Социально-экономические перспективы занятости молодёжи в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 00:07, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основе изучения теоретических положений, изложенных в научной и учебной литературе по экономике труда и анализа современного состояния рынка труда молодежи в Республике Беларусь определить перспективные направления его развития и совершенствования.
Сформулированная цель работы предполагает решение следующих задач:
· определить место и роль рынка труда молодежи как элемента современного рыночного хозяйства, играющего особую роль в решении экономических и социальных проблем, возникающих в ходе циклического развития и структурных сдвигов;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..… 5
1. ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЁЖИ КАК ОСОБОЙ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ГРУППЫ………………………………………………7
1.1. Система государственного регулирования занятости населения и безработицы……………….………………………………………..…............ .....7
1.2. Направления обеспечения занятости населения….............................9
2. АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЁЖИ.....................................................................................................22
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЁЖИ: НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ……………………………………………………………….27
3.1. Уровни регулирования рынка труд……………………………….27
3.2. Основные задачи государства в сфере занятости…………………29
3.3. Перспективы государственной политике в области рынка труда………………………………………………………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………. 37

Работа содержит 1 файл

Социально-экономические перспективы занятости молодёжи в РБ.docx

— 60.10 Кб (Скачать)

     1.2. Направления обеспечения занятости населения

     Важным  направлением обеспечения занятости  населения является создание  эффективных рабочих мест. Для реализации этого направления государственной политики в программных документах предусматриваются налогово-кредитные и другие финансовые механизмы, стимулирующие создание новых рабочих мест в соответствии с потребностями структурной перестройки производства. Однако, на наш взгляд, эта система мер должна реализовываться путем разработки Государственной программы по созданию новых рабочих мест. Их созданию должна способствовать и сбалансированная инвестиционная политика, учитывающая необходимость капитальных вложений как в отрасли экономического прорыва, так и в отрасли традиционной занятости.

     При регулировании рынка труда республики важно учитывать такую его  особенность, как низкий уровень  официально регистрируемой безработицы  при значительных размерах  скрытой. Эффективное экономическое развитие требует перевода скрытой безработицы в открытую. В республике  в условиях  ограниченности государственного бюджета, необходимых финансовых средств для обеспечения социальной защиты безработных правительство в своей деятельности должно придерживаться политики постепенного высвобождения излишней рабочей силы, давая возможность людям при поддержке государственной службы занятости через систему подготовки и переподготовки кадров овладеть новыми профессиями. Перераспределение высвобождаемых работников должно осуществляться, прежде всего, в сферу услуг на основе ускоренного развития частных и малых предприятий, что является одним из наиболее приемлемых методов обеспечения невысокого уровня безработицы в переходный период к рыночной экономике. Дополнительные рабочие места могут быть также  созданы за счет реструктуризации большого числа убыточных промышленных предприятий, развития сети малых производств по переработке сельскохозяйственной продукции. Все эти меры позволят не только сохранить невысокий уровень  безработицы в Беларуси, но и значительно сократить размеры скрытой безработицы.

     Важнейшим направлением государственной политики занятости населения является содействие развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Как показывает мировой опыт, среди основных мер можно выделить следующие:

     ·        совершенствование нормативно-правовых и организационных условий для содействия развитию малого и среднего бизнеса;

     ·        введение заявительного принципа регистрации новых малых предприятий с освобождением их  деятельности от налогообложения на срок не менее 2-х лет;

     ·        развитие финансово-кредитного механизма содействия занятости граждан в сфере малого предпринимательства (системы налоговых льгот и кредитов);

     ·        стимулирование самозанятости, содействие развитию народных промыслов и услуг населению;

     ·        расширение  системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательских структур;

     ·        упрощение процедуры образования субъектов малого предпринимательства и бизнеса, сокращение перечня  лицензируемых видов деятельности;

     ·                 введение льготного налогообложения и кредитования высвобождаемых работников, создающих собственное дело.

     ·        организация бизнес-клубов по обучению безработных основам предпринимательской деятельности, оказанию им правовой, финансовой и организационной поддержки.

     Опыт  зарубежных стран свидетельствует, что государственное регулирование  рынка труда должно включать разработку специальных программ и мер, поощряющих предприятия в приеме   людей без профессионального  опыта работы, а также с пониженной работоспособностью в целях вовлечения их в общественно полезную деятельность. Введение лишь пособий по безработице для этих категорий  населения  ослабляет их интерес к труду и занятости. Установленные квоты рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите крайне низки и как правило, не соблюдаются. Требуется разработка дополнительных мер защиты  от безработицы маргинальных групп населения. В частности, регулировать  растущий приток на работу женщин, занятых уходом за малолетними детьми, на рынок труда предлагается путем направления их в непроизводственную сферу, а также при помощи  расширения частичной  занятости.

     Особое  внимание следует уделить молодежи, особенно выпускникам школ,  не  поступившим в учебные заведения, поскольку они не располагают профессией и трудовыми навыками и перспективы их трудоустройства крайне низки. Для них следует создавать рабочие места с последующей учебой на производстве, субсидируемые службой занятости.  В целях повышения возможности трудоустройства молодежи предусматривается:

     ·        разработать перечень профессий и специальностей, по которым будет осуществляться подготовка специалистов в учебных заведениях с учетом перспективного спроса на рабочую силу;

     ·        разработать меры по стимулированию работодателей, принимающих на работу выпускников учебных заведений и создающих  рабочие места для молодежи;

     ·        осуществлять широкое информирование выпускников общеобразовательных школ о возможности дальнейшего обучения, получения профессии для последующего трудоустройства.

     Всем  гражданам, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, должна быть предоставлена возможность  пройти профессиональную подготовку и  переподготовку в соответствии с  их потребностями, которые следует оценить с социальной, психологической и экономической точек зрения. В этих условиях в развитых странах разрабатываются специальные программы для обеспечения занятости маргинальных категорий населения, которые включают такие меры, как адаптация рабочих мест, субсидирование занятости, помощь в трудоустройстве с последующей подготовкой  на рабочем месте в сочетании с их социальной поддержкой. Одним из способов их трудоустройства является организация института общественных работ в городском хозяйстве, расширение практики выполнения услуг частного характера и работы по договорам с индивидуальными нанимателями, расширение границ использования граждан, нуждающихся в работе на  условиях частичной и временной занятости. Названные меры необходимо реализовать в Беларуси.

     Создание  действенной системы государственного регулирования рынка труда предусматривает  комплекс мер, направленных на сведение безработицы до ее естественного  уровня, сокращение длительной безработицы, формирование структуры свободных рабочих мест в соответствии с потребностями, предъявляемыми со стороны безработных.

     С этой целью государственная служба занятости проводит следующую работу:

     ·        информирует население о возможностях трудоустройства и наличии свободных рабочих мест на предприятиях республики;

     ·        осуществляет подбор рабочего места и работников по запросу работодателей;

     ·        проводит "ярмарки вакансий" и "ярмарки специалистов";

     ·        организует общественные работы с учетом половозрастного и профессионально-квалификационного состава безработных.

     Для регулирования процессами рынка  труда и занятости населения  рекомендуется использование признанных международной практикой таких  мер, как совершенствование системы  пенсионного законодательства, создание ассоциаций поддержки мелкого трудового  предпринимательства (финансовая помощь, консультации), широкое развитие надомничества, частичной занятости, контрактной  миграции.

     Одним из направлений государственного регулирования  рынка труда должно стать  формирование миграционной политики в направлении поощрения территориальной мобильности рабочей силы, защиты внутреннего рынка труда, содействие экономически и социально целесообразной трудовой миграции. Следует предусмотреть меры по развитию внешней миграции, созданию за рубежом агентств по трудоустройству граждан, установление  на государственном уровне прямых контактов с государствами СНГ и дальнего зарубежья по оргнабору и другим формам направления желающих на сезонные сельскохозяйственные, строительные и иные временные работы.

     Таким образом, регулирование  занятости населения и безработицы должно стать органической составной частью социальной политики, суть   которой сводится к двум основополагающим принципам:

     ·        перенос центра тяжести социальной политики с борьбы с негативными явлениями на деятельность по созданию условий, препятствующих их возникновению и распространению. Предпринимаемые меры должны побудить безработных к активному поиску работы;

     ·        проводимые на рынке труда мероприятия должны быть нацелены на инвестирование в человеческий капитал. Такой подход позволит создать благоприятные условия для высокого и стабильного уровня занятости населения путем стимулирования как спроса на рабочую силу, так и ее предложения. Это выражается в переносе акцента с оказания материальной помощи безработным на предотвращение безработицы и удержание ее в пределах социально допустимого уровня.

     Согласно  Закону РБ от 24 апреля 1992 г. N 1629-XII «Об  общих началах государственной  молодежной политики в Республике Беларусь»  государство обеспечивает молодым  гражданам специальные юридические  и социально-экономические гарантии, компенсирующие обусловленные возрастом  недостатки их социального статуса.

     Особой  защитой государства пользуются несовершеннолетние.

     Республика  Беларусь в лице соответствующих  государственных органов обеспечивает молодежи осуществление права на профессиональную подготовку и труд, образование, медицинскую помощь и  приобретение жилья, отдых, пользование  достижениями культуры, занятие физической культурой и спортом, участие  в управлении государством, оказывает  помощь молодым семьям.

     Государством  закреплено право реализация молодежи на труд. Основываясь на нормах международного права трудовые договоры заключаются  с лицами, достигшими возраста 16 лет. Однако из этого правила имеется  исключение, допускающее снижение возраста, с которого лицо вправе выступать  в качестве стороны трудового  договора. В ст. 21 и ч. 2 ст. 272 Трудового  Кодекса предусмотрено, что с  письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с  лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения легкой работы, которая  не является вредной для его здоровья и развития, а также не наносит  ущерба посещаемости общеобразовательной  школы.

     При этом законодатель утвердил перечень легких видов работ, которые могут  выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет. Такой перечень по поручению  Правительства утвержден Министерством  здравоохранения Республики Беларусь (постановление от 29 апреля 2000 г. N 9).

     В ряде случаев законодатель повысил  минимальный возраст, по достижении которого допускается заключение трудового  договора. Например, согласно ст. 274 ТК только после достижения лицом возраста 18 лет оно может быть принято  на тяжелые работы и на работы с  вредными или опасными условиями  труда, на подземные и горные работы. (Список работ, на которых запрещается  применение труда лиц моложе 18 лет, утвержден постановлением от 2 февраля 1995 г. N 13).

     Кроме того, ч. 2 ст. 348 ТК предусматривает, что  запрещается работа по совместительству лиц моложе 18 лет, а ч. 1 ст. 405 Трудового  Кодекса устанавливает, что письменные договоры о полной материальной ответственности  могут быть заключены нанимателем  только с работниками, достигшими 18 лет.

     В целях приобретения профессиональных знаний, умений и навыков практической работы на производстве, повышения  конкурентоспособности на рынке  труда, расширения возможностей трудоустройства  молодежи государство принимает  ряд мер, направленных на трудоустройство  студенческой и учащейся молодежи. В соответствии с поручением Правительства  Беларуси Министерство труда и социальной защиты приняло Положение о порядке  и условиях организации и финансирования из средств государственного фонда  содействия занятости временной  трудовой занятости студенческой и  учащейся молодежи в свободное от учебы время и во время летних каникул (постановление от 24 мая 2002 г. N 84). Приоритетным правом на временную  занятость молодежи пользуются сироты, молодежь из семей безработных граждан, неполных, многодетных и неблагополучных  семей, а также молодежь, состоящая  на учете в комиссиях по делам  несовершеннолетних, освобожденная  из воспитательно-трудовых колоний  или закончившая специальные  учебно-воспитательные учреждения, обучающаяся  в сменных общеобразовательных  школах.

     Более конкретно трудовые правоотношения молодежи регулируются главой 20 «Особенности регулирования труда молодежи»  Трудового кодекса РБ. Также главой 15 Трудового кодекса РБ предусмотрены  права и гарантии на совмещение работы с обучением.

     Поскольку субъектами государственной молодежной политики являются и молодые семьи, в которых один из супругов находится  в возрасте до 31 года Трудовым кодексом предусмотрены права и гарантии труда женщин и работников, имеющих  семейные обязанности.

Информация о работе Социально-экономические перспективы занятости молодёжи в РБ