Социально-экономическая политика государства (региона) в области здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучить социально-экономическую политику государства (региона) в области здравоохранения.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
• изучение сущности, цели и задачи социально-экономической политики РФ;
• выявление основных направлений социально-экономической политики в России;
• рассмотрение основных задач региональной социально-экономической политики в области здравоохранения;
• исследование основных проблем реализации социально-экомической политики региона в области здравоохранения и предложения по их решению;
Объектом исследования курсовой работы - является система социально- экономической политики РФ.
Предметом исследования курсовой работы - является изучение региональной социально-экономической политики в области здравоохранения.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Социально-экономическая политика Российской Федерации 6
1.1. Сущность, цели и задачи социально-экономической политики РФ 6
1.2. Основные направления социально-экономической политики РФ 10
1.3. Законодательная и нормативно-правовая база социально-экономической политики РФ и субъектов РФ 18
ГЛАВА 2. Региональная социально-экономическая политика в области здравоохранения 24
2.1 Основные задачи региональной социально-экономической политики в области здравоохранения 24
2.2. Полномочия органов государственной власти региона и органов местного самоуправления в области в области охраны здоровья 29
2.3. Финансирование направлений социально-экономической политики в регионе 33
2.4. Основные проблемы реализации социально-экномической политики региона в области здравоохранения и предложения по их решению 38
Заключение 43
Список источников и литературы 45

Работа содержит 1 файл

курсовая по здравоохранению.docx

— 79.87 Кб (Скачать)

 

1.2. Основные направления социально-экономической политики Российской Федерации

политика обеспечение

В силу целого ряда причин, на начальном этапе  радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики  и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с  резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества, в том числе и по заработной плате. Обострилась ситуация на рынке  труда, ухудшилась демографическая  ситуация, началось абсолютное сокращение населения страны, снизилась продолжительность жизни. Согласно оценке Федерации европейских работодателей, по уровню заработной платы работников Россия замыкает в Европе четвертый десяток стран (оценка дана по состоянию на февраль 2004г.). Неудивительно, что в стране сформировался устойчивый слой «новых бедных», т.е. тех граждан, которые даже при наличии постоянной работы имеют доходы ниже необходимых для нормального существования.

Основными направлениями социально-экономической политики России являются:

I. Политика в области улучшения  жилищных условий.

В России обеспечение населения  жильем и повышение потребительских  качеств жилой среды как была, так и остается одной из наиболее острых социальных проблем – достаточно сопоставить количество квадратных метров, приходящихся на каждого гражданина в России и, скажем, в Германии и Соединенных Штатах: 19,6 м2 против 35 и 70 м2 соответственно, не говоря уже о различии качественных параметров среднестатистического жилья.

Не менее 15% населения страны ютится в жилище, малопригодном для жизни, причем 12% - в принципе не имеют коммунальных удобств. В относительно же благополучных  – по отечественным меркам –  жилищных условиях, то есть в отдельном  доме или квартире со всеми коммунальными  удобствами, из расчета 18 м2 на человека, проживает четверть населения России.

Национальный проект «Доступное и  комфортное жилье – гражданам  России» во многом был ориентирован на то, что люди будут брать ипотечные  кредиты и приобретать квартиры. Увы, в нынешних условиях большинство  граждан, которые рассчитывали на ипотеку, взять ее не смогут. Многие банки  прекратили выдавать кредиты или  изменили условия договоров, поскольку  наблюдается нестабильная ситуация на финансовых рынках и существует проблема низкой ликвидности.

По подсчетам специалистов, при самых благоприятных для развития ипотеки обстоятельствах реально использовать этот финансово-экономический инструмент сможет не более 7-8% населения России. В очереди на улучшение жилищных условий стоят 4,43 млн. семей (8,6%); время ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами составляет 15 - 20 лет. Количество желающих улучшить жилищные условия составляет 61% (31,6 млн. семей). Общая потребность в жилье составляет порядка 1,57 млрд. м2 (55% имеющегося фонда).

Из-за резкой дифференциации населения по уровню доходов решение жилищной проблемы для большинства желающих является более чем затруднительным. При  этом в очереди стоят не только малоимущие, но и те, кто в состоянии  самостоятельно с использованием кредита  либо с частичной помощью государства  приобрести жилье. Социологические  опросы показывают, что 85% россиян хотели бы улучшить свои жилищные условия. Но только 5-6% могут это сделать сразу за счет уже накопленных сбережений, не обращаясь за кредитом или займом. Большинство населения из-за недостатка сбережений не могут купить новый дом или квартиру, и вынуждены многие годы откладывать такую покупку [12].

II. Политика в области регулирования  пенсионного обеспечения.

По сравнению  с 2009 годом среднегодовой размер трудовой пенсии по старости в 2011 году увеличился более чем в 1, 5 раза. К 2014 году пенсии по старости увеличатся в 2, 1 раза по сравнению все с тем же 2009 годом. Объем расходов на пенсионные и социальные выплаты в период с 2009 по 2011 год вырос более чем в 1, 6 раза – с 2, 91 до 4, 6 трлн. руб., а в 2012 году он достигнет 5, 13 трлн. руб. Это связано с плановыми индексациями пенсий и социальных выплат.

В 2011 году размеры пенсий были проиндексированы дважды:

1 февраля  2011 года трудовые пенсии выросли  на 8,8%.

1 апреля 2011 года социальные пенсии выросли  на 10,27%.

Таким образом, с 01.02.2011г. среднегодовой размер трудовой пенсии по старости, а ее получают свыше 30 млн. человек, составил 8886 рублей [12].

III. Политика в области здравоохранения.

На территории Российской Федерации в январе-мае 2012г. по сравнению с соответствующим  периодом 2011г. эпидемиологическая обстановка характеризовалась ростом заболеваемости населения по ряду инфекционных заболеваний, в их числе: краснуха, коклюш, болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека, острые кишечные инфекции, острый гепатит А, бессимптомный инфекционный статус, вызванный вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), сальмонеллезные инфекции.

В мае 2012г. зарегистрировано 230 случаев заболевания  корью (за аналогичный месяц 2011г. зарегистрировано 22 случая заболевания корью), случаев  заболеваний дифтерией не наблюдалось (за аналогичный месяц 2011г. зарегистрировано 3 случая заболевания дифтерией). По сравнению с соответствующим месяцем 2011г. в 4,2 раза больше выявлено больных гриппом, в 3,2 раза больше - краснухой, в 1,8 раза - коклюшем, на 20,9% - болезнью, вызванной вирусом иммунодефицита человека, на 12,0% - острым гепатитом А, на 8,2% - бессимптомным инфекционным статусом, вызванным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), на 3,4% - острыми инфекциями верхних дыхательных путей.

Среди заболевших инфекционными болезнями в январе-мае 2012г. дети в возрасте 0-17 лет составляли: по коклюшу - 96,9%, менингококковой инфекции - 70,0%, острым кишечным инфекциям - 70,5%, паротиту эпидемическому - 49,1%, гепатиту А - 41,8%, краснухе - 14,5% [12].

Социальное обслуживание и социальная помощь не оказывают существенного влияние на общее материальное положение пенсионеров. Пенсионеров становится всё больше, их количество возрастает на 600-700 тыс. в год, особенно интенсивно увеличивается численность пенсионеров по инвалидности, что говорит не только о старении населения, но и о качестве жизни в целом. Пенсионеры составляют значительную часть населения, вкладчиков и инвесторов. Государство даже в своих интересах должно уделять внимание их социальному самочувствию. В сфере здравоохранения все более распространенной становится практика оплаты медицинских услуг – за последние годы каждой второй семье приходилось самостоятельно их оплачивать, речь идет не только о ставшей традиционной частной стоматологической практике, но и об оплате диагностических обследований, консультации врачей. Платное лечение носит принудительный характер: уровень благосостояния семей, вынужденных оплачивать медицинские услуги, не самый высокий, и в условиях, когда расширение масштабов платной медицины происходит на фоне падения доходов населения, многие отказываются от лечения по материальным причинам. За годы реформ лекарственные средства перестали быть дефицитными, но для многих они не доступны из-за высоких цен. Фармацевтический рынок в настоящее время характеризуется нестабильностью, резкими колебаниями цен на лекарства и их ростом, причем цены растут как на импортные лекарственные средства, так и на отечественные. Изменилась структура продаж в сторону более дешевых лекарственных средств, подешевел средний чек в аптеках, снизился покупательский спрос на изделия медицинского назначения, средства, улучшающие качество жизни, средства ухода и другие. До 35% больных вынуждены отказаться от покупки назначенных лекарств. Государство ввело льготы для бесплатного приобретения лекарств, но ввиду отсутствия финансового обеспечения это право для большинства “льготников” оказалось формальным. Ситуация ухудшается, что выражается в разрыве между официально провозглашенными государственными гарантиями предоставления медицинской помощи населению и реальным финансированием, в незавершенности реформ здравоохранения, неудовлетворительной координации всех структур, отвечающих за положение в этой сфере. Доля средств населения в оплате медицинских услуг постоянно возрастает, на сегодняшний день она сравнялась с долей государства. Самая тяжелая ситуация с государственным финансированием – в малых городах и селах, где нет широкой налогооблагаемой базы.

Приоритетный национальный проект «Здоровье» предполагал реорганизацию за 2 года системы здравоохранения таким образом, чтобы стандартный набор качественных медицинских услуг предоставлялся всем нуждающимся. К сожалению, длинные очереди пациентов у дверей городских поликлиник, собирающиеся теперь задолго до их открытия, свидетельствуют о том, что за 2 года осуществить эту идею не удалось. Для большинства медицинских работников мало что изменилось. В этой связи сложилась практика, когда пациент фактически вынужден платить врачу за возможность получения доступа к бесплатной медицинской помощи. А если учесть, что около 20% россиян находятся за чертой бедности, то это означает, что значительная часть населения, фактически лишена возможности получить медицинскую помощь по своему страховому медицинскому полису [13].

IV. Политика  в области образования.

В 2011г. число общеобразовательных  учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) сократилось  на 4,7% и составило 47146 единиц. Увеличилось  число государственных и муниципальных  гимназий (на 0,9%), лицеев (на 1,5%) и численность  обучающихся в них.

По сравнению с 2010г. увеличилось  число негосударственных общеобразовательных  учреждений (на 3,3%) и составило 687 единиц.

В 2011г. в Российской Федерации наблюдался рост общего числа образовательных  учреждений среднего профессионального  образования. По сравнению с 2010г. их число возросло на 2,6% и составило 2925 единиц. Основной прирост дали государственные  и муниципальные образовательные  учреждения - на 79 единиц (на 3,1%). Сократилось  число негосударственных образовательных  учреждений. В то же время темпы  их сокращения замедлились: в 2010г. число  негосударственных образовательных  учреждений уменьшилось на 12,6%, в 2011г. - на 1,5%.

Продолжается тенденция по сокращению числа учреждений высшего профессионального  образования, при этом число государственных  и муниципальных образовательных  учреждений уменьшилось на 2,9%, а  негосударственных - на 3,5%.

Прием в государственные и муниципальные  образовательные учреждения среднего профессионального образования  уменьшился по сравнению с 2010г. на 43,0 тыс.человек, или на 6,4%, по негосударственным - на 2,7 тыс.человек (на 8,1%). На условиях полного возмещения стоимости обучения приступили к занятиям в государственных и муниципальных образовательных учреждениях 148,9 тыс.человек, или 23,7% от общего числа принятых, в негосударственных образовательных учреждениях - 30,6 тыс.человек (99,3% от общего числа принятых).

Прием в государственные и муниципальные  образовательные учреждения высшего  профессионального образования  в 2011г. сократился на 137,7 тыс.человек (на 11,5%) в основном за счет студентов, принятых на заочную форму обучения (сокращение составило 97,6 тыс. человек, или 18,9%). Численность принятых на дневную форму обучения уменьшилась на 23,9 тыс.человек, или на 3,8%.

Прием на обучение в образовательные  учреждения высшего профессионального  образования (государственные, муниципальные  и негосударственные) за счет бюджетов всех уровней в 2011г. составил 1207,4 тыс.человек и сократился по сравнению с 2010г. на 192,1 тыс.человек, или на 13,7%. Численность принятых с полным возмещением стоимости обучения сократилась до 696,6 тыс.человек и составила 57,7% от общего числа принятых [12].

V. Политика в области регулирования  уровня безработицы и занятости.

По данным обследования населения  по проблемам занятости, в I квартале 2011г. численность экономически активного  населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) составила 75,0 млн.человек. Уровень экономической активности населения в возрасте 15-72 лет (отношение численности экономически активного населения к общей численности населения данной возрастной группы) составил 67,7%.

В численности экономически активного  населения 69,4 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,6 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю). По сравнению с I кварталом 2010г. численность занятого населения увеличилась на 1,4 млн. человек, или на 2,1%, численность безработных сократилась на 0,9 млн.человек, или на 14,3%.

В I квартале 2011г. численность безработных  по сравнению с I кварталом 2010г. сократилась, но вместе с тем была выше докризисного уровня февраля 2008г. на 0,3 млн.человек (на 5,8%), численность занятого населения была почти на уровне февраля 2008г. (99,9%).

В среднем за 2010г. численность занятого населения превысила среднегодовые  данные 2009г. на 0,5 млн.человек (на 0,7%). Численность безработных в этот период сократилась на 0,7 млн.человек, или на 11,4%.

Вместе с тем, к уровню 2008г. численность  занятых в среднем за 2010г. была ниже (на 1,6%), численность безработных - выше (на 17,8%).

В I квартале 2011г. уровень безработицы (отношение численности безработных  к численности экономически активного  населения) составил 7,5% и был ниже, чем в I квартале 2010г. (на 1,3 процентного  пункта) и феврале 2009г. (на 1,9 процентного  пункта), но, тем не менее, он еще выше докризисного (на 0,4 процентного пункта).

В среднем за 2010г. уровень безработицы  составил 7,5% и был ниже, чем в  среднем за 2009г. (на 0,9 процентного  пункта), и выше, чем в среднем  за 2008г. (на 1,2 процентного пункта) [12].

VI. Политика в области регулирования  доходов населения.

В статистику реальных располагаемых  денежных доходов Росстат включает льготы и субсидии, предоставляемые  государством. А при учете реальной величины заработной платы закладывается  средняя инфляция.

Информация о работе Социально-экономическая политика государства (региона) в области здравоохранения