Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование состояния и перспектив стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание рынка труда, определить его основные элементы, а также проблемы занятости и безработицы;
изучить основные методы, мероприятия и пути стабилизации рынка труда в развитых странах в условиях мирового финансового кризиса;
проанализировать состояние и проблемы рынка труда Республики Беларусь;
определить пути его регулирования на современном этапе функционирования национальной экономики.

Содержание

Введение 3
1 Рынок труда: понятие, его элементы, проблемы занятости и безработицы 6
2 Основные методы, мероприятия и пути стабилизации рынка труда в развитых странах в условиях мирового финансового кризиса 18
3 Состояние рынка труда и основные пути его регулирования в Республике Беларусь на современном этапе функционирования национальной экономики 31
заключение 44
Список использованных источников 47

Работа содержит 1 файл

Тема 14 по макро ГОТОВО!.docx

— 130.12 Кб (Скачать)
 

     Соответственно  уровень регистрируемой безработицы (в процентах к численности  экономически активного населения) возрастал с 1991 по 2003 г. с 0,04 до 3 %, а  затем постепенно снижался до 0,9% в 2009 г. Вполне логично было бы предположить, что столь невысокий по мировым  меркам уровень безработицы является результатом эффективной политики регулирования рынка труда в  Беларуси.

     Рассмотрим  её содержание более детально.

     В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, «гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и  с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и  безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия  для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему  гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также  пособие по безработице в соответствии с законом».

     В соответствии со ст. 9 Закона «О занятости  населения Республики Беларусь»  для реализации политики занятости  населения и обеспечения гражданам  соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная  служба занятости. [13, ст. 9].

     Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право  заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для  трудоустройства; запрашивать у  нанимателей сведения о наличии  вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или  штата работников; вносить в местные  Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для  приёма на работу лиц, не способных  на равных условиях конкурировать на рынке труда; направлять безработных  на другую работу в другую местность  и др.

     Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости  населения осуществляет Государственный  фонд содействия занятости, который  создаётся за счёт обязательных отчислений хозяйствующих субъектов и бюджетных  ассигнований.

     Государственная политика в области занятости  населения основывается на следующих  принципах:

  1. обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;
  2. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  3. поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  4. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  5. принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;
  6. обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
  7. координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
  8. участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
  9. международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь.[13, ст. 4]

     Государственные программы занятости нацелены на решение следующих задач:

  1. содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников на рентабельные производства;
  2. развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной ориентации населения, создания новых рабочих мест с учетом демографической ситуации;
  3. обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;
  4. повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости;
  5. совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.[13, ст. 4].

     Решение стоящих перед государством задач  в области занятости населения  требует длительного времени, поэтому  обеспечение полной занятости выступает  в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние  занятости, которое предусматривается  достичь, решая проблемы конкретного  периода времени.

     Стратегическая  цель определяет следующие тактические  задачи:

  1. на 2010 – 2015 гг. – содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;
  2. после 2015 г. – достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.[23, c. 14]

     О результатах реализуемой политики занятости можно судить по данным таблицы в приложении.

     Уровень регистрируемой безработицы (в процентах  к численности экономически активного  населения) возрастал с 1991 по 1995 г. с 0,04 до 2,9 %, а затем колебался в  режиме флуктуации, снизившись в 2009 г. до 0,9 % (см. приложение).

     Кроме того, на протяжение всего периода значительно ослабевает напряжённость на рынке труда. На первый взгляд это может быть оценено как высокий показатель эффективности государственной политики регулирования рынка труда.

     Однако  стоит иметь в виду, что низкий уровень безработицы, отражённый официальной  статистикой, во-первых, не учитывает  высокий процент трудовых эмигрантов, во-вторых, сам процесс и условия  регистрации безработных в Беларуси таковы, что безработные не регистрируются. Крайне низкое пособие по безработице (в районе 20 долл. США в месяц) выдается только при выполнении определенных условий, среди которых, например, отработка  нескольких дней (не менее 10) на общественно-полезных работах, таких как уборка снега  на улицах города.

     Кроме этого, согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 17 марта 1997 года № 7 «О дополнительных мерах по обеспечению  занятости населения» выплата пособия  по безработице производится, только если безработный участвует в  общественных работах. Это привело  к потере смысла регистрации в  качестве безработных в службе занятости, поскольку пособие по безработице  получал только тот, кто отработал  определенное время на уборке улиц, сельскохозяйственных работах и  др.. Так, на начало 2009 года пособие по безработице получали лишь 47% от общей численности зарегистрированных безработных [21, с. 11].

     В соответствии с вышеназванным декретом служба занятости контролирует соблюдение безработными обязанностей, и в случае невыполнения их инициирует процесс  снятия безработных с учета без  оказания помощи по трудоустройству. В 2008 году органами государственной службы занятости было трудоустроено 66,4% граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства, в 2005 году - 64,8%), в 2003 - 72,1%, а в 2000 году этот показатель составил 74,9%. Очевидна тенденция к сокращению численности граждан, трудоустроенных с помощью службы занятости, наметившаяся лишь в последнее время [21, с. 11].

     Неудивительно, что при таких условиях очень  немногие будут регистрироваться. Таким  образом, хотя регистрируемый уровень  безработицы можно охарактеризовать как невысокий, реально масштабы незанятости значительно выше. По данным выборочных обследований домашних хозяйств, проводимых Министерством  статистики и анализа Республики Беларусь, уровень безработицы превышает официально регистрируемый более чем в 5 раз (см. рисунок 5).  

     

Рисунок 5 - Динамика уровня зарегистрированной, незарегистрированной и скрытой безработицы в Беларуси 2001 – 2009 гг., % (на конец года) 

     Как показано на рисунке, уровень официально регистрируемой безработицы в республике в 2009 году составил 0,9% экономически активного  населения и сократился за последние 5 лет более чем в 3 раза [14, с. 44]. Вместе с тем, уровень незарегистрированной безработицы в 2009 году составил 7,2%, а уровень скрытой безработицы  за этот период, согласно расчетам, составил 11,4% от экономически активного населения  и превысил официальный показатель за аналогичный период в несколько  раз [14, с. 44].

     Таким образом, приоритетное применение административных мер государственного регулирования  рынка труда привело не к сокращению безработицы, а к ее «переливу» из открытой формы в нерегистрируемую и скрытую и, как следствие, к недоиспользованию трудового потенциала значительной части экономически активного населения. В этой связи возникает необходимость объективной оценки нереализованного трудового потенциала общества на макроуровне. Нереализованный трудовой потенциал для государства выражается в экономическом ущербе, который наносится экономике безработицей определенного числа экономически активного населения и представляет собой стоимость недопроизведенного ВВП.

     С начала 2009 года под влиянием мирового финансового кризиса рынок труда  Беларуси претерпел заметные изменения. В первые месяцы 2009 г. работники 240 белорусских  предприятий трудились в режиме неполного рабочего дня или были вынуждены уходить в отпуска  по инициативе нанимателя. Специалисты  говорили о применении «гибких формах занятости», рассматривая данное явление  как инструмент регулирования безработицы [15, с. 8].

     Благодаря установке правительства и прямым административным запретам на увольнение работников, в Беларуси не произошло  ощутимого кризисного всплеска безработицы, как в развитых странах. Данная ситуация, однако, не имеет однозначных оценок.

     С одной стороны, сохранение высокого уровня занятости поддерживает социальную стабильность в обществе, а также  в условиях крайне низких пособий  по безработице, является средством  поддержания платёжеспособного  спроса и борьбы с массовым обнищанием.

     С другой стороны, экономическая целесообразность такой политики многими авторами [21, ч. 14] ставится под сомнение: «Дело  в том, что в себестоимости  продукции зарплата белорусского рабочего составляет около 10%. Но чтобы эти 10% получить, сколько предприятие должно потратить электроэнергии и сырья! Эта стратегия очень дорогая, потому что требуется значительно  больше средств, чем может пойти  на выплату пособий по безработице  реальным безработным. Значит, надо прибегать  к другой стратегии и защищать не предприятие, а человека. Надо платить безработному пособие в размере 200 долларов, переучивать его, создавать новые места, перестраивать производство, потому что многие белорусские предприятия со своими устаревшим производством во время кризиса просто не выживут. А в Беларуси складывается парадоксальная ситуация: на пособие по безработице денег нет, а на то, чтобы загонять продукцию на склады или продавать ниже себестоимости – есть», - говорит экономист [21, с. 15].

     В. Ушакова предполагает, что решить проблему занятости, власти могут, прежде всего, за счет развития среднего и  малого бизнеса: «На мой взгляд, единственная надежда не пропасть во время кризиса  – это активизация частного сектора  и именно сегодня наблюдаются  самые благоприятные условия  для развития малого и среднего бизнеса. Только там люди будут креативны, смогут быстро реагировать на спрос  населения, потребу сегодняшнего дня. Один из резервов белорусов – их интеллект и знания. И государство  должно разумно его использовать» [20, с. 2].

     В Беларуси в январе-сентябре нынешнего  года государственная служба занятости  трудоустроила 104 тыс. человек. На реализацию мер активной политики занятости в 2010 году предусмотрено около Br174 млрд., в том числе из средств Фонда социальной защиты населения - Br150,7 млрд. На профобучение запланировано направить 24,7 тыс. безработных (на эти цели предусмотрено Br28,9 млрд.), на поддержку нанимателей по созданию рабочих мест - Br41,9 млрд., на выплату пособия по безработице и материальную помощь - Br28,3 млрд., на организацию оплачиваемых общественных работ - Br20,9 млрд., на организацию предпринимательской деятельности - Br8,6 млрд. [24]

     В целях оперативного реагирования на ситуацию, которая складывается на рынке труда в текущем году, Министерством труда и соцзащиты  организован еженедельный мониторинг работы службы занятости. Каждую пятницу  анализируются данные об обращении  граждан и регистрации безработных  сведения о наличии вакансий, трудоустройстве  и так далее. Дважды в месяц  формируется оперативная информация о предполагаемом высвобождении  работников. Анализ оперативных данных позволяет своевременно реагировать  на современные вызовы, подчеркнул заместитель министра, активизировать меры по стабилизации ситуации в каждом конкретном регионе страны [8, с. 34].

Информация о работе Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь