Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование состояния и перспектив стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание рынка труда, определить его основные элементы, а также проблемы занятости и безработицы;
изучить основные методы, мероприятия и пути стабилизации рынка труда в развитых странах в условиях мирового финансового кризиса;
проанализировать состояние и проблемы рынка труда Республики Беларусь;
определить пути его регулирования на современном этапе функционирования национальной экономики.

Содержание

Введение 3
1 Рынок труда: понятие, его элементы, проблемы занятости и безработицы 6
2 Основные методы, мероприятия и пути стабилизации рынка труда в развитых странах в условиях мирового финансового кризиса 18
3 Состояние рынка труда и основные пути его регулирования в Республике Беларусь на современном этапе функционирования национальной экономики 31
заключение 44
Список использованных источников 47

Работа содержит 1 файл

Тема 14 по макро ГОТОВО!.docx

— 130.12 Кб (Скачать)

     Так, например, если прополка свеклы в условиях совершенно конкурентной экономики  увеличила количество продукции  на 100 кг, а продается она по 0,1 дол. за 1 кг, то дневная равновесная ставка заработной платы должна быть 10 дол. Как видим, вознаграждение, которое получает владелец ресурса, равно стоимости предельного продукта.

     Теория  предельной производительности распределения  является позитивной экономической  теорией. Согласно принципу' предельной производительности вознаграждение каждого  рабочего точно равно его вкладу в процесс производства. Если рабочий  или владелец другого ресурса  скроет единицу производственного  ресурса от рынка, он потерпит убытки, равные стоимости ресурса, потерянного  для экономики в целом. Нормативная  версия теории предельной производительности распределения выражается старой истиной: "от каждого - по способностям, каждому - по труду".

     На  рынке труда существуют различные  неконкурирующие группы определенных профессий. Особой группой являются работники неквалифицированного труда, не требующего специальной подготовки. В результате на рынке труда возникают  обособленные зоны взаимодействия спроса и предложения квалифицированного и неквалифицированного труда (рисунок 1).  

      W

          D S

     

         W2 
     

                D S

              W1 
         
         

     

           Q1   Q2

Рисунок 1 – Различия в зарплате высоко- и низкоквалифицированных работников

Источник:[10, с. 269] 

     Таким образом, более высокий доход  от предельного продукта MRP, более  высокая стоимость товара "рабочая  сила", а также ограниченное предложение  квалифицированного труда обусловливают  весьма высокую равновесную зарплату W2 и относительно низкий равновесный его объем Q1. Наоборот, более низкий доход от предельного продукта труда неквалифицированного работника и затраты на его подготовку, а также более широкое предложение неквалифицированного труда при сокращении спроса на него в условиях развития НТП приводят в совокупности к тому, что равновесная зарплата будет значительно ниже W1, а равновесный объем выше Q2.

     В этом случае дифференциация зарплаты имеет объективный характер, стимулирует  рост профессионального мастерства, поощряет более сложные виды трудовой деятельности, предполагает компенсацию  затрат на подготовку работников более  высокой квалификации.

     Национальный  рынок труда охватывает все общественное производство – через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально  – квалификационного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям  экономики.

     На  рынке труда реализуется возможность:

  • свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т.д.);
  • найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;
  • независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально – квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;
  • свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

     В конкурентно-рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его  движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нем, три взаимосвязанных эволюционных потока – развитие экономики (материально-технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.

     Рабочая сила представляет собой товар особого  рода, производственные созидательные  качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных  товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и  организационных преобразований.

     Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда  образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности  является одной из первооснов жизнедеятельности  народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность  в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР большинство  работодателей и государственные  органы стремятся создать наилучшие  производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда [7, с. 94].

     Рабочая сила – товар особого рода еще  и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве  и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности [3, с. 94].

     Преобладающая общность интересов «товара» рабочей  силы и ее потребителей – экономики  и государства – является важнейшей  социально – экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную  гуманистическую основу развития народного  хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый  государством и поддерживаемый предприятиями  товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства  рынок рабочей силы является одним  из ключевых, жизненно важных звеньев  социально – экономической системы  любой страны.

     Конечной  целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально-трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного  хозяйства необходимыми кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и  непрерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.

     Рынок труда отличается от всех других рынков своеобразием товара. Рабочая сила - это такой товар, качество которого почти невозможно определить при  заключении контракта. Реальный уровень  трудовых усилий обнаруживается только в процессе потребления этого  товара. С другой стороны, и человеку небезразлично содержание труда, и  он нуждается в стимулировании для  обеспечения необходимого уровня усилий.

     Проблемы  занятости и безработицы являются одой из главных задач, которые должны решаться руководством любого государства. Экономический кризис, который начался  несколько лет назад, привел к  увеличению количества безработных  в стране. Многие крупные предприятия  отправляли людей в неоплачиваемые отпуска или значительно сокращали  время работы, что также приводило  к понижению или невыплате  зарплаты.

     Также стоит отметить, что в настоящее  время наблюдается огромная скрытая  безработица, многие люди, имеющие постоянную работу, получают или зарплату, которая  ниже прожиточного минимума, или не получают зарплату по несколько месяцев. Кроме того, огромной проблемой занятости  и безработицы населения является отсутствие реальной статистики, многие люди не встают на учет на биржи труда, так как пособие по безработице  крайне мало, да и получить его довольно сложно.

     Для решения проблемы занятости и  безработицы Правительство принимает  целый ряд мер, направленный на развитие малого бизнеса. Известно, что малый  и средний бизнес приносит в развитых государствах более половины налоговых  сборов.

     Несмотря  на целый ряд мер по предоставлению льготного кредитования и облегчению процесса регистрации фирмы, количество малых предприятий растет крайне медленными темпами, более того, по оценке некоторых экспертов, прибыль, которая была получена малыми предприятиями  в 2010 году, значительно ниже прибыли, которая была получена ими в 2008 году.

     Огромная  проблема занятости и безработицы  стоит в моногородах, которые  строились вокруг одного предприятия. В случае если промышленный гигант не приносит достаточной прибыли, большинство жителей города остаются без работы и переселяются в другие регионы. Проблема занятости и безработицы, кроме финансовых проблем, может создавать социальное напряжение в обществе, многие люди, которые не могут найти средств к существованию идут на разнообразные преступления, чтобы добыть деньги.

     Еще одной проблемой занятости и  безработицы является нежелание  владельцев предприятий брать на работу представителей определенных социальных групп. Женщины с маленькими детьми, люди предпенсионного возраста, молодые специалисты — вот далеко неполный список категорий людей, которым очень сложно найти работу.

     Таким образом, можно отметить, что рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы – заработной плате. 

 

2 Основные методы, мероприятия и  пути стабилизации  рынка труда в  развитых странах  в условиях мирового  финансового кризиса

     Долгое  время считалось, что вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования рынка  рабочей силы он нуждается в квалифицированном  регулировании. Представляется, что  создание такой действенной системы  регулирования в сфере занятости  является одной из основных социальных задач государственной политики.

     Однако  в последнее время всё чаще звучит мнение, что регулирование  рынка труда ограничивает свободу  заключения трудовых соглашений. В его отсутствие работники и работодатели самостоятельно определяют уровень оплаты и условия труда.

     Однако  сегодня эта свобода все больше ограничивается законами о минимальных зарплатах и условиях труда. Сторонники таких законов говорят о целесообразности регулирования, поскольку оно не позволяет работодателям эксплуатировать трудящихся. Оппоненты же утверждают, что подобные законы увеличивают издержки в сфере бизнеса и не позволяют работодателям действовать гибко - а значит, способствуют росту безработицы, особенно долгосрочной.

     В последнее время споры по этим вопросам разгорелись с новой силой: появились новые исследования [2, 4, 11], указывающие на то, что жесткое регулирование рынка труда попросту представляет собой результат введения «гражданских кодексов» французского образца. Законодательство подобного типа, ориентированное на государственное вмешательство, заимствовали многие страны Европы, а затем унаследовали и их бывшие колонии в разных регионах мира.

     И напротив, бывшие британские колонии (в том числе США) унаследовали английскую систему, нормой для которой считается свободное заключение трудовых соглашений без вмешательства государства. Таким образом, если согласиться с этими аргументами, речь идет о «предопределенности пути развития»: жесткое регулирование рынка труда представляет собой не эффективную реакцию на возникшие конкретные проблемы, а элемент антирыночной правовой традиции.

     Давайте проанализируем эти проблемы подробнее. Для начала рассмотрим вопрос о том, что собой представляет регулирование рынка труда, а затем - возможное воздействие регулирования на уровень зарплат, условия труда и занятость на примере различных стран и ситуаций. В завершение мы подробнее остановимся на существующих гипотезах относительно факторов, обусловливающих такое регулирование.

Информация о работе Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь