Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 00:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе изучения теоретических положений, изложенных в научной и учебной литературе по экономике труда и анализа современного состояния рынка труда молодежи в Республике Беларусь определить перспективные направления его развития и совершенствования.
Сформулированная цель работы предполагает решение следующих задач:
· определить место и роль рынка труда молодежи как элемента современного рыночного хозяйства, играющего особую роль в решении экономических и социальных проблем, возникающих в ходе циклического развития и структурных сдвигов;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..… 5
1. ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЁЖИ КАК ОСОБОЙ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ГРУППЫ………………………………………………7
1.1. Система государственного регулирования занятости населения и безработицы……………….………………………………………..…............ .....7
1.2. Направления обеспечения занятости населения….............................9
2. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЁЖИ.....................................................................................................22
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЁЖИ: НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ……………………………………………………………….27
3.1. Уровни регулирования рынка труд……………………………….27
3.2. Основные задачи государства в сфере занятости…………………29
3.3. Перспективы государственной политике в области рынка труда………………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. 37
Активная
государственная политика обеспечения
полной занятости должна включать поддержку
служб занятости, расширение их роли
в трудоустройстве и
Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщенном виде иерархию процесса можно представить в виде трех уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня. На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:
1.
Согласование финансово –
2. Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.
3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.
На региональном уровне государственное регулирование рынка труда в основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах являются соответственно органы законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Часть названных выше направлений регулирования осуществляется преимущественно властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической политики регулируются также на федеральном уровне. В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финансово – кредитной политики. На региональном уровне также в интересах рынка труда возможно осуществление программ жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных закупок продукции предприятий всех форм собственности для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и других, предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса.
Политика
трудоустройства и социальной поддержки
незанятого населения в регионах
в целом имеет те же задачи, что
и на федеральном уровне. В число
задач данного блока на региональном
уровне входят развитие систем подготовки
и переподготовки рабочей силы (в
первую очередь ее незанятой части),
совершенствование структуры, информационного
обеспечения, обеспечения приспособленными
помещениями и подготовленными
кадрами центров занятости, повышение
эффективности регистрации, трудоустройства,
социальной поддержки безработных
и поддержки на рынке труда
беженцев и вынужденных переселенцев,
граждан с ограниченной трудоспособностью,
длительно безработных, женщин, молодежи
и подростков и ряда других групп. Вопросы
организации общественных работ могут
так же решатся на региональном уровне.
3.2. Основные задачи государства в сфере занятости
В соответствии со сложившейся ситуацией основными задачами государства в сфере занятости являются:
· предотвращение роста безработицы, особенно молодежной, длительной и скрытой безработицы;
· сохранение и развитие квалифицированного ядра трудового потенциала;
· содействие переливу рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста производительности труда;
· повышение профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
· совершенствование социальной защиты населения от безработицы.
Для поддержания и повышения уровня занятости необходимо, в первую очередь, не допустить массового высвобождения рабочей силы, сохранить рабочие места и квалифицированную рабочую силу на жизнеобеспечивающих и перспективных предприятиях и повысить эффективность их использования.
Решение
стоящих перед государством задач
возможно на основе переориентации от
преимущественно пассивной
Государственная политика занятости должна быть направлена, главным образом, на создание и сохранение рабочих мест, организацию общественных работ, подготовку и переподготовку кадров, поддержку доходов безработных.
Проблема
обеспечения занятости и
Одним из основных источников создания рабочих мест служит предпринимательство, самостоятельная занятость. Негосударственные предприятия, функционируя самостоятельно, создают возможность для занятости граждан без прямого вмешательства государства. В результате изменяется роль государства и нового экономического сектора в обеспечении и регулировании занятости населения. Однако на пути развития предпринимательства и самостоятельной занятости стоит ряд административных и юридических барьеров.
Вместе с тем процесс развития новых форм собственности неоднозначно влияет на рынок труда. На приватизированных и частных предприятиях существует риск резкого сокращения “излишней” численности работников.
3.3. Перспективы государственной политики в области рынка труда.
Перспективным направлением политики в области рынка труда в условиях ограниченных инвестиций является сохранение рабочих мест. Пути снижения темпов сокращения рабочих мест - выборочная либерализация импорта в сочетании с экспортными кредитами и субсидиями перспективным и потенциально конкурентоспособным предприятиям, которые из-за экономических проблем вынуждены сокращать работников. Важным условием предотвращения массового высвобождения работников и сохранения рабочих мест является трехстороннее сотрудничество правительства, работодателей и профсоюзов с целью проведения единой политики на рынке труда.
Повышению сбалансированности спроса и предложения рабочих мест будет способствовать создание многообразных условий занятости на предприятиях различных отраслей, производств и форм собственности, применение гибких режимов труда с неполным рабочим временем, разделение рабочих мест.
Важным
условием достижения стабильной занятости
является накопление и сохранение человеческого
капитала, проведение в жизнь стратегий,
побуждающих людей поддерживать
и совершенствовать свои навыки и
умения на протяжении всей трудовой жизни
посредством образования и
С
целью временного трудоустройства
безработных на период поиска постоянной
работы и сохранения трудоспособности
широкое развитие в республике получает
организация общественных работ. Вместе
с тем общественные работы способны лишь
временно ослабить напряженность на рынке
труда, не давая безработным перспективу
постоянной занятости. Для повышения престижности
общественных работ при их организации
следует учитывать половозрастную и профессионально-
Для приведения профессиональной структуры рабочей силы в соответствие с требованиями производства требуется совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров. В этой связи необходимо разработать меры, которые побуждали бы систему образования и подготовки кадров быстро реагировать на меняющийся спрос производства на профессии. Это предполагает наличие достоверной и оперативной информации у всех заинтересованных сторон о предложении и спросе на профессии на рынке труда. Заинтересованность учебных заведений в гибкой реакции меняющегося спроса производства на профессии необходимо поощрять с помощью финансовых стимулов.
Система социальной защиты населения от безработицы представляет собой органическую часть механизма развития рабочей силы. В связи с этим предстоит усилить социальную защиту безработных, в частности, упорядочить исчисление и выплату пособий, повысить гарантии занятости для лиц с ограниченной трудоспособностью, создать систему страхования граждан на случай безработицы, реализовать право получения для молодежи первого рабочего места.
Для
снижения давления на рынок труда
со стороны отдельных социальных
групп населения, в частности, женщин
с детьми, пенсионеров и инвалидов,
студентов целесообразно тесно
увязать их занятость со всей социальной
политикой, повысить размер пенсий и
пособий на детей, развивать различие
формы занятости. Снижению спроса молодежи
на рабочие места будет
Важнейшим
направлением совершенствования социальной
защиты граждан от безработицы является
разработка и реализация конкретных
программ социальной поддержки и
защиты населения различных социально-
Реализация этих мер позволит создать благоприятные экономические и социальные условия, обеспечивающие всем гражданам выбор продуктивной, свободно избранной занятости и равные возможности в реализации права на труд, и как следствие - достижение полной занятости, удержание безработицы в пределах естественного уровня.
В 2008 году рынок рабочей силы республики формировался под воздействием следующих факторов:
сокращение численности трудовых ресурсов;
наличие избыточной рабочей силы в ряде организаций при ее дефиците на региональных рынках труда;
сохранение
низкой конкурентоспособности на рынке
труда отдельных категорий
В 2008 году произошло уменьшение численности трудовых ресурсов до 6224 тыс. человек (на 7 тыс. человек меньше по сравнению с оценкой 2007 года) за счет уменьшения трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.
Дальнейшее развитие получила система трудоустройства молодежи, профессиональной ориентации, профессионального обучения и повышения квалификации. Совершенствовалась система содействия временной занятости учащейся и студенческой молодежи.
В целях снижения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышения качества трудовых ресурсов особое внимание уделено вопросам организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных, прежде всего по востребованным на рынке труда профессиям. Подготовка высококвалифицированных рабочих кадров будет осуществляться в тесной связи с нанимателями с учетом их потребности и требований производства. Предполагается продолжить обучение рабочих по интегрированным профессиям.
Информация о работе Социально-экономические перспективы занятости молодёжи в РБ