Социально-экономическая политика государства (региона) в области здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучить социально-экономическую политику государства (региона) в области здравоохранения.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
• изучение сущности, цели и задачи социально-экономической политики РФ;
• выявление основных направлений социально-экономической политики в России;
• рассмотрение основных задач региональной социально-экономической политики в области здравоохранения;
• исследование основных проблем реализации социально-экомической политики региона в области здравоохранения и предложения по их решению;
Объектом исследования курсовой работы - является система социально- экономической политики РФ.
Предметом исследования курсовой работы - является изучение региональной социально-экономической политики в области здравоохранения.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Социально-экономическая политика Российской Федерации 6
1.1. Сущность, цели и задачи социально-экономической политики РФ 6
1.2. Основные направления социально-экономической политики РФ 10
1.3. Законодательная и нормативно-правовая база социально-экономической политики РФ и субъектов РФ 18
ГЛАВА 2. Региональная социально-экономическая политика в области здравоохранения 24
2.1 Основные задачи региональной социально-экономической политики в области здравоохранения 24
2.2. Полномочия органов государственной власти региона и органов местного самоуправления в области в области охраны здоровья 29
2.3. Финансирование направлений социально-экономической политики в регионе 33
2.4. Основные проблемы реализации социально-экномической политики региона в области здравоохранения и предложения по их решению 38
Заключение 43
Список источников и литературы 45

Работа содержит 1 файл

курсовая по здравоохранению.docx

— 79.87 Кб (Скачать)

- Проведение  исследований в области инновационной  деятельности,

- Участие  в разработке и реализации  программ инновационного развития  регионов в рамках региональной  инновационной политики,

-  Содействие  технологическому сотрудничеству  с другими регионами и международному  сотрудничеству,

- Интеграция  в общероссийские (межрегиональные,  международные) сети трансфера технологий,

- Обеспечение  системной и комплексной поддержки  работы системы, в том числе  финансовая поддержка мероприятий  в соответствии с региональной  стратегией и программами,

- Участие  в определении целей и задач,  мониторинге и оценке работы  системы,

- Координация  взаимодействия с другими элементами  инновационной инфраструктуры, в  том числе с отдельными организациями,

- Поддержка  технологического сотрудничества  с другими регионами и международного  сотрудничества,

- Содействие  получению поддержки на федеральном  уровне,

- Организация  семинаров, выставок, конференций  и других мероприятий по распространению  информации, обучению и обмену  опытом.

Муниципальный уровень

- Реализация  направлений региональной инновационной  политики,

- Выстраивание  адекватной управленческой системы,

 Концентрация  усилий на решении социальных  вопросов,

- Развитие  собственных инновационных проектов  и программ,

- Повышение  экономической самостоятельности используя инновационные подходы,

- Взаимодействие  с региональными органами и  отстаивание своих интересов,

- Развитие  собственной грамотной кадровой  политики, привлечение и поддержка  молодых кадров,

- Информирование  населения и работодателей [16].

Охрана  здоровья является делом государственной  важности. Поэтому целесообразно  выделить основные задачи государства  в области охраны здоровья граждан. К ним следует отнести: улучшение качества и повышение доступности медицинской помощи; реализацию федеральных и территориальных целевых программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создание экономических и социальных условий, способствующих снижению распространенности негативных факторов риска и уменьшению их влияния на человека.

В целях  решения перечисленных задач, государство, например, разрабатывает и финансирует  многочисленные федеральные программы, приоритетными направлениями в  которых являются охрана и укрепление здоровья нации; принимает меры по развитию государственной, муниципальной и  частной систем здравоохранения; всячески поощряет деятельность, которая способствует укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно – эпидемиологическому  благополучию; обеспечивает формирование единого правового пространства системы здравоохранения, законодательное оформление схемы распределения предметов ведения, полномочий и ответственности между уровнями власти по вопросам охраны здоровья граждан; осуществляет управление по созданию единой системы здравоохранения без ведомственных и территориальных разграничений. Особое значение для реформирования системы здравоохранения имеет «Приоритетный национальный проект в сфере здравоохранения».

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь имеет конституционное закрепление (Ст. 41 Конституции РФ).

Основными задачами здравоохранения являются: более полное удовлетворение потребностей населения в качественной и доступной  медицинской помощи; создание условий  для здоровой, активной жизни людей, конкуренции лечебно-профилактических учреждений независимо от форм собственности, свободного выбора гражданами медицинского учреждения.

Государственная политика в здравоохранении призвана разрешить несколько групп задач. А. Пидде, Г. Кривошеев, А. Киселев выделяют политические, экономические и социальные и ряд других задач, при решении которых возможно будет создать общенациональную систему охраны здоровья населения в России и обеспечить нормальное ее функционирование. Так, по мнению этих авторов, к политическим задачам следует отнести: определение пути дальнейшего развития здравоохранения с учетом мнения персонала здравоохранения и населения; разработку и осуществление стратегии развития здравоохранения органами государственной власти и местного самоуправления; окончательное формирование нормативно-правовой базы здравоохранения и создание системы контроля над исполнением законодательства; политическую поддержку в создании и функционировании структур, выражающих корпоративные интересы медицинского персонала на федеральном и региональном уровне. К экономическим – признание реального существования медицинской услуги в качестве экономической категории; окончательное формирование и государственное регулирование рынка медицинских услуг; приведение обязательного медицинского страхования в единые для всей страны организационные рамки; стабилизацию отношений участников страхового процесса: страхователей, страховщиков, лечебных учреждений различных форм собственности, населения; урегулирование межбюджетных отношений между Минздравсоцразвития РФ как представителя федерального центра и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Среди социальных задач здравоохранительной политики государства следует выделить: преодоление патерналистской модели отношений «врач-пациент»; институционализацию здравоохранения (формирование, коррекцию и обеспечение действенности социальных норм и их интернализацию); дальнейшую правовую социализацию населения; профессиональную социализацию медицинского персонала; активизацию деятельности организаций, представляющих корпоративные интересы медицинского персонала; осуществление стратегии привлечения медицинских работников в число сторонников реформ отрасли.

В приведенный  перечень следует добавить задачи, направленные на создание таких условий  для системы здравоохранения, которые  позволят осуществлять санитарное просвещение  населения, профилактику заболеваний, обеспечивать оказание качественной медицинской  помощи гражданам, проводить научные  исследования в области здравоохранения  и подготовку медицинских и фармацевтических работников, поддерживать и развивать  материально-техническую базу системы  здравоохранения. Назрела необходимость  принятия решений о проведении структурных  и организационных преобразований в системе здравоохранения и  изменении функций рада медицинских  служб с целью уделить больше внимания проведению предупредительных  мероприятий, направленных на охрану здоровья населения и профилактику заболеваний. [15].

 

2.2. Полномочия органов государственной власти региона и органов местного самоуправления в области охраны здоровья

       

         К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся:

1) защита прав человека  и гражданина в сфере охраны  здоровья;

2) разработка, утверждение  и реализация программ развития  здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, профилактики  заболеваний, организация обеспечения  граждан лекарственными препаратами  и медицинскими изделиями, а  также участие в санитарно-гигиеническом  просвещении населения;

3) разработка, утверждение  и реализация территориальной  программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

4) формирование структуры  исполнительных органов государственной  власти субъекта Российской Федерации,  осуществляющих установленные настоящей  статьей полномочия в сфере  охраны здоровья, и установление  порядка их организации и деятельности;

5) организация оказания  населению субъекта Российской  Федерации первичной медико-санитарной  помощи, специализированной, в том  числе высокотехнологичной, медицинской  помощи, скорой, в том числе скорой  специализированной, медицинской помощи  и паллиативной медицинской помощи  в медицинских организациях субъекта  Российской Федерации;

6) создание в пределах  компетенции, определенной законодательством  Российской Федерации, условий  для развития медицинской помощи  и обеспечения ее доступности  для граждан;

7) организация безвозмездного  обеспечения донорской кровью  и (или) ее компонентами, а также  организация обеспечения лекарственными  препаратами, специализированными  продуктами лечебного питания,  медицинскими изделиями, средствами  для дезинфекции, дезинсекции  и дератизации при оказании  медицинской помощи в соответствии  с пунктами 5 и 12 настоящей части;

8) организация осуществления  мероприятий по профилактике  заболеваний и формированию здорового  образа жизни у граждан, проживающих  на территории субъекта Российской  Федерации;

9) организация осуществления  мероприятий по проведению дезинфекции,  дезинсекции и дератизации, а  также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в  соответствии с законодательством  Российской Федерации;

10) организация обеспечения  граждан лекарственными препаратами  для лечения заболеваний, включенных  в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 настоящего Федерального закона;

11) координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории субъекта Российской Федерации;

12) реализация мероприятий,  направленных на спасение жизни  и сохранение здоровья людей  при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию  медико-санитарных последствий чрезвычайных  ситуаций, информирование населения  о медико-санитарной обстановке  в зоне чрезвычайной ситуации  и о принимаемых мерах;

13) информирование населения  субъекта Российской Федерации,  в том числе через средства  массовой информации, о возможности  распространения социально значимых  заболеваний и заболеваний, представляющих  опасность для окружающих, на  территории субъекта Российской  Федерации, осуществляемое на  основе ежегодных статистических  данных, а также информирование  об угрозе возникновения и  о возникновении эпидемий;

14) установление мер социальной  поддержки по организации оказания  медицинской помощи лицам, страдающим  социально значимыми заболеваниями  и заболеваниями, представляющими  опасность для окружающих, и по  организации обеспечения указанных  лиц лекарственными препаратами;

15) обеспечение разработки  и реализация региональных программ  научных исследований в сфере  охраны здоровья, их координация;

16) установление случаев  и порядка организации оказания  первичной медико-санитарной помощи  и специализированной медицинской  помощи медицинскими работниками  медицинских организаций вне  таких медицинских организаций,  а также в иных медицинских  организациях.

2. Отдельные указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья могут быть переданы ими для осуществления органам местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В этом случае оказание медицинской помощи гражданам осуществляется медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения.

 К полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (за исключением территорий, медицинская помощь населению которых оказывается в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона) в сфере охраны здоровья относятся:

1) создание условий для  оказания медицинской помощи  населению в соответствии с  территориальной программой государственных  гарантий бесплатного оказания  гражданам медицинской помощи  и законом субъекта Российской  Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом  от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации";

2) обеспечение организации  оказания медицинской помощи  в медицинских организациях муниципальной  системы здравоохранения в случае  передачи соответствующих полномочий  в соответствии с частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона;

3) информирование населения  муниципального образования, в  том числе через средства массовой  информации, о возможности распространения  социально значимых заболеваний  и заболеваний, представляющих  опасность для окружающих, на  территории муниципального образования,  осуществляемое на основе ежегодных  статистических данных, а также  информирование об угрозе возникновения  и о возникновении эпидемий  в соответствии с законом субъекта  Российской Федерации;

4) участие в санитарно-гигиеническом  просвещении населения и пропаганде  донорства крови и (или) ее  компонентов;

Информация о работе Социально-экономическая политика государства (региона) в области здравоохранения