся возможности трудоустройства для пенсионеров и сложности сочетания работы с воспитанием детей для женщин, а также появление на рынке труда новой категории «отчаявшихся найти работу». В Беларуси эти причины также имеют место, но выражены гораздо слабее и не являются столь масштабными [12, с. 12].
С переходом к рыночным отношениям значительные изменения произошли в структуре трудовых ресурсов по видам занятости (см. табл. 3.1). Новой тенденцией стало сокращение занятого населения с 86,3 % в 1990 г. до 74,9 % в 1995 г. и дальнейшее его снижение до 70,2 % в 2008 г. Одновременно повысился уровень незанятости населения - с 13,7 % в 1990 г. до 29,8 % в 2008 г. Среди незанятого населения стали выделяться категории, учитываемые государственной статистикой (учащиеся и студенты, обучающиеся с отрывом от производства, женщины, находящиеся в отпусках по уходу за детьми, зарегистрированные безработные), и прочие (незарегистрированные безработные, лица, ведущие домашнее хозяйство и др.). Из незанятого населения важнейшим источником пополнения трудовых ресурсов являются выпускники высших и средних специальных учебных заведений: в 2005 г. направление на работу получили 65 % выпускников вузов и 59 % выпускников средних специальных учебных заведений, а остальным была предоставлена возможность самостоятельного устройства на работу. Очевидно, что проблема трудоустройства молодежи по окончании учебных заведений по-прежнему остается актуальной. В ходе социологического мониторинга (2001-2008 гг.) прослеживается и такая негативная тенденция, как трудоустройство не по специальности, полученной в вузе [16, с. 35].
В
качестве источника пополнения трудовых
ресурсов могут также рассматриваться
лица, ведущие домашнее хозяйство, среди
которых в основном женщины, давно
или никогда не работавшие, поэтому
они могут претендовать лишь на вакансии
неквалифицированного физического
или рутинного умственного
Из незанятого населения важным источником пополнения трудовых ресурсов выступают и безработные, к которым относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, постоянно проживающие на территории Беларуси, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях и не проходящие военной службы. Однако, поданным социально-экономических обследований домохозяйств (1999-1994 гг.), официально регистрируются в государственной службе занятости лишь 1/3 всех безработных, а 2/3 не проходят официальной регистрации. Это означает, что государственная политика занятости сводится к содействию в трудоустройстве, переобучении и социальной защите только зарегистрированных безработных. В то же время устойчивое социально-экономическое развитие государства невозможно без использования всех трудовых ресурсов и свободного перемещения рабочей силы из одних сфер деятельности в другие [5, с. 24].
Развитие
занятости и ситуация на рынке
труда находятся в тесной взаимосвязи
с состоянием экономики. Падение
производства и, как следствие, спроса
на рабочую силу в сочетании с
финансовыми трудностями
Государство посредством принятия соответствующих законодательных и нормативных актов стремилось сдерживать массовые увольнения, проводя политику, направленную на сохранение трудовых коллективов, а также во избежание социальной напряженности в обществе. Темпы сокращения численности работников сдерживались путем предоставления им разного рода отпусков, частичной остановки производства, перехода на сокращенный рабочий день или неделю, выделением государственных дотаций и льготных кредитов на поддержание убыточных и неконкурентоспособных предприятий, доля которых возросла с 1995 по 2008 г. в 1,5 раза (с 17,9 до 27,2 %) . В результате на предприятиях скопилась излишняя рабочая сила и значительно выросла скрытая безработица [12, с. 11].
Рост скрытой безработицы, достигшей в 2008 г. на 13,4 % по отношению к среднесписочной численности работников, обусловлен, по нашему мнению, не только проведением государством определенной социальной политики в области занятости, но и другими причинами. Во-первых, убежденностью руководителей предприятий в том, что спрос на их продукцию вскоре увеличится и рабочая сила будет востребована (что в ряде случаев оправдалось). Большинство работников не увольнялись в надежде, что предприятие выйдет из тяжелого положения, а также не будучи уверенными, что в условиях кризиса экономики найдут более высокооплачиваемую работу. Во-вторых, низкая доля оплаты труда в издержках производства (от 10 до 15 %) делала бессмысленной экономию на рабочей силе. В-третьих, многие предприятия имели свободные производственные площади и помещения, аренда которых позволяла выплачивать работникам заработную плату. Все эти меры приводили к тому, что сокращение объемов производства не сопровождалось пропорциональным высвобождением рабочей силы. Социальными последствиями скрытой безработицы явились вторичная и неформальная занятость [12, с. 12].
Таким образом, спрос на рабочую силу формируется на макроуровне - за счет действия механизмов платежеспособного спроса населения, предприятий и организаций, а также объемов капиталовложений в национальную экономику. На микроуровне спрос формируется за счет механизмов создания новых рабочих мест, движения кадров и вакансий. Основными экономическими факторами расширения спроса на рабочую силу в перспективе до 2010 г. являются: стабилизация экономики: расширение объемов производства; инвестиционная политика, переориентированная с дотаций на эффективные инвестиции. В 2005-2010 гг. предусматривается реализация мер, направленных на улучшение структуры и повышение качества рабочих мест и рабочей силы, стимулирование занятости в сфере малого бизнеса и предпринимательства, развитие частичной и временной занятости, создание системы непрерывного образования, включая внутрипроизводственное обучение.
Рассмотрим
социально-экономические
Предложение рабочей силы определяется характеристиками населения (пол, возраст, образование) и зависит от степени его участия в проведении экономических реформ. При этом степень экономической активности населения складывается под действием сил, формирующих уровень жизни, и связана с системой образования и подготовки кадров, определяющей качество предлагаемой рабочей силы.
За
последние 5 лет в целом по стране
наблюдалась тенденция снижения
спроса на рабочую силу в связи
с уменьшением численности
С
1991 по 1995 г. численность безработных
возросла с 2,3 до 131,0 тыс. человек; затем
она постепенно снижалась, достигнув
в 2000 г. 95,9 тыс. человек, в 2003 г. - 102,8 тыс.
человек, в 2005 г. безработица вновь
выросла до 136,1 тыс. человек, а в 2008
г. снизилась до 63,0 тыс. человек (см.
табл. 4).
Таблица 4 - Безработица и трудоустройство населения
Характеристика безработицы | Годы | |||||
1991 | 1995 | 2000 | 2003 | 2005 | 2009 | |
Число граждан, обратившихся в службы занятости по вопросу трудоустройства в течение года, тыс. чел. | 67,2 | 231,7 | 299,1 | 307,5 | 321,2 | 189,0 |
Численность безработных, тыс. чел. | 2,3 | 131,0 | 95,9 | 102,8 | 136,1 | 52,0 |
В том числе: мужчины | 0,5 | 46,7 | 37,7 | 40,8 | 46,1 | 10,5 |
женщины | 1,8 | 84,3 | 58.2 | 62,0 | 90.0 | 42,5 |
Доля
женщин в общей численности |
80,0 | 64,3 | 60,7 | 60,3 | 66,1 | 69,3 |
Уровень официально зарегистрированной безработицы | 0,04 | 2,3 | 2,1 | 3,0 | 1,9 | 0,9 |
Численность безработных, получающих пособие в общей численности безработных, тыс. чел. | 1,6 | 68,7 | 35,6 | 47,0 | 61,2 | 41,7 |
Удельный вес безработных, получающих пособие по безработице, в общей численности безработных, % | 68,7 | 52,4 | 37,4 | 45,7 | 45,0 | 38,0 |