Социально-экономические перспективы занятости молодёжи в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основе изучения теоретических положений, изложенных в научной и учебной литературе по экономике труда и анализа современного состояния рынка труда молодежи в Республике Беларусь определить перспективные направления его развития и совершенствования.
Сформулированная цель работы предполагает решение следующих задач:
· определить место и роль рынка труда молодежи как элемента современного рыночного хозяйства, играющего особую роль в решении экономических и социальных проблем, возникающих в ходе циклического развития и структурных сдвигов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..… 5
1. ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЁЖИ КАК ОСОБОЙ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ГРУППЫ………………………………………………7
1.1. Система государственного регулирования занятости населения и безработицы……………….………………………………………..…............ .....7
1.2. Направления обеспечения занятости населения….............................9
2. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЁЖИ.....................................................................................................22
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЁЖИ: НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ……………………………………………………………….27
3.1. Уровни регулирования рынка труд……………………………….27
3.2. Основные задачи государства в сфере занятости…………………29
3.3. Перспективы государственной политике в области рынка труда………………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. 37

Работа содержит 1 файл

Социально-экономические перспективы занятости молодёжи в РБ.docx

— 60.10 Кб (Скачать)

     Государство стимулирует индивидуальное производственное ученичество, иное производственное обучение молодежи и повышение ее квалификации на предприятиях, используя методы экономического регулирования и  льготного налогообложения.

     Временно  не занятые молодые граждане, окончившие общеобразовательные школы, уволенные  в запас после прохождения  действительной военной службы, а  равно другие временно не занятые  молодые граждане, не состоявшие ранее  в трудовых отношениях, имеют право на содействие в трудоустройстве через службу занятости в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

     Работникам, призванным или принятым на воинскую службу, выплачивается выходное пособие  в размере, установленном статьей 48 Трудового Кодекса (в случае призыва  или поступления на воинскую службу получают по месту работы выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка).

     Работники освобождаются от работы на время, необходимое  для приписки к призывным участкам, оформления призыва или приема на воинскую службу, постановки или снятия с воинского учета, с сохранением  за ними среднего заработка по месту  работы.

     Работникам, допущенным к сдаче экзаменов  в военно-учебные заведения, предоставляется  время для следования к месту  сдачи вступительных экзаменов  и обратно с сохранением места  работы (должности) и среднего заработка  по месту работы.

     Работникам, направленным на диспансерное или стационарное обследование (лечение, медицинское  освидетельствование), на время нахождения в медицинском учреждении сохраняются  место работы (должность) и средний  заработок по месту работы, а также  возмещаются военным комиссариатом  расходы по проезду к месту  обследования (лечения, медицинского освидетельствования) и обратно по нормам, установленным  Правительством Республики Беларусь.

     Лицам, уволенным с воинской службы, статьей 342 Трудового Кодекса РБ гарантируется:

     1) сохранение в течение трех  месяцев после увольнения с  воинской службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления)  на воинскую службу в государственных  организациях и проходившими  срочную воинскую службу, а также  за офицерами, призывавшимися  на воинскую службу на два  года из запаса, права поступления  на работу к тому же нанимателю  на должность, равноценную занимаемой  до призыва на воинскую службу;

     2) предоставление уволенным после  прохождения срочной воинской  службы и принятым на прежнее  место работы единовременной  материальной помощи в размере  не менее трех минимальных  заработных плат;

     3) предоставление уволенным после  прохождения срочной воинской  службы первого рабочего места  в соответствии с частью второй  статьи 281 Трудового Кодекса.

     Органы  государственной службы занятости  совместно с республиканским  органом государственного управления в области обороны, иными заинтересованными  принимают меры по трудоустройству  и профессиональной подготовке военнослужащих, уволенных с воинской службы.

     В Республике Беларусь устанавливается  система мер по экономической, организационной, правовой поддержке предпринимательской  деятельности молодых граждан, в  том числе предоставление льгот  по налогообложению и кредитованию.

     Молодым гражданам и молодым семьям предоставляются  долгосрочные кредиты на приобретение и строительство жилых домов  и квартир, обзаведение домашним хозяйством, приобретение предметов  домашнего обихода длительного  пользования.

     Согласно  Постановлению Министерства архитектуры  и строительства РБ от 27 августа 2003 г. N 14 «Об утверждении инструкции порядке определения величины льготного  кредита» нормируемые размеры общей  площади строящегося (реконструируемого) или приобретаемого жилого помещения  для определения величины льготного  кредита устанавливаются (из расчета  на одного члена семьи) независимо от размера общей площади строящегося (реконструируемого) или приобретаемого жилого помещения в следующих  размерах:

     для граждан, строящих (реконструирующих) или приобретающих жилые помещения  в городах и поселках городского типа, а также в многоквартирных  жилых домах в сельских населенных пунктах - 20 кв. метров (при строительстве (реконструкции) или приобретении для  одного человека однокомнатной квартиры - 36 кв. метров);

     для граждан, постоянно проживающих  и работающих в сельских населенных пунктах и строящих (реконструирующих), покупающих в них одноквартирные, а также блокированные жилые  дома, - 30 кв. метров (при строительстве (реконструкции) или приобретении для  одного человека однокомнатной квартиры в блокированном жилом доме - 44 кв. метра). Однако для состоящих  на учете нуждающихся в улучшении  жилищных условий и включенных в  списки льготного кредитования молодых  семей и молодых граждан из числа одиноких матерей, разведенных (овдовевших) супругов, воспитывающих  несовершеннолетних детей, а также  лиц, уволенных с военной службы по возрасту, состоянию здоровья или  сокращению штатов (после изменения  места жительства) и проживающих  совместно с родителями в принадлежащем последним на праве собственности жилом помещении, величина льготного кредита рассчитывается без учета общей площади жилого помещения, находящегося в собственности родителей.

     Помимо  предоставления льготного кредита  на строительство жилья, предусмотрена  выплата кредита молодым семьям в возрасте до 31 года на покупку мебели и бытовой техники.

     Для реализации государственной молодежной политики и обеспечения молодым  гражданам гарантий, предусмотренных  законодательством, создаются социальные службы для молодежи, деятельность которых осуществляется под руководством государственного органа по делам молодежи и исполкомов местных Советов  депутатов.

     Социальные  службы для молодежи осуществляют следующие  функции:

     информирование  молодых граждан об их правах и  возможностях во всех сферах жизни;

     консультирование  несовершеннолетних, других молодых  граждан и их родителей; психологическая, педагогическая, наркологическая и  юридическая помощь;

     социальная  помощь молодой семье;

     помощь  молодым гражданам, оказавшимся  в особо неблагоприятных условиях в силу неудовлетворительного состояния  их здоровья, инвалидам, а также лицам, находящимся и окончившим пребывание в государственных детских учреждениях, и безнадзорным несовершеннолетним гражданам;

     социальная  работа в специальных учебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей;

     помощь  в адаптации молодых граждан, освобожденных из мест лишения свободы  и вернувшихся из специальных  учебно-воспитательных учреждений;

     иные  функции по оказанию помощи и созданию условий для развития молодежи, предусмотренные  законодательством Республики Беларусь.

     Конкретные  меры, направленные на содействие в  трудоустройстве молодежи, определяются в ежегодно разрабатываемой Государственной  программе занятости населения  Республики Беларусь.

     В частности, Государственной программой содействия занятости населения  Республики Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров от 14 февраля 2007 г. № 189, предусматривается:

     – трудоустройство в счет установленной брони 5,7 тыс. безработных из числа молодежи, впервые ищущей работу, в возрасте до 21 года, в том числе 3,0 тыс. – в возрасте до 18 лет;

     – обеспечение временной занятости 30,4 тыс. школьников, учащихся и студентов в свободное от учебы время;

     – оказание помощи в трудоустройстве 1 445 выпускникам высших, средних и профессионально-технических учебных заведений на ученические рабочие места;

     – профессиональное обучение лиц в  возрасте до 21 года, зарегистрированных безработными и не имеющих профессии, безработных призывного возраста по специальностям (профессиям), необходимым  в Вооруженных Силах Республики Беларусь и пользующимся спросом  на рынке труда, детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей;

     – установление нанимателям бронирования на предоставление первого рабочего места выпускникам государственных  учреждений, обеспечивающих получение  высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, которые по уважительным причинам не могут быть распределены на работу в соответствии с ранее  заключенными договорами.

     Государство гарантирует предоставление первого  рабочего места выпускникам государственных  учреждений, получившим профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование, лицам с особенностями  психофизического развития, а также  военнослужащим срочной военной  службы, уволенным из Вооруженных  Сил или других войск и воинских формирований Республики Беларусь, путем трудоустройства. Для указанных категорий молодых людей местными исполнительными и распорядительными органами нанимателям устанавливается броня на первое рабочее место.

     Правом  на гарантированное первое рабочее  место выпускники государственных  учреждений образования могут воспользоваться  в течение одного года – после  получения профессионально-технического образования, двух лет – после  получения среднего специального и  высшего образования, лица с особенностями  психофизического развития – в течение двух лет после окончания обучения.

     Одной из наиболее эффективных мер политики занятости является организация  профессионального обучения молодежи. Вчерашние выпускники школ, не имеющие  профессии и не поступившие в  учреждения образования, имеют возможность за счет средств государственного фонда содействия занятости получить первую профессию и стать конкурентоспособными и мобильными на рынке труда.

     Особое  внимание уделяется профессиональной подготовке безработных юношей призывного возраста по профессиям (специальностям), необходимым в Вооруженных Силах  Республики Беларусь и обеспечивающим им трудоустройство после службы в армии.

     За 2007 год направлено на профессиональное обучение 19,2 тыс. безработных в возрасте 16–29 лет. Среди тех, кто прошел профессиональное обучение, более 50% получили профессию и специальность впервые. По ходатайствам военкоматов направлено на профессиональное обучение 540 юношей-допризывников.

     Органы  государственной службы занятости  создают у нанимателей субсидированные  рабочие места для временного трудоустройства на них молодежи из числа выпускников государственных  учреждений, обеспечивающих получение  высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, в целях приобретения ими опыта и практических навыков, повышения шансов на трудоустройство  их на постоянные рабочие места. Таким  образом в 2007 году было трудоустроено 1,3 тыс. человек.

     Важным  направлением работы по обеспечению  занятости молодежи является привлечение  ее к открытию собственного дела путем  выдачи ссуд и субсидий. В 2007 году более чем 400 безработным в возрасте до 29 лет выданы ссуды и субсидии.

     Положительным явлением, отвечающим интересам молодежи и общества, является участие молодых  людей во временной занятости  в свободное от учебы время  и во время летних каникул. Речь идет о начальных этапах адаптации  к трудовой деятельности, выработке  стереотипа трудового поведения  в рыночной среде. Привлечение несовершеннолетних к временной трудовой деятельности позволяет приобщать их к труду, получить профессиональные навыки, опыт взаимодействия с нанимателем, оказать  материальную помощь семьям, испытывающим финансовые трудности.

     При организации временной трудовой занятости молодежи приоритетное право  на трудоустройство предоставляется  детям-сиротам, молодежи из неполных, многодетных, малообеспеченных семей, несовершеннолетним, состоящим на учете в комиссиях  по делам несовершеннолетних.

     За 2007 год трудоустроено более 40 тыс. учащихся и студентов в период каникул и в свободное от учебы  время, из которых почти 80% – учащиеся 8–11 классов. Заключено 705 договоров с различными организациями о трудоустройстве молодежи в свободное от учебы время.

     Это дает возможность отвлечь молодежь от «улицы», занять работой под контролем  учителей. Организация временной  занятости во время летних каникул  и в свободное от учебы время  является важным профилактическим и  воспитательным средством борьбы с  детской преступностью.

Информация о работе Социально-экономические перспективы занятости молодёжи в РБ