Социально-экономические перспективы занятости молодёжи в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основе изучения теоретических положений, изложенных в научной и учебной литературе по экономике труда и анализа современного состояния рынка труда молодежи в Республике Беларусь определить перспективные направления его развития и совершенствования.
Сформулированная цель работы предполагает решение следующих задач:
· определить место и роль рынка труда молодежи как элемента современного рыночного хозяйства, играющего особую роль в решении экономических и социальных проблем, возникающих в ходе циклического развития и структурных сдвигов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..… 5
1. ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЁЖИ КАК ОСОБОЙ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ГРУППЫ………………………………………………7
1.1. Система государственного регулирования занятости населения и безработицы……………….………………………………………..…............ .....7
1.2. Направления обеспечения занятости населения….............................9
2. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЁЖИ.....................................................................................................22
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЁЖИ: НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ……………………………………………………………….27
3.1. Уровни регулирования рынка труд……………………………….27
3.2. Основные задачи государства в сфере занятости…………………29
3.3. Перспективы государственной политике в области рынка труда………………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. 37

Работа содержит 1 файл

Социально-экономические перспективы занятости молодёжи в РБ.docx

— 60.10 Кб (Скачать)

     Активная  государственная политика обеспечения  полной занятости должна включать поддержку  служб занятости, расширение их роли в трудоустройстве и переобучении безработных. Кроме того, следует  раскрыть особенности формирования государственного и региональных рынков труда, определить тенденции регулирования  занятости на территориях с недостатком  и избытком трудовых ресурсов.

         Государственное регулирование рынка труда целесообразно рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщенном виде иерархию процесса можно представить в виде трех уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня. На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

     1. Согласование финансово – кредитной,  структурной, инвестиционной, внешнеэкономических  политик с системой целей регулирования  рынка труда. К этой задаче  относятся вопросы принятия решений  о государственных заказах и  закупках продукции, в первую  очередь оборонного, инфраструктурного,  экологического и социального  назначения, о государственных инвестиционных  программах, дотациях, субвенциях, кредитах  и налоговых льготах, направленных  на поддержание и развитие  производства  в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.

     2.   Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

     3.  Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.

     На  региональном уровне государственное регулирование рынка труда в основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах являются соответственно органы законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Часть названных выше направлений регулирования осуществляется преимущественно властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической политики  регулируются также на федеральном уровне. В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финансово – кредитной политики. На региональном уровне также в интересах рынка труда возможно осуществление программ жилищного, транспортного и производственного строительства, государственных  закупок продукции предприятий всех форм собственности для нужд транспорта, связи, экологических, социальных и других, предоставление предприятиям дотаций, кредитов и налоговых льгот, направленных на поддержание и развитие производства в приоритетных отраслях. На региональном уровне во многих случаях более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, индивидуального, малого бизнеса.

     Политика  трудоустройства и социальной поддержки  незанятого населения в регионах в целом имеет те же задачи, что  и на федеральном уровне. В число  задач данного блока на региональном уровне входят развитие систем подготовки и переподготовки рабочей силы (в  первую очередь ее незанятой части), совершенствование структуры, информационного  обеспечения, обеспечения приспособленными помещениями и подготовленными  кадрами центров занятости, повышение  эффективности регистрации, трудоустройства, социальной поддержки безработных  и поддержки на рынке труда  беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и ряда других групп. Вопросы организации общественных работ могут так же решатся на региональном уровне. 

     3.2. Основные задачи государства в сфере занятости

     В соответствии со сложившейся ситуацией  основными задачами государства  в сфере занятости являются:

     ·         предотвращение роста безработицы, особенно молодежной, длительной и скрытой безработицы;

     ·         сохранение и развитие квалифицированного  ядра трудового потенциала;

     ·         содействие переливу рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста производительности труда;

     ·              повышение профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

     ·         совершенствование социальной защиты населения от безработицы.

     Для  поддержания и повышения уровня занятости необходимо, в первую очередь, не допустить массового высвобождения рабочей силы, сохранить рабочие места и квалифицированную рабочую силу на жизнеобеспечивающих и перспективных предприятиях и повысить эффективность их использования.

     Решение стоящих перед государством задач  возможно на основе переориентации от преимущественно пассивной политики занятости (оказание материальной помощи безработным, накопление вынужденной  неполной занятости,  снижение возраста выхода на пенсию) на активную (создание и сохранение рабочих мест, повышение их качества и улучшение структуры;  подготовку и переподготовку кадров  в соответствии с потребностями экономики; стимулирование безработных на активный поиск работы и т.д.). Вместе с  тем, такая переориентация не означает   ослабления пассивной политики занятости. С этой точки зрения представляет интерес более тесная увязка получения безработными пособий  с их профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации,  участием в общественных работах, а также использование  вынужденных отпусков и неполного рабочего времени на производстве для переподготовки кадров.

     Государственная политика занятости должна быть направлена, главным образом, на создание и сохранение рабочих мест, организацию общественных работ, подготовку и переподготовку кадров, поддержку доходов безработных.

     Проблема  обеспечения занятости и предотвращения безработицы решается как путем  проведения макроэкономической политики, направленной на расширение производства и создание рабочих мест, так и  реализации активных программ на рынке  труда. Одним из ключевых факторов роста  производства, сопровождающегося увеличением  занятости, являются масштабы вложений в основной капитал. Для привлечения  отечественных и иностранных  инвестиций в производство в первую очередь необходимо  создать четкую и юридически обеспеченную систему прав собственности.

     Одним из основных источников создания рабочих  мест служит  предпринимательство, самостоятельная занятость. Негосударственные предприятия, функционируя самостоятельно, создают возможность для занятости граждан без прямого вмешательства государства. В результате изменяется роль государства и нового экономического сектора в обеспечении и регулировании занятости населения. Однако на пути развития предпринимательства и самостоятельной занятости стоит ряд административных и юридических барьеров.

     Вместе  с тем процесс развития новых  форм собственности неоднозначно влияет на рынок труда. На приватизированных  и частных предприятиях существует риск резкого сокращения “излишней” численности работников.

     3.3. Перспективы государственной  политики в области  рынка труда.

     Перспективным направлением политики в области  рынка труда в условиях ограниченных  инвестиций является сохранение рабочих мест. Пути снижения темпов сокращения рабочих мест - выборочная либерализация импорта в сочетании с  экспортными кредитами и субсидиями перспективным и потенциально конкурентоспособным предприятиям, которые из-за экономических проблем вынуждены сокращать работников. Важным условием предотвращения массового высвобождения работников и сохранения рабочих мест является трехстороннее сотрудничество правительства, работодателей и профсоюзов с целью проведения единой политики на рынке труда.

     Повышению  сбалансированности спроса и предложения рабочих мест  будет способствовать создание  многообразных  условий занятости на предприятиях  различных отраслей, производств и форм собственности, применение гибких режимов труда с неполным рабочим временем, разделение рабочих мест.

     Важным  условием достижения стабильной занятости  является накопление и сохранение человеческого  капитала, проведение в жизнь стратегий, побуждающих людей поддерживать и совершенствовать свои навыки и  умения на протяжении всей трудовой жизни  посредством образования и профессиональной подготовки. В настоящее время  республика имеет высокий образовательный  и профессионально-квалификационный потенциал населения, отвечающий мировым  стандартам. Однако в результате сокращения занятости в отраслях, требующих  высококвалифицированного труда, реальную угрозу представляет деградация структуры  рабочих мест и рабочей силы. Молодежь все чаще отдает предпочтение не получению  образования и приобретению квалифицированных  профессий, а примитивным видам  занятий, быстро приносящих значительные доходы. В этих условиях крайне необходимы целевые программы, направленные на укрепление позиций на рынке труда  работников с высоким уровнем  образования, повышение использования  потенциала работников.

     С целью временного трудоустройства  безработных на период поиска  постоянной работы и сохранения трудоспособности широкое развитие в республике получает организация общественных работ. Вместе с тем  общественные работы способны лишь временно ослабить напряженность на рынке труда, не давая безработным перспективу постоянной занятости. Для повышения  престижности общественных работ при их организации следует учитывать половозрастную и профессионально-образовательную структуру безработных.

     Для приведения профессиональной структуры  рабочей силы в соответствие с  требованиями  производства требуется совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров. В этой связи необходимо разработать меры, которые побуждали бы систему образования и подготовки кадров быстро реагировать на меняющийся спрос производства на профессии. Это предполагает наличие достоверной и оперативной информации у всех заинтересованных сторон о предложении и спросе на профессии на рынке труда. Заинтересованность  учебных заведений в гибкой реакции  меняющегося спроса производства на профессии необходимо поощрять с помощью финансовых стимулов.

     Система социальной защиты населения от безработицы  представляет собой органическую часть  механизма развития рабочей силы. В связи с этим предстоит усилить  социальную защиту безработных, в частности, упорядочить исчисление и выплату  пособий, повысить гарантии занятости  для лиц с ограниченной трудоспособностью, создать систему страхования  граждан на случай безработицы, реализовать  право получения для молодежи первого рабочего места.

     Для снижения давления на рынок труда  со стороны отдельных социальных групп населения, в частности, женщин с детьми, пенсионеров и инвалидов, студентов целесообразно тесно  увязать их занятость со всей социальной политикой, повысить размер пенсий и  пособий на детей, развивать различие формы занятости. Снижению спроса молодежи на рабочие места будет способствовать расширение подготовки кадров в дневных  учебных заведениях, развитие обучения по новым профессиям в соответствии с потребностями экономики.

     Важнейшим направлением совершенствования социальной защиты граждан от безработицы является разработка и реализация конкретных программ социальной поддержки и  защиты населения различных социально-демографических  групп, так как у каждой из них  имеются свои специфические проблемы.

     Реализация  этих мер позволит создать благоприятные  экономические и социальные условия, обеспечивающие всем гражданам выбор  продуктивной, свободно избранной занятости  и равные возможности в реализации права на труд, и как следствие - достижение полной занятости, удержание  безработицы в пределах естественного  уровня.

     В 2008 году рынок рабочей силы республики формировался под воздействием следующих факторов:

     сокращение  численности трудовых ресурсов;

     наличие избыточной рабочей силы в ряде организаций  при ее дефиците на региональных рынках труда;

     сохранение  низкой конкурентоспособности на рынке  труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта  работы, женщин, инвалидов, лиц предпенсионного  возраста и др.).

     В 2008 году произошло уменьшение численности трудовых ресурсов до 6224 тыс. человек (на 7 тыс. человек меньше по сравнению с оценкой 2007 года) за счет уменьшения трудоспособного населения в трудоспособном возрасте.

     Дальнейшее  развитие получила система трудоустройства молодежи, профессиональной ориентации, профессионального обучения и повышения квалификации. Совершенствовалась система содействия временной занятости учащейся и студенческой молодежи.

     В целях снижения дисбаланса между  спросом и предложением рабочей  силы, повышения качества трудовых ресурсов особое внимание уделено вопросам организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных, прежде всего по востребованным на рынке  труда профессиям. Подготовка высококвалифицированных  рабочих кадров будет осуществляться в тесной связи с нанимателями с учетом их потребности и требований производства. Предполагается продолжить обучение рабочих по интегрированным  профессиям.

Информация о работе Социально-экономические перспективы занятости молодёжи в РБ