Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:42, курсовая работа
Цель работы – изучение особенностей привлечения ПИИ на современном этапе развития экономики РБ и определение основных направлений стимулирования инвестиционной активности.
На основании цели автором работы поставлены следующие задачи:
Определение экономического содержания движения капитала и рассмотрение основных форм инвестиций.
Изучение инвестиционного климата Республики Беларусь.
Изучение структуры и динамики ПИИ и оценка их влияния на экономику РБ.
Оценка инвестиционной политики государства
Определение инвестиционного потенциала и основных направлений стимулирования прямого инвестирования в РБ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 5
1.1. Сущность, значение и формы движения иностранного капитала 5
1.2. Особенности прямых иностранных инвестиций 10
2. ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 13
2.1. Инвестиционный климат в РБ и инвестиционные проекты (на примере Гродненской области) 13
3. Влияние ПИИ на экономику РБ 29
4. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ 37
4.1. Политика государства в отношении иностранных инвестиций 37
4.2. Потенциал РБ в области привлечения ПИИ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50
Приоритетными направлениями деятельности для привлечения иностранных инвестиций в Беларусь на 2007-2010 гг. определены: машиностроение, электроника, пищевая и легкая промышленность, телекоммуникации, приборостроение, биотехнологии, радиоэлектроника и т. д.
Основой инвестиционного законодательства являются Инвестиционный кодекс и Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период 2006-2010 гг.
Кодекс определяет:
В Национальной программе сформулированы условия формирования благоприятного инвестиционного климата в стране, определены направления и механизмы привлечения отечественных и зарубежных инвестиций.
Законодательство предусматривает возможность осуществления на территории республики ПИИ в виде:
• инвестиционного договора частных инвесторов с государством;
• создания коммерческой организации с иностранными инвестициями с долевым или полным участием;
• договора концессии;
• банков с иностранными инвестициями, дочерних банков и представительств иностранных банков:
•
страховых организаций с
В Республике Беларусь политика привлечения иностранных инвестиций как принимающей страны в отношении иностранного капитала осуществляется по двум направлениям.
Первое направление - политика сдерживания иностранных инвестиций. Предполагает использование различных ограничительных мероприятий для сглаживания негативных эффектов от иностранных инвестиций в Республике Беларусь. К ним относятся следующие:
• дифференцированный подход к предприятиям с иностранным капиталом в зависимости от его доли в уставном фонде;
• контроль над экспортом продукции, произведенной на предприятиях с иностранными инвестициями. В соответствии с законодательством без лицензий и дополнительных разрешений экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию для собственного производства имеют право только коммерческие организации с долей иностранного участника в уставном фонде более 30 %;
• ограничения деятельности предприятий с иностранными инвестициями, связанные с обязательным выполнением производственно-социальных требований (к потенциальным инвесторам, претендующим на значительный пакет акций при акционировании крупных предприятий). Иностранный инвестор обязан соблюдать следующие условия:
1)
производственно-
2) социально-экономические и другие условия (предполагают взаимодействие с администрацией предприятий, органами власти по передаче, сохранению и развитию объектов социальной сферы предприятий; сохранение рабочих мест, обеспечение социальных гарантий и гарантий занятости работникам предприятий; обеспечение потребителей республики выпускаемой продукцией; осуществление мероприятий по защите окружающей среды и охране труда);
• процентное ограничение доли иностранного инвестора в отдельных отраслях;
• различные процедурные ограничения, которые связаны, например, с порядком формирования уставного фонда. Уставный фонд КОИИ должен быть сформирован не менее чем на 50 % в течение первого года со дня государственной регистрации. Каждый участник по истечении двух лет со дня регистрации должен внести не менее 50 % своей доли в полном объеме. Срок формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями может бить увеличен по решению Правительства Республики Беларусь;
• ограничения на возврат капитала и перевод прибыли за рубеж касаются определения минимального периода инвестиционных вложений, по истечении которого разрешается перевод прибыли и капитала принимающей страны;
• ограничения, связанные с правом распоряжения валютной выручкой от экспорта продукции.
Второе,
направление реализуемой в
Основным
способом активизации притока
В числе финансовых льгот предусмотрено использование централизованных инвестиционных ресурсов в виде кредита, если доля инвестора составляет не менее 20% и предоставляется гарантия Правительства Республики Беларусь. Возможно также заключение с иностранным инвестором государственного инвестиционного договора, предусматривающего дополнительные правовые гарантии.
Среди инструментов стимулирования иностранных инвесторов приоритетное значение имеют фискальные стимулы. Так, юридические лица, не осуществляющие коммерческую деятельность в Беларуси через постоянное представительство, но получающие доходы из источников в республике, уплачивают налог по дивидендам 15%, роялти - 15, доходам от долговых требований 10, лицензиям – 15, доходам от продажи товаров на выставках – 10, другим доходам - 15%.
Совместные предприятия имеют право на льготу по налогу на прибыль, перечисляемую в резервный фонд, таможенную льготу при ввозе на таможенную территорию имущества в счет уставною фонда: освобождаются от продажи валютной выручки при реализации продукции или услуг собственного производства [15, с. 139].
При реализации инвестиционного проекта с новыми и высокими технологиями иностранные инвесторы освобождаются на 5 лет от налогов и таможенных пошлин.
Наконец, существенные налоговые и таможенные льготы получают резиденты свободных экономических зон.
Указанные льготы предоставляются, как правило, при выполнении следующих условий:
• содействие росту занятости населения:
• содействие развитию мелкого и среднего предпринимательства;
• проведение НИОКР в принимающей стране;
• сохранение и развитие социальной сферы;
• содействие развитию регионов:
•
содействие увеличению масштабов экспорта.
Инвестиционный потенциал республики постепенно растет, чего нельзя сказать о темпах привлечения ПИИ. Подтверждает этот факт и Доклад Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) о мировых инвестициях 2007 г., в котором Республика Беларусь (по состоянию на 2005 г.) отнесена к группе государств с высоким потенциалом для привлечения прямых иностранных инвестиций, но не полностью его использующим.
Для оценки уровня использования странами своего потенциала для привлечения ПИИ ЮНКТАД применяет индексы реальной динамики (отношение доли страны в мировых потоках ввозимых (чистых) ПИП к ее доле в мировом ВВП) и потенциала (рассчитывается на основе 12 экономических параметров) в области ввоза ПИИ. По расчетам ЮНКТАД, в рейтинге стран по первому индексу Беларусь переместилась с 90 места в 2000 г. на 122 в 2006 г. среди 141 исследованной страны. Для сравнения: Эстония в 2006 г. заняла 9 место, Чехия -32, Латвия 31, Украина 37, Россия - 87. По индексу потенциала Беларусь переместилась с 65 места в 2000 г. на 47 в 2005 г. Как показали результаты по обоим индексам, Беларусь имеет высокий потенциал и низкую динамику в области привлечения ПИИ.
В политике Республики Беларусь по привлечению иностранных инвестиций необходимо сделать акцент на стимулирование создания филиалов ТНК в форме новых предприятий на конкурентной основе. Это позволит, во-первых, интегрировать экономику в международные производственные и распределительные цепи, во-вторых, обеспечить приток новых технологий и постоянную своевременную их модернизацию, и в-третьих, приход ТНК в каждую отрасль на конкурентной основе поможет избежать злоупотреблений монопольным положением.
Опираясь на опыт непосредственных соседей как на Востоке, так и на Западе, а также используя существующие в республике предпосылки к инвестированию и еще не в полной мере изученный и не нашедший применения инвестиционный потенциал в комбинации с целенаправленными мероприятиями государственной политики, республика может эффективно увеличить объем инвестиционных потоков в национальную экономику, ускоряя таким образом темп структурных реформ и процесс экономической конвергенции с соседними государствами региона.
Положительное влияние на привлечение дополнительных объемов капитала в форме прямых иностранных инвестиций в экономику страны окажет последовательное решение проблем функционирования СЭЗ в Республике Беларусь
Финансирование за счет прямых иностранных инвестиций требует принятия ряда мер, направленных на улучшение инвестиционного климата (повышение стабильности законодательной базы, дополнительное гарантирование прав частной собственности), а также на ограничение административного регулирования рыночных отношений. Кроме того, правительству следует обеспечить равные условия доступа к ресурсам и рынкам сбыта для частных и государственных компаний, запустить механизмы приватизации и банкротства неэффективных государственных предприятий. Только в случае реализации этих мер возможно привлечение прямых иностранных инвестиций в объемах, достаточных для полной модернизации экономики. Данный вариант финансирования модернизации экономики обеспечит следующие отличительные преимущества для нее:
а) привлечение финансовых ресурсов по низкой стоимости;
б)
возможность импорта
в) повышение инициативности и гибкости бизнеса, обеспеченное частным интересом;
г) переложение деловых рисков с бюджета и налогоплательщиков па частных инвесторов.
Таким образом, для улучшения инвестиционного климата необходимо:
-
сформировать действенный
-
разработать государственную
-
утвердить перечень отраслей
с приоритетным участием
- упростить процедуру и сократить время регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
-
разъяснить положения по
- разработать нормативные акты и экономические механизмы решения инвестиционных споров и выплаты компенсации иностранным инвесторам;
-
разработать и создать
-
повысить имидж республики
-
создать при посольствах
Реализация
указанных мероприятий позволит
сократить отставание Беларуси от других
государств с переходной экономикой
в привлечении прямых иностранных инвестиций,
а так же поможет сформировать целостную
и эффективную систему государственного
регулирования потоков капитала, отвечающую
мировым стандартам, что в конечном итоге
создаст максимально благоприятные условия
для роста белорусской экономики.