Состояние и перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение особенностей привлечения ПИИ на современном этапе развития экономики РБ и определение основных направлений стимулирования инвестиционной активности.
На основании цели автором работы поставлены следующие задачи:
Определение экономического содержания движения капитала и рассмотрение основных форм инвестиций.
Изучение инвестиционного климата Республики Беларусь.
Изучение структуры и динамики ПИИ и оценка их влияния на экономику РБ.
Оценка инвестиционной политики государства
Определение инвестиционного потенциала и основных направлений стимулирования прямого инвестирования в РБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 5
1.1. Сущность, значение и формы движения иностранного капитала 5
1.2. Особенности прямых иностранных инвестиций 10
2. ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 13
2.1. Инвестиционный климат в РБ и инвестиционные проекты (на примере Гродненской области) 13
3. Влияние ПИИ на экономику РБ 29
4. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ 37
4.1. Политика государства в отношении иностранных инвестиций 37
4.2. Потенциал РБ в области привлечения ПИИ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 442.50 Кб (Скачать)

     Приоритетными направлениями деятельности для привлечения иностранных инвестиций в Беларусь на 2007-2010 гг. определены: машиностроение, электроника, пищевая и легкая промышленность, телекоммуникации, приборостроение, биотехнологии, радиоэлектроника и т. д.

     Основой инвестиционного законодательства являются Инвестиционный кодекс и Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период 2006-2010 гг.

     Кодекс  определяет:

  • основные понятия,
  • объекты,
  • формы в инвестиционной деятельности,
  • цели и методы ее государственного регулирования,
  • систему гарантий прав инвесторов и защиту инвестиций,
  • содержание государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории республики.

     В Национальной программе сформулированы условия формирования благоприятного инвестиционного климата в стране, определены направления и механизмы привлечения отечественных и зарубежных инвестиций.

     Законодательство  предусматривает возможность осуществления на территории республики ПИИ в виде:

     • инвестиционного договора частных  инвесторов с государством;

     • создания коммерческой организации с иностранными инвестициями с долевым или полным участием;

     • договора концессии;

     • банков с иностранными инвестициями, дочерних банков и представительств иностранных банков:

     • страховых организаций с иностранными инвестициями, дочерних иностранных страховых организаций [9, с. 35].

     В Республике Беларусь политика привлечения  иностранных инвестиций как принимающей страны в отношении иностранного капитала осуществляется по двум направлениям.

     Первое направление - политика сдерживания иностранных инвестиций. Предполагает использование различных ограничительных мероприятий для сглаживания негативных эффектов от иностранных инвестиций в Республике Беларусь. К ним относятся следующие:

     • дифференцированный подход к предприятиям с иностранным капиталом в зависимости от его доли в уставном фонде;

     • контроль над экспортом продукции, произведенной на предприятиях с иностранными инвестициями. В соответствии с законодательством без лицензий и дополнительных разрешений экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию для собственного производства имеют право только коммерческие организации с долей иностранного участника в уставном фонде более 30 %;

     • ограничения деятельности предприятий с иностранными инвестициями, связанные с обязательным выполнением производственно-социальных требований (к потенциальным инвесторам, претендующим на значительный пакет акций при акционировании крупных предприятий). Иностранный инвестор обязан соблюдать следующие условия:

     1) производственно-технологические (развитие предприятий с сохранением их профиля; увеличение объемов производства товарной продукции, в том числе на основе использования высоких и новых технологий; обеспечение рентабельности, требуемой для расширенного воспроизводства);

     2) социально-экономические и другие условия (предполагают взаимодействие с администрацией предприятий, органами власти по передаче, сохранению и развитию объектов социальной сферы предприятий; сохранение рабочих мест, обеспечение социальных гарантий и гарантий занятости работникам предприятий; обеспечение потребителей республики выпускаемой продукцией; осуществление мероприятий по защите окружающей среды и охране труда);

     • процентное ограничение доли иностранного инвестора в отдельных отраслях;

     • различные процедурные ограничения, которые связаны, например, с порядком формирования уставного фонда. Уставный фонд КОИИ должен быть сформирован не менее чем на 50 % в течение первого года со дня государственной регистрации. Каждый участник по истечении двух лет со дня регистрации должен внести не менее 50 % своей доли в полном объеме. Срок формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями может бить увеличен по решению Правительства Республики Беларусь;

     • ограничения на возврат капитала и перевод прибыли за рубеж касаются определения минимального периода инвестиционных вложений, по истечении которого разрешается перевод прибыли и капитала принимающей страны;

     • ограничения, связанные с правом распоряжения валютной выручкой от экспорта продукции.

     Второе, направление реализуемой в Республике Беларусь политики привлечения иностранных инвестиций - политика стимулирования притока иностранных инвестиций, осуществляемая с целью воздействия на направление, величину и характер инвестиционных потоков.

     Основным  способом активизации притока иностранных  инвестиций в настоящее время является предоставление различных льгот. Так, предприятие с иностранным участием может получить статус приоритетного и право па дополнительные льготы, если удовлетворяет конкретным условиям, зафиксированным законодательством, и инвестирует в определенные сферы деятельности.

     В числе финансовых льгот предусмотрено использование централизованных инвестиционных ресурсов в виде кредита, если доля инвестора составляет не менее 20% и предоставляется гарантия Правительства Республики Беларусь. Возможно также заключение с иностранным инвестором государственного инвестиционного договора, предусматривающего дополнительные правовые гарантии.

     Среди инструментов стимулирования иностранных инвесторов приоритетное значение имеют фискальные стимулы. Так, юридические лица, не осуществляющие коммерческую деятельность в Беларуси через постоянное представительство, но получающие доходы из источников в республике, уплачивают налог по дивидендам 15%, роялти - 15, доходам от долговых требований 10, лицензиям – 15, доходам от продажи товаров на выставках – 10, другим доходам - 15%.

     Совместные  предприятия имеют право на льготу по налогу на прибыль, перечисляемую  в резервный фонд, таможенную льготу при ввозе на таможенную территорию имущества в счет уставною фонда: освобождаются от продажи валютной выручки при реализации продукции или услуг собственного производства [15, с. 139].

     При реализации инвестиционного проекта  с новыми и высокими технологиями иностранные инвесторы освобождаются на 5 лет от налогов и таможенных пошлин.

     Наконец, существенные налоговые и таможенные льготы получают резиденты свободных экономических зон.

     Указанные льготы предоставляются, как правило, при выполнении следующих условий:

     • содействие росту занятости населения:

     • содействие развитию мелкого и среднего предпринимательства;

     • проведение НИОКР в принимающей стране;

     • сохранение и развитие социальной сферы;

     • содействие развитию регионов:

     • содействие увеличению масштабов экспорта. 

    1. Потенциал РБ в области привлечения  ПИИ
 

     Инвестиционный  потенциал республики постепенно растет, чего нельзя сказать о темпах привлечения ПИИ. Подтверждает этот факт и Доклад Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) о мировых инвестициях 2007 г., в котором Республика Беларусь (по состоянию на 2005 г.) отнесена к группе государств с высоким потенциалом для привлечения прямых иностранных инвестиций, но не полностью его использующим.

     Для оценки уровня использования странами своего потенциала для привлечения ПИИ ЮНКТАД применяет индексы реальной динамики (отношение доли страны в мировых потоках ввозимых (чистых) ПИП к ее доле в мировом ВВП) и потенциала (рассчитывается на основе 12 экономических параметров) в области ввоза ПИИ. По расчетам ЮНКТАД, в рейтинге стран по первому индексу Беларусь переместилась с 90 места в 2000 г. на 122 в 2006 г. среди 141 исследованной страны. Для сравнения: Эстония в 2006 г. заняла 9 место, Чехия -32, Латвия 31, Украина 37, Россия - 87. По индексу потенциала Беларусь переместилась с 65 места в 2000 г. на 47 в 2005 г. Как показали результаты по обоим индексам, Беларусь имеет высокий потенциал и низкую динамику в области привлечения ПИИ.

     В политике Республики Беларусь по привлечению иностранных инвестиций необходимо сделать акцент на стимулирование создания филиалов ТНК в форме новых предприятий на конкурентной основе. Это позволит, во-первых, интегрировать экономику в международные производственные и распределительные цепи, во-вторых, обеспечить приток новых технологий и постоянную своевременную их модернизацию, и в-третьих, приход ТНК в каждую отрасль на конкурентной основе поможет избежать злоупотреблений монопольным положением.

     Опираясь  на опыт непосредственных соседей как на Востоке, так и на Западе, а также используя существующие в республике предпосылки к инвестированию и еще не в полной мере изученный и не нашедший применения инвестиционный потенциал в комбинации с целенаправленными мероприятиями государственной политики, республика может эффективно увеличить объем инвестиционных потоков в национальную экономику, ускоряя таким образом темп структурных реформ и процесс экономической конвергенции с соседними государствами региона.

     Положительное влияние на привлечение дополнительных объемов капитала в форме прямых иностранных инвестиций в экономику  страны окажет последовательное решение проблем функционирования СЭЗ в Республике Беларусь

     Финансирование  за счет прямых иностранных инвестиций требует принятия ряда мер, направленных на улучшение инвестиционного климата (повышение стабильности законодательной базы, дополнительное гарантирование прав частной собственности), а также на ограничение административного регулирования рыночных отношений. Кроме того, правительству следует обеспечить равные условия доступа к ресурсам и рынкам сбыта для частных и государственных компаний, запустить механизмы приватизации и банкротства неэффективных государственных предприятий. Только в случае реализации этих мер возможно привлечение прямых иностранных инвестиций в объемах, достаточных для полной модернизации экономики. Данный вариант финансирования модернизации экономики обеспечит следующие отличительные преимущества для нее:

     а) привлечение финансовых ресурсов по низкой стоимости;

     б) возможность импорта инновационных  технологий и принципов менеджмента  иностранных компаний;

     в) повышение инициативности и гибкости бизнеса, обеспеченное частным интересом;

     г) переложение деловых рисков с  бюджета и налогоплательщиков па частных инвесторов.

     Таким образом, для улучшения инвестиционного климата необходимо:

     - сформировать действенный центральный орган по работе с иностранными инвесторами, имеющего права и полномочия министерства;

     - разработать государственную программу  приватизации с участием иностранных  инвесторов;

     - утвердить перечень отраслей  с приоритетным участием иностранного  капитала;

     - упростить процедуру и сократить время регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями;

     -  разъяснить положения по приобретению  земли, зданий, сооружений и другой  недвижимости инвесторами;

     - разработать нормативные акты  и экономические механизмы решения инвестиционных споров и выплаты компенсации иностранным инвесторам;

     - разработать и создать механизмы  поощрения реинвестиционной деятельности  иностранных инвесторов на территории  республики;

     - повысить имидж республики посредством  более активной работы посольств, консульств, торговых представительств и других белорусских учреждений за границей;

     - создать при посольствах Республики  Беларусь в ряде государств (США,  Германия, Россия, Франция, Великобритания, Япония, Чехия, Польша и др.) специальных офисов (центров), предназначенных для постоянного информирования зарубежных партнеров об инвестиционных возможностях национальной экономики.

     Реализация  указанных мероприятий позволит сократить отставание Беларуси от других государств с переходной экономикой в привлечении прямых иностранных инвестиций, а так же поможет сформировать целостную и эффективную систему государственного регулирования потоков капитала, отвечающую мировым стандартам, что в конечном итоге создаст максимально благоприятные условия для роста белорусской экономики. 

Информация о работе Состояние и перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь