Состояние и перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение особенностей привлечения ПИИ на современном этапе развития экономики РБ и определение основных направлений стимулирования инвестиционной активности.
На основании цели автором работы поставлены следующие задачи:
Определение экономического содержания движения капитала и рассмотрение основных форм инвестиций.
Изучение инвестиционного климата Республики Беларусь.
Изучение структуры и динамики ПИИ и оценка их влияния на экономику РБ.
Оценка инвестиционной политики государства
Определение инвестиционного потенциала и основных направлений стимулирования прямого инвестирования в РБ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 5
1.1. Сущность, значение и формы движения иностранного капитала 5
1.2. Особенности прямых иностранных инвестиций 10
2. ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 13
2.1. Инвестиционный климат в РБ и инвестиционные проекты (на примере Гродненской области) 13
3. Влияние ПИИ на экономику РБ 29
4. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ 37
4.1. Политика государства в отношении иностранных инвестиций 37
4.2. Потенциал РБ в области привлечения ПИИ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 442.50 Кб (Скачать)

     Положительное воздействие ПИИ на экономику страны—реципиента инвестиций на макроэкономическом уровне включает:

     • увеличение финансовых ресурсов для развития реального сектора и инвестиций в основной капитал;

     • трансфер технологий и модернизацию экономики;

     • рост конкурентоспособности экспорта страны;

     • увеличение занятости и повышение квалификации работников;

     • прочие прямые и косвенные эффекты.

     Потенциально возможные негативные ПИИ-эффекты на макроэкономическом уровне связаны главным образом с антиконкурентной практикой ТНК; уклонением от налогов и злоупотреблением практикой формирования трансфертных цен ТНК; подавлением национальных производителей и вытеснением национальной продукции, технологий, торговых сетей и деловой практики.

     Таким образом, устойчивому экономическому развитию страны способствуют ПИИ через положительные эффекты, стимулировать которые целесообразно через систему мероприятий в рамках политики привлечения иностранных инвестиций.

     Привлекая прямые иностранные инвестиции, страны с транзитивной экономикой рассчитывают на приток капитала для финансирования развития экономики. Для измерения доли ПИИ могут использоваться такие показатели, как процентная доля притока ПИИ в валовых инвестициях в основной капитал (ВИОС) и процентная доля накопленных ПИИ в ВВП. Однако названные показатели необходимо сопоставлять с такими абсолютными показателями, как ВВП, величина ежегодного притока и накопленных ПИИ для получения полного представления о значении ПИИ как источника финансирования развития,

     В целом в транзитивных экономиках ПИИ играют более существенную роль в формировании основного капитала по сравнению с развитыми и развивающимися странами. Особенно значительна в регионах ЕС-10 и ЮВЕ доля накопленных ПИИ в ВВП, которая примерно в два раза превышает среднее значение в развитых, развивающихся странах, а также в регионе СНГ. Следует отметить, что разброс значений показателей по отдельным странам с транзитивной экономикой очень высок [17, c. 97].

     В Республике Беларусь ПИИ пока не играют существенной роли в качестве источника финансирования развития экономики по сравнению с другими странами с транзитивной экономикой. Накопленные ПИИ составляли только десятую долю ВВП страны в 2007 г., или 4,5 млрд. долл. США. Тем не менее анализ таких агрегированных показателей, как объем произведенной продукции, инвестиции в основной капитал, численность занятых, экспорт, импорт товаров (табл. 2.3), и конкретные примеры деятельности организаций с иностранными инвестициями в республике позволяют выявить и оценить влияние ПИИ на экономику страны.

Таблица 2.3

Влияние организаций с иностранными инвестициями на развитие экономики Республики Беларусь в 2007 г. 

Экономические показатели В РБ В организациях с иностранным капиталом Доля организаций с иностранным капиталом, в %
Объем произведенной продукции, млрд. бел. руб. 96 087,2 15 015,08 15,63
Инвестиции в основной капитал, млрд. бел. руб. 26053,3 2 010,74 7,72
Численность занятых, тыс. чел. 4477 185,725 4.15
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, тыс. руб. 694 815,45 117,50
в том числе: на совместных предприятиях   788,7  
на иностранных предприятиях   842,2  
Экспорт товаров, млн. долл. США 24 275 4 808,9 19,81
Импорт товаров, млн. долл. США 28 693 8682 30,26

Источник: [14, с. 33] 

     Доля компаний с иностранными инвестициями в ВВП страны в 2007 г. составила 15,63%. Учитывая то, что данный объем создают 4% занятых в республике, можно определенно констатировать — производительность труда в организациях с иностранными инвестициями выше, чем в целом по стране.

     Анализируя долю данных компаний в общем объеме инвестиций в основной капитал в стране, которая составляет 7,72%, обнаруживается незначительность вклада ПИИ в финансирование развития экономики республики. Это подтверждает необходимость активизации привлечения ПИИ в экономику страны. Кроме того, инвестиции в основной капитал анализируемых компаний составили в 2007 г. 13,4% от общего объема произведенной ими продукции. Этот показатель должен быть выше примерно на треть, чтобы обеспечить регулярное обновление основного капитала. Поэтому одной из задач инвестиционной политики Республики Беларусь является стимулирование реинвестиций компаний с иностранным капиталом.

     ТНК на современном этапе развития мировой экономики являются лидерами в области инноваций. На их долю приходится половина глобальных расходов на НИОКР и не меньше двух третей коммерческих расходов — на исследования и разработки. Распространение технологий ТНК предпочитают осуществлять через свои филиалы, а не внешние формы трансфера (лицензии, субконтракты, стратегические альянсы, продажа оборудования). На собственных филиалах легче проконтролировать качество использования технологий, проще их обновить в быстро меняющемся мире инноваций. Поэтому рост филиалов ТНК в привлекающей ПИИ экономике будет способствовать притоку новейших технологий.

     В Республике Беларусь в 2007 г. насчитывалось 4218 коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Из них только 54 организации представляют собой филиалы ТНК, тогда как в странах—лидерах по привлеченным ПИИ на душу населения число филиалов исчисляется тысячами. Так, в 2005— 2007 гг. в Эстонии их было 2858, Венгрии — 26019, Словакии — 2780, Хорватии — 3256, в Казахстане — 2267. Такая ситуация свидетельствует о том, что Беларусь недополучает новейшие технологии с притоком ПИИ.

     Тем не менее компании с иностранным капиталом в Республике Беларусь обладают более высокой производительной способностью по сравнению с национальными, так как используют новые технологии, создают уникальные продукты и инновационные центры.

     Производительность труда в компаниях с иностранными инвестициями в Беларуси в целом выше, чем на национальных предприятиях. Они также обеспечивают существенную долю экспорта республики, а именно почти 20% в 2007 г. (табл. 2.3), положительно влияя на укрепление конкурентоспособности экономики страны.

     Многие из работающих в Беларуси СП и ИИ экспортируют большую часть своей продукции. Например, совместное белорусско-российское СП ООО "Белль Бимбо" по производству детской одежды 80% своей продукции экспортирует в Россию, Украину, Молдову, Латвию. Совместное предприятие "Гефест" (электрические и газовые плиты) экспортирует более 75% своей продукции, а белорусско-шведское СП "Бакко Бисов" (биметаллические пилы) — 70% .

     Однако серьезную озабоченность вызывает тот факт, что объем импорта компаний с иностранными инвестициями существенно превышает объем экспорта. Так, в 2007 г, его доля составляла более 30% импортируемой продукции Беларуси (табл. 2.3). Разницу между экспортируемой и импортируемой продукцией можно объяснить следующим образом:

     • значительная часть сырья для производства импортируется с тем, чтобы создать качественную продукцию;

     • существенная доля готовой продукции остается на внутреннем рывке. Таким образом, ПИИ выполняют функцию импортозамещения для товаров конечного потребления;

     • высокая доля импорта промежуточной продукции компаниями с иностранными инвестициями свидетельствует о низкой степени их производственной интеграции в белорусскую экономику и недостатке вертикальных связей с местными предприятиями и фирмами [14, c. 34]

     В 2007 г. на 4218 совместных и иностранных предприятиях работало 4,15% от общего числа занятых в республике, а номинальная заработная плата была на 17,5% выше, чем средняя по стране. Причем на иностранных предприятиях средняя заработная плата несколько выше, чем на совместных (таблица 2.3).

     Среди компании с иностранным капиталом есть как средние и малые предприятия, так и крупные. Так, на белорусско-нидерландском СП "АМИПАК" ОАО (упаковочные материалы) численность работающих составляет более 540 человек, а на СП "Цейс-БелОМО" ООО (оптика и электроника) — более 5000 человек.

     Среди примеров косвенных эффектов ПИИ, имеющих место в Республике Беларусь, можно выделить следующие.

     1. Повышение квалификации работников компаний, покупающих продукцию в компании-партнере ТНК

     2. Сотрудничество с университетами и научными центрами

     3. Социальная ответственность компаний и социальные эффекты от ПИИ в Беларуси

     В Республике Беларусь примеры негативного влияния компаний с иностранными инвестициями на экономику страны трудно найти. Это объясняется несколькими факторами:

     — большинство злоупотреблений иностранными компаниями в других странах СНГ происходит в добывающих отраслях, удельный вес которых достаточно мал в республике;

     — государственная экспертиза проектов защищает экономику от нарушений со стороны иностранных компаний;

     — количество иностранных компаний не настолько велико в Беларуси, чтобы нельзя было проследить их деятельность в отношении злоупотреблений.

     В странах — лидерах СНГ по привлечению ПИИ среди негативных эффектов от притока иностранных инвестиций можно выделить следующие:

  • злоупотребление трансфертными ценами.
  • нарушение прав человека
  • нарушение экологических норм и требований

     Таким образом, природа прямых иностранных инвестиций такова, что они оказывают значительное положительное воздействие на развитие реального сектора экономики принимающей инвестиции страны, хотя имеются и отрицательные эффекты. С помощью системы инструментов политики привлечения иностранных инвестиций можно снизить возможности негативных последствий и максимально увеличить позитивное влияние ПИИ на экономическое развитие.

     Привлеченные ПИИ в экономику Республики Беларусь демонстрируют положительные как прямые, так и косвенные эффекты, среди которых высокая производительность труда и значительная доля в экспорте товаров и услуг страны. Упущенные возможности по привлечению прямых иностранных инвестиций означают не просто недополучение капитала в форме финансовых ресурсов, технологий, управленческого опыта и других активов, но и уступку их соседним странам.

 

  1. ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РЕСПУБЛИКУ БЕЛАРУСЬ
 
    1. Политика  государства в отношении иностранных инвестиций
 

     В настоящее время стратегической целью инвестиционно-структурной политики нашего государства является мобилизация и эффективное использование инвестиционных ресурсов для реализации общегосударственных приоритетов и перестройки экономики в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков. Приоритетом инвестиционной политики выступает привлечение инвестиционных ресурсов в производственную сферу и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности.

     Политика  привлечения иностранных инвестиций реализуется посредством соответствующих нормативно-правовых актов, а также национальных программ привлечения инвестиций в Республику Беларусь. Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., инвестиционная политика будет осуществляться в соответствии с

  1. государственными инвестиционными программами,
  2. проектами привлечения иностранных инвестиций для развития малого и среднего бизнеса,
  3. а также с учетом программ, реализуемых в инвестиционной сфере международными фондами и организациями.

Информация о работе Состояние и перспективы привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь