Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 00:07, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе изучения теоретических положений, изложенных в научной и учебной литературе по экономике труда и анализа современного состояния рынка труда молодежи в Республике Беларусь определить перспективные направления его развития и совершенствования.
Сформулированная цель работы предполагает решение следующих задач:
· определить место и роль рынка труда молодежи как элемента современного рыночного хозяйства, играющего особую роль в решении экономических и социальных проблем, возникающих в ходе циклического развития и структурных сдвигов;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..… 5
1. ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЁЖИ КАК ОСОБОЙ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ГРУППЫ………………………………………………7
1.1. Система государственного регулирования занятости населения и безработицы……………….………………………………………..…............ .....7
1.2. Направления обеспечения занятости населения….............................9
2. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЁЖИ.....................................................................................................22
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЁЖИ: НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ……………………………………………………………….27
3.1. Уровни регулирования рынка труд……………………………….27
3.2. Основные задачи государства в сфере занятости…………………29
3.3. Перспективы государственной политике в области рынка труда………………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. 37
Укреплению финансового положения молодых людей способствует временное трудоустройство в составе студенческих отрядов. Участие в жизни студенческого отряда имеет важное воспитательное значение: молодые люди вовлечены в общественно-полезную деятельность, что развивает социальную активность, помогает выработать устойчивую жизненную позицию.
Качественно новый этап в развитии молодежного движения начался после принятия Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах организации деятельности студенческих отрядов» от 12 мая 2005 г. № 222.
Сегодня студотрядовское движение является одним из важнейших направлений деятельности ОО «БРСМ». При ЦК ОО «БРСМ» создан Республиканский штаб студенческих отрядов (РШСО). Основная задача РШСО – направить всех желающих студентов на работу в составе студенческих отрядов.
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь утверждена Инструкция о порядке повышения тарифных ставок (окладов) участникам студенческих отрядов. Согласно данной инструкции тарифные ставки при выполнении норм выработки могут быть повышены от 10% до 30%. Ежегодно постановлением Совета Министров Республики Беларусь утверждается перечень объектов (видов и объемов работ), на которых студенческие отряды могут осуществлять свою деятельность.
Много внимания уделяется обучению кадров, которые работают в штабах трудовых дел учреждений образования. По договоренности с Республиканским институтом высшей школы при БГУ два раза в год проводятся курсы повышения квалификации для организаторов студенческих отрядов по программе «Студенческая сезонная трудовая миграция». Республиканский штаб студенческих отрядов принимал участие в разработке программы курсов.
Особый
статус стройотрядовскому движению
придают молодежные стройки. Работа
по формированию отрядов для молодежных
строек предполагает соблюдение особых
требований: подбор бойцов на конкурсной
основе, высокая ответственность
каждого за работу. Молодежной стройкой
была объявлена реконструкция
Необходимость анализа положения молодежи на белорусском рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения Беларуси, во-вторых, что самое главное, они – будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах.
На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения развивается на ряд групп, определяющих их положение на рынке труда.
Не допускается заключение трудового договора с лицами моложе шестнадцати лет.
С письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения легкой работы, которая:
1) не является вредной для его здоровья и развития;
2)
не наносит ущерба
Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Установленный ч. 1 ст. 272 ТК запрет принимать на работу лиц моложе 16 лет означает, что по общему правилу подростки могут быть субъектами трудовых правоотношений с 16 лет. В ч. 2 ст. 272 установлено исключение из общего правила и допускается возможность заключения трудового договора с подростком, достигшим 14 лет. Учитывая психофизиологические особенности развития подростков и необходимость продолжения образования, законодатель предусмотрел ряд условий, при наличии которых наниматель вправе заключить трудовой договор с лицом, достигшим 14 лет. Вопрос о приеме на работу должен быть согласован с одним из родителей или заменяющим его лицом. Это согласие должно быть дано в письменной форме. Предлагаемая работа не должна причинять вреда здоровью, она должна быть легкой. В ст. 272 предусмотрено, что Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом. При решении вопроса о приеме на работу лица, достигшего 14 лет, наниматель также обязан выяснить, не помешает ли посещаемости общеобразовательной школы предлагаемая работа. Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы ежегодно к 1 февраля должны определять перечень объектов и виды работ для трудовой занятости студентов и учащихся в летний период и предъявлять эти данные в Министерство образования. Министерство труда и социальной защиты обязано ежегодно предусматривать в Государственной программе занятости населения расходы на организацию трудоустройства студентов и учащихся в летнее время. Временная занятость организуется для лиц, обучающихся в общеобразовательных (смежных) школах, профессионально-технических, средних специальных, высших учебных заведениях, в возрасте от 14 лети старше. Она обеспечивается участием в работе студенческих отрядов, лагерей труда и отдыха, работой в межшкольных учебно-производственных комбинатах, временных ученических ремонтно-строительных бригадах, на рабочих местах в организациях, участием в общественных работах, организуемых государственной службой занятости населения.
В течение учебного года продолжительность еженедельного и ежедневного рабочего времени учащихся не может превышать половины максимальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной для учащихся соответствующего возраста в период каникул. Продолжительность рабочего времени молодежи в период летних каникул не может превышать:
в возрасте от 14 до 16 лет - 23 часов в неделю и 4 часов 36 минут в день;
для учащихся от 16 до 18 лет - 35 часов в неделю и 7 часов в день;
в возрасте свыше 18 лет - 40 часов в неделю.
Лицо, достигшее 14-летнего возраста и прекратившее обучение в общеобразовательной школе, имеет право заключить трудовой договор в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 272.
Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет в основном учащихся средних школ и профессиональных училищ. В основном они не вовлечены в трудовую деятельность. Однако значительное снижение жизненного уровня большей части населения изменило жизненную позицию этой категории молодежи. Многие из них стремятся заработать деньги основным путём. Они вступают на рынок труда, пополняя ряды безработных.
Нынешняя ситуация с подростковой занятостью вызывает большую тревогу.
Чаше всего – это самозанятость вроде мойки автомашин и торговли газетами или работа в "теневом" секторе экономики. Легальный рынок неквалифицированного детского труда крайне узок. Поэтому если не решить проблему государственного контроля за занятостью этой молодежной группы, то возникнет опасность увеличения криминального потенциала общества.
Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Они являются самой уязвимой группой, вступающей на рынок труда, так как не имеют достаточного профессионального и социального опыта, и в силу этого менее конкурентоспособны.
В 25-29 лет молодые люди, в основном, уже делают профессиональный выбор, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего уже имеют собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе. Очевидно поэтому именно в данной группе наибольшая доля зарегистрированных в Беларуси молодых безработных. Скорее всего, это можно объяснить более быстрой адаптацией белорусской молодежи к рыночным условиям за счет больших возможностей выбора работы.
Важнейшими показателями ситуации на рынке труда являются динамика уровня безработицы, емкость и конъюнктура рынка труда, соотношение спроса и предложения и его структура.
Наша статистика не отражает в полной мере ситуацию на рынке груда, и особенно в его молодежном сегменте. Молодежь реже регистрируется на бирже труда, чем люди в других возрастах. Статистика позволяет оценивать тенденции развития только официальной части открытого рынка труда и преимущественно в государственном секторе. Служба занятости охватывает лишь часть спроса на труд и предложений рабочей силы. В результате не учитывается все многообразие новых явлений в сфере занятости, связанных с особенностями белорусских рыночных отношений, и в частности скрытая безработица. Если принять во внимание спад производства, то ее можно считать равной 40%, около четверти которой составляет работающая молодёжь.
Для молодых людей скрытая безработица представляет не меньшую опасность, чем зарегистрированная, так как именно они рискуют в первую очередь оказаться за воротами предприятий. Кроме того, вынужденное безделье действует разлагающе на несформировавшееся сознание. Понятно, что в подобной ситуации большинство молодых людей стремится к стабилизации своего трудового статуса, пытается различными способами избежать возможности потери заработка.
Как показывают исследования, более 50% молодёжи занятой на предприятиях государственного сектора, работает по совместительству, около 25% - подрабатывает в различных альтернативных формах занятости. Молодые люди активно занимаются предпринимательством: около 70-80% регистрируемых предприятий альтернативного сектора экономики организуется людьми 25-30-летнего возраста. Собственное дело имеют 2.5-3.5% общей численности молодёжи.
Снижение общего уровня жизни населения привело к сверхзанятости среди учащейся молодежи, вынужденной работать в свободное от учебы время.
В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения, определенной гарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает качественно сбалансированный спрос и предложение труда, во многом определяет эффективность мер по реализации молодежной политики занятости. Вот почему при сокращении подготовки квалифицированных кадров в ПТУ и средних специальных учебных заведениях прием студентов в вузы из года в год увеличивается.
Большое значение имеет развивающаяся в службе занятости система профессионального обучения незанятого населения. Она способствует профессиональной адаптации высвобождаемых работников и незанятого населения, повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Профессиональное обучение безработных осуществляется по трем каналам:
переподготовка кадров, первоначальное обучение, повышение квалификации.
По мере развития рыночных отношений и конкуренции, ускорения перестройки отраслевой структуры занятости ценность общеобразовательной и социальной подготовки работника неизбежно возрастет. Это будет способствовать увеличению занятости молодежи на учебе.
Мировой и отечественный опыт подтверждают устойчивую тенденцию роста продолжительности обучения молодежи и более позднего вступления в активную трудовую деятельность. Одновременно изменяются и требования нанимателей к рабочей силе. От тактики быстрой максимизации сиюминутной прибыли предприниматели переходят к долговременной стратегии получения устойчивых доходов в условиях конкуренции, поэтому в перспективе у них появится потребность в расширении найма молодой рабочей силы. В противоположном направлении будет действовать фактор роста цены рабочей силы и, в особенности, профессионально подготовленной. Поэтому уровень занятости среди молодежи будет зависеть от общей ситуации на рынке труда. Тем не менее, он будет увеличиваться, хотя, очевидно, и меньшими темпами, чем у зрелых работников.
В
современных социально-
3.ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПОЛИТИКА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЁЖИ:
НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ,
ПЕРСПЕКТИВЫ
3.1.Уровни регулирования рынка труда
В переходной экономике рынок труда наряду с имманентными ему регуляторами сохраняет прежние элементы системы управления трудом. Главным образом это государственные гарантии занятости населения, централизованное регулирование оплаты труда (минимальной заработной платы, ставок тарифов и окладов в бюджетной сфере). По мере продвижения к цивилизованному рынку труда складываются условия для его функционирования на основе естественных регуляторов в сочетании с государственным регулированием занятости. Особую роль здесь играют рыночные формы и методы инвестирования в экономические рабочие места, формирование реальной заработной платы исходя из прожиточного минимума, социальное страхование работников наемного труда от экономических рисков, включая безработицу. При этом государственное содействие занятости, отражая в основном социальную компоненту в регулировании экономической активности населения, смягчает или носит упреждающий характер по отношению к угрозе и последствиям вынужденной безработицы, пытается поддерживать полную занятость, компенсируя негативные экономические результаты функционирования рынка труда.
Информация о работе Социально-экономические перспективы занятости молодёжи в РБ