Состояние и перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение особенностей привлечения ПИИ на современном этапе развития экономики РБ и определение основных направлений стимулирования инвестиционной активности.
На основании цели автором работы поставлены следующие задачи:
Определение экономического содержания движения капитала и рассмотрение основных форм инвестиций.
Изучение инвестиционного климата Республики Беларусь.
Изучение структуры и динамики ПИИ и оценка их влияния на экономику РБ.
Оценка инвестиционной политики государства
Определение инвестиционного потенциала и основных направлений стимулирования прямого инвестирования в РБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 5
1.1. Сущность, значение и формы движения иностранного капитала 5
1.2. Особенности прямых иностранных инвестиций 10
2. ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 13
2.1. Инвестиционный климат в РБ и инвестиционные проекты (на примере Гродненской области) 13
3. Влияние ПИИ на экономику РБ 29
4. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ 37
4.1. Политика государства в отношении иностранных инвестиций 37
4.2. Потенциал РБ в области привлечения ПИИ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 442.50 Кб (Скачать)

      Под капиталом в форме ПИИ понимается капитал, вложенный прямым иностранным инвестором (напрямую или через другие предприятия) в предприятие прямого инвестирования в стране — импортере инвестиций либо полученный инвестором от такого предприятия.

      Составными элементами ПИИ являются следующие компоненты:

      — уставный (акционерный) капитал, охватывающий капитал отделений, все акции дочерних компаний и ассоциированных предприятий (как с правом, так и без права голоса) и другие вложения в создание активов;

      — реинвестированные доходы, состоящие из доли прямого инвестора (пропорциональной его участию в капитале) в нераспределенных доходах предприятия прямого инвестирования;

      — прочий капитал, имеющий отношение к различным "межфирменным" операциям с долговыми обязательствами.

      Среди трех основных компонентов ПИИ в мире преобладают инвестиции в акционерный капитал. В последнем десятилетии XX в. на долю такой формы финансирования приходилось почти две трети суммарных потоков ПИИ.

      Импорт капитала - гораздо более выгодный для страны-реципиента способ получения иностранной валюты, чем экспорт товаров и услуг, при котором страна, с одной стороны, принимает иностранную валюту, с другой - в обмен на нее тут же отдаст за границу определенные ценности на сумму, равную покупательной способности полученной валюты. В случае импорта капитала страна принимает иностранную валюту, но ничего взамен немедленно не отдает. ПИИ дают зарубежным поставщикам возможность создать в принимающей стране собственное предприятие, продукция которого попадает на внутренний рынок страны-реципиента в обход таможенных барьеров

      Именно такая особенность прямых иностранных инвестиций позволила ряду развивающихся стран с ограниченными производственными и экспортными возможностями преобразовать экономику путем закупок на мировом рынке значительных объемов современных средств производства за счет инвестированного зарубежного капитала и превратиться в новые индустриальные государства.

    Капитал в форме ПИИ может, во-первых, непосредственно вкладываться в предприятие прямого инвестирования, где инвестору будет принадлежать на правах собственности доля определенного размера. При этом предприятием прямого инвестирования является предприятие, в котором прямому инвестору принадлежит 10% (или более) простых акций или голосов либо соответствующий эквивалент собственности. Предприятие прямого инвестирования может быть создано иностранным инвестором двумя способами: путем основания нового ("с нуля") или путем покупки уже существующего предприятия в стране, принимающей капитал (слияние или поглощение).

    Во-вторых, капитал в форме ПИИ может служить основой для создания филиалов транснациональных компаний на базе соглашений (франчайзинга, лицензионных соглашений, лизинга, концессии, схемы раздела продукции и других), в соответствии с которыми инвестор не имеет доли в уставном фонде или акционерном капитале предприятия-партнера, но получает возможность существенно влиять на управление им.

    Несмотря на то, что прямыми иностранными инвесторами могут быть различные экономические субъекты (частное лицо или группа частных лиц, компания или группа компаний, государства в лице правительств), мировая практика показывает, что чаще всего ими являются транснациональные компании (ТНК).

    Инвестор, осуществляя долгосрочные капиталовложения, заинтересован в эффективном управлении предприятием прямого инвестирования. По этой причине в качестве капитала он использует следующие собственные активы: новые технологии, уникальный опыт в управлении, маркетинговые и научные исследования, развитую сеть поставок и продаж, бренды и торговые марки, возможность предоставления внутрифирменных кредитов, повышение квалификации работников и т.д. Таким образом, ПИИ сопровождаются многочисленными микроэкономическими эффектами, положительно влияющими на экономическое развитие страны, импортирующей ПИИ.

 

  1. ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
 
    1. Инвестиционный  климат в РБ и инвестиционные проекты (на примере Гродненской области)
 

     Инвестиционный  климат представляет собой обобщенную характеристику факторов, учитываемых инвестором при принятии решения о вложении инвестиций. Улучшение инвестиционного климата является основной предпосылкой аккумулирования внутренних и привлечения иностранных инвестиций.

     При определении инвестиционного климата  учитываются: макроэкономическая ситуация; политические условия; природно-ресурсный, научно-технический и производственный потенциал; инфраструктура; институциональная среда и качество законодательства; режим допуска и условия функционирования инвесторов; мероприятия по стимулированию или ограничению инвестиций; наличие свободных торговых, экономических, промышленных и других зон для инвесторов; организационные структуры и меры по привлечению иностранных инвесторов и др.

     Среди сравнительных преимуществ инвестиционного климата Беларуси следует отметить выгодное геополитическое положение, политическую стабильность и низкую коррумпированность в органах госуправления, относительно невысокую стоимость квалифицированной рабочей силы, уровень развития производственной и социальной инфраструктуры, возможность свободного выхода на российский рынок в условиях Таможенного союза с Российской Федерацией, финансовую стабильность, наличие ряда льгот для инвесторов (в т.ч. в СЭЗах) и др.

     Особенности процесса рыночной трансформации в  постсоветских республиках, прежде всего замедленный и непоследовательный ход приватизации, во многом обусловливают незначительность объемов освоенных иностранных инвестиций в государствах СНГ (по данным ЕБРР, на них приходится лишь 1/4 общего нетто-объема прямых иностранных инвестиций в Восточную Европу). Аккумулированный нетто-приток ПИИ в государства СНГ составил в 90-х гг. – нач. ХХI в. 196 долл. США на душу населения. Для сравнения: этот же показатель в остальных восточноевропейских странах с переходной экономикой достиг 1,365 долл. США на душу населения [2, c. 21].

     Республика  Беларусь, как и остальные постсоветские республики, столкнулась с нехваткой собственного капитала, направляемого на реформирование экономики, и необходимостью привлечения капитальных средств, в том числе и в форме ПИИ.

     Прямые  иностранные инвестиции являются наиболее выгодным источником финансирования в экономике. Это объясняется прежде всего тем, что приток иностранного капитала в национальную экономику не связан с обязательством его обратной выплаты и выплаты процентов. ПИИ не только дают финансовый эффект, но и являются средством передачи современных производственных технологий, что повышает технологический уровень производства и производительность рабочей силы, укрепляет конкурентные позиции республики на мировом рынке.

     ПИИ являются потенциально мощным фактором роста и повышения эффективности производства и, следовательно, сильным механизмом переноса изменений в экономическую систему. С ними связывается решение многих долгосрочных и текущих проблем национальной экономики: расширение налогооблагаемой базы, увеличение доходной части бюджета, повышение конкурентоспособности отечественной продукции. От ПИИ ожидается ускорение процесса диверсификации белорусского экспорта.

     В период с 1989 по 2001 г. чистый аккумулированный приток прямых иностранных инвестиций в республику составил 132 долл. США на душу населения. К 2005 г. наметилась некоторая тенденция роста и он увеличился до 208 долл. США.

     Такие темпы роста в условиях трансформационных  процессов в регионе Восточной  Европы являются неприемлемыми и  свидетельствуют о наличии в республике факторов, сдерживающих инициативу иностранных инвесторов. Так, по показателю привлеченных на душу населения ПИИ Беларусь занимает одну их последних позиций в регионе [13, c. 24].

     Привлечение в республику незначительных объемов  иностранного капитала в форме прямых иностранных инвестиций является следствием существования в экономике многочисленных торговых и валютных ограничений, обширного государственного вмешательства в частный сектор, а также замедления темпов приватизации. И это при относительно емком внутреннем рынке, хорошо развитой инфраструктуре, наличии качественного человеческого капитала и экономически выгодном географическом положении республики.

     Очевидной является необходимость стимулирования привлечения в экономику республики прямых иностранных инвестиций и создания для этого благоприятного инвестиционного климата, способного обеспечить Республике Беларусь конкурентные преимущества.

     Одним из способов увеличения совокупного  спроса в республике является рост и совершенствование производства, которое является не только источником предложения товаров и услуг, но и рынком сбыта для поставщиков средств производства. Создание с помощью иностранного капитала успешно работающих предприятий может расширить совокупную емкость рынка товаров, услуг, рабочей силы и тем самым способствовать росту экономики.

     По  данным Министерства экономики в  Республике Беларусь функционирует 3000 коммерческих организаций с участием иностранного капитала. Основными инвесторами являются: Швейцария, Россия, Великобритания, Германия, США, доля которых в общем объеме ПИИ составляет 90%.

     Вложение  иностранного капитала способствовало созданию 10% рабочих мест, обеспечению 10% ВВП страны, 15% национального экспорта и 20% республиканского импорта. Наиболее успешные (по рейтингу Министерства экономики Республики Беларусь) организации с иностранным капиталом производят: СП «Бакко Бисов» (1991 г.) - биметаллические ленточные пилы; ИП «Маерск Медикал» ООО (1992 г.) - одноразовые стерильные медицинские изделия; ЗАО «МАЗ-МАН» (1998 г.) - большегрузные автомобили для региональных и международных перевозок, седельные тягачи; СООО «Мобильные Телесистемы» (2002 т.) - услуги сотовой связи в стандарте GSM 900/1800.

     К факторам усиления привлекательности инвестиционного климата в условиях глобализации можно отнести:

     •  ускорение перехода к рыночным отношениям

     • формирование эффективной структуры  привлекаемых иностранных инвестиций посредством проведения соответствующей внешнеэкономической политики;

     • мотивирование иностранных инвесторов путем применения современных факторов привлечения ПИИ;

     • ориентация на привлечение ПИИ малых  и средних транснациональных  корпораций;

     • формирование гармоничной и прозрачной политики стимулирования ПИИ. Таким  образом, очевидна прямая связь между улучшением структуры привлекаемого в страну иностранного капитала и существующим в ней инвестиционным климатом [11, c. 23].

     Политика привлечения ПИИ является важной составной частью национальной экономической политики. В Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2006—2010 годы определено: при привлечении иностранных инвестиций предпочтение отдавать ПИИ, однако, по данным ЮНКТАД, доля ПИИ в инвестициях в основной капитал находится на одном из самых низких уровней среди бывших социалистических стран.

     Международный валютный фонд (МВФ) оценивает приток ПИИ в Беларусь как чрезвычайно низкий по сравнению с другими странами (около 1% к уровню ВВП) и полагает, что это — один из факторов внешней уязвимости государства.

     Согласно данным Министерства иностранных дел Республики Беларусь, несмотря на более чем двукратное увеличение притока иностранных инвестиций в 2006 г. по сравнению с 2005 г., доля ПИИ снизилась с 24,8% в 2005 г. до 18,5% в 2006 г.

     В настоящее время ряд национальных правительств получают кредитные рейтинги, руководствуясь при этом не только организацией выпуска международных облигационных займов, а повышением, например, притока ПИИ. Значение кредитного рейтинга выражается латинскими буквами с уточняющими буквами или символами. Любое значение рейтинга имеет свою интерпретацию. Рейтинги подразделяются на три отдельные категории: инвестиционная (ААА/Ааа, АА/Аа, А/А, ВВВ Ваа), неинвестиционная, или спекулятивная (ВВ/Ва, В/В), и категория дефолта (ССС Саа, СС, С/Са, SD, D). Путем снижения значений рейтинга до определенных отметок рейтинговые агентства могут объявлять дефолты по долговым обязательствам [10, c. 12].

     В 2007 г. компания Standard & Poor's присвоила  Республике Беларусь долгосрочные кредитные  рейтинги: "B+" - по обязательствам в иностранной валюте и "BB" - по обязательствам в национальной валюте. В то же время Республике Беларусь присвоены краткосрочные кредитные рейтинги "B". Прогноз - "Стабильный". Международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service присвоило Беларуси рейтинг в иностранной валюте Вa2. Рейтинг в пределах Вa2, означает, что страна может предоставить обязательства, для которых в настоящее время ожидаемый инвестиционный риск низок.

     Что касается ПИИ, то наибольший их приток наблюдался в те страны, в которых национальные правительства не имеют рейтингов и где их рейтингам присвоены дефолтные значения. Исследователи установили приоритетную роль реальных инвестиций в слаборазвитых государствах в отличие от финансовых (акции, облигации) в развитых странах. Факт наличия и значение СКР учитываются международными экспертами по установлению страновых рейтингов, которые, в свою очередь, используются стратегическими инвесторами при принятии инвестиционных решений. Некоторые из этих оценок применяются также рейтинговыми агентствами для определения политической составляющей значения кредитного рейтинга.

Информация о работе Состояние и перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь