Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:42, курсовая работа
Цель работы – изучение особенностей привлечения ПИИ на современном этапе развития экономики РБ и определение основных направлений стимулирования инвестиционной активности.
На основании цели автором работы поставлены следующие задачи:
Определение экономического содержания движения капитала и рассмотрение основных форм инвестиций.
Изучение инвестиционного климата Республики Беларусь.
Изучение структуры и динамики ПИИ и оценка их влияния на экономику РБ.
Оценка инвестиционной политики государства
Определение инвестиционного потенциала и основных направлений стимулирования прямого инвестирования в РБ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 5
1.1. Сущность, значение и формы движения иностранного капитала 5
1.2. Особенности прямых иностранных инвестиций 10
2. ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 13
2.1. Инвестиционный климат в РБ и инвестиционные проекты (на примере Гродненской области) 13
3. Влияние ПИИ на экономику РБ 29
4. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ 37
4.1. Политика государства в отношении иностранных инвестиций 37
4.2. Потенциал РБ в области привлечения ПИИ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Зарубежный капитал является наиболее реальным инвестиционным ресурсом в переходной экономике. Прямые иностранные инвестиции остаются важнейшим источником финансирования капиталовложений, а также дефицита текущего счета платежного баланса. Велика их роль в обеспечении экономического роста стран, в передаче технологии, ноу-хау и передового опыта.
Хотя
преимущества прямых иностранных инвестиций
очевидны, однако значительный их приток
оказывает неоднозначное
Необходимость более широкого привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь очевидна. Наряду с мобилизацией собственных ресурсов именно приток иностранного капитала способствует быстрому и эффективному развитию экономики страны–реципиента. Это — первоочередной приоритет. Иностранные инвестиции, в принципе, не только не препятствуют развитию отечественного бизнеса и экономики в целом, но и открывают перед ними новые перспективные возможности. Используя их, белорусские предприятия смогут более быстро модернизировать свое производство, освоить новейшие технологии.
Таким образом, экономика республики, и, прежде всего, реальный сектор, остро нуждаются в проведении "догоняющей модернизации", так как, несмотря на динамику роста инвестиций в основной капитал, недостаточно емкий внутренний финансовый рынок сдерживает доведение их объема до минимально необходимого уровня. Обновление основных фондов происходит пассивно (2-3% ежегодно вместо 8-10% по норме), что приводит как к физическому, так и моральному их старению — износ активной части основных фондов достиг 80%.
Причины, определяющие сдерживание притока иностранных инвестиций в республику, разные. Среди них чаще всего называют нестабильность и недостаточную четкость законодательства, чрезмерное применение государственных регулирующих мер, особенно в области налогов, тарифов, административных процедур институционализации и функционирования иностранных инвесторов. Указывается на определенную финансовую и экономическую нестабильность, которые осложняются неплатежами, значительным по ряду лет бюджетным дефицитом. Недостаточно различной информации, необходимой иностранным инвесторам для развертывания операций в Беларуси. Есть и другие обстоятельства, влияющие на данный процесс.
Безусловно, необходимо добиваться дальнейшего улучшения инвестиционного режима, сделать более перспективными стратегию и механизмы стимулирования и привлечения иностранных инвестиций. И важнейшим приоритетом в связи с этим в предстоящие годы является улучшение инвестиционного климата в стране по всем его составляющим.
Создание более благоприятного инвестиционного климата в стране предполагает решение многих вопросов. Налогообложение, количество и ставки налогов, налоговые льготы, гарантии собственности, механизмы ценообразования и валютные расчеты, уровень законности и целесообразности деятельности контрольных органов являются ключевыми факторами, определяющими состояние инвестиционного климата.
Опыт ряда стран показывает, что даже при экономико-финансовых и организационно–технических сложностях в отраслях народного хозяйства более значительный иностранный капитал возможно привлечь за счет создания для иностранного инвестора благоприятного правового режима, надлежащей законодательной базы.
Сложившийся в настоящее время низкий инвестиционный рейтинг Республики Беларусь требует проработки и принятия адекватных мер по стимулированию привлечения инвестиций изменения и совершенствования инвестиционного климата.
Поскольку осуществление инвестиций связано с определенным риском для инвестора, в целях его минимизации всегда стоит вопрос о гарантиях и компенсациях иностранным инвесторам, устанавливаемых как внутренним законодательством, так и международными договорами. Во внутреннем законодательстве нашей страны положения о гарантиях и компенсациях инвесторам закреплены прежде всего в Инвестиционном кодексе Республики Беларусь.
Благодаря предпринятым изменениям возможен дальнейший рост притока прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Динамика иностранного инвестирования в 2004–2007 гг.
Таблица ПА 1
Динамика поступления иностранных инвестиций в 2004–2007 гг., тыс. долл. США
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2007 г. (в % 2006 г.) | |
Республика Беларусь | 1 517 381,4 | 18 16169,1 | 4 036 054,0 | 5 421 864,6 | 134,3 |
Из них: | |||||
прямые инвестиции | 859 176,3 | 451 303,1 | 748 594,1 | 1 313 471,2 | 175,5 |
В том числе: | |||||
вклад в уставный фонд | 100 787,7 | 54200,4 | 73 296,5 | 183 390,3 | 250,2 |
кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов | 568 141,7 | 325 310,4 | 595 650,2 | 786 093,8 | 132,0 |
финансовая аренда (лизинг) | 362,0 | 1324,4 | 1497,9 | 4256,0 | 284,1 |
прочие прямые инвестиции и реинвестирование | 189 884,9 | 70 467,9 | 78 149,5 | 339 731,1 | 434,7 |
портфельные инвестиции | 391,3 | 246,9 | 3224,2 | 2233,1 | 69,3 |
прочие инвестиции | 657 813,8 | 1 364 619,1 | 3 284 235,7 | 4 106 160,3 | 125,0 |
В том числе: | |||||
торговые кредиты | 185 284,6 | 263 060,3 | 436 828,9 | 427 597,7 | 97,9 |
иностранные кредиты и займы | 152 880,1* | 1 091 319,7 | 2 814 101,4 | 3 634 210,8 | 129,1 |
другие иностранные инвестиции | 319 649,1** | 10 239,1 | 33 305,4 | 44 351,8 | 133,2 |
Таблица ПА 1
Чистое поступление иностранных инвестиций в 2004–2007 гг., тыс. долл. США
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2007 г. (в % 2006 г.) | |
Республика Беларусь | 145 624,5 | 268 466,7 | 655 117,7 | 1 278 501,7 | 195,2 |
Из них: | |||||
прямые инвестиции | 130 898,9 | 64 440,2 | 105 858,0 | 565 137,4 | в 5,3 раза |
В том числе: | |||||
вклад в уставный фонд | 87 349,5 | 44 406,8 | 55 056,6 | 170 219,9 | 309,2 |
кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов | 21 849,8 | 945,3 | 37 515,8 | 151 344,0 | 403,4 |
финансовая аренда (лизинг) | –25 577,0 | –19,7 | 1135,1 | 4000,9 | 352,5 |
прочие прямые инвестиции и реинвестирование | 47 276,6 | 19 107,8 | 12 150,5 | 239 572,6 | в 19,7 раза |
портфельные инвестиции | –654,2 | –3242,0 | 26,2 | 532,9 | в 20,3 раза |
прочие инвестиции | 15 379,8 | 207 268,5 | 549 233,5 | 712 831,4 | 129,8 |
В том числе: | |||||
торговые кредиты | 33 859,0 | 49 373,6 | 104 540,6 | –56 815,3 | — |
иностранные кредиты и займы | –86 747,9* | 162 027,0 | 446 880,6 | 747 806,8 | 167,3 |
другие иностранные инвестиции | 68 268,7** | –4 132,1 | –2 187,7 | 21 839,9 | — |
* Без иностранных займов.** Включая иностранные займы
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Иностранные инвестиции по отраслям экономики
Таблица ПБ 1
Чистое поступление иностранных инвестиций по отраслям экономики, тыс. долл. США
2006 г. | 2007 г. | 2007 г. (в % к 2006 г.) | ||||
всего | в том числе: | |||||
прямые | портфельные | прочие | ||||
Республика Беларусь | 655 117,7 | 1 278 501,7 | 565 137,4 | 532,9 | 712 831,4 | 195,2 |
В том числе: | ||||||
промышленность | 244 712,3 | 546 740,7 | 164 238,2 | 644,4 | 381 858,1 | 223,4 |
сельское хозяйство | –6396,8 | 3664,5 | 4168,4 | 217,5 | –721,4 | — |
транспорт | 19 125,6 | 238 150,9 | 74 377,7 | 0,9 | 163 772,3 | в 12,5 раза |
связь | 53 406,0 | 190 409,6 | 112 183,2 | — | 78 226,4 | 356,5 |
строительство | 14 410,4 | 31 052,6 | 14 854,0 | –201,4 | 16 400,0 | 215,5 |
торговля и общественное питание | 216 764,0 | 42 438,2 | 46 326,4 | –228,2 | –3660,0 | 19,6 |
МТС и сбыт | 5350,2 | 3287,7 | 618,9 | 38,1 | 2630,7 | 61,5 |
общая коммерч. Деятельность по обеспечению функц-ния рынка | 98 115,4 | 39 929,2 | 63 454,0 | — | –23 524,8 | 40,7 |
ЖКХ | –1 995,1 | –8 935,6 | 1644,3 | — | –10 579,9 | — |