Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование состояния и перспектив стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание рынка труда, определить его основные элементы, а также проблемы занятости и безработицы;
изучить основные методы, мероприятия и пути стабилизации рынка труда в развитых странах в условиях мирового финансового кризиса;
проанализировать состояние и проблемы рынка труда Республики Беларусь;
определить пути его регулирования на современном этапе функционирования национальной экономики.

Содержание

Введение 3
1 Рынок труда: понятие, его элементы, проблемы занятости и безработицы 6
2 Основные методы, мероприятия и пути стабилизации рынка труда в развитых странах в условиях мирового финансового кризиса 18
3 Состояние рынка труда и основные пути его регулирования в Республике Беларусь на современном этапе функционирования национальной экономики 31
заключение 44
Список использованных источников 47

Работа содержит 1 файл

Тема 14 по макро ГОТОВО!.docx

— 130.12 Кб (Скачать)

Таблица 3 - Распределение  трудовых ресурсов по видам занятости, %

Структура трудовых ресурсов Годы
1990 1995 2000 2003 2005 2009
Трудоспособные в трудоспособном возрасте 94,0 94,2 95,2 95,5 95,7 95,8
Работающие в нетрудоспособном возрасте 6,0 5,8 4,8 4,5 4.3 4,2
Экономически  активное население 86,3 76,6 75,5 74,4 72,9 72,0
Экономически  неактивное население 13,7 23,4 24,5 25,6 27,1 28,0
Занятое население 86,3 74,9 74,0 72.7 70,6 70,2
Незанятое население 13,7 25.1 26,0 27,3 29,4 29,8
В частности: зарегистрированные безработные - 1,9 2,1 3,1 1,5 0,9
 

     Переход Беларуси на рыночные принципы хозяйствования сопровождается уменьшением доли экономически активного населения (с 86,3 % в 1990 г. до 72,0 % в 20098 г.) и соответственно увеличением  доли лиц, принадлежащих к экономически неактивному населению (с 13,7% в 1990 г. до 28,0% в 2009 г.). В Беларуси это происходит в основном за счет повышения почти вдвое удельного веса учащихся (особенно студентов высших учебных заведений), что само по себе является позитивной тенденцией и согласуется с инновационной политикой государства. Отметим, что в России также наблюдается рост доли экономически неактивного населения (с 29,7 % в 1990 г. до 36,2% в 2000 г.), но в силу иных причин. Это сократившиеся возможности трудоустройства для пенсионеров и сложности сочетания работы с воспитанием детей для женщин, а также появление на рынке труда новой категории «отчаявшихся найти работу». В Беларуси эти причины также имеют место, но выражены гораздо слабее и не являются столь масштабными [12, с. 12].

     С переходом к рыночным отношениям значительные изменения произошли  в структуре трудовых ресурсов по видам занятости (см. табл. 3.1). Новой тенденцией стало сокращение занятого населения с 86,3 % в 1990 г. до 74,9 % в 1995 г. и дальнейшее его снижение до 70,2 % в 2008 г. Одновременно повысился уровень незанятости населения - с 13,7 % в 1990 г. до 29,8 % в 2008 г. Среди незанятого населения стали выделяться категории, учитываемые государственной статистикой (учащиеся и студенты, обучающиеся с отрывом от производства, женщины, находящиеся в отпусках по уходу за детьми, зарегистрированные безработные), и прочие (незарегистрированные безработные, лица, ведущие домашнее хозяйство и др.). Из незанятого населения важнейшим источником пополнения трудовых ресурсов являются выпускники высших и средних специальных учебных заведений: в 2005 г. направление на работу получили 65 % выпускников вузов и 59 % выпускников средних специальных учебных заведений, а остальным была предоставлена возможность самостоятельного устройства на работу. Очевидно, что проблема трудоустройства молодежи по окончании учебных заведений по-прежнему остается актуальной. В ходе социологического мониторинга (2001-2008 гг.) прослеживается и такая негативная тенденция, как трудоустройство не по специальности, полученной в вузе [16, с. 35].

     В качестве источника пополнения трудовых ресурсов могут также рассматриваться  лица, ведущие домашнее хозяйство, среди  которых в основном женщины, давно  или никогда не работавшие, поэтому  они могут претендовать лишь на вакансии неквалифицированного физического  или рутинного умственного труда. Проблема состоит в том, что включение  этой категории граждан в рынок  труда способствует улучшению их материального положения, но вместе с тем качественно ухудшает структуру  занятости населения.

     Из  незанятого населения важным источником пополнения трудовых ресурсов выступают  и безработные, к которым относятся  трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, постоянно проживающие  на территории Беларуси, не имеющие  работы, не занимающиеся предпринимательской  деятельностью, не обучающиеся в  дневных учебных заведениях и  не проходящие военной службы. Однако, поданным социально-экономических обследований домохозяйств (1999-1994 гг.), официально регистрируются в государственной службе занятости лишь 1/3 всех безработных, а 2/3 не проходят официальной регистрации. Это означает, что государственная политика занятости сводится к содействию в трудоустройстве, переобучении и социальной защите только зарегистрированных безработных. В то же время устойчивое социально-экономическое развитие государства невозможно без использования всех трудовых ресурсов и свободного перемещения рабочей силы из одних сфер деятельности в другие [5, с. 24].

     Развитие  занятости и ситуация на рынке  труда находятся в тесной взаимосвязи  с состоянием экономики. Падение  производства и, как следствие, спроса на рабочую силу в сочетании с  финансовыми трудностями привели  к тому, что предприятия были вынуждены  уволить значительную часть работников. Однако масштабы сокращения численности занятых оказались не столь велики, как можно было бы ожидать в сложившихся условиях. Согласно данным государственной статистики, при кумулятивном падении ВВП на 34,7% с 1991 по 1995 г. занятость сократилась на 14,4 % (т. е. каждый процентный пункт падения ВВП сопровождался снижением численности занятых на 0,41 %). Выпуск промышленной продукции сократился за этот период на 38,6 %, а численность промышленного персонала - на 24,0% (т. е. каждый процент сокращения выпуска сопровождался снижением численности занятых на 0,62 %). Расчеты показывают, что сокращение производственного персонала происходило в промышленности в 1,5 раза активнее, нежели по экономике в целом. Особенно большие потери понесли в этот период крупные и средние предприятия, составлявшие костяк дореформенной экономики; отток рабочей силы в значительной мере направлялся на малые предприятия, а также поглощался самозанятостью. [12, с. 11]

     Государство посредством принятия соответствующих  законодательных и нормативных  актов стремилось сдерживать массовые увольнения, проводя политику, направленную на сохранение трудовых коллективов, а  также во избежание социальной напряженности  в обществе. Темпы сокращения численности работников сдерживались путем предоставления им разного рода отпусков, частичной остановки производства, перехода на сокращенный рабочий день или неделю, выделением государственных дотаций и льготных кредитов на поддержание убыточных и неконкурентоспособных предприятий, доля которых возросла с 1995 по 2008 г. в 1,5 раза (с 17,9 до 27,2 %) . В результате на предприятиях скопилась излишняя рабочая сила и значительно выросла скрытая безработица [12, с. 11].

     Рост скрытой безработицы, достигшей в 2008 г. на 13,4 % по отношению к среднесписочной численности работников, обусловлен, по нашему мнению, не только проведением государством определенной социальной политики в области занятости, но и другими причинами. Во-первых, убежденностью руководителей предприятий в том, что спрос на их продукцию вскоре увеличится и рабочая сила будет востребована (что в ряде случаев оправдалось). Большинство работников не увольнялись в надежде, что предприятие выйдет из тяжелого положения, а также не будучи уверенными, что в условиях кризиса экономики найдут более высокооплачиваемую работу. Во-вторых, низкая доля оплаты труда в издержках производства (от 10 до 15 %) делала бессмысленной экономию на рабочей силе. В-третьих, многие предприятия имели свободные производственные площади и помещения, аренда которых позволяла выплачивать работникам заработную плату. Все эти меры приводили к тому, что сокращение объемов производства не сопровождалось пропорциональным высвобождением рабочей силы. Социальными последствиями скрытой безработицы явились вторичная и неформальная занятость [12, с. 12].

     Таким образом, спрос на рабочую силу формируется  на макроуровне - за счет действия механизмов платежеспособного спроса населения, предприятий и организаций, а  также объемов капиталовложений в национальную экономику. На микроуровне  спрос формируется за счет механизмов создания новых рабочих мест, движения кадров и вакансий. Основными экономическими факторами расширения спроса на рабочую  силу в перспективе до 2010 г. являются: стабилизация экономики: расширение объемов  производства; инвестиционная политика, переориентированная с дотаций  на эффективные инвестиции. В 2005-2010 гг. предусматривается реализация мер, направленных на улучшение структуры  и повышение качества рабочих  мест и рабочей силы, стимулирование занятости в сфере малого бизнеса  и предпринимательства, развитие частичной  и временной занятости, создание системы непрерывного образования, включая внутрипроизводственное обучение.

     Рассмотрим  социально-экономические механизмы  формирования предложения рабочей  силы.

     Предложение рабочей силы определяется характеристиками населения (пол, возраст, образование) и зависит от степени его участия  в проведении экономических реформ. При этом степень экономической  активности населения складывается под действием сил, формирующих  уровень жизни, и связана с  системой образования и подготовки кадров, определяющей качество предлагаемой рабочей силы.

     За  последние 5 лет в целом по стране наблюдалась тенденция снижения спроса на рабочую силу в связи  с уменьшением численности занятых  в народном хозяйстве. В течение 2008 г. конъюнктура рынка труда также оставалась трудоизбыточной, однако по сравнению с 2005 г. она значительно улучшилась. По состоянию на конец 2008 г. предложение рабочей силы превысило спрос в 2,4 раза как по рабочим, так и по служащим, в то время как в 2005 г. предложение превышало спрос в 4,3 раза (по рабочим - в 4,2, а по служащим - в 4,5 раза). Правда, структура спроса на рабочую силу существенно не изменилась: рынок труда по-прежнему ориентирован в основном на рабочие профессии, которые составили 80,9 % от общего количества вакансий. Анализ ситуации позволяет прийти к выводу о том, что улучшение конъюнктуры рынка труда происходит, с одной стороны, за счет активизации работы промышленных предприятий в связи с расширением рынков сбыта продукции (особенно - в Россию), а с другой - за счет расширения возможностей для самостоятельного трудоустройства в сферах малого бизнеса и предпринимательства [5, с. 24].

     С 1991 по 1995 г. численность безработных  возросла с 2,3 до 131,0 тыс. человек; затем  она постепенно снижалась, достигнув  в 2000 г. 95,9 тыс. человек, в 2003 г. - 102,8 тыс. человек, в 2005 г. безработица вновь  выросла до 136,1 тыс. человек, а в 2008 г. снизилась до 63,0 тыс. человек (см. табл. 4). 

Таблица 4 - Безработица и трудоустройство населения

Характеристика  безработицы Годы
1991 1995 2000 2003 2005 2009
Число граждан, обратившихся в службы занятости  по вопросу трудоустройства в  течение года, тыс. чел. 67,2 231,7 299,1 307,5 321,2 189,0
Численность безработных, тыс. чел. 2,3 131,0 95,9 102,8 136,1 52,0
В том числе: мужчины 0,5 46,7 37,7 40,8 46,1 10,5
женщины 1,8 84,3 58.2 62,0 90.0 42,5
Доля  женщин в общей численности безработных, % 80,0 64,3 60,7 60,3 66,1 69,3
Уровень официально зарегистрированной безработицы 0,04 2,3 2,1 3,0 1,9 0,9
Численность безработных, получающих пособие в  общей численности безработных, тыс. чел. 1,6 68,7 35,6 47,0 61,2 41,7
Удельный  вес безработных, получающих пособие  по безработице, в общей численности  безработных, % 68,7 52,4 37,4 45,7 45,0 38,0

Информация о работе Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь