Социально-экономическая политика государства (региона) в области здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучить социально-экономическую политику государства (региона) в области здравоохранения.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
• изучение сущности, цели и задачи социально-экономической политики РФ;
• выявление основных направлений социально-экономической политики в России;
• рассмотрение основных задач региональной социально-экономической политики в области здравоохранения;
• исследование основных проблем реализации социально-экомической политики региона в области здравоохранения и предложения по их решению;
Объектом исследования курсовой работы - является система социально- экономической политики РФ.
Предметом исследования курсовой работы - является изучение региональной социально-экономической политики в области здравоохранения.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. Социально-экономическая политика Российской Федерации 6
1.1. Сущность, цели и задачи социально-экономической политики РФ 6
1.2. Основные направления социально-экономической политики РФ 10
1.3. Законодательная и нормативно-правовая база социально-экономической политики РФ и субъектов РФ 18
ГЛАВА 2. Региональная социально-экономическая политика в области здравоохранения 24
2.1 Основные задачи региональной социально-экономической политики в области здравоохранения 24
2.2. Полномочия органов государственной власти региона и органов местного самоуправления в области в области охраны здоровья 29
2.3. Финансирование направлений социально-экономической политики в регионе 33
2.4. Основные проблемы реализации социально-экномической политики региона в области здравоохранения и предложения по их решению 38
Заключение 43
Список источников и литературы 45

Работа содержит 1 файл

курсовая по здравоохранению.docx

— 79.87 Кб (Скачать)

5) участие в реализации  на территории муниципального  образования мероприятий, направленных  на спасение жизни и сохранение  здоровья людей при чрезвычайных  ситуациях, информирование населения  о медико-санитарной обстановке  в зоне чрезвычайной ситуации  и о принимаемых мерах;

6) реализация на территории  муниципального образования мероприятий  по профилактике заболеваний  и формированию здорового образа  жизни в соответствии с законом  субъекта Российской Федерации;

7) создание благоприятных  условий в целях привлечения  медицинских работников и фармацевтических  работников для работы в медицинских  организациях в соответствии  с Федеральным законом от 6 октября  2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации" [14].

 

2.3. Финансирование направлений социально-экомической политики в регионе

 

Финансы субъектов РФ – одна из важнейших  составных частей государственных  финансов. Они реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции  в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми  потоками.

Функционирование  и развитие финансов субъектов РФ основываются на концепции региональной экономической политики.

Основными целями региональной финансовой политики являются:

- обеспечение  основ бюджетно-налогового федерализма  в РФ, основанного на едином  экономическом пространстве;

- обеспечение  единых минимальных социальных  стандартов и равной социальной  защиты;

- выравнивание  условий социально-экономического  и финансового развития регионов;

- приоритетное  развитие регионов, имеющих особо  важное стратегическое значение;

- становление  и обеспечение гарантий местного  самоуправления.

Главная цель региональной финансовой политики – стабилизация производства и обеспечение  экономического роста.

Одним из главных условий реализации региональной финансовой политики является обеспечение  единства экономического пространства страны, определяемого общностью  денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием  основных финансово-экономических  институциональных структур.

Региональная  финансовая политика во многом зависит  от системы территориального разделения труда и производственной специализации  хозяйства регионов РФ и обеспечивается следующими методами:

- финансирование  модернизации структуры хозяйства  индустриально развитых районов; 

- обеспечение  условий для привлечения финансовых  ресурсов российских и иностранных  инвесторов к созданию и эксплуатации  предприятий в слаборазвитых  районах, к развитию производств,  в продукции которых заинтересована  российская экономика; 

- привлечение  инвестиций регионов РФ и иностранных  государств в развитие общероссийской  инфраструктуры и ее включение  в систему мировых коммуникаций;

- обеспечение  государственного регулирования  цен на продукцию естественных  монополий, выравнивающего условия  предпринимательской деятельности  в различных районах. 

Важнейшими  исходными пунктами региональной финансовой политики являются прогнозирование  платежеспособного спроса и его  регионального распределения, изучение региональных финансово-кредитных  рынков, оценка финансовых возможностей регионов, стимулирование развития собственного финансового потенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития.

Среди форм реализации региональной финансовой политики особое место занимают разработка и  осуществление федеральных целевых  программ социально-экономического развития регионов, финансируемых за счет средств  федерального бюджета, а также на долевой основе.

Основными формами реализации региональной финансовой политики наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и  отраслей с долевым государственным  финансированием являются:

- участие  финансовых ресурсов государства  в наиболее эффективных инвестиционных  проектах с использованием конкурсной  и контрактной систем их реализации;

- размещение  федеральных заказов на поставку  продукции для общегосударственных  нужд;

- финансовая  поддержка наукоемких производств  и развитие высоких технологий;

- создание  финансовых условий для формирования  свободных экономических зон  и технополисов в регионах, имеющих  высокий научный и кадровый  потенциал, а также развитую  инфраструктуру;

- финансовое  содействие малому и среднему  бизнесу. 

Совершенствование финансовых и налоговых отношений  между РФ и ее субъектами, а также  между органами государственной  власти и местного самоуправления направлено на повышение уровня бюджетного самообеспечения  субъектов РФ и муниципальных  образований. Для этого необходимо закрепление за субъектами РФ постоянных финансовых, и, прежде всего, налоговых, источников доходов для самостоятельного формирования бюджетов. Это позволит уменьшить неоправданные встречные  финансовые потоки между бюджетами  различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных к самофинансированию.

Для реализации задач региональной экономической  политики в бюджетно-налоговой сфере  необходимо обеспечить:

- бездефицитность  бюджетов большинства субъектов  РФ;

- законодательное  разграничение полномочий между  федеральными органами государственной  власти, органами государственной  власти субъектов РФ, а также  органами местного самоуправления  по осуществлению социально-экономической  политики, формированию доходных  и расходных статей соответствующих  бюджетов, сбору и использованию  налогов и других обязательных  платежей;

- возможность  при формировании бюджетов определять  и учитывать финансовый и налоговый  потенциал каждого субъекта РФ;

- сбалансированность  бюджетов всех уровней; 

- право  – в пределах собственных финансовых  ресурсов – самостоятельного  принятия каждым органом власти  на соответствующем уровне решений  о направлениях и масштабах  использования бюджетных средств; 

- контроль  за целевым расходованием средств,  выделяемых из федерального бюджета  на социально-экономическое развитие  регионов.

Особо следует  отметить роль региональной финансовой политики в решении острых социальных проблем, требующих участия федеральных  бюджетных средств. Основным элементом  социальной политики является финансовое обеспечение минимальных государственных  гарантий – минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.

Главные цели региональной политики в области  доходов предусматривают: обеспечение  условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан РФ и стабилизацию уровня жизни населения, создание основы для его повышения во всех регионах РФ.

Субъектам РФ, которые не имеют достаточных  средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, требуется дополнительное выделение  государственных финансовых ресурсов с учетом региональных различий в  минимальных социальных стандартах.

Для минимизации  отрицательных последствий расслоения общества региональная финансовая политика должна быть ориентирована на:

- совершенствование  налоговой системы путем постепенной  отмены налогов на средства, направляемые  организациями на потребление,  при одновременном усилении налоговой  нагрузки на индивидуальные, особенно  сверхвысокие, доходы и имущество  физических лиц; 

- введение  на региональном уровне системы  страхования заработной платы  на случай неспособности работодателей  выполнять обязательства по оплате  труда. 

В регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротств убыточных организаций, используя в случае необходимости  механизм их целевой поддержки путем  выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату  минимальной заработной платы.

Наряду  с финансовыми отношениями корпорация активно занимается производственной деятельностью. Поэтому свою деятельность, прежде всего, инвестиционную и коммерческую корпорация должна корректировать в  соответствии с основными направлениями  промышленной политики региона, сущность которой рассмотрена далее [6, с.120].

 

2.4. Основные проблемы реализации социально-экомической политики региона в области здравоохранения и предложения по их решению

 

Существует множество проблем  накопившихся  в жилищной сфере и требующих решения, проблемы, существующие в пенсионном обеспечении, (связаны, прежде всего, с низким уровнем размеров пенсий, ненадежной системой инвестирования пенсионных накоплений, а следовательно, возникает проблема качества жизни пенсионеров), в области здравоохранения, проблема высокой безработицы и низкого уровня занятости населения, проблема высокой дифференциации в оплате труда и недостаточного уровня среднего дохода при существующих ценах.

Рассмотрим  основные проблемы в области здравоохранения и пути их решения.

- доступность  бесплатной медицинской помощи;

- недостаточная  эффективность финансирования здравоохранения;

- нехватка  кадров;

- обеспечение  лекарственными препаратами;

- качество  оказываемых услуг.

В связи с существующими проблемами мы предлагаем следующие пути решения:

1) повышение реальной доступности  медицинской помощи для широких  слоев населения: создание правовых, экономических и организационных  условий для предоставления медицинских  услуг, виды, качество и объемы  которых соответствуют уровню  заболеваемости и запросам населения,  современному уровню медицинской  науки и технологии, а также  ресурсам, располагаемым государством  и гражданами.

2) обеспечение сбалансированности  объемов государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи с финансовыми возможностями государства.

3) развитие механизмов координации деятельности всех звеньев системы управления здравоохранением на основе введения комплексного территориального планирования в здравоохранении и пересмотра механизмов управления страховыми фондами.

4) реформирование системы финансирования  здравоохранения,

включающее:

• обеспечение устойчивости и прозрачности многоканальной системы финансирования сферы здравоохранения;

• внедрение механизмов финансового планирования и механизмов оплаты медицинской помощи, стимулирующих рост эффективности использования ресурсов в здравоохранении;

• завершение перехода к преимущественно страховой форме мобилизации финансовых средств для здравоохранения и к страховому финансированию медицинских организаций;

• усиление государственного регулирования платной медицинской помощи, оказываемой в государственных и муниципальных медицинских учреждениях;

  • постепенную легализацию соучастия населения в оплате медицинской помощи.

5) проведение  реструктуризации сети медицинских  организаций. 

6) обеспечение хозяйственной самостоятельности  государственных и муниципальных медицинских учреждений и расширение спектра организационно-правовых форм медицинских организаций.

7) изменение подходов к организации  и оплате труда медицинских работников.

8) создание рациональной системы  государственных гарантий лекарственного обеспечения населения.

9) развитие научных исследований  и технологических разработок  для улучшения качества предоставляемых медицинских услуг и лекарственных средств.

10) укрепление институтов защиты  прав пациентов и медицинских работников.

Говоря  о программе развития здравоохранения  необходимо учитывать, что невозможно развивать национальный проект "Здоровье" без эффективной системы медицинского страхования, прежде всего работающего  населения. А это значит, что для  стабильных финансовых поступлений  в национальную систему здравоохранения нужна высокая легальная заработная плата наемных работников. Пока же отсутствие страховых принципов и понижение ставок социального страхования при существующей регрессивной шкале приводит к проблемам, связанным с сокращением государственных выплат по больничным листам, с санаторно-курортным лечением работающих и нуждающихся категорий граждан, с детским оздоровлением. Поэтому решить эти вопросы без роста заработной платы как основы, на которой может строиться социальная политика государства, реально невозможно.

Информация о работе Социально-экономическая политика государства (региона) в области здравоохранения