Социально-экономическая политика государства (региона) в области здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучить социально-экономическую политику государства (региона) в области здравоохранения.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
• изучение сущности, цели и задачи социально-экономической политики РФ;
• выявление основных направлений социально-экономической политики в России;
• рассмотрение основных задач региональной социально-экономической политики в области здравоохранения;
• исследование основных проблем реализации социально-экомической политики региона в области здравоохранения и предложения по их решению;
Объектом исследования курсовой работы - является система социально- экономической политики РФ.
Предметом исследования курсовой работы - является изучение региональной социально-экономической политики в области здравоохранения.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Социально-экономическая политика Российской Федерации 6
1.1. Сущность, цели и задачи социально-экономической политики РФ 6
1.2. Основные направления социально-экономической политики РФ 10
1.3. Законодательная и нормативно-правовая база социально-экономической политики РФ и субъектов РФ 18
ГЛАВА 2. Региональная социально-экономическая политика в области здравоохранения 24
2.1 Основные задачи региональной социально-экономической политики в области здравоохранения 24
2.2. Полномочия органов государственной власти региона и органов местного самоуправления в области в области охраны здоровья 29
2.3. Финансирование направлений социально-экономической политики в регионе 33
2.4. Основные проблемы реализации социально-экномической политики региона в области здравоохранения и предложения по их решению 38
Заключение 43
Список источников и литературы 45

Работа содержит 1 файл

курсовая по здравоохранению.docx

— 79.87 Кб (Скачать)

Число бедняков в России в 2011 году по данным Росстата выросло до 12,8% от общей численности  населения. «По предварительным  данным, численность населения с  денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2011 году составила 12,8% от общей  численности населения», — сказал глава Росстата Александр Суринов. В 2010 году за чертой бедности жили 12,6% от общей численности населения, или 17,9 миллиона человек.

Величина  прожиточного минимума по итогам третьего квартала 2011 года составляла в России для трудоспособного человека 6 792 рубля, для пенсионера – 4 961 рубль, а  для ребенка – 6 760 рублей [12].

 

1.3. Законодательная и нормативно-правовая база социально-экономической политики РФ и субъектов РФ

 

Одно  из основных направлений деятельности государства - управление экономикой. Это наиболее емкая сфера общественных отношений, включающая отрасли материальной и нематериальной сферы. Управление экономикой осуществляется в разных направлениях. Это, прежде всего формирование правовой базы рыночных отношений, создание административных структур для осуществления государственного регулирования, участие государства в производстве (функционирование государственных, муниципальных унитарных предприятий), осуществление национализации и приватизации, регулирование развития отдельных отраслей народного хозяйства. Обширные пространства нашей страны обусловливают различия в темпах и масштабах социально-экономического развития конкретных регионов. С одной стороны, внедрение рыночной экономики предполагает создание единого экономического пространства. С другой - диспропорции в социально-экономическом развитии регионов подталкивают к увеличению самостоятельности и субъективной их автономности. Поэтому важное место занимает государственное регулирование экономики, направленное на снижение неравномерности в развитии различных территорий.

В этой связи  особенно возрастает роль экономического законодательства, которое имеет  определенные тенденции и приоритеты. Ввиду очевидной комплексности  оно требует научного осмысления для формирования теоретических  основ его дальнейшей динамики.

В настоящее  время в Российской Федерации, во многих ее субъектах приняты основополагающие законы и множество подзаконных актов, регулирующих экономику.

Основная  проблема - выявление соотношения  между "сущим" и "должным", реальной и возможной ролью законодательства в сфере региональной экономики. Целью регионального экономического законодательства является правовое регулирование на территории субъекта РФ экономических отношений. Это и непосредственно экономическое производство (промышленность и строительство), и агропромышленный комплекс, и хозяйственная инфраструктура (транспорт, связь, торговля и пр.), налоги, финансы, кредит, а также бюджетные отношения и отношения собственности. Разумеется, эти задачи стоят перед органами государственного управления Российской Федерации и ее субъектов в любом регионе. Однако каждая республика, край, область имеют свои особенности экономического и социального, территориального и природно-климатического, национально-культурного характера, которые влияют на направления содержания правового регулирования экономической деятельности в регионе.

Основы  функционирования экономики определяет законодательство Российской Федерации. В блок экономического законодательства страны входят Гражданский и Налоговый кодексы, законы о конкуренции, о валютном регулировании, о лицензировании и т.д. В соответствии с Конституцией РФ правовые основы единого рынка, федеральные налоги и сборы устанавливаются федеральной законодательной властью. Согласно ст.71 Конституции РФ последняя осуществляет кредитное, валютное, таможенное, финансовое регулирование. Определяющее для экономики государства гражданское законодательство максимально осуществляется федеральным центром.

Субъекты  РФ, формируя региональное законодательство, конкретизируют определенные его направления  в едином русле федерального законодательства. Правовое поле для такой деятельности весьма широкое: устав (конституция), законы, распоряжения губернатора, постановления  администрации (правительства), правовые акты законодательного собрания.

Средства  правового регулирования экономических  отношений на уровне региона составляют в совокупности правовое обеспечение  региональной экономической деятельности. Оно включает два основных элемента:

1. Экономические  органы исполнительной власти  в регионе;

2. Правовые  акты и методы правового регулирования  экономики.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации субъекты РФ имеют собственную систему органов государственной власти. Во многом они копируют федеральные при сохранении вертикальной соподчиненности. Можно выделить три основные группы, составляющие систему экономических органов исполнительной власти в регионе: 1) губернатор и администрация (правительство), выполняющие общие экономические функции; 2) специальные экономические органы области, входящие в состав областной администрации и находящиеся в двойном подчинении с доминантой подчинения губернатору; 3) территориальные экономические органы, создаваемые федеральными органами исполнительной власти. Они входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ, но подчиняются федеральным органам исполнительной власти.

Создание  федеральных округов предполагает укрепление исполнительной вертикали  власти - от Президента через полномочного представителя в федеральном  округе до федеральных территориальных  округов, усиление контроля за реализацией федеральных законов, указов, распоряжений и поручений главы государства на местах. В связи с этим полномочному представителю вменяется в обязанность обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в округе, организация взаимодействия федеральных органов с органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, организация контроля за исполнением федеральных законов. Совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия полномочный представитель разрабатывает программы социально-экономического развития, организует проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа, и т.д [5, с.78].

Важной  составляющей законодательного обеспечения  являются правовые акты, определяющие различные методы регулирования  экономики. Их, в свою очередь, можно разделить на: а) правовые акты о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, в том числе в экономической сфере, а также о статусе региональных органов, осуществляющих организацию и управление экономической деятельностью в регионе; б) общее тематическое законодательство, регулирующее перечисленные направления в сфере экономики; в) договоры и соглашения по вопросам межрегионального взаимодействия и отношений с федеральным центром.

В первую группу входит, прежде всего, Конституция РФ, где перечислены вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. К экономической сфере принадлежат вопросы владения и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничения государственной собственности; установления общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; административное, трудовое законодательство и пр.

Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" выделяет полномочия Правительства в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики. Основы правового статуса законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, их взаимоотношения определяет Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". При этом на высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ возлагаются полномочия по разработке и осуществлению мер по обеспечению комплексного социально-экономического его развития, в том числе управление и распоряжение собственностью субъекта РФ и переданной ему в управление федеральной собственностью, разработка и исполнение бюджета субъекта РФ и т.д.

В эту  группу правовых актов входит Федеральный закон "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ". Он устанавливает порядок принятия федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Но, к сожалению, в этом законе мало предметных критериев, к тому же остались вне поля зрения вопросы управления и организации.

Важное  место среди составляющих правового  обеспечения экономической деятельности в регионе занимают Бюджетный и Налоговый кодексы. Бюджетный кодекс фиксирует компетенцию органов государственной власти субъектов РФ в области регулирования бюджетных отношений, определяет полномочия законодательных и исполнительных органов субъектов Федерации по формированию доходов региональных бюджетов.

К группе правовых актов, определяющих статус региональных экономических органов, принадлежат  постановления и распоряжения о  создании нетрадиционных структур управления экономической сферой, консультативных  органов.

Во вторую группу мер правового обеспечения  региональной экономической деятельности входит нормативно-правовое регулирование  вопросов государственного программирования социально-экономического развития области, отношений собственности и бюджетных правоотношений, антимонопольное законодательство, ценообразование и защита прав потребителей. К ним относятся меры государственной поддержки экономической деятельности и отраслевое законодательство (о промышленности, сельском хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе, экономической инфраструктуре, налогах и финансах и пр.).

Важное  направление правового регулирования  экономики в регионе - разработка, утверждение и реализация прогнозов  и программ социально-экономического развития. Порядок прогнозирования  и составления программ и соответствующие  полномочия государственных органов  в этой сфере закреплены в региональных законах [7, с.77].

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

 

    1. Основные задачи региональной социально-экономической политики в области  здравоохранения

 

Выбор инновационного пути развития затрагивает многие сущностные аспекты и требует формирования соответствующей инновационной  среды, которая представляет собой  совокупность функционирующих институтов – экономических, нормативно-правовых, социальных и духовных, а также  развития инфраструктуры, необходимой  для осуществления инновационной деятельности.

 В  этих условиях задачей регионов  становится формирование и развитие  своих инновационных систем, разработка  подходов для обеспечения инновационной  деятельности во всех отраслях, в том числе здравоохранении,  с учетом своих амбиций, особенностей, потребностей и возможностей, роль  регионального управления значительно  повышается, как наиболее приближенного  к инновационным запросам массовой практики.

 Региональный  аспект инновационной стратегии  здравоохранения особенно важен,  поскольку последняя является составной частью стратегий территориального социально-экономического развития. Основным объектом регулирования региональной инновационной политики является потенциал территории, который должен быть активирован и направлен на нужды инновационного процесса. Инновационный потенциал регионов в области здравоохранения существенно различен. По данным Независимого института социальной политики, наибольшей инновационной активностью в здравоохранении отличаются: Краснодарский, Пермский и Приморский края, Иркутская, Новосибирская и Тульская области. Основным механизмом инновационной политики является создание системы стимулов для привлечения инвестиционных ресурсов в эту сферу.

 

 К числу необходимых инициатив властей на местах относятся: а) установление контактов с развитыми регионами и организациями в целях обмена опытом; б) организация юридической, консалтинговой, информационной помощи организациям-инноваторам (поиск и подбор деловых партнеров, консультации сторон, содействие в обучении и деятельности и др.); в) помощь в создании региональных прототипов передовых организаций и решении вопросов, связанных с информационным взаимодействием и правовым сопровождением; г) пропаганда инновационной деятельности путем созыва конференций, семинаров, симпозиумов; д) создание региональных центров поддержки; ж) предоставление различных льгот учреждениям-участникам инновационной системы.

Рассмотрим  основные задачи инновационной политики в сфере здравоохранения, решение  которых влияет на качество инновационной  деятельности регионального здравоохранения:

Федеральный уровень

- Создание  благоприятного экономического  климата для осуществления инновационных  процессов, 

- Развитие  науки, в том числе прикладной, посредничество в деле организации  эффективного взаимодействия и  кооперации академической и прикладной  науки.

- Устойчивое  развитие отрасли, 

- Разработка  отраслевой политики в области  инноваций,

- Выравнивание  территориальных диспропорций,

- Создание  благоприятной инновационной среды, 

- Организационно-методическая  поддержка регионов,

- Подготовка  научных и организационных кадров  как основного источника инновационных  идей.

 

Региональный уровень

- Содействие  развитию инновационной экономики  в регионе, 

Информация о работе Социально-экономическая политика государства (региона) в области здравоохранения