Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование состояния и перспектив стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
раскрыть понятие и содержание рынка труда, определить его основные элементы, а также проблемы занятости и безработицы;
изучить основные методы, мероприятия и пути стабилизации рынка труда в развитых странах в условиях мирового финансового кризиса;
проанализировать состояние и проблемы рынка труда Республики Беларусь;
определить пути его регулирования на современном этапе функционирования национальной экономики.

Содержание

Введение 3
1 Рынок труда: понятие, его элементы, проблемы занятости и безработицы 6
2 Основные методы, мероприятия и пути стабилизации рынка труда в развитых странах в условиях мирового финансового кризиса 18
3 Состояние рынка труда и основные пути его регулирования в Республике Беларусь на современном этапе функционирования национальной экономики 31
заключение 44
Список использованных источников 47

Работа содержит 1 файл

Тема 14 по макро ГОТОВО!.docx

— 130.12 Кб (Скачать)

     В последней строке панели А приводятся данные о неравенстве доходов, которое, в отличие от разброса зарплат, во Франции оказывается значительнее, чем в Великобритании. Доля бедняков в общей численности населения во Франции (без учета социальных выплат) составляет 48%, а в Великобритании - 44%. Таким образом, более равномерное распределение зарплат во Франции достигается за счет нижнего порога оплаты труда; обратная сторона этого ограничения - большое количество людей, живущих на социальные пособия. Другими словами, получается, что количество низкооплачиваемых рабочих мест в этой стране невелико, но людям, не способным найти работу, выплачиваются щедрые пособия. В Великобритании рабочих мест больше, но система соцобеспечения развита слабее. Какой из вариантов лучше? Есть немало оснований утверждать, что система, существующая в Великобритании, представляется более правильной. Результаты исследований о факторах, позволяющих людям ощущать себя «счастливыми», указывают на то, что безработные явно предпочитают жизни на социальные пособия работу, пусть и плохо оплачиваемую FNR 6 [4, с. 15].

     Посмотрим теперь, какая картина занятости  вырисовывается на основе панели Б таблицы 1. В первой строке приведены данные о долгосрочной безработице. Высокий уровень долгосрочной безработицы говорит о том, что это явление охватывает, прежде всего, относительно небольшую группу тех, кому «хронически не везет». К примеру, безработица на уровне 8% может означать, что каждый работник не имеет занятости один месяц в году, а долгосрочная безработица вообще отсутствует, или же, что 8% трудящихся остаются без работы весь год. В последнем случае безработица целиком носит долгосрочный характер. Как мы видим, в Великобритании понятие «долгосрочная безработица» относится к 34% общего числа не имеющих работы. Это большая цифра, но она ниже показателя Франции - 42% [4, с. 15].

     Регулирование рынка труда способствует «концентрации» безработицы в определенных категориях рабочей силы, поскольку связанный  с ним высокий уровень зарплат и выгодные для работников условия найма вынуждают фирмы избегать приема на работу людей, не имеющих хорошей «трудовой биографии». В эту категорию попадают люди, остававшиеся без работы относительно долгий срок, и вообще неквалифицированная рабочая сила, которая таким образом остается за бортом.

     В следующих строках мы находим новые свидетельства «концентрации» безработицы во Франции. Мы видим, что в этой стране уровень безработицы среди молодежи (возрастная группа от 20 до 24 лет) сегодня составляет 26% - он почти вдвое выше, чем в Великобритании. Молодые работники - типичная «аутсайдерская» группа. Еще одна такая группа возникает на другом конце «возрастной шкалы» - ее составляют пожилые работники 55–64 лет. Неблагополучное положение этой возрастной категории во Франции не оборачивается высоким уровнем безработицы, поскольку из-за существующей системы досрочного выхода на пенсию многие ее представители не регистрируются на бирже труда, а просто уходят на покой. Его проявлением становится скорее весьма низкий уровень занятости в этой группе. Как мы видим, показатель занятости для возрастной группы от 55 до 64 лет во Франции составляет сегодня лишь 34%, тогда как в Великобритании он равен 49%. У французов даже есть образное выражение, характеризующее сложившуюся ситуацию: «Несколько поколений одновременно работать не могут» [4, с. 15]. В Великобритании, напротив, уровень занятости более равномерно распределяется по возрастам.

     Теперь  проанализируем результат реализации французской и британской моделей  регулирования рынка труда с  позиции отдельных фирм.

     Результаты  сравнительного анализа ситуации на предприятиях (аналогичных по масштабам производства и используемым технологиям) в Великобритании и Франции, принадлежащих одним и тем же компаниям, представлены в таблице 2.

     Интересно здесь то, что выбранные нами «пары» предприятий занимаются одним и  тем же: продажей женской одежды в случае с торговой фирмой, производством двигателей в случае с автомобилестроительной компанией и медикаментов в случае с фармацевтической фирмой. 

Таблица 2 - Сравнение расходов на рабочую силу и характеристик работников трех фирм (средние показатели за 1992–1995 годы)

Показатели Розничная торговля Автомобильная промышленность Фармацевтическая  отрасль
Велико-британия Франция Велико-британия Франция Велико-британия Франция
1 2 3 4 5 6 7
Увольнения (в том числе по собственному желанию), % 40,0 13,4 2,0 1,3 2,4 2,0
Неявка  на работу (в том числе по болезни), % 3,1 4,0 7,1 7,2 4,0 8,1
Средняя зарплата, английские фунты 7720 12660 23070 20260 15700 16340
Общая стоимость рабочей силы, английские фунты 7940 20290 26830 29910 17150 24100

Окончание таблицы 2

1 2 3 4 5 6 7
Производительность  труда на одного работника 133660 фунтов (объем  продаж) 209900 фунтов (объем  продаж) 316 двига-телей 393 двига-теля 91880 фунтов (объем  продаж) 125340 фунтов (объем  продаж)
Работники моложе 25 / старше 55, % 50,3/1,3 35,5/2,1 6,2/18,4 2,9/3,9 5,3/12,1 1,5/5,3
Работники со стажем менее 1 года, % 14,7 3,5 8,9 0,5 16,0 8,7
Объем выборки, человек 157 143 260 206 206 207
 

     В следующих строках приводятся данные о заработной плате, стоимости рабочей силы и производительности труда. Зарплаты в британских фирмах немного ниже, чем во французских (а в случае с торговой компанией - существенно ниже), но и общая стоимость рабочей силы значительно меньше. Главной причиной разницы в стоимости рабочей силы является высокий уровень налогов во Франции. Выплаты органам государственного страхования превышают 30%; помимо этого существует ряд других сборов, в частности на профессиональное обучение. Во французской торговой компании средние затраты на одного работника составляют 20290 фунтов, а в британской - почти втрое меньше, 7940 фунтов. Естественно, чтобы компенсировать эти расходы, производительность труда на французских предприятиях должна быть выше, и, как показывают цифры, именно так и обстоит дело: к примеру, во французской торговой фирме объем продаж на одного работника составляет 209900 фунтов в год (правда, на это влияет не только более эффективный труд, но и более высокий уровень цен во Франции), а в британской - 133660 фунтов [4, с. 16].

     Чтобы выжить в условиях высоких издержек, французским компаниям приходится принимать ряд дополнительных мер. Они сокращают количество сотрудников, используют больше оборудования в расчете на одного работника и тщательнее подбирают персонал. Конечно, на предприятиях розничной торговли, которые не так легко перенести в другое место, такие адаптационные меры отличаются меньшим масштабом, но и здесь они необходимы. Как все это влияет на уровень безработицы, уже упоминалось. В нижних строках таблицы 2 приводятся данные о последствиях жесткого отбора персонала. Сведения о возрасте работников указывают на то, что в крупных французских компаниях занято меньше молодежи, чем на аналогичных британских предприятиях. К примеру, во французской торговой кампании сотрудники моложе 25 лет составляют 35,3% от общей численности персонала, а в британской - 50,3%. Точно так же выглядит ситуация на другом «полюсе» возрастной шкалы: во Франции меньше и количество пожилых работников. Более того, как видно из последней строки, число неопытных работников на французских предприятиях тоже невелико. К примеру, в торговой фирме работников, имеющих трудовой стаж менее 1 года, всего 3,5%, тогда как в аналогичной британской компании их 14,7%. Во Франции упор делается на опытных рабочих «оптимального возраста», поскольку они способны обеспечить высокую производительность труда, необходимую, чтобы оправдать большие зарплаты и хорошие условия [4, с. 16].

     Таким образом, можно сделать вывод, что  регулирование рынка рабочей  силы, призванное улучшить условия  и оплату труда, а также обеспечить преобладание коллективных договоров, действительно выполняет эти  задачи, но только за счет ограничения занятости для «аутсайдерских» групп: молодых, пожилых и неопытных работников. Прежде всего, эта система приводит к росту долгосрочной безработицы и безработицы среди молодежи.

     Конечно, мы проанализировали ситуацию только в двух странах. Однако детальные статистические исследования ситуации в странах - членах ОЭСР в течение последних 30 лет дают тот же результат [2, с. 113]. Регулирование безработицы в рамках «британской модели» не обязательно приводит к росту общего числа безработных, поскольку оно в равной степени препятствует как оттоку рабочей силы с предприятий, так и притоку туда новых сотрудников из числа безработных.

     Однако  оно способствует росту и концентрации безработицы в определенных группах. Кроме того, многое зависит от форм «сращивания» профсоюзов с государством, и от того, насколько коллективные требования рабочих учитывают интересы всех категорий трудящихся. Однако такой «комплексный подход» у профсоюзов возникает не всегда; во Франции, к примеру, он отсутствует [2, с. 111].

     Вывод: проблема сбалансированности рынка  труда затрагивает общегосударственные  интересы, что требует применения активной государственной политики в области занятости. Государство  с помощью комплекса активных и пассивных мер может оказывать  влияние на уровень безработицы  в стране, однако система регулирования  занятости должна быть тщательно  продумана и обоснована с точки  зрения современных экономических  реалий и возможностей экономики  страны.

     Сравнение «британской» и «французской» моделей  регулирования рынка труда позволяет  сделать следующие выводы:

     - британской модели в отличие  от французской свойственно большее  полагание на регулирующую роль  рынка и меньшая степень давления  на нанимателей с целью защиты  занятых. Итог реализации данной модели выражен в более оптимальной возрастной структуре занятости наряду с высокой текучестью кадров;

     - итогом реализации французской  модели является менее выраженная  дифференциация оплаты труда,  более высокая производительность  труда занятых, относительно большая  «стабильность» на рынке труда,  однако устойчивая долговременная  безработица среди молодёжи и  низкоквалифицированных работников.

     Таким образом, регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах социально-экономического развития. 

 

3 Состояние рынка  труда и основные  пути его регулирования  в Республике Беларусь  на современном  этапе функционирования  национальной экономики

     Для определения путей стабилизации рынка труда в Республике Беларусь, дадим краткую характеристику динамики данного рынка, а также проанализируем содержание и результаты проводимой в этой области государственной  политики.

     Основным  источником формирования ресурсов труда  является трудоспособное население  в трудоспособном возрасте, доля которого выросла с 94,2% в 1995 г. до 95,8% в 2006 г. Тенденции  изменения численности данной категории  населения во многом связаны с  демографическими факторами: вступлением  в трудоспособный возраст молодежи и выбытием посттрудоспособного населения, численность которого существенно различается по отдельным годам. Так, в 1991-1992 гг. наблюдался рост трудоспособного населения, в 1993-1995 гг. - сокращение, в 1996 г. - снова рост и далее стабилизация на уровне 95-96 % (таблица 3). 

Информация о работе Состояние и перспективы стабилизации рынка труда в национальной экономике Республики Беларусь