Социально-экономическая политика государства (региона) в области здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучить социально-экономическую политику государства (региона) в области здравоохранения.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
• изучение сущности, цели и задачи социально-экономической политики РФ;
• выявление основных направлений социально-экономической политики в России;
• рассмотрение основных задач региональной социально-экономической политики в области здравоохранения;
• исследование основных проблем реализации социально-экомической политики региона в области здравоохранения и предложения по их решению;
Объектом исследования курсовой работы - является система социально- экономической политики РФ.
Предметом исследования курсовой работы - является изучение региональной социально-экономической политики в области здравоохранения.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Социально-экономическая политика Российской Федерации 6
1.1. Сущность, цели и задачи социально-экономической политики РФ 6
1.2. Основные направления социально-экономической политики РФ 10
1.3. Законодательная и нормативно-правовая база социально-экономической политики РФ и субъектов РФ 18
ГЛАВА 2. Региональная социально-экономическая политика в области здравоохранения 24
2.1 Основные задачи региональной социально-экономической политики в области здравоохранения 24
2.2. Полномочия органов государственной власти региона и органов местного самоуправления в области в области охраны здоровья 29
2.3. Финансирование направлений социально-экономической политики в регионе 33
2.4. Основные проблемы реализации социально-экномической политики региона в области здравоохранения и предложения по их решению 38
Заключение 43
Список источников и литературы 45

Работа содержит 1 файл

курсовая по здравоохранению.docx

— 79.87 Кб (Скачать)

Несмотря  на многообразие нормативных актов  разного уровня, принятых в сфере  охраны здоровья, по-прежнему актуальными  остаются вопросы совершенствования  федерального и регионального законодательства по вопросам организации и функционирования российской системы государственного управления здравоохранением, повышения  эффективности управленческой деятельности в данной сфере, разграничения предметов  ведения и полномочий между всеми  уровнями публичной власти.

Существует  необходимость принятия федерального закона в области здравоохранения  «О здравоохранении в Российской Федерации», который определял бы предмет и принципы регулирования  в соответствии с общепризнанными  началами, действующими в области  здравоохранения, изложенными в  нормах международных договоров  и в декларативных документах различных международных организаций.

В настоящее  время перед системой государственного управления здравоохранением в России стоит ряд проблем: недостаток финансовых ресурсов; отсутствие четкой и последовательной, должным образом подкрепленной  в правовом, организационном и  финансовом отношении государственной  политики в области охраны здоровья граждан; несовершенство нормативно-правовой базы; систематическое неисполнение публичными и частными субъектами законодательных  норм в данной отрасли. Решение данных проблем видится в следующем: во-первых, управленческая деятельность должна быть максимально прозрачной и осуществляться в соответствии с социальными потребностями общества; во-вторых, государственную политику здравоохранения нужно проводить с учетом мнения ведущих специалистов в данной области; в-третьих, принимаемые нормативные акты об охране здоровья граждан должны быть своевременны, лаконичны, ясны, юридически грамотны; они не должны нарушать права граждан, противоречить Конституции РФ и иным вышестоящим законам; в-четвертых, необходимо ужесточить надзор за исполнением законодательства в области здравоохранения со стороны органов государственной власти.

Состояние нормативно-правовой базы разграничения  предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов по вопросам охраны здоровья населения не соответствует современным проблемам отрасли, поэтому она нуждается в серьезном незамедлительном улучшении. Для этого необходимо введение в практику законотворчества «модельных» законов, в которых учитывались бы предметы ведения и объем полномочий органа исполнительной власти соответствующего иерархического уровня и отраслевой направленности, поскольку специфика компетенции каждого из государственных органов проявляется, главным образом, в характере и объеме полномочий. При этом следует учесть, что в процессе осуществления мер по охране здоровья нередко возникают вопросы, для решения которых определенным органам исполнительной власти необходимы исключительные полномочия, например, при вспышках инфекционных заболеваний и эпидемиях, экологических бедствиях, массовом травматизме и др. Перечень таких полномочий должен быть четко установлен законодательством. Технология создания нормативно-правовой базы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области здравоохранения должна быть основана на принципах конституционности, федерализма, равного статуса всех субъектов РФ в обеспечении конституционных прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья.

Нуждается в серьезной корректировке организационно-правовая форма медицинских учреждений. Необходимость  проведения подобной реформы в отрасли  здравоохранения обусловлена целым  кругом факторов правового, экономического, организационного и другого характера, среди которых: дефицит выделения  бюджетных средств (в то время, когда  одним из самых важных условий  эффективного функционирования учреждений здравоохранения является своевременное, бесперебойное и достаточное  бюджетное финансирование); неурегулированность отношений государственных учреждений с собственником (что связано, прежде всего, со спецификой конструкции права оперативного управления, предопределяющего своеобразие содержания имущественных прав учреждения); наличие субсидиарной ответственности собственника по обязательствам учреждения (что во многом лишает учреждение стимулов к рациональному использованию выделяемых средств, имеет своим следствием бюджетные ограничения финансово-хозяйственной деятельности, т. к. любые обязательства учреждения должны быть в конечном итоге покрыты его собственником); отсутствие должного контроля со стороны соответствующих органов за деятельностью учреждений здравоохранения [15].

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для наиболее плодотворной деятельности в формировании, реализации и контроле исполнения социально-экономической политики должны участвовать в качестве субъектов все ветви и органы государственной власти в РФ, органы местного самоуправления, общественные организации и общество в целом, работодатели и бизнес-сообщество. В свою очередь, объектами социально-экономической политики должны стать все категории и слои населения, общественные и территориальные организации и группы, а также отрасли социальной сферы.

Значимость  системы здравоохранения может  быть охарактеризована с правовой, социальной, экономической и гуманистической  позиций. Правовой характер системы здравоохранения обеспечивается соблюдением принципа верховенства Конституции РФ и федеральных законов, признанием принятых норм международного права, социальный характер связан с обеспечением социальных гарантий в области охраны здоровья населения. Экономический характер системы предопределен ролью здравоохранения в общественном воспроизводстве как с точки зрения воздействия на главную производительную силу, так и с позиции его ресурсного обеспечения. Гуманистический характер системы здравоохранения означает, что пациент, его права есть высшая ценность системы здравоохранения.

Осуществлению реформы здравоохранения препятствуют следующие факторы: малочисленность  имеющегося высококвалифицированного персонала, отсутствие материальной заинтересованности к надлежащему выполнению служебных  обязанностей; недостаток в учреждениях  отрасли здравоохранения информации, стимулирующей индивида к планированию или мониторингу его работы; несовершенство координации и взаимодействия между  участниками процесса реформирования; ограниченное развитие частного сектора  здравоохранения. Для преодоления  их воздействия необходимо: во-первых, повысить авторитет медицинской  профессии; во-вторых, наладить систему  обратной связи для самокорректировки системы управления здравоохранением; в-третьих, обеспечить взаимодействие между органами управления, медицинскими учреждениями и населением; в-четвертых, принять закон, регулирующий отношения в сфере частной системы здравоохранения.

Формирование  правовой базы здравоохранения на федеральном  уровне во многом отстает от потребностей субъектов Федерации, что сдерживает развитие регионального законодательства. Несоблюдение в ряде субъектов Федерации принципа прямого действия федеральных правовых норм приводит, в результате, к возникновению правовых коллизий между федеральным и региональным законодательством. Во избежание возникновения подобных ситуаций необходимо:

во-первых, выявлять те причины, которые вызывают или могут вызвать двойственность мнений по решению одного вопроса как при осуществлении федерального правового регулирования, так и при внесении необходимых изменений в систему нормативных правовых актов на уровне регионов;

во-вторых, принять федеральный закон, предусматривающий  ответственность должностных лиц  за несоблюдение Конституции РФ;

в-третьих, определить механизм приведения нормативных  актов субъектов РФ в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами;

в-четвертых, учитывая особую роль законодательства субъекта РФ в определении организационно-правовых основ здравоохранительной политики в отношении населения, усилить  контроль со стороны федерального центра в лице органов прокуратуры, юстиции, правосудия, а также Министерства здравоохранения и социального  развития РФ.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абалки Л.Н. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. - // Вопросы экономики. – 2008. - №6.
  2. Авдашева С.И. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России. // Вопросы экономики. 2009, №9.
  3. Васильев А.А. Основы территориального общественного самоуправления: Научно-методическое (практическое) пособие. / А.А. Васильев, Н.Н.; ИП Гладкова О.В., 2004.
  4. Градов А.П. Национальная экономика. - М.: Финансы и статистика, 2009.
  5. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории, Москва, "Владос", 2009.
  6. Романовский М.В. Бюджетная система Российской Федерации / М.В. Романовский и др., М.: Юнити, 2008.
  7. Тамбовцев В.Л. Экономическая теория контрольно-надзорной деятельности государства. // Вопросы экономики. 2004, №4.
  8. Тамбовцев В.Л. Государство и экономика. - М.: Магистр, 2008.
  9. Черкасов Г.И. Общая теория собственности: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
  10. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление / В.Е. Чиркин - М.: Юрист, 2008.
  11. http://government.gov.ru/ Официальный Интернет-сервер «Правительство Российской Федерации».
  12. http://www.gks.ru/ Социально-экономическое положение России - 2011 год «Copyright © Федеральная служба государственной статистики».
  13. http://www.nr2.ru/rus/334345.html «Газета «Новый регион 2» «NR2.Ru».
  14. http://base.consultant.ru/ «Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"».
  15. http://lib.rus.ec/b/285607/read «Т.В. Ерохина Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации».
  16. http://vestnik.mednet.ru/ «Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения»».

Информация о работе Социально-экономическая политика государства (региона) в области здравоохранения